Урок по литературе в 5 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Литвинова Марина Ивановна

Сочетание «Модели работы читателя с текстом» (методика Г.Граник) и социоигровых приёмов обучения (методика Букатова и Ершовой) даёт учащимся 5 класса возможность приступить к овладению анализом поэтического текста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Княжнин Яков Борисович –

известный драматург

(1742 - 1791)

М.Ю. Лермонтов "Бородино".

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. 

Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано.

Я.Б.Княжнин

Цель урока: научиться понимать художественный текст на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" 

Задачи.

Образовательная: знать содержание стихотворения «Бородино», модель работы с художественным текстом; уметь выразительно читать, анализировать и интерпретировать художественный текст, находить средства художественной изобразительности.

Развивающая: обогащение и усложнение словарного запаса, овладение выразительными свойствами языка; развивать умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательная: воспитание гражданской позиции; формирование гуманных отношений.

Общеучебная: обучение работе с текстом. 

Оборудование:

  • Презентация “Не даром помнит вся Россия”
  • Учебник В.Я.Коровиной «Литература. 5 класс»

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. (Приветствие, проверка готовности, выдача листов самооценки)
  2. Работа с эпиграфом к уроку.

Ребята, я предлагаю вашему вниманию высказывание известного русского драматурга 18 века Якова Борисовича Княжнина: «Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано», которое я взяла в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку.

О каком понятии идёт здесь речь? Что подразумевает автор?  ( Автор подразумевает такое понятие, как понимание прочитанного  текста.) Что значит понимать текст? Можно ли это высказывание отнести к мудрому совету? Почему? Объясните смысл фразы. Так сколько же раз нужно читать текст, по мнению Княжнина, чтобы понять его? А для чего нам нужно это умение? Оно может пригодиться только на уроках литературы? На каких ещё уроках вы встречаетесь с текстом? (Перечисляют)

А над каким текстом мы сегодня будем работать, как вы думаете? (над текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»)

Верно. Исходя из этого, давайте определим тему сегодняшнего урока и запишем её в тетрадь.

(С помощью учителя определяют тему урока, записывают)

А какую же цель или цели  мы себе поставим на урок?

(Целеполагание: научиться понимать художественный текст на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино")

  1. Актуализация знаний.

  1. Практическая работа

До чтения

Стихотворение М.Ю.Лермонтова называется «Бородино». Вчера вы его услышали в актёрском исполнении,  прочитали дома. Значит, что-то уже поняли. Давайте поговорим немного об этом произведении.

Вопросы классу:  

Чему посвящено произведение?

Где было написано это стихотворение? (На Кавказе, причём это первое стихотворение Лермонтова, напечатанное по его воле и с его ведома)

С какой датой связано написание? (25- летие Бородинскому сражению)

Какое произведение предшествовало стихотворению «Бородино» («Поле Бородина»)

По ходу чтения

  1. Чтение стихотворения наизусть. (ДЗ)

  1. Вопросы отвечающим/ классу:  

- Какую мысль вы вложили в чтение?

-  Каким настроением, чувствами пронизано это стихотворение?  ( Сожаление, грусть от невосполнимых утрат; гордость, радость)

- О чём это произведение?

- Правильно ли сейчас читался этот стихотворный текст?

-  Давайте проанализируем, какое чтение ближе к авторскому замыслу. Чтобы в этом разобраться, мы должны с вами понять уже прочитанный художественный текст.

  1. Слово учителя

Сразу открою вам секрет, что это непросто, но возможно. Хороший читатель во время чтения вступает в диалог с автором, задаёт вопросы и ищет в тексте ответы. Читатель пользуется толковым словарём и другими справочниками, ищет источники вдохновения автора, изучает историческую основу произведения, если таковая имеется, средства выражения мыслей автора.

Давайте и мы с Вами попробуем сегодня себя в роли хороших читателей. Давайте будем сегодня наблюдательными и любопытными.

4. Физкультминутка.

- Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно.

        

5.Формирование новых знаний

1)Слово учителя.

Слайд №1 - К 200-летию со Дня Бородинского сражения

Итак, в 1837 году Михаил Юрьевич Лермонтов пишет стихотворение “Бородино”, посвящённое 25-летию со Дня Бородинского сражения.

Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами.

Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино».

В Тарханах юный Миша Лермонтов, или по-французски Мишель, встречался в участниками Бородинского сражения. Вот как об этой встрече пишет Магдалина Ивановна Сизова в романе о М.Ю.Лермонтове “Из пламя и света”.

Учитель выразительно читает отрывок, чтобы сохранить особенности речи героев.

“В одну из прогулок, проходя деревенской улицей, густо заросшей травой, и посматривая на полную корзину с грибами, Мишель предложить своему гувернёру зайти отдохнуть к Ивашкиному деду.

Мсье Капэ охотно согласился.

Ивашки увидел их издали, и, как только понял, что они идут к его дому, босые пятки мгновенно взметнулись в воздухе, и он влетел в избу с таким громким криком: “Дедушка, француз идеть!”, что можно было бы подумать, будто вернулась армия Наполеона.

- Та-ак, - проговорил он, наконец, медленно. – А дозвольте вас, господин мусью, спросить, где же будет сам Наполивон?

Мсье Капэ посмотрел на него минуту, потом понял и сгрустью покачал головой:

- Император умер...Да, умер...один...На..как эт-то?..

Мишель, много раз слышавший от мсье Капэ историю Наполеона, закончил:

- На острове Святой Елены.

- Ивану Васильевичу! – раздались голоса, и к завалинке подошли ещё два крестьянина, держа шапки в руках.

Дед Пахом продолжал разглядывать француза.

-Та-ак, - повторил он. – Стало быть, хотел-то он одного, а вышло у него, глади, другое.

Мсье Капэ усиленно кивал головой, стараясь показать, что он понял.

- Ведь он чего надумал, Наполивон-то твой? Что мы ему Москву предоставим! Да нешто это может статься? Вот он и рассудил бы, что Москвы мы не отдадим и за неё помрём и потому, значит, получить её ему никак нельзя!..

- Нельзя-а! Это никак нельзя! – загудели хором тархановцы.

Но мсье Капэ лукаво прищурил свои живые глаза и погрозил дуду пальцем:

-“Нельзя, нельзя”, - повторил он слово, которе ему частенько приходилось говорить Мишелю. – Но мы ...как эт-то? Мы ступил в Москву!

- Эко дело! – отозвался из толпы чей-то голос. – а она, матушка, так нашей и осталась!

-Ступил, ступил, да и вылетел!

- Это, ваше благородие, Тихон наш. Он в Бородинском бою был. И барыни вашей родной братец, Афанасий Алексеевич, в том бою отличился, и за храбрость ихнюю отличие им дано. Мишеньке нашему он дед. И Тихона за тот бой наградили!

Огонь сверкнул в глазах мсье Капэ; он приподнялся и посмотрел на Тихона. На обращённом к нему широком лице с окладистой бородой не было злобы.

- И я там был в пушкарях, - сказал дед, - и Андрей был, и Семён.

- О, - сказал мсье Капэ, - эт-то был страшно! Бородино, - медленно повторил он и, посмотрев ещё раз на Тихона, закончил негромко: - И я быль, на Бородино...

В толпе воцарилось глубокое молчание. Молча смотрели друг на друга люди, которые были врагами на страшном поле битвы.

Мсье Капэ смотрел на Тихона, на деда и Андрея и с ужасом думал: “Неужели я хотел и старался всеми силами убить этих людей, которые никогда не сделал мне ничего плохого? За что?” А Тихон, дед и Андрей смотрели на мсье Капэ, и каждый из них думал примерно одно и то же: неужели этот долговязый француз с добрами глазами был их врагом?

Дед Пахом подвинулся ближе к мсье Капэ и вдруг строго проговорил:

- А дозвольте, ваше благородие, вас спросить: вы на што всей силой на наш редут шли? Сколько там вокруг его полегло, и-и-и!.. Вспомнить страшно! Мёртвые-то друг на дружке лежали, что гора. Ядру не пролететь было сквозь них!

- Двое ден пулями вас выдували, а на третий в пушки грянули, - ты вот про што, дедушка, спроси, - добавил негромко Андрей из-за плеча Тихона и, осмелев, придвинулся к французу. – Чуть свет загудели бонбами, небо-то почернело всё, а не то што...Ну, да и мы вас, чай, покусали!

- А Наполивон-то посля всего и бросил солдат без присмотру, - с укором сказал деде Пахом. – Сел в саночки - и домой. А вас побросал. Не по-божески поступил!..

На это француз ничего не ответил и молча потупился: бегство императора оставалось для него событием страшным и непонятным. Но он решил всё-таки заступиться за него.

- Император, - скал он с горечью, - не есть виноват. Эт-та зима виновать... ваш страшный русский зима...

И он умолк.

Что-то вроде улыбки пробежало по лицам, и Тихон сказал, чуть усмехнувшись в ответ деду, подмигнувшему ему одним глазом:

- В рассею шли, а зимы боятся. Чудаки!

- Вас потом, ваше благородие, бабы голыми руками ловили – жалость было глядеть, - сказал дед. – Приходили-то вы к нам, вишь, по-одному, а уходили-то по-другому, - задумчиво добавил он.

Семен усмехнулся.

- И чудно это! Бывало, дрожмя дрожат, в чём душа держится, а всё по-французки лопочут...

Это мсье Капэ понял и быстро закивал головой. Потом он тяжело вздохнул и весь сгорбился, точно стал сразу меньше.

- Всё губиль ваш страшный моррос...ваш холодный снег, да!

- И не мороз! – вдруг решительно сказал дед. – А народ! У нас, господин мусью, не только войско сражалось, у нас весь народ партизанил, это тоже понимать надо!

Обратить внимание детей на последние слова старого солдата.

Слайд №2 - “Недаром помнит вся Россия про день Бородина!”

Подумай над вопросами (элемент метапредметности)

  • Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
  • А бывает ли, на ваш взгляд, когда кто-то или что-то является предметом гордости всего народа?
  • Какие это люди или события? Назовите (Композиторы, поэты, писатели, Юрий Гагарин, Победа в Вов, Бородинское сражение и т.д.)

Слайд №3 - 26 августа (7 сентября по новому стилю) у села Бородино, что под Москвой, произошло знаменитое Бородинское сражение 1812 г.

Произошло это очень давно, поэтому вы должны были обратить внимание на слова, значение которых определить трудно. Узнаем значения некоторых слов, употребляемых поэтом. Посмотрим в словарь.

Что это за слова? (Военные термины)

Чем можно объяснить, что в этом стихотворении так много таких слов? (Тем, что это рассказ о войне)

Словарь (Слайд №3, 4).

  • Бивак – стоянка войска под открытым небом.
  •  Редут – полевое укрепление со рвом.
  • Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
  • Кивер – высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи.
  • Драгун – конный воин с пикой (пика имела значок или флажок).

Слайд №4 - “Да, были люди в наше время...”

В августе 1812 года на Бородинском поле сошлись в ожесточенной схватке две противоборствующие армии: русская армия под командованием генерала Михаила Илларионовича Кутузова и Великая армия императора французов Наполеона Бонапарта.

В этой грандиозной битве участвовало с обеих сторон около 300 тысяч человек при 1200 артиллерийских орудиях.

24 августа разгорелся ожесточенный бой в районе деревни Шевардино.

Слайд №5 - Перед сражением.

В русской армии отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери, по преданию написанную самим евангелистом Лукой.

 Просмотр отрывка из фильма “Война и мир” (фильм 3, Бородинское сражение).

Слайд №6 – Непобедимые.

Император Наполеон вспоминал позже: “Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми”

Слайд №7 - Вечный памятник.

“Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю”, – такую высокую оценку русскому воинству в день 26 августа дал М.И. Кутузов

Вопросы:

1. Хотя Лермонтов не даёт описания внешности рассказчика, как вы его себе представляете?

2. От какого лица ведётся повествование? (от лица старого артиллериста) О чём это говорит? (Лермонтов хочет достоверности, рассказ от лица участника событий, героя той битвы)

Слайд № 8 – Герои стихотворения – герои Бородино.

Слайд №9 “А народ! У нас, господин мусью,...”

“...не только войско сражалось, у нас весь народ партизанил, это тоже понимать надо!” - говорил дед. Посмотрите ещё героические моменты Бородино, описанные Львом Николаевичем Толстым в романе “Война и мир” ( просмотр фрагмента из фильма).

Итак, ребята! Я постаралась всеми доступными средствами воздействовать на ваше восприятие данного исторического события, чтобы мы могли перейти к анализу текста стихотворения.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Для каждой команды я подготовила задания, выполнение которых и поможет нам  проанализировать текст стихотворения М.Ю.Лермонтова. Вы обсуждаете задания, выполняете их совместно, затем даёте общий ответ от группы. За каждый верный ответ ставите себе балл.

6.Формирование новых умений и навыков.

1) Анализ стихотворения. Работа в группах.

1 группа

Задание:

1.Определите тему произведения. О чём это произведение? (Об одном эпизоде Отечественной войны 1812 года. Тема – изображение Бородинской битвы)

Тема произведения:______________________________________________________

2.Что такое композиция произведения? Какова композиция этого стихотворения?

Композиция – это___________________________________________________

3.Составьте простой план стихотворения. Что вначале изображает в своём рассказе старый солдат? В середине? В конце?(не менее 7 пунктов!)

План:_____________________________________________________________

План:

  1. Вступление
  2. Основная часть
  1. Отступление.
  2. Выбор место сражения.
  3. Ожидание боя.
  4. Ночь перед сражением.
  5. Клятва верности.
  6. Описание Бородинского сражения.
  7. Поле боя после сражения.

  1. Концовка

 (Открыть запись простого плана на доске)

– А теперь попробуем перевести его в цитатный план, то есть словами из текста и записать в тетрадь. (Запись цитатного плана в тетрадях)

План:

  1. «Мы долго молча отступали…»
  2. «И вот нашли большое поле…»
  3. «Два дня мы были в перестрелке…»
  4. «Прилёг вздремнуть я у лафета…»
  5. «И умереть мы обещали…»
  6. «Вам не видать таких сражений…»
  7. «Тогда считать мы стали раны…»

Слово учителя: Ребята, здесь очень необычная композиция. Если вы заметили, то начало и конец стихотворения практически повторяются. Такая композиция называется кольцевая. Откройте словарики и запишите новое определение.

Запись на доске: кольцевая композиция - это такое построение текста, при котором последний эпизод обращается к первому или просто повторяет его.

2 группа

Задание:

  1. Что такое рифма?

Рифма – это____________________________________________________

  1. Определите способ рифмовки стихотворения «Бородино».

Вид рифмы:____________________________________________________

  1. Запишите  её схематично.

Схема:__________________________________________________________

Слово учителя: Ребята, у меня для вас есть новая информация. Вы знаете, что стихом в литературоведении называют одну строку стихотворного текста? Откройте словарики и запишите это определение. 

Стих (др.-греч.  στίχος — ряд, строй) - строка стихотворного текста.

Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфы является соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы.

 СТРОФА (греч. strophe - поворот)  - группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. 

Семистишие, так же как и большинство других строф, состоящих из нечётного числа стихов, в русском стихосложении употребляется редко. Образец типа AAB CCCB, применён М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Бородино».

3 группа

Задание:

1.Перечитайте описание сражения. Лермонтов использует для описания выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы.

2.Найдите их в тексте и выпишите хотя бы по одному примеру.

Эпитеты:__________________________________________________________ Сравнение:_________________________________________________________ Олицетворение:_____________________________________________________ Метафора:_________________________________________________________ Гипербола:_________________________________________________________

3.Попытайтесь устно объяснить значение терминов.

Языковой анализ стихотворения:

Эпитеты:

Дым летучий – быстрый. Лёгкий, застилающий всё поле

Бой удалый – мастерский, автор восхищается

Протяжный вой – долгий. Пронзительный

Гора кровавых тел – израненных, искалеченных, неприятное зрелище

Сравнения:

Французы двинулись, как тучи – огромное количество, грозная сила неприятеля

Носились знамена, как тени – всё потемнело, слилось в чёрную массу, стало серым

Олицетворения:

Звучал булат, Картечь визжала

Метафора:

Залпы слились в вой

Утро осветило пушки

Он спит в земле сырой

Гипербола:

Гора кровавых тел

Смешались в кучу кони, люди

2)Композиционный анализ

Фронтальная работа

Проанализировав стихотворение с точки зрения языковых особенностей, вернёмся к его композиции, чтобы уточнить его интонационные особенности. 

Стихотворение представляет собой единое целое или делится на строфы?

- Стихотворение делится на 14 строф. Вторая и последняя строфа  представляют собой повтор и образуют единое замкнутое пространство или кольцевую композицию.

Что мы узнаём из первой строфы?

-Узнаём о вопросе юноши, обращённому к дяде, с которого и завязывается беседа о Бородинском сражении.

С какои интонацией надо читать?

-Заинтересованно.

Как следует читать 2 строфу?

- С сожалением.

Третью? Почему?

-С досадой. - Медленно, неторопливо

Какой прием звукописи использует автор в этой строфе?

- Долгий повторяющийся  звук (О) (долго, молча,  досадно, было, боя, что ли, о.) Это нужно, чтобы передать напряжение солдат, их досаду. ( Прием звукописи - ассонанс).

Во 2 и в 3  строфах встречается слово « воля». Какое значение имеет это слово в контексте этого стихотворения?

- Воля – слово символ. Оно может означать и мечту народа о воле, и мысль о предстоящем сражении и волю Бога.

Четвёртую?

-С долей озорства

Чему посвящены 4-9 строфы?

Ожиданию боя.

С какой интонацией следует читать эти строфы?

- С интонацией растущего напряжения.

Слова, какой лексической группы здесь встречаются?

- Сначала употребляются просторечные слова и выражения: « Угощу, постой-ка, мусью, пожалуй,  безделка». Затем происходит переход к книжной, высокой лексике: « Постоим головою, родину, сверкнул строй, слуга царю, сражен, клятва верности». Такой переход обусловлен важности предстоящего события.

Сколько строф описывают Бородинское сражение?

- 3 строфы

Какой художественный прием использует автор в 7 строфе?

- Прием противоставления. (антитеза) Показаны два враждующих лагеря. Симпатии автора на стороне русского войска.

Какие слова использует автор , описывая полковника? С какой целью?

« Сверкнув очами», « рожден... хватом», « Слуга царю, отец солдатам». Автор показывает  верного мужественного воина, который доблестно защищает свое Отечество.

Строфы 10-12 описывают Бородинское сражение. Слова, какой части речи чаще всего встречаются в данных строфах и почему?

Чаще всего встречаются глаголы,  они передают напряженность, движение боя (носились, пролетать, блистая, промелькнули, изведал, тряслась, смешались).

Какой темп нужно выбрать, читая 11 строфу?

Сначала темп убыстряется. Предложения становятся простыми, без второстепенных членов( 11 строфа, 4 строка). Это передает напряженность боя- строки короткие, отрывистые. Затем темп замедляется – появляются распространенные предложения.


Какие слова помогают «услышать» звук боя?

- « Звучал булат, картечь визжала, земля тряслась - как наши груди».

Какие звуки речи помогают услышать бой?

Повторяющийся звук ( р) ( Тряслась- груди) ( прием аллитерация).

Какие слова –образы употребляет автор , чтобы описать французов?

« Мусье»-  просторечное, уничижительное слово.

« Басурмане»- по словарю Даля « всякий иноземец и иноверец неверный христианин». В первом случае это насмешливое название французов, то во втором - это слово обозначает любого иноземца, вступившего на русскую землю.

Как построено стихотворение?

Стихотворение представляет собой диалог между юношей и бывалым солдатом, который перерастает в страстный монолог русского солдата.

Какие синтаксические конструкции использует автор, чтобы придать стихотворению  живость и простоту?

 - Автор использует диалог, повтор, обращения, риторические вопросы, побудительные предложения.

Каким чувством пронизано всё стихотворение?

Патриотизма, гордости,…

7.Заключительное слово учителя

Молодцы, ребята! Ваши ответы свидетельствуют о том, что во время работы с художественным текстом вы полны зрительных, слуховых и осязательных впечатлений, которые может вызвать только произведение искусства. Этим оно и отличается от делового текста, который рассказывает о том же событии, но бесстрастным языком.

Подведение итога урока:

– Что нового мы узнали сегодня на уроке?

 - Чему учились?

- Всё ли получилось?

- Достигли ли поставленной цели урока?

- Каково значение изобразительно-выразительных средств стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»?

- Что надо делать для того, чтобы любой текст был нам понятен?

Самооценка

Подсчёт баллов, выставление отметки

Рефлексия

Стало ли более понятным стихотворение после работы на уроке? Изменилось ваше личное восприятии данного текста или осталось таким же?

Какими бы красками вы раскрасили картину боя? Почему?

Какие чувства ВЫ испытываете к своей Родине?

Домашнее задание по вариантам:

  1. ВСЕМ: Перечитать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», подготовить выразительное чтение отрывка «Бородинский бой» или чтение наизусть кто не успел сегодня, обратить внимание на выразительные средства языка стихотворения;
  2. ДОП: подготовьте памятку по правилам работы с художественным текстом ИЛИ иллюстрацию в цвете

А теперь проведём викторину.(Если останется время)

1 группа

Задание:

1.Определите тему произведения. О чём это произведение? 

Тема произведения:______________________________________________________

2.Что такое композиция произведения? Какова композиция этого стихотворения?

Композиция – это__________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Составьте простой план стихотворения. Что вначале изображает в своём рассказе старый солдат? В середине? В конце?(не менее 7 пунктов!)

План:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа

Задание:

  1. Что такое рифма?

Рифма – это____________________________________________________

  1. Определите способ рифмовки стихотворения «Бородино».

Вид рифмы:____________________________________________________

  1. Запишите  её схематично.

Схема:__________________________________________________________

3 группа

Задание:

1.Перечитайте описание сражения. Лермонтов использует для описания выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы.

2.Найдите их в тексте и выпишите хотя бы по одному примеру.

Эпитеты:__________________________________________________________ Сравнение:_________________________________________________________ Олицетворение:_____________________________________________________ Метафора:_________________________________________________________ Гипербола:_________________________________________________________

3.Попытайтесь устно объяснить значение терминов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

Урок ОБЖ в 5 классе по теме "Оповещение и эвакуация при пожаре.Средства пожаротушения."

Тема урока" Оповещение и эвакуация при пожаре.Средства пожаротушения"....

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

Урок русской литературы 6 класс по теме: "Язык мой - друг мой"

Данный урок литературы поможет учащимся увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми, но и богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа; даст возможность при...

цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...