Урок русского языка в 5 классе «Систематизация и обобщение изученного о правописании корней с чередованием»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цели урока:
1. Проверить знания учащихся по теме.
2. Активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока.
3. Воспитывать потребность овладевать грамотным письмом.
4. Прививать любовь к окружающей среде и бережного к ней отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korni_s_cheredovaniem.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Систематизация и обобщение изученного о правописании корней с чередованием».
Цели урока:
- Проверить знания учащихся по теме.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока.
- Воспитывать потребность овладевать грамотным письмом.
- Прививать любовь к окружающей среде и бережного к ней отношения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
(в тетрадях заранее записано число и классная работа)
Ребята, сегодня мы заканчиваем тему «Правописание корней с чередованием», поэтому на этом уроке мы подведём итог всему, что вы узнали и чему научились. Наш урок пройдёт необычно. Посмотрите на доску: перед нами парк, но он очень загрязнён, мы проведём трудовой десант по очистке парка.
2. Давайте послушаем стихотворение Игоря Северянина «Что шепчет парк» и постараемся ответить на этот вопрос, ведь это стихотворение и о нашем парке, который вы видите.
О каждом новом свежем пне, Но вот пришли на двух ногах
О ветви сломанной бесцельно, Животные – и по долинам
Тоскую я душой смертельно, Топор разнёс свой гулкий взмах.
И так трагично – больно мне. Я слышу, как, внимая гулу,
Редеет парк, редеет глушь, Убийственного топора,
Редеют еловые кущи… Парк шепчет:
Он был когда – то леса гуще, «Вскоре я не буду…
И в зеркале осенних луж Но я ведь жил – была пора…»
Он отражался исполином…
Работа по вопросам:
- Какова идея стихотворения?
- Что шепчет вам парк, о котором написал Игорь Северянин?
- Что на ваш взгляд роднит человека и природу?
- Почему люди должны защищать и охранять всё живое?
- Объясните значение слова «экология».
Итак, мы с вами выяснили, для чего же надо охранять природу.
Ребята, поможем нашему парку выжить?
3. Чтобы расчистить парк, нам нужен инвентарь. Мы с собой возьмём все знания, которые есть в ваших умных головах. За нашей работой будет строго следить Комитет по охране природы.
Ребята, посмотрите – вход в парк закрыт, чтобы войти в него, надо
разгадать секрет волшебных яблок.
(Перед входом в парк 2 яблони, на них яблоки с буквами. На доске 2 столбика слов, в которых пропущены буквы. Надо выбрать яблоко с буквой и поставить в нужное место.)
Слова:
предл…жить заг…релый
р…стение р…сток
к…сание предл…гать
заг…р к…снуться
з…рька з…рница
соб…рать подб…решь
(Комитет принимает работу.)
- Итак, путь открыт, давайте все дружно примемся за работу! Парк условно разделён на четыре части: пруд, фонтан, детская площадка и площадка спортивных игр. У нас тоже четыре группы, поэтому каждая группа будет отвечать за свой участок. (Все группы получают карточки с заданиями).
ПРУД. Задание: Заполнить таблицу примерами.
Орфограммы – гласные в корне слова.
Проверяемые безударные гласные | Непроверяемые безударные гласные | Чередующиеся гласные |
Слова: в…терок, папор…тник, б…гряный (закат), ур…ган, подст…лать, м..тель, д…ревья, разл…жить, г…рение, н…бесный, соприк…саться, в…дяной, ж…лание, нар…щение, осл…пительный.
ФОНТАН. Задание: записать, вставить недостающие буквы. Обозначить орфограммы в корнях с чередованием.
Есть на нашей реке глухие и укромные места. Когда прод…рёшься через лесные заросли и присядешь около самой воды, почувствуешь себя в отг…роженном от земного пространства мире. У кромки воды р…стут, накл…няясь в сторону, травы. Больше всех украшает наш земной мирок некое высокое р…стение с пышными белыми цветами. А так как стебли этого р…стения никогда не р…стут поодиночке, то пышные шапки сливаются. И вот уже белое облако дремлет среди лесной травы.
ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА. Задание: перепишите, обозначьте орфограммы.
Южное р…стение, зап…рать ворота, предл…гать помощь, слегка заг…реть, зар…сли тростника, утренние з…ри, распол…гать ресурсами, оз…рённый луной, позар…ставшие тропинки, заг…рать на пляже, прил…гать старание, подр…стающая рассада.
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. Задание: перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте орфограмму «Чередующиеся гласные в корне».
Тихо заг…рался рассвет исчезали ночные тени и на снег л...жились бледно-жёлтые лучи зимнего солнца. Первые лучи утренней зари чуть к…снулись вершин сосен. Чайки опускались едва к…сались воды и опять поднимались вверх. Когда наступили сумерки мы разл…жили костёр. Отряд предпол…гал выйти утром, но начался сильнейший дождь. Склоны гор зар…сли густым лесом.
5. Пока группы работают, Комитет разрабатывает и записывает «Правила поведения в парке».
6. Проверка. Консультант сдаёт работу Комитету. Если все задания выполнены верно, то в центре парка распускается цветок.
7. Ребята, помните, каким грустным был парк в стихотворении? А сейчас подумайте: что шепчет парк, который мы расчистили?
8. Учащиеся пишут сочинение – миниатюру «Что шепчет парк?»
9. Подведение итогов, консультанты выставляют оценки.
10. Домашнее задание: закончить сочинение.
На этом наш урок заканчивается, я думаю, что и в жизни мы теперь более бережно будем относиться к родной природе.
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.
Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009. Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...
Презентация к уроку русского языка по теме "Систематизация и обобщение изученного о СКС", 7 класс
Цели урока:•повторение и обобщение знаний учащихся о словах категории состояния;•развитие навыков связной речи;•формирование умения употреблять слова данной морфологической категории в речи. През...
Урок русского языка по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Наречие"
Разработка включает в себя конспект урока, презентация и ЭОР...
Открытый урок по русскому языку По теме «Систематизация и обобщение изученного о глаголе» 6 класс
1. Посмотреть, как дети усвоили тему «Глагол», как умеют определятьморфологические признаки.2. В работе над предложением повторить знаки препинания приоднородных членах.3. Работать над орфографией: уч...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....
Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».
Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...
Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Е и И в корнях с чередованием"
Презентация по русскому языку на тему "Е и И в корнях с чередованием". В ней рассматриваются примеры слов, в корнях которых происходит чередование гласных И или И, а также задания для ...