Урок русского языка в 7 классе. Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Мусагалиева Гульмира Ермуратовна

Разработка конспекта урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие» с  учётом требований ФГОС основного общего образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx29.03 КБ
Файл konspekt_uroka_s_ispolzovaniem_metodiki_kso.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра филологических дисциплин и методики преподавания

Разработка конспекта урока русского языка в 7 классе

по теме «Причастие» с  учётом требований ФГОС основного общего образования

                               Выполнила

                                            Мусагалиева Г. Е.,

                                                      учитель русского языка

                                    и литературы

                                                   МКОУ СОШ №11 г. Палласовки

Волгоград

2012 год

Урок русского языка в 7 классе

Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»

Планируемые результаты обучения:

1)предметные:

- уметь находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

- выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

2) метапредметные: 

- уметь формулировать цель деятельности;

- планировать последовательность действий;

- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

- владеть всеми видами речевой деятельности;

 

Тип урока – повторительно-обобщающий

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint.

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие.

Слайд №1.  Дата.

                     Классная работа.

- Начнём урок, тема которого… Это вы определите, прочитав стихотворение-загадку  П. Чеснокова.

Слайд №2.     Вот свойство моё обязательное-

                       Склоняюсь я, как прилагательное.

                        На все вопросы его отвечаю,

                        Глагол по значению напоминаю.

                                                  (П. Чесноков)

- О чем эта загадка? (О причастии.)

           - Какова же тема нашего урока? (Систематизация  и обобщение изученного по теме  « Причастие»)

Слайд №3.Систематизация и обобщение  изученного по теме «Причастие»

(Запись темы учащимися в тетради.)

- Ребята, какими будут цели нашего урока? (Дети определяют результаты урока. Учитель  корректирует   ответы учеников после их выступления, если это необходимо.)

УУД:

1)регулятивные - умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

2) познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения;

3)коммуникативные - умение точно, правильно и логично излагать свою точку зрения.  

       

  1. Подготовка к обобщению понятий, правил.

- Давайте вспомним изученное о причастии. Работа с интерактивными дидактическими материалами. Тест «Заполни пропуски». (Каждый ученик индивидуально работает на компьютере или коллективная работа с интерактивной доской.)

Слайд №4. Выборочное письмо.

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы. Выпишите только причастия. Обозначьте суффиксы причастий.

1.Ж..лтый тюльпан, желте..щая рож(?), желтоватый мяч(?).

2. Лет..щий мяч, летучий газ.

3.Дежурный класс, дежур..щий полицейский, дежуривший охранник.

4. Красная ягода, красне..щая ягода, красноватая ягода.

5. Стекля(н,нн)ый графин, разбитая ваза.

(Взаимопроверка работ)

УУД:

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку; самокоррекцию;

2)познавательные- умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её ра зными способами;

3) коммуникативные- умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками по ходу выполнения задания, соблюдать правила речевого этикета.

  1. Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.

- Ребята, представьте, что вам нужно отправиться в лес на прогулку. Соберите свои «корзинки для пикника». ( Каждая группа получает карточку с написанными на нём словосочетаниями. Работа в постоянных группах.) Помните, что положить в «корзинку» вы должны только те продукты, в названии которых встречаются причастия. Орфограммы обозначьте.

Группа А.

Пропита..ный сиропом бисквит

варё..ный картофель

купле..ная на рынке клубника

привезё..ный издалека ананас

солё..ные огурцы

запечё..ные яблоки

Группа В.

Тушё..ное мясо

фарширова..ные помидоры

реза..ная крупными кольцами морковь

копчё..ная рыба

приготовле..ный по особому рецепту картофель

обжаре..ный лук

Группа С.

Масле..ные блины

маринова..ный перец

купле..ная петрушка

жаре..ные баклажаны

сорва..ные с дерева груши

тушё..ная в маринаде рыба

- Проведём проверку. По ходу выступлений мы с вами заполним «слепую»  таблицу. Как вы её назовёте? Сколько в ней будет колонок?

Слайд 5.(Заполнение «слепой» таблицы.)

( Представитель от группы выступает с результатами проделанной работы, объясняет условия выбора орфограммы, указывает, в какую  графу таблицы нужно вписать. Учитель после ответа ученика высвечивает на экран условия выбора.)

Таблица « -н- и –нн- в суффиксах  страдательных причастий »

-Н-

-НН-

В кратких страдательных причастиях

(диктант написан)

Наличие приставки (кроме не)

(запечённые яблоки)

Наличие зависимых слов

(купленная на рынке клубника)

Наличие суффиксов –ова-, -ева-,          -ирова- (фаршированные помидоры)

Образованы от бесприставочных глаголов сов.в.                        (купленная петрушка)

УУД:

1 )регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательны е- умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие тезис;

3)коммуникативные - уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.

  1. Самостоятельная работа с деформированным текстом.

- Перед вами, ребята, текст. Дальше продолжим работу в тех же самых группах. Текст один для всех, но у каждой группы будет своё задание.

Слайд № 6.(Текст  даётся на слайде, а задания для групп распечатаны на карточках.)

       ( Не)забыва..мое впечатление оставила гроза в деревне. Светлая з..ря ещё (не)закрытая чёрной приближа..щейся тучей оз..ряла розовым светом нашу спальню.

        Вдруг полил дождь (не)прекращавшийся в течение целого часа. Сквозь (не)занавеш..нные окна постоянно видна была молния. (Не)смолк..вшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (не)прекращавшегося страха.

          Казалось, что какая-то сила снесёт наш домик. Он стоял на высоком берегу реки и был (не)защищён. (С. Т. Аксаков)

Группа А.

  1. Прочитайте текст.
  2. Определите тему текста, озаглавьте его.
  3. Перепишите его, сделайте вывод о слитном и раздельном написании не с причастиями.

Группа В.

  1. Прочитайте текст.
  2. Определите, к какому типу речи относится данный текст?
  3. Перепишите текст, графически обозначьте в предложениях причастные обороты, расставьте пропущенные знаки препинания и сделайте вывод.

Группа С.

  1. Прочитайте текст.
  2. Определите стиль. Назовите стилевые черты.
  3. Объясните графически правописание пропущенных букв.

УУД: 

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательные -  умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, систематизировать информацию;

3)коммуникативные - адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной  и письменной речи.

  1. Подведение итогов. (Слайд 7.)

- Ребята, что вы делали на уроке?

- Как мы повторяли изученный материал по теме?

- Зачем мы это делали?

  1. Задание на дом. (Слайд №8.)

     На выбор:

  1. Написать сочинение по картине И. Бродского «Летний сад осенью», используя для описания причастия.
  2. Проанализировать учебники геометрии, биологии, газетные статьи, сделать вывод: в текстах каких стилей чаще всего употребляются причастия.
  3. Упражнение из учебника.

Литература:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. -  2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.-  (Стандарты второго поколения).
  2. Сборник программ по русскому языку: 5-9 классы. Программа М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. И. Шанского/ Сост. Г. М. Вялкова. – Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2007.
  3. Уроки русского языка с применением ИКТ. 7-8 классы. Метод. пособие с электрон. приложением/Авт.-сост.: Т. А. Захарова, И. А. Меховская и др. – М.: «Планета», 2011.
  4. Русский язык . 7 класс. Интерактивные дидактические материалы/Авт.-сост. О. Г. Скоробогатова. – М.:Планета, 2012.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием методики «Взаимодиктант»

Тема урока «Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика»»

Планируемые результаты обучения:

1)предметные:

-знать морфемный состав слова;

-уметь различать однокоренные слова и формы слова;

- уметь образовывать с помощью морфем новые слова;

-находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии (орфограммы в приставках, буквы о-а в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос, буквы ё-о после шипящих в корне, буквы и-ы после ц).

2) метапредметные:

- уметь формулировать цель деятельности;

- планировать последовательность действий;

- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

- владеть всеми видами речевой деятельности;

Тип урока -  повторительно-обобщающий

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие. (Запись даты в тетради)

Слайд 1. Дата.

                Классная работа.

                              Слайд 2. Эпиграф к уроку: Слово делится на части,

                                             Ах, какое это счастье!

                                                           Может каждый грамотей

                                                            Делать слово из частей.

- Ребята, как вы думаете, о чём идёт речь в этой загадке? (О морфемах)

- В каком разделе науки о языке мы изучали части слова – морфемы? (Морфемика)

- Ребята, сегодня мы завершаем изучение данного раздела, но снова мы к нему вернёмся в 6 классе. Попробуйте сами сформулировать тему  урока.  (Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика».)

Слайд №3.Систематизация и обобщение  изученного по теме «Морфемика».

(Запись темы учащимися в тетради.)

- Ребята, какими будут цели нашего урока? (Дети определяют результаты урока. Учитель  корректирует   ответы учеников после их выступления, если это необходимо.)

УУД:

1)регулятивные - умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

2) познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения;

3)коммуникативные - умение точно, правильно и логично излагать свою точку зрения.  

  1. Подготовка к обобщению понятий, правил.

- Давайте вспомним изученное. Какие вы знаете морфемы? Для чего они служат?

1)Игра «Составь слово». (Школьники должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы.)

Обговорить – приставку, думать – корень, читать – суффикс, петь – окончание. (Обдумать) Слайд 4. Самопроверка.

2) Игра « Найди лишнее слово». Слайд 5.

1. Трава, справа, написала, красива.

2. Лесной, лесного, лесник, лесным.

3. Перелесок, передатчик, переделка, переделал.

УУД:

  1. регулятивные - умение планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку; самокоррекцию;

2)познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; 

3)коммуникативные - уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.

  1. Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.

  1. Взаимодиктант в парах постоянного состава - использование технологии «Коллективный способ обучения» (по А. Г. Ривину – В. К. Дьяченко).

Во время работы каждый ученик получает свою карточку с текстом.

Алгоритм работы при использовании методики «Взаимодиктант». Слайд 6.

  1. Один ученик из пары читает слова, другой пишет.
  2. Второй ученик, кто перед этим писал, читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
  3.  Каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и, не заглядывая в карточку, проверяет диктант.
  4. Ученики открывают карточки и по ним проверяют вторично (работая вместе) – сначала один диктант, потом второй.
  5. Ребята устно разбирают ошибки.
  6. Каждый ученик в своей тетради выполняет работу над ошибками (своими).
  7. Ученики снова берут тетради друг у друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи («Проверял Петров»).

Тексты для проведения взаимодиктанта в парах  постоянного состава

          Карточка №1

Вырастить крыжовник, сдать отчёт, предлагать шоколад, чертить    циркулем, разгадать загадку, проложить тропинку в зарослях, шёлковый костюм.

Карточка №2

Отрастить чёлку, красивый капюшон, средний возраст, предлагать дружбу, встать на цыпочки, раздать тетради, крепкое здоровье, предложение.

          Карточка №3

Чёрствый человек, прослушать лекцию, южные растения, предложить работу, вскрикнуть от боли, расположиться на циновке, ровный шов, росток.

         

          Карточка №4

Опытный шофёр, сберегли растение, вырастить цыплят, красивое здание, рассмотреть таблицу, маленькая щёлка, получить консультацию,  жокей.

Карточка №5

Правильно написать цифры, слабый росточек, изложить содержание, богатая растительность, мягкая щётка, сдать тетрадь, предлагать решение.

Карточка №6

Расположиться на отдых, заросли камыша, спеть цыганскую песню, неясный шёпот, крепкое здоровье, выращивать цветы, заболеть цингой.

Карточка №7

Полагаться на друзей, простое предложение, жонглёр цирка, отрасль науки, распорядок дня, тяжёлая ситуация, разрастаются розы, шорох.

          Карточка №8

Чёрный плащ, молодая поросль, возлагать на помощников, сильный      циклон, мамина расчёска, секция футбола, овцы, шоколадная конфета.

  1. Прочитайте слова. Что их объединяет? Вставьте пропущенные буквы,

распределите слова в соответствующие графы «слепой» таблицы  «Орфограммы в приставках». Озаглавьте пустые заголовки таблицы. Какие слова вы не впишите в таблицу?  (Самостоятельная работа.)

Слайд 7.

З..работать, ра..дать, п..терять,  ..дать, ра..бить, ..десь, ра..пустить,

по..писать, ..доровье, ра..толкать, ..бить, бе..шумный, ра..гадать, ..дание.

(Таблица начерчена на доске)

Проверка задания. Отвечают 3 ученика, озаглавливают ,  заполняют таблицу, комментируя орфограмму.  

Орфограммы в приставках

Неизменяемые приставки

Буквы з и с на конце приставок

Приставка на -з

Приставка на -с

Заработать

Потерять

Сдать

Подписать

Сбить

Раздать

Разбить

Разгадать

Распустить

Растолкать

Бесшумный

Здесь, здоровье, здание (в этих словах з входит в корень)

  1. Задание «Угадай словечко!» Слайды 8- 9.

По лексическому значению узнать слово, записать его, пояснив написание, обозначить орфограмму.

  1. Частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли).
  2. Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шёпот).
  3. Инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах (циркуль).
  4. Число, которое складывают с  другим с помощью сложения. (Слагаемое).
  5. Отдельная область производства, науки (отрасль).
  6. Профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей).
  7. Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть).
  8. Стебель растения в самом начале его развития (росток).
  9. Основной закон государства (конституция).

УУД:

1)регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие тезис;

3) коммуникативные - умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками по ходу выполнения задания, соблюдать правила речевого этикета.

4. Работа с  деформированным текстом.  (Работа в постоянных группах. Каждая группа получает карточку с заданием.)

Группа А.

     В..сеннее со..нце всё сильней пригревает. Снег ещё лежит, но на пригорках, которые чаще других л..скают тёплые лучи, уже п..явились проталинки. З..мелькали тут и там ж..лтенькие цв..тки мать-и-мачех.. .

1) Прочитайте текст. Определите тему текста.

2) Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, обозначьте  графически орфограммы. Сгруппируйте их.

3) Найдите слова с суффиксами с уменьшительно-ласкательным значением.

Группа Б.

         В лесу

Я с утра в лесу гуляю:

От р..сы я весь пр..мок.

Но зато теперь я знаю

Про берё..ку и про мох,

Про м..лину,

Ежевику, про ежа и про ежиху,

 У  которых за ежат

Все иголоч(?)ки  др..жат.

  1. Перепишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, графически обозначьте орфограммы.
  2. Объясните знаки препинания в предложении с однородными членами.
  3. В каком значении употребляется глагол дрожать?
  4. Разберите по составу однокоренные слова ежиха и ежата. Объясните значение суффиксов.

Группа С.

       Котофей

(В)гости ед..т Котофей

П..гоняет л..шадей.

Он в..зёт (с)собой к..тят:

Пусть их тоже уг..стят.

  1. Перепишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, графически обозначьте орфограммы.
  2. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их графически.
  3. Найдите однокоренные слова, запишите их в столбики, дополните запись своими однокоренными словами.

( Проверка работы каждой группы.  Выступают представители от групп, остальные слушают, после выступления, если необходимо корректируют.)

УУД: 

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательные -  умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, систематизировать информацию;

3)коммуникативные - адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной  и письменной речи.

 5. Подведение итогов. Слайд 10.

- Ребята, что вы делали на уроке?

- Как мы повторяли изученный материал по теме?

- Зачем мы это делали?

6. Задание на дом. Слайд 11.

 

На выбор:

  1. Упр. 452.
  2. Подобрать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с изученными орфограммами в разделе «Морфемика».
  3. Написать сочинение на свободную тему с использованием чередующихся гласных  в корне  слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.

Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009.  Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...

Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...

Уроки систематизации и обобщения изученного по теме «Причастие»

Форма урока - урок-семинар.Специфика оценивания результатов и участия в уроке-семинаре заключается в том, что деятельность каждого ученика оценивается тремя отметками: за устное выступление на семинар...

Уроки систематизации и обобщения изученного по теме «Причастие»

Форма урока - урок-семинар.Специфика оценивания результатов и участия в уроке-семинаре заключается в том, что деятельность каждого ученика оценивается тремя отметками: за устное выступление на семинар...

Урок-игра "Систематизация и обобщение изученного по теме «ПРИЧАСТИЕ»

Грамматический марафон на закрепление темы "Причастие" в 7 классе....

Урок русского языка в 9 классе "Систематизация и обобщение изученного по теме "Бессоюзные сложные предложения"

На уроке обобщаются и систематизируются теоретические знания о БСП, о смысловых отношениях между частями БСП; совершенствуются практические умения в постановке знаков препинания в БСП; происходит восп...