Разработка урока по теме "Части речи", русский язык 5 класс.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Данная разработка урока включает занимательный материал по теме "Части речи" ( стихотворение, грамматическая сказка), а также таблицы, разнообразные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Части речи» Цели урока: 1. Научить учащихся различать части речи по грамматическим и морфологическим признакам, показать синтаксические признаки частей речи, ввести в лексикон учащихся понятия самостоятельных и служебных частей речи. 2.Развивать у учащихся память, внимание, мышление. 3.Воспитывать любовь к родному родному языку. Ход урока: 1.Организационный момент: 2.Повторение раннее изученного: Диктант с последующей взаимопроверкой: Объединиться, гигантский, солдатский, окрестность, посчастливиться, брошюра, необъятный, объём, терраса, вьюга, из-за угла, чащоба, солнечный. 3.Повторение частей речи, изученных в начальной школе. Задания: 1.Укажите среди слов диктанта имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги. 2. Назовите другие известные вам части речи. 3. Вспомните стихотворение О.Высотской «Веселая грамматика»: Существительное – школа, Просыпается - глагол, С прилагательным весёлый Новый школьный день пришёл. Встали мы – местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим, Соблюдаем мы прилично Дисциплину и режим. Не и ни у нас частицы, Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах. А потом у тёплой печи Повторяем Части речи! Все ли части речи названы в стихотворении? 4. Составление схемы: Части речи:
знаменательные | служебные | междометия |
называют предметы, признаки, действия, кол-во и являются в предложении его членами; | не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения, служат для связи слов в предложении. | особые части речи, которые выражают, но не называют различные чувства и побуждения, не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, не изменяются и не являются членами предложения. |
Название | Значение | Вопрос |
Имя существительное | обозначает признак предмета | кто? что? |
Имя прилагательное | обозначает признак предмета | каков? чей? |
Имя числительное | обозначает количество, порядок при счете | сколько? который? |
Местоимение | указывает предмет, признак или количество. | кто? что? чей? сколько? |
Наречие | обозначает признак действия или другого признака | как? когда? где? почему? |
Глагол | обозначает действие предмета, состояние | что делать? что сделать? |
Формы глагола |
Причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?; в предложении – определение.
| Деепричастие обозначает добавочное действие к основному; отвечает на вопросы делая? что сделав?; не изменяется; в предложении бывает обстоятельством. |
Служебные части речи:
1) предлоги (в, за, в течении(месяца) и др.),
2) союзы (и, а, но, чтобы, если и др.),
3) частицы (бы, ли, же и др.).
5. Чтение грамматической сказки «Как Морфология порядок навела». Было это давным – давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка! Попытались как – то слова построиться. Становились и так и этак- все плохо получается. «Без командира не обойтись,- решили слова.- Призовем – ка на помощь Морфологию!» - Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология к слов. - Мы обозначаем предмет, - ответили одни. - А какие формы у вас есть? - Род, число, падеж. - А что вы умеете делать? - Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением. - Становитесь под знамя «Имя существительное!»- приказала Морфология. - А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым! – отрапортовали другие слова. - Становитесь под знамя «Глагол!»- ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функции объединились под своими знаменами. Морфология – командир над всеми частями речи, вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики (составляя его). Королем в этом королевстве является могущественный Язык, а королева – мудрая Грамматика. Ей прислуживает целая свита принцев и принцесс. Среди них выделяется одна, особо строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Союз, Междометие. 6. Беседа о слове. Что мы знаем о слове? Слово – главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа. Одни слова обозначают предметы, другие – признаки, третьи – действия. Есть и такие слова, которые ничего не обозначают, они помогают словам – обозначениям связываться друг с другом в предложении. А что означает слово морфология? Оно состоит из двух частей: морфо – в переводе с греческого «форма», логос – «учение». Слово это впервые употребил великий немецкий поэт Гете, много лет изучающий науки о строении и формах растений и животных. А при чем тут морфология? Дело в том, что морфология как наука относится не только к языку, но и к другим областям знаний. Ведь у слов, языка тоже есть форма, есть строение. Слово книга совсем не похоже на слово читать, а оно в свою очередь отличается от слова интересный. Придайте каждому слову особую форму, и получится: Читаю интересную книгу. В этом предложении есть смысл, определяемый употреблением нужной (а не любой) формы. Наука морфология и должна изучать, какую форму имеет в каждом случае слово, какое у него строение. 7. Закрепление изученного. Задание: Прочитайте п. 15, стр. 29. Ответьте на вопросы учебника. Запомните последовательность действий при определении (распознании) части речи: 1.Определите общее значение слова. 2. Выявите его морфологические признаки, то есть установите, изменяется ли оно, а если изменяется, то как. 3. Определите синтаксическую роль в предложении. 4. Сделайте вывод о том, какой частью речи является слово. 8. Письменная работа по заданиям учебника. 1. Выполните упражнения № 67,69. 2. Словарная работа (записать наречия в словарик) стр. 31. 9. Итог урока, домашнее задание: п.15, упр. 71, выучить словарные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс
Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...
Методическая разработка урока №1. Методика преподавания русского языка как наука
Первый урок в системе. Группа Ш-21 школьного отделения. Современный учитель должен владеть научным подходом к профессиональной деятельности: понимать психофизиологические особенности младшего школьног...
Разработка урока и презентация по русскому языку по теме: "Неполные предложения" 8 класс
Разработка урока русского языка для обучающихся 8 класса по теме: "Неполные предложения". Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода к обучению. Имеется презентация, в котор...
Разработка урока - КВН по предмету «Русский язык и культура речи» Тема: «Фразеология»
Цели: показать на примере фразеологизмов богатство и многообразие русского языка; закрепить умение определять фразеологизмы, отличать их от свободных сочетаний слов.Оформление: на доске - плакат...
Подготовка к написанию сочинения - рассуждения. Разработка урока "Публицистический стиль речи" в 8 классе.
В разработке данного урока представлен для анализа публицистический материал Д.С.Лихачёва "Письма из Русского музея" и отрывок статья " О памяти" . Урок - исследование, урок развития речи, урок ...
Разработка урока с презентацией по русскому языку по теме:"Фонетика"
Цель: закрепить знания, полученные по теме «Фонетика»; совершенствовать навыки транскрибирования и фонетического разбора....
Конспект урока по развитию речи; русский язык пятый класс "Первый снег"
Изложение по отрывку из произведения К. Паустовского. Цель урока: обучать лингвистическому и содержательному анализу текста; учить школьников определять и анализировать стилевые и композиционные ...