Разработка урока по теме "Части речи", русский язык 5 класс.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Степанова Оксана Александровна

Данная разработка урока включает занимательный материал по теме "Части речи" ( стихотворение, грамматическая сказка), а также таблицы, разнообразные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Части речи»                                                                                                                                Цели урока:    1. Научить учащихся различать части речи по грамматическим и морфологическим признакам, показать синтаксические признаки частей речи, ввести в лексикон учащихся понятия самостоятельных и служебных частей речи.                                                                                2.Развивать у учащихся память, внимание, мышление.                                                                                                                        3.Воспитывать любовь к родному родному языку.                                                                                                                                                                        Ход урока:                                                                                                                                                                        1.Организационный момент:                                                        2.Повторение раннее изученного:                                                                Диктант с последующей взаимопроверкой:                                        Объединиться, гигантский, солдатский, окрестность, посчастливиться, брошюра, необъятный, объём, терраса, вьюга, из-за угла, чащоба, солнечный.                                        3.Повторение частей речи, изученных в начальной школе.        Задания:     1.Укажите среди слов диктанта имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги.                                                                                2. Назовите другие известные  вам части речи.                                                3. Вспомните стихотворение О.Высотской «Веселая грамматика»:                                                                                                                Существительное – школа,                                                                         Просыпается - глагол,                                                                                 С прилагательным весёлый                                                                        Новый школьный день пришёл.                                                                                                                                                                        Встали мы – местоименье,                                                                        Бьёт числительное семь.                                                                        За ученье, без сомненья,                                                                         Приниматься надо всем.                                                                                                                                                                                Мы наречием отлично                                                                                На уроках дорожим,                                                                                Соблюдаем мы прилично                                                                         Дисциплину и режим.                                                                                                                                                                                        Не и ни у нас частицы,                                                                                Нам их надо повторять.                                                                        И при этом не лениться                                                                                И ни часу не терять!                                                                                После школы, как известно,                                                                        Мы катаемся в санях.                                                                                Здесь особенно уместны                                                                        Междометья ох и ах.                                                                                 А потом у тёплой печи                                                                                Повторяем                                                                                                Части речи!                                                                Все ли части речи названы в стихотворении?                                        4. Составление схемы:                                                                                                                                                                                        Части речи:

знаменательные
(самостоятельные)

служебные

междометия

называют предметы, признаки, действия, кол-во и являются в предложении его членами;

не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения, служат для связи слов в предложении.

особые части речи, которые выражают, но не называют различные чувства и побуждения, не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, не изменяются и не являются членами предложения.

                                                                                                        

Название

Значение

Вопрос

Имя существительное

обозначает признак предмета

кто? что?

Имя прилагательное

обозначает признак предмета

каков? чей?

Имя числительное

обозначает количество, порядок при счете

сколько? который?

Местоимение

указывает предмет, признак или количество.

кто? что? чей? сколько?

Наречие

обозначает признак действия или другого признака

как? когда? где? почему?

Глагол

обозначает действие предмета, состояние

что делать? что сделать?

 

Формы глагола

Причастие

обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?; в предложении – определение.

 

Деепричастие 

обозначает добавочное действие к основному; отвечает на вопросы делая? что сделав?; не изменяется; в предложении бывает обстоятельством.

  

Служебные части речи:

1) предлоги (в, за, в течении(месяца) и др.),

2) союзы (и, а, но, чтобы, если и др.),

3) частицы (бы, ли, же и др.).

5. Чтение грамматической сказки «Как Морфология порядок навела».                                                                                        Было это давным – давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка!                                                                                        Попытались как – то слова построиться. Становились и так и этак- все плохо получается. «Без командира не обойтись,- решили слова.- Призовем – ка на помощь Морфологию!»                                                                                - Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология к слов.                - Мы обозначаем предмет, - ответили одни.                                                - А какие формы у вас есть?                                                                        - Род, число, падеж.                                                                                - А что вы умеете делать?                                                                        - Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.                                                                                                - Становитесь под знамя «Имя существительное!»- приказала Морфология.                                                                                                - А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, залог, можем быть сказуемым! – отрапортовали другие слова.                                - Становитесь под знамя «Глагол!»- ответила Морфология.                                Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.                                Так с помощью Морфологии тысячи слов в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функции объединились под своими знаменами.                                                                                        Морфология – командир над всеми частями речи, вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики (составляя его). Королем в этом королевстве является могущественный Язык, а королева – мудрая Грамматика. Ей прислуживает целая свита принцев и принцесс. Среди них выделяется одна, особо строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Союз, Междометие.                                                                                6. Беседа о слове.                                                                                Что мы знаем о слове?                                                                                Слово – главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа. Одни слова обозначают предметы, другие – признаки, третьи – действия. Есть и такие слова, которые  ничего не обозначают, они помогают словам – обозначениям связываться друг с другом в предложении.                                                                                                 А что означает слово морфология? Оно состоит из двух частей: морфо – в переводе с греческого «форма», логос – «учение».                                                        Слово это впервые употребил великий немецкий поэт Гете, много лет изучающий науки о строении и формах растений и животных. А при чем тут морфология? Дело в том, что морфология как наука относится не только к языку, но и к другим областям знаний.                Ведь у слов, языка тоже есть форма, есть строение. Слово книга совсем не похоже на слово читать, а  оно в свою очередь отличается от слова интересный. Придайте каждому слову особую форму, и получится: Читаю интересную книгу. В этом предложении есть смысл, определяемый употреблением нужной (а не любой) формы.                Наука морфология и должна изучать, какую форму имеет в каждом случае слово, какое у него строение.                                                                                        7. Закрепление изученного.                                                                Задание: Прочитайте п. 15, стр. 29. Ответьте на вопросы учебника.                                                                                                                        Запомните последовательность действий при определении (распознании) части речи:                                                                                1.Определите общее значение слова.                                                                2. Выявите его морфологические признаки, то есть установите, изменяется ли оно, а если изменяется, то как.                                                                                        3. Определите синтаксическую роль в предложении.                                                 4. Сделайте вывод о том, какой частью речи является слово.                                        8. Письменная работа по заданиям учебника.                                1. Выполните упражнения № 67,69.                                                                2. Словарная работа (записать наречия в словарик) стр. 31.                                        9. Итог урока, домашнее задание: п.15, упр. 71, выучить словарные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс

Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...

Методическая разработка урока №1. Методика преподавания русского языка как наука

Первый урок в системе. Группа Ш-21 школьного отделения. Современный учитель должен владеть научным подходом к профессиональной деятельности: понимать психофизиологические особенности младшего школьног...

Разработка урока и презентация по русскому языку по теме: "Неполные предложения" 8 класс

Разработка урока русского языка для обучающихся 8 класса по теме: "Неполные предложения". Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода к обучению. Имеется презентация, в котор...

Разработка урока - КВН по предмету «Русский язык и культура речи» Тема: «Фразеология»

Цели: показать на примере фразеологизмов богатство и многообразие русского языка; закрепить умение оп­ределять фразеологизмы, отличать их от свободных сочетаний слов.Оформление: на доске - плакат...

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения. Разработка урока "Публицистический стиль речи" в 8 классе.

В разработке данного урока представлен для анализа публицистический материал Д.С.Лихачёва "Письма из Русского музея" и отрывок статья " О памяти" .  Урок - исследование, урок развития речи, урок ...

Разработка урока с презентацией по русскому языку по теме:"Фонетика"

Цель: закрепить знания, полученные по теме «Фонетика»; совершенствовать навыки транскрибирования и фонетического разбора....

Конспект урока по развитию речи; русский язык пятый класс "Первый снег"

Изложение по отрывку из произведения К. Паустовского. Цель урока: обучать лингвистическому и содержательному анализу текста; учить школьников определять и анализировать стилевые и композиционные ...