Конспект урока по развитию речи; русский язык пятый класс "Первый снег"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Изложение по отрывку из произведения К. Паустовского.
Цель урока: обучать лингвистическому и содержательному анализу текста; учить школьников определять и анализировать стилевые и композиционные особенности текста повествовательного характера; формировать навык составления простого плана и изложения текста по нему; развивать творческое начало в детях через восприятие красоты окружающего мира, созерцание произведений искусства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Четверть | Класс | Дата проведения урока |
УРОК № 1
Тема урока: | Подготовка к изложению по тексту К. Паустовского «Первый снег» |
Цель урока: | Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста; учить школьников определять и анализировать стилевые и композиционные особенности текста повествовательного характера; формировать навык составления простого плана и изложения текста по нему; развивать творческое начало в детях через восприятие красоты окружающего мира, созерцание произведений искусства. |
Тип урока: | Урок развития речи |
Планируемые образовательные результаты: | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль деталей в художественном описании предмета; уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета, создавать текст на основе исходного. Метапредметные (компоненты культурно-компенентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Формируемые умения/универсальные учебные действия: | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу и осуществляют для ее решения операции анализа, синтеза сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, слушают учителя и одноклассников, извлекая нужную информацию из их высказываний. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия; операции; оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли; строят небольшие монологические высказывания; осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
Методы и формы обучения: | Наблюдение над языком деятельностно-практический; индивидуальная, групповая. |
Оборудование: | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно- демонстрационный материал: | Презентация по теме урока, выполненная учителем; Текс К. Паустовского «Первый снег», памятка «Как работать с изложением», таблица. |
Основные понятия: | Тема, идея, микротемы, переносное значение слова, ключевые слова. |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Вопросы для беседы
-Какие вы знаете требования к хорошей речи? (Точность, ясность, выразительность, богатство, правильность).
-Что может украсить текст, сделать его ярче? (Прилагательные, изобразительно-выразительные средства языка).
-Чего нужно избегать? Почему? (Повторов, разговорной и просторечной лексики, однотипных синтаксических конструкций).
-Когда особенно тщательно надо следить за речью? (В письменной речи).
III. Мотивация учебной деятельности
1. Расскажите о своих чувствах, когда вы увидели первый снег в этом году.
2. Какое впечатление произвел на вас выпавший снег?
3. Рассмотрите картину И. Трабаря и фотографию на интерактивной доске. Какие чувства вызвали у вас эти произведения искусства?
4. Какие произведения искусства по теме «Снег. Зима» вы уже встречали?
IV. Постановка целей и задач урока.
На сегодняшнем уроке мы будем учится определять тему, идею, тип текста; составлять простой план текста; будем учится устному и письменному изложению текста по плану.
V. Работа по теме урока
1. Ознакомление с текстом изложения.
Вступительное слово учителя.
Во время слушания текста закройте глаза и постарайтесь представить картину, созданную автором с помощью слова, постарайтесь увидеть цвет, услышать звуки.
Чтение учителем текста изложения.
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Однажды ночью проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Лёжа с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было слышно, как посапывает во сне кот. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Встал и подошёл к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, потом вздохнул и сказал:
- Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
(По К. Паустовскому)
2. Вопросы для беседы.
1. Какую картину вы представили во время чтения текста?
2. От чьего лица ведётся повествование?
3. Почему проснулся автор?
4. Почему стало тихо?
5. Как называют полную тишину и почему?
6. Как выглядело небо?
7. Как вы представляете картину «Снежное безмолвие»?
8. Как автор описывает ночное небо?
9. Кто вызвал «стеклянный» дождь?
10. С кем автор сравнивает землю?
3. Работа в группах.
Задания для 1 группы:
1) определить микротему I абзаца;
2) составить план отрывка;
3) заполнить таблицу;
4) выписать слова и словосочетания, употреблённые в переносном значении;
5) к данным словам – существительным выписать из текста прилагательные, указать эпитеты: сад, свет, было, в небе;
6) пересказать устно отрывок близко к тексту.
Задания для 2 группы.
1) определить микротему II абзаца;
2) составить план отрывка;
3) заполнить таблицу;
4) выписать слова и словосочетания, употреблённые в переносном значении;
5) к данным словам – существительным выписать из текста прилагательные, указать эпитеты: высота, луна, круг;
Задание для 3 группы.
1) определить микротему III абзаца;
2) составить план отрывка;
3) заполнить таблицу;
4) выписать слова и словосочетания, употреблённые в переносном значении;
5) к данным словам – существительным выписать из текста прилагательные, указать эпитеты: птица, дождь, земля, невеста;
1 группа | |
План | События и герои |
1. Странное ощущение. 2. Необыкновенная тишина. | Я проснулся ночью показалось, что оглох лежал, прислушивался понял, что наступила необыкновенная тишина («мёртвая») умер дождь, ветер, сад посапывает кот |
2 группа | |
План | События и герои |
1. Снежное безмолвие. 2. Одинокая луна. | Я открыл глаза увидел свет свет наполнял комнату встал и подошёл к окну всё снежно и безмолвно. В туманном небе стояла одинокая луна вокруг неё переливался желтоватый круг. |
3 группа | |
План | События и герои |
1. Большая серая птица на ветке клёна. 2. Нарядная земля. | Я увидел птица села посыпался снег птица улетела снег сыпался всё стихло. Проснулся Рувим сказал, что первый снег к лицу земле земля нарядная. |
Задание для 4 группы.
1. Определите и запишите тему и основную мысль текста;
2. В каком предложении заключена основная мысль; укажите это предложение?
3. Определите тип речи.
4. Почему этот текст называется «Первый снег»? Придумайте другое название текста.
6. Выступления представителей групп.
Задание | 1.Во время выступления представителей групп составить план текста. Записать план в тетрадь. 2. Как называется литературный прием, в основе которого лежит переносное значение слова? 3. Что такое эпитет? |
7. Самостоятельное чтение текста.
Задание | Прочитать текст, подготовиться к устному пересказу. |
8. Устное изложение текста.
Задание | Используйте авторские выражения, художественные средства, опираясь на план, устно изложите текст. |
VI. Рефлексия.
Беседа.
1. Удалось ли вам устно изложить текст близко к содержанию?
2. Что нам помогло?
3. Какова роль основной мысли текста?
4. В какой целью автор использовал в тексте изобразительно-выразительные средства языка?
VII. Домашнее задание
По предварительно составленному плану написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Зима в лесу», «Иней», «Снег на ветвях». При написании сочинения использовать различные художественные средства, синонимы, избегать повторов.
Материал для слайдов.
Тема текста: | автор рассказывает о первом снеге. |
Основная мысль: | автор показал красоту и загадочность зимней ночи; прекрасное преображение земли, после того как выпал первый снег. |
Тип речи: | повествование. |
Слова и словосочетания, употребляемые в переносном значении:
Мёртвая тишина; умер дождь; умер ветер; умер шумливый беспокойный сад; свет наполнил комнату; стояла одинокая луна; снег – стеклянный дождь; земля – застенчивая невеста.
Эпитеты: мёртвая тишина, шумливый беспокойный сад, одинокая луна, стеклянный дождь, нарядная земля, застенчивая невеста.
Памятка «Как работать над изложением».
1. Первый раз, когда читает учитель, нужно только слушать текст, ничего не записывая.
2. После первого прочтения записать на черновиках опорные слова и словосочетания. Записи лучше делать через две строки, чтобы дополнить информацию во время второго прочтения текста.
3. Во время чтения учителем текста второй раз в той же последовательности дописать основные события, имена, даты, названия.
4. Затем откорректировать текст. Самостоятельно прочитать свои записи и вставки, проверить написанное на наличие содержательных, логических и речевых ошибок, потом на наличие орфографических и пунктуационных.
5. Столько раз вы должны прочитать свой текст перед тем, как пререписывать на чистовик?
6. Можно ли при этом разговаривать, отвлекаться, шуметь? Почему?
Таблица
План | События и герои |
1. 2. | 1. 2. |
Кладовая подсказок.
Туманный, медленно, стеклянный, Рувим, головокружительная, застенчивый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи в 5-м классе по теме "Изложение с языковым анализом по тексту К.Г.Паустовского "Первый снег"
Данный урок позволяет закрепить понятие " изложение с языковым анализом", показать систему языковых средств, используемых в тексте....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Урок развития речи русский язык (2 класс)
Сочинение - одно из средств развития речи и раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Для этого на данном уроке предусмотренны такие задания, с которыми справятся все дети: вставить в предлож...
Урок развития речи. Русский язык 7 класс.
Данный ресурс содержит конспект урока развития речи в 7 классе по заданию упражнения № 402. Он предназначен учителям, работающим по учебнику М.Т. Баранова....
к урокам развития речи (русский язык и литература)
Сочинение по плану....
к урокам развития речи (русский язык и литература)
Сочинение по плану....
Конспект урока по развитию речи. Сочинение по картине К.Ф.Юона "Русская зима".
На уроке даются представления об особенностях изображения пейзажа в поэзии, живописи, музыке....