Методическая разработка урока №1. Методика преподавания русского языка как наука
план-конспект урока по русскому языку по теме
Первый урок в системе. Группа Ш-21 школьного отделения. Современный учитель должен владеть научным подходом к профессиональной деятельности: понимать психофизиологические особенности младшего школьного возраста, знать дидактические основы обучения и уметь применять их на практике, разбираться в лингвистических законах русского языка, быть хорошим воспитателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc | 149 КБ |
Приложение к уроку №1 | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
- Технологическая карта урока
Организационная информация | |
Предмет | Русский язык с методикой преподавания (в свете ФГОС СПО третьего поколения) |
Группа, количество человек | Группа Ш-21, 2 курс школьного отделения; 18 человек |
Автор | Гаврилова Валерия Юрьевна, преподаватель методики русского языка, КГБ ОУ СПО «Камчатский педагогический колледж», Петропавловск-Камчатский |
Тема | Методика преподавания русского языка как наука |
Тип урока. | Урок первичного ознакомления с материалом (вводный) |
Время реализации урока | 90 минут. Урок спаренный (два академических часа) |
Цели урока: | Сформировать у студентов первичное представление о Методике русского языка как педагогической науке, изучающей закономерности учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка. |
Задачи урока: | Создать условия для положительной мотивации к изучению дисциплины; активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов по поиску и присвоению новых знаний. Формировать профессиональные компетенции через учебные ситуации и задания, способствовать понимаю сущности и значимости данной дисциплины в будущей профессиональной деятельности. Развивать аналитическое мышление и способность систематизировать материал, самостоятельно делать выводы; учить работать в команде, развивать партнерские отношения в процессе совместной деятельности; воспитывать доброжелательность. |
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | Предметные:
Личностные: проявление познавательного интереса к учебному материалу и способам решения новой задачи, понимание сущности и значимости данной дисциплины в будущей профессиональной деятельности. Метапредметные: регулятивные - способность обучающегося строить учебную деятельность на основе принятия учебной задачи, целеполагания, планирования, контроля и оценки своей деятельности; коммуникативные - умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, чётко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнение других участников диалога; познавательные – способность устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения в форме суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, самостоятельно строить процесс поиска исследования и его обработки. |
УУД Которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия |
|
Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия | Методика преподавания русского языка абсолютно новый курс для студентов. Теоретический аспект дисциплины достаточно «скучен» и труден для восприятия при отсутствии практики. Необходимо было вызвать интерес к изучению новой дисциплины, который поддерживался сменой видов деятельности, динамическими паузами, применением наглядности, карточек, созданием проблемных ситуаций и применением АМО. Не все обучающиеся способны самостоятельно планировать и осуществлять высокопродуктивную индивидуальную и коллективную деятельность, самоконтроль, отсутствуют данные компетенции. На данном уроке эти качества развивались в ходе групповой, парной и коллективной работы. |
Дополнительная информация | |
Ресурсы, оборудование и материалы | Карточки с ключевыми словами, переносные и стационарные стенды; классная доска; картинки с изображением остановок, силуэтов двух школ (или домов или деревьев, или кастрюль); бейджи, «Лесенка достижений» |
Список учебной и дополнительной литературы |
|
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | Раздаточный материал: карточки с заданием (для групповой работы), шаблоны таблиц; ватман, маркеры, самоклеющаяся бумага нескольких цветов, магниты |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы |
|
Дополнительная необходимая информация | Автор впервые разрабатывал и проводил урок в свете технологии АМО. Заимствованные методы адаптированы к условиям колледжа и возрасту обучающихся. Урок размещен на сайте Мой университет. |
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия | ||||||||||||||||||||||||
Фаза урока/занятия/ мероприятия | Этап урока | Время, продолжительность этапа | Подробное описание АМО по установленной схеме[1]: - Название метода - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода - Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный) | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО. | ||||||||||||||||||||
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Этап инициации (приветствие, знакомство) | 2 мин 3 мин |
Метод представлен Конопатовой Н.К, Смирновой Ж.Э., в книге Лазарева Т.П. - Петрозаводск, Verso, 2012, с.102 Цель: Создание доверительной располагающей атмосферы. Необходимые материалы: Нет. Проведение: Участники становятся в круг берутся за руки обмениваются взглядами, тем самым приветствуя друг друга и демонстрируя своё доброе отношение.
Метод представлен Елисеевой Н.В.., в книге Лазарева Т.П. - Петрозаводск, Verso, 2012, с.236 Цель: Познакомиться со студентами; снять напряжение, настроить на открытое, доверительное взаимодействие. Необходимые материалы: Бейджи, фломастеры. Проведение: Стоящим в кругу участникам предлагается пройти «регистрацию». Для этого необходимо назвать (написать) своё имя так, как участник желает, чтобы к нему обращались присутствующие. | Преподаватель впервые встречается с группой, поэтому заранее подготовила бейджи для студентов и себя. На первой парте заранее лежат белые листочки и фломастеры. Студенты со звонком образуют круг, на груди каждого бейдж с именем и фамилией. После «Приветствия» преподаватель продолжает: Наше знакомство состоялось, а так как нам предстоит работать вместе три долгих года нам необходимо познакомиться поближе и установить доверительные отношения, сделать это очень просто: нужно пройти «регистрацию». Для этого, назовите (напишите) своё имя, так как вы хотите, чтобы к вам обращались присутствующие, а затем, вставьте ваше «новое» имя в бейдж. — Я начну первая... (далее всё присутствующие по кругу «проходят регистрацию»). Студенты поступают аналогично, после занимают свои места. Результаты: знакомство с группой, активизация студентов, концентрация внимания, создание групповой сплоченности | ||||||||||||||||||||
Этап вхождение или погружение в тему (целеполагание), | 4 мин 4 мин | Интерпретация метода «Ассоциации» Метод представлен Лебедевой И.В., в книге Лазарева Т.П. - Петрозаводск, Verso, 2012, с.172 Цель: Активное начало урока, обеспечение рабочего настроя. Необходимые материалы: Карточка (лист А4) с опорным тезисом по изучаемой теме. Проведение: Студентам необходимо в быстром темпе высказать свои мысли (назвать ассоциации) по записи на доске. Преподаватель обозначает цель урока, формулируя её в виде вопроса, ответ на который студенты найдут в конце урока. Интерпретация метода «Ключевые слова» Метод представлен Антоновой И.П., в книге Лазарева Т.П. - Петрозаводск, Verso, 2012, с.162 Цель: Наметить план урока в виде опорных тезисов. Необходимые материалы: набор карточек с опорными тезисами Проведение: В парах обсудить приблизительный план в виде опорных тезисов. Работа по прогнозированию учебных результатов урока с целью обеспечения понимания смысла деятельности учащихся, и того, что от них ожидает преподаватель. Результаты: студенты сами формулируют тему и план изучения темы. | Постановка проблемы. Преподаватель обозначает цель урока, формулируя её в виде вопроса, ответ на который студенты найдут в конце занятия: Я не записала тему урока, как вы думаете почему? Сегодня вы попытаетесь сформулировать тему самостоятельно. Я вам немного помогу. Прочитайте название дисциплины, какие ассоциации возникают? Выскажите предположения: цели и задачи дисциплины «Русский язык» и «Методика преподавания русского языка» – разные или одни и те же?! Результаты: Обучающиеся высказывают предположения, ответ обосновывают. Преподаватель: Задание было одно, а сколько мнений у вас получилось? Чего вы не знаете о новом предмете? Выскажите предположение о теме урока. Подумайте, какое значение для каждого из вас имеют знания данной темы. На какую ступеньку себя поставите? («Лесенка достижений») Целеполагание (Зачем мне это надо): Какие цели поставите? (с опорой на схему: Узнаю… Научусь…). Какие средства вам понадобятся, чтобы достичь цели? Преподаватель: достичь цели вам поможет алгоритм изучения темы, который вы попробуете составить по опорным тезисам (работа в паре, затем коллективное обсуждение). Преподаватель обобщает мнения студентов и на доске появляется план изучения темы:
Результаты: Самостоятельная постановка образовательных целей, определение личностного смысла обучения | |||||||||||||||||||||
Этап формирование ожиданий обучающихся | 3 мин | Метод «Две школы» (интерпретация метода «Два дома») Метод представлен Елисеевой Н.В., в книге Лазарева Т.П. - Петрозаводск, Verso, 2012, с.238 Цель: Выявить ожидания и опасения студентов в начале занятия. Необходимые материалы: Силуэты двух школ (домов) зелёного и красного цвета, самоклеющиеся листочки. Проведение: Педагог предлагает на листочках написать, чего студенты ожидают от первого урока и чего опасаются. Свои «ожидания» прикрепить к школе зеленого цвета, а опасения — к школе красного цвета. Варианты: АМО «Лето-осень», «Фруктовый сад», «Компот» и др. | Преподаватель: Мы определили цели нашего взаимодействия, составили план изучения темы, но у каждого из нас есть и собственные цели, ожидания, а также опасения в отношении возможности их достижения. Перед вами 2 школы красного и зелёного цвета. Поделитесь своими мыслями и чувствами. Напишите, чего вы ждёте от сегодняшнего урока, и прикрепите стикер на школу зелёного цвета. Свои опасения, тревоги по поводу урока «отдайте» красной школе. Результаты: студенты прикрепляют самоклеющиеся листочки на одну из школ; по собственному желанию проговаривают свои ожидания и опасения. | |||||||||||||||||||||
Фаза 2 «Работа над темой» | Интерактивная лекция (инпут), | 18 мин |
Результаты (составление опорного конспекта – профессиональные компетенции, которыми должны овладеть студенты по окончанию изучения дисциплины): ПК.1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК. 1.2. Проводить уроки. ПК.1.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. ПК 1.4. Анализировать уроки. ПК.1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования. II. Методика преподавания русского языка как наука. Современный учитель должен владеть научным подходом к профессиональной деятельности: понимать психофизиологические особенности младшего школьного возраста, знать дидактические основы (принципы, методы, приемы) обучения и уметь применять их на практике, разбираться в лингвистических законах русского языка, быть хорошим воспитателем, способным раскрыть перед школьниками богатство и красоту родного русского языка, научить детей владеть речью, любить книгу и уметь читать выразительно. «МПРЯ» – наука, изучающая процесс обучения русского языка, причем понятие обучения включает: содержание обучения; деятельность учителя по сбору и подаче материала учащимся, по организации их учебного труда, соответствующего их развитию, выявлению их знаний и умений; деятельность учащегося по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, умений и навыков; результаты обучения». (Михаил Трофимович Баранов) МПРЯ относится к синтетическим наукам – это ясно из ее названия: понятие «русский язык» - лингвистика, понятие «преподавание» - педагогика, понятие «методика» - психология. Методика преподавания русского языка – прикладная наука, поскольку, опираясь на теорию, решает практические задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Результаты (составление опорного конспекта): МПРЯ – прикладная наука о способах, методах и приемах обучения. Говоря о задачах методики, выделяют следующие вопросы: 1) Зачем учить? (цели обучения) 2) Чему учить? (содержание обучения, разработка программ по русскому языку, создание учебников и учебных пособий) 3) Как учить? (методы и приемы обучения, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, практических работ учащихся, уроков и их циклов и т.д.) 4) Почему так, а не иначе? (эффективность обучения, обоснование выбора методов, разные подходы (концепции, системы) III. Научные основы методики начального обучения русскому языку. Принципиальным основанием современной методики как науки являются системно-деятельностный, коммуникативный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Помимо закономерностей наука имеет свой понятийный аппарат. Понятие – форма научного познания.
| |||||||||||||||||||||
Студенты получают готовую таблицу «Понятийный аппарат методической науки». Задача: в паре «прочитать» таблицу, проанализировать с точки зрения структуры понятийного аппарата методики преподавания русского языка; дать развернутый ответ на вопрос: Какими важнейшими языковыми понятиями должен владеть учитель, обоснуйте необходимость владения ими? Результаты: формируются коммуникативные и общеучебные навыки; развиваются умения вычленять главное и преобразовывать табличную информацию. IV. Русский язык как предмет преподавания в начальных классах. Содержание и объем учебного предмета «Русский язык» определено программой – государственным документом, обязательным для выполнения; программа также указывает требования к результатам обучения: предметным, личностным и метапредметным. | ||||||||||||||||||||||||
Эмоциональная разрядка (физминутка) | 1-2 мин | Метод «Японские поклоны» Метод представлен Антоновой И.П., в книге Лазарева Т.П. - Петрозаводск, Verso, 2012, с.165 Цель: Снять напряжение, вызвать положительные эмоции до конца урока. Проведение: Обучающиеся стоят возле парт, выполняют наклон в правую сторону и подмигивают правым глазом, затем выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом. Варианты: пальчиковая гимнастика или самомассаж «Суджок», или подвижная физминутка | По команде преподавателя, студенты, стоящие за первой партой, поворачиваются к стоящим за ними, делает поклон, сложив руки перед грудью, следующие студенты повторяют то же самое, пока не выполнят все в группе. Задание выполняется в быстром темпе, чётко и слаженно, без шума. Наклониться нужно как можно ниже. Результаты: снятие напряжения, положительный настрой на следующие виды работ. | |||||||||||||||||||||
Этап проработки содержания темы | 40 мин | Метод «Автобусная остановка» Цель: Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Необходимый материал: Листы большого формата (ватман), плакаты с изображением остановок, фломастеры. Проведение: Преподаватель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Студенты разбиваются на группы по числу вопросов (5 групп по 3 человека). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нём вопросом по теме. Преподаватель ставит задачу группам — записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 10 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде преподавателя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 5 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и ещё 5 минут на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 5 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершение учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. | Задача студентов изучить имеющиеся источники, выделить главное и заполнить графы таблицы «Научные основы методики преподавания русского языка».
Оставшаяся группа из 3-х человек получает индивидуальное задание. Их задача: проанализировать основной учебник по МПРЯ (авторы: Львов М.Р., Антонова Е.С.) и содержание примерных программ по русскому языку для начальной школы и заполнить сопоставительную таблицу «Основные разделы методики начального обучения и программы русского языка в начальных классах».
Устно обосновать, почему изучаются именно эти разделы, какие задачи решает каждый раздел? Какие графы таблицы остались не заполнены, в чем причина затруднения? (примечание: недостающий материал, тема следующего урока) Результаты: активизация мыслительной деятельности учащихся, самостоятельный поиск знаний, структурирование материала, развитие устной и письменной речи, формирование умения работать в группах, нести ответственность за конечный результат. Примечание: результатом работы в группах стала таблица «Научные основы МПРЯ», которую студенты после презентации у доски получают в формате А5 и вкладывают в опорный конспект. Работа с таблицей «Основные разделы…» будет продолжена на следующем уроке, учащиеся получат таблицу с незаполненными последними графами и в ходе коллективного анализа завершат ее заполнение. Результатом станет готовая таблица, которую студенты вкладывают в опорный конспект. | |||||||||||||||||||||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Этап подведения итогов (рефлексия, анализ и оценка урока), | 3 мин | Метод рефлексии «Два дома» Цель: Оценить работу группы, отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока. Необходимые материалы: Силуэты двух школ зелёного и красного цвета, с наклеенными в начале урока стикерами. Проведение: В конце урока студенты отклеивают листики с записью ожиданий, которые сбылись, оставляют несбывшиеся ожидания и сбывшиеся опасения — комментируя свои чувства и действия. Количество убранных стикеров говорит о количестве достигнутых целей. | На доске опорная схема «Рефлексия»: 1.Вспомни ход урока. 2.Проанализируй свою деятельность и деятельность товарищей. 3.Выскажи свои впечатления (Какие цели ставили? Какие достигли?). Педагог: Посмотрите на наши «Две школы», которые хранят наши ожидания и опасения. Уберите те ожидания из школы зелёного цвета, которые осуществились, и поясните свои действия. Уберите из школы красного цвета те опасения, которые не сбылись. Расскажите, что осталось не решённым? После последнего высказывания преподаватель обобщает результаты, благодарит студентов за работу, резюмирует: «Оставшиеся в двух школах записи — это основание для нашей следующей встречи». | ||||||||||||||||||||
Рекомендации по домашнему заданию | 1 мин | Метод «Приглашение на презентацию» | Преподаватель: по любому источнику подготовить мини-сообщение: «Очерк истории методики русского языка как науки». Источники: Антонова Е.С. стр.27-40 или Львов М.Р. стр.21-29 Урок окончен, до новых встреч. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Волгодонского района по теме: "Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка"
Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка приобретает особое значение и рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал её передачи под...
Разработки по методике преподавания русского языка и литературы
Здесь размещены 2 разработки: проект по развитию коммуникативной компетенции учащихся и рекомендации по проведению уроков зарубежной литературы в национальной школе....
Русский язык. Методика преподавания русского языка.
Тема: «Анализ учебника «Пособие по русскому языку в старших классах» на предмет выявления в них материала для различных видов повторения (попутное,опорное специальное)»...
Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"
Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...
Методическая разработка "О коммуникативной методике преподавания английского языка"
Цель методики - обучение общению. В статье рассматриваются основные принципы работы по коммуникативной методике. Дана история появления данной методики и приведен пример урока....
методическая разработка урока 5 класс по русскому языку по теме " Вид глагола"
Презентация к уроку, подсказка по ходу урока, маршрутный лист. Урок проводился по технологии " Перевернутый класс"...
Методика преподавания русского языка как педагогическая наука
Методика преподавания русского языка – это педагогическая наука, которая изучает цели обучения школьников русскому языку и формирование у них языковых и речевых навыков и умений....