Разработка урока и презентация по русскому языку по теме: "Неполные предложения" 8 класс
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме
Разработка урока русского языка для обучающихся 8 класса по теме: "Неполные предложения". Данный урок разработан с применением системно-деятельностного подхода к обучению. Имеется презентация, в которой представлен материал по теме в виде таблице, а также задания для активизации деятельности обучающихся на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_nepolnoe_predl.pptx | 45.08 КБ |
разработка урока | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире. Найдите односоставные предложения. В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г.. нцов с пальмовой веткой для изв .. щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба — о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.
Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире. Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.
Предварительный просмотр:
Тема. Неполные предложения, их роль в языке. Тире в неполных предложениях.
Цели: ознакомить с неполными предложениями, употреблением в них тире; развивать умение правильно и уместно использовать в речи неполные конструкции.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.
Тип урока: урок изучения нового материала.
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
— Что такое грамматическая основа предложения?
— Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?
— Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?
— Расскажите об односоставных предложениях с главным членом в форме сказуемого.
— Расскажите об односоставных предложениях с главным членом в форме подлежащего.
III. Мотивация учебной деятельности
У ч и т е л ь (читает сказку). Знайкин нашёл предложение: Петя прибежал первым, Вася прибежал вторым, а Коля прибежал третьим.
— Нужно исправлять,— поморщился Знайкин,— очень скучно трижды повторять прибежал. Убираем это слово из второго и третьего простых предложений, а на его место ставим тире, чтобы все знали о пропуске и считали эти предложения неполными.
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя
(Учащимся предлагается записывать в тетрадях план излагаемого учителем теоретического материала.)
— По строению и значению различаются полные и неполные предложения. В полных есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения:
Я читаю интересную книгу.
Сказуемое согласуется с подлежащим и управляет дополнением, определение интересную согласуется с дополнением книгу. В результате образуется непрерывная цепочка связей между словами. В неполных предложениях цепочка связей разрушается:
— Какую книгу ты читаешь?
— Интересную.
Ответ на вопрос является неполным предложением, так как в нём есть не все звенья цепочки слов, хотя ответ понятен из контекста (языкового окружения). Определение интересную требует звена книгу, слово книгу требует управляющего глагола, а глагол своим личным окончанием подсказывает звено я.
Неполными называются предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста.
Неполные предложения часто встречаются в диалоге:
— Смотрите, смотрите: летит! — закричал вдруг Павлик.
— Где летит? Кто?
— Да Уточкин же!
Петя совсем забыл, что именно на сегодня был назначен так долго ожидаемый перелёт Уточкина из Одессы в Дофиновку (В. Катаев).
На другой день девочка просыпается чуть свет и прежде всего спрашивает:
— А что же слон? Он пришел?
— Пришел,— отвечает мама...
— А он смешной?
— Немножко (А. Куприн).
Каждая реплика прибавляет новое к теме диалога.
Неполными могут быть и односоставные предложения. Например:
— В каком классе учишься?
— В восьмом.
Неполные предложения часто входят в состав сложных предложений:
Землю солнце красит, а человека — труд.
К неполным относятся также предложения, в которых отсутствует сказуемое — звено, подчиняющее второстепенные члены (дополнениями обстоятельства):
Сила наша — в единстве, доблесть — в беспредельном патриотизме, в горячей любви к Родине (А. Серафимович).
Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире, например:
Татьяна — в лес, медведь за нею (А. Пушкин). По полям бегут ручьи, на дорогах — лужи (С. Маршак).
2. Работа по таблице из презентации (Слайд 1)
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа с языковым материалом
Задание 1 (слайд 2)
• Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы.
• Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
• Объясните употребление тире.
• Найдите односоставные предложения.
В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г..нцов с пальмовой веткой для изв..щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав.. Ветки дуба — о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.
Задание 2 (Слайд 3)
• Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.
Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.
2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
— Какие бывают предложения по строению и значению?
— Какие предложения называются неполными?
— Где чаще всего употребляются неполные предложения?
— Когда в неполном предложении ставится тире?
VII. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал об односоставных и неполных
предложениях.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя
Литература:
- Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений /Автор-составитель С.И. Львова – М.:Мнемозина, 2014.
- Русский язык. 8кл. В 2 ч. Учебник для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. М.: Мнемозина, 2013.
- И.П. Васильевых «Уроки русского языка в 8 классе». Пособие для учителя.
- Г.Е. Фефилова «Все уроки русского языка» 8 класс. Харьков «Издательская группа “Основа”2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс
Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...
Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса
Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....
Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"
Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....
Разработка урока с презентацией по русскому языку по теме:"Фонетика"
Цель: закрепить знания, полученные по теме «Фонетика»; совершенствовать навыки транскрибирования и фонетического разбора....
Разработка урока развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Азбука здоровья"
Разработка урока развития речи по русскому языку в 7 классе по теме "Азбука здоровья"...
Презентация урока по русскому языку на тему "Неполные предложения" 8 класс(для детей с ОВЗ)
Презентация урока по русскому языку на тему "Неполные предложения"Тема урока: «Неполные предложения» Цель урока: сформировать понятие об особенностях строения неполных...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Неполные предложения»
закрепить и углубить знания по теме «Неполные предложения»...