Методическая разработка урока по развитию речи в 8 классе.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Щукина Галина Федоровна

Методическая разработка предназначена к уроку по развитию речи в 8 классе как подготовка к ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Щукина Галина Федоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ»СШ№52»города Ульяновска.                                                                                          Методическая разработка урока по развитию речи в 7 классе.                                                                              Сжатое изложение.

                                            Ход урока.                                                                                                          1.Целеполагание. Наш урок посвящен подготовке к изложению. Что такое изложение? (Изложение – пересказ текста). Что такое сжатое изложение? ( письменный пересказ текста. Основу которого составляет воспроизведение главного. Основного содержания первоисточника)

-Зачем учиться писать сжатое изложение? (Вопрос, направленный на формирование личностных УУД:смыслообразование, то есть установление связи между результатом деятельности, и тем, ради чего она осуществляется. )Умение сокращать текст –важное общеучебное умение, которым должен владеть каждый ученик Это умение необходимо не только на уроках русского языка, но и на всех остальных занятиях (история, география,  математика, литература и др.), когда мы работаем с параграфом учебника.

Запишите тему урока и сформулируйте его цель. Задание направлено на формирование регулятивных УУД: целеполагание.

2.Коллективное определение плана урока.

-Что необходимо, чтобы  подготовиться к сжатому изложению? Вопрос, позволяющий формировать регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий. Послушать текст, составить его план выделить главную информацию текста, запомнить её, предупредить ошибки)

3.Слово о книге, из которой взят текст для сжатого изложения

-Текст, с которым мы будем работать, представляет собой отрывок из книги В.з.Бульванкера «От кота до кита». В ней представлены рассказы о необычных памятниках, поставленных животным- «братьям меньшим» за их верность и преданность. Книга проникнута добротой, милосердием и призывает читателя задуматься о взаимоотношениях людей с миром природы, об их ответственности за всё живое на земле.

4.Установка на слушание текста.

Текст называется «Таро и Дзиро выжили!». Как вы думаете, о чем будет текст? Задание, направленное на формирование познавательных УУД: восприятие текста. (слушаем варианты детей. )

Ваша задача – послушать текст. С какой целью вы будете слушать текст? Вопрос, направленный на формирование личностных (смысловообразование), регулятивных УУД (составление плана и последовательности действий)

5.Чтение текста учителем

                Таро и Дзиро выжили!

В 1956 году на севере острова Хоккайдо, в Японии, стали готовить сорок собак сахалинской породы для работы на станции Сёва. После длительных тренировок двадцать лучших собак были отправлены вместе с экспедицией ученых в Антарктиду. Весь 1957 год группа успешно работала на станции. Когда  наступило время возвращения, четыре оранжевых домика станции Сёва законсервировали, забрали первую партию людей и доставили их на корабль.

Начался шторм, и лётчик очень торопился. Тяжело оторвалась от палубы винтокрылая машина и отправилась за оставшимися у базы сотрудниками. Собак этим рейсом взять не было возможности. Чтобы не разбежались, их связали в одну упряжку, решив забрать третьим рейсом. С огромным трудом пилот посадил вертолёт на палубу корабля. А шторм тем временем перешел в ураган. Еще раз поднять вертолет  в воздух было невозможно. Ждать же, когда стихнет ураган, начальник станции не имел права. Связанные одним ремнём пятнадцать собак остались среди льдов…

В конце того же года в Токио, у подножья телевизионной башни, а также в городе Сакаи были установлены необычные монументы – памятники пятнадцати погибшим в Антарктиде служебным собакам.

        Если в Токио пятнадцать скульптур разложены на земле, то в Сакаи фигуры собак размещены на пьедестале. Сидят они тесной группой и внимательно смотрят вверх, словно ожидая появления машины, которая улетела с их добрыми друзьями – людьми…

        Через год на базу Сёва отправилась очередная экспедиция. Когда вертолет приблизился к станции и уже показались оранжевые домики, один из тех, кто работал здесь в прошлом году , воскликнул:

- Смотрите! Это собаки! Видите, две черные точки на льду! Это не пингвины! Пингвины не могут так быстро бегать.

        Вертолёт приземлился. Люди вышли. Они узнали собак.

-Таро! Дзиро!

        Весть о том, что две собаки целый год прозимовали в Антарктиде, вызвала ликование в Японии. Каким же чудом они выжили? Ученые объяснили это так.

        Мороз в ту зиму в районе базы доходил до 42 градусов, при этом кожа ошейников и упряжки стала настолько хрупкой, что собаки смогли без труда сломать их и освободиться. От холода и ветров собаки укрывались в снегу, выкапывая себе пещеры, как они обычно поступают в подобных случаях. Питались, видимо, мясом , выброшенного на лёд кита, пингвинятами, с которыми они легко справлялись, яйцами пингвинов. Они оказались наиболее жизнестойкими – они боролись и выжили.

6.Беседа по тексту с использованием презентации.

7.Работа с планом текста  (презентация)

8.Предупреждение ошибок (презентация)

9.Самостоятельная работа учащихся с текстом.

10. Повторное чтение текста учителем.

11.Написание изложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по развитию речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатырский скок»

Данная методическая разработка урока по развитию речи (сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914г),  поможет  учителю продолжить тему «Русские богатыри» в творчестве худо...

Методическая разработка урока по развитию речи. Повествование с элементами описания. М.Пришвин "Журка"

Подготовка к написанию изложения по тексту М.Пришвина с творческим заданием....

Методическая разработка урока по развитию речи в 5-6 классах

Овладение умениями и навыками правильной литературной речи в устной и письменной речи; развитие образного и логического мышления, овладение приёмами анализа и синтеза, сравнения;понимание связей и вза...

Методическая разработка урока по развитию речи "Описание зимнего пейзажа" 6 класс.

Урок развития речи по теме"Описание зимнего пейзажа" проводится в 6 классе. В разработке урока представлена методика  обучения шестиклассников по созданию текста-описания...

Методическая разработка урока по развитию речи "Осень"с использованием ЭОР с учащимися с ОВЗ

Методическая разработка урока по развитию речи с использованием самостоятельно созданного электронного образовательного ресурса  (презентация с анимацией) с учащимися с ограниченны...

Методическая разработка урока по развитию речи на основе знакомства с окружающим миром для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Методическая разработка  «Правила дорожного движения. Пешеход».Цель: Ознакомление с правилами дорожного движения.Задачи:расширение представлений о том, что на дороге учащихся мож...