"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс
план-конспект урока (русский язык, 11 класс) по теме

 

Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компонент темы – использование в деловой речи формы кодифицированной письменной речи, потому что только соблюдение норм может обеспечить точность передачи информации. Учащиеся получают представление о том, какие нарушения грамматических норм литературного языка считаются речевыми ошибками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс

Учитель русского языка и литературы

Марченко Лариса Алексеевна

(высшая квалификационная категория)

Тема: Грамматические особенности письменной деловой речи.

Место данного урока

В курсе изучения курса по выбору «Деловой русский язык» и модуля «Нормы деловой речи» данный урок на тему  «Грамматические особенности деловой письменной речи» является 3-тьм. На изучение темы отводится 2 часа. Данный урок является первым. Тема и содержание полностью соответствует программным требованиям. Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компонент темы – использование в деловой речи формы кодифицированной письменной речи, потому что только соблюдение норм может обеспечить точность передачи информации. Учащиеся получают представление о том, какие нарушения грамматических норм литературного языка считаются речевыми ошибками.

Дидактический материал представлен как специальными заданиями и упражнениями, так и занимательным материалом, что при специфике изучения темы  позволяет сделать урок более «живым», интересным.

Материалы могут быть использованы на уроках русского языка в 10 классе при изучении тем «Имя существительное», «Правописание падежных окончаний существительных», «Лексические нормы», «Грамматические нормы».

Межпредметные связи – русский язык, стилистика; внутрипредметные связи связаны с изучением модуля «Официально-деловой стиль», раздела «Лексические нормы деловой речи».

Цель: получение практических навыков для грамматически правильного оформления деловой документации.

Задачи:

Образовательные – расширить и углубить знания о грамматических нормах, свойственных языку документов;

Развивающие - стимулировать познавательную активность учащихся, развивать общеучебные интеллектуальные, информационные умения и навыки;

Воспитательные – воспитывать языковую культуру личности; умение слушать и слышать товарищей.

Тип урока  - закрепления и совершенствования знаний.

Структура: повторение ранее изученного материала (отработка орфографических, орфоэпических, лексических норм на примере лексики, свойственной официально-деловому стилю), этап применения ранее полученных знаний через анализ вступительного слова учителя, содержащего ошибки, решение задачи 1. Решение задачи 2 способствовало созданию проблемной ситуации, вовлекло учащихся в самостоятельную поисковую деятельность. На этапе обобщения и систематизации при работе с задачей 3 и творческой задачей делается вывод о грамматических особенностях деловой письменной речи. Контроль знаний проводится при решении творческой задачи, т. к. учащиеся не только определяют недочеты при написании деловых документов (отход от  стандартизации, несоблюдение кодифицированной письменной речи), но и выявляют  грамматические ошибки в предложенных текстах. Рефлексия проводится с помощью анализа учащимися оценочных листов.

Ведущая технология – технология коллективной мыследеятельности (класс  разделен на группы, каждая группа садится за отдельные столы), элементы технологии продуктивного обучения (проблемная ситуация, эвристическая беседа, метод «Мозговой штурм», синквейн, кластер), элементы ТРИЗ (задачи).

Методы.

Словесный (источником знания является устное и  печатное  слово,  продуманная система вопросов, которая подводит учеников к усвоению нового материала), приемы постановки вопросов (основные, дополнительные, наводящие)

Наглядный (карточки с заданиями, презентация)

Практический  (учащиеся получают знания  и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков.  

Поисковый (для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода).

Индуктивный (для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему).

Специальные методы

Когнитивные: метод сравнения (задача 3 – сравнивались примеры, определялось правило решения), метод проблемного обучения (задача 2 – проблемный вопрос – варианты решения)

Креативные: метод придумывания (частично, при определении рода деятельности), элементы ролевой игры.

Средства: речь учителя, карточки, рабочий лист, оценочный лист, ТСО.

Формы обучения: групповая, работа в «Пирамидах», индивидуальная. При выборе форм работы учитывается возраст, степень изученности материала.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, презентация.

Рабочий лист (приложение 1)

Карточки с заданиями (приложение 2)

Оценочный лист (приложение 3)

Учебник «Русский язык. 10-11 класс». Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин.

Словари: орфоэпический, толковый.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (Слайд 1)
  2. Вступительное слово.

- Добрый день, будущие деловые люди: предприниматели, инструктора, бухгалтеры, инженера, директора, авторы научных работ, профессора. Сегодня мы вновь говорим с вами о деловой сфере деятельности, и, как следствие, продолжаем разговор об особенностях письменной деловой речи.

  1.  Повторение изученного материала.

- На прошлых занятиях мы рассматривали лексические особенности деловой письменной речи. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные положения прошлых занятий. Ваша задача – за 5 минут выполнить  предлагаемые задания. Работу выполняйте на рабочем листе.

Задание №1  Выберите правильный вариант написания.

1. а) инцедент, б) инцендент, в) инцидент, г) инциндент.

2. а) перспектива, б) переспектива, в) преспектива, г) периспектива.

3. а) компроментировать, б) компраметировать, в) компрометировать, г) компрометтировать.

4. а) безпрецендентныи, б) беспренцендентный, в) беспрецедентный,  г) беспрецендентный.        

5. а) претедент, б) претендент, в) прентендент, г) притендент.

Задание №2 Расставьте ударения (если допустимо более одного варианта,  укажите   все варианты). При затруднении обращайтесь к словарю.

Обеспечение, ходатайство, осведомиться, соболезнование, каталог, квартал, феномен, мизерный, новорожденный, нормированный, уведомить, премированный, намерение, принудить, рассредоточение.

  Задание №3 Объясните разницу в лексическом значении паронимов.

Командированный  -

командировочный -

Гарантийный-

гарантированный -

Экономный -

Экономичный -

страховщик -

Страхователь -

Предоставить -

Представить -

Итог: Проверим ваши результаты. Задание №1,2 (Слайд 2), задание 3 – устно.

- Оцените свою работу  - поставьте какой-либо условный знак в таблицу результатов оценочного листа под выбранным вами смайликом.

  1. Выход на тему. Целеполагание.

- Сегодня мы продолжаем работать по теме «Нормы деловой речи». В своем вступительном слове я, в принципе, условно обозначила то, над чем мы сегодня будем работать. Скорее всего, вы не запомнили мои слова, поэтому я восстановлю их (Слайд 3).

- Обратите внимание, все ли правильно в моем вступительном слове? Какие ошибки вы нашли. Какие это ошибки (лексические, грамматические, синтаксические)?

- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

- На рабочем листе запишите тему «Грамматические особенности письменной  деловой речи» (Слайд 4).

- Цель урока: получение практических навыков для грамматически правильного оформления деловой документации.

5. Погружение в тему. Слово учителя.

 - «Берегите чистоту языка, как святыню», - эти слова И.С. Тургенева и сегодня звучат актуально. Действительно, знаем ли, любим ли, бережем ли? Задумываемся ли, например, над тем, с какими ударениями должны произноситься слова: джинсовый или джинсовый; кулинария или кулинария; мизерный или мизерный; все – таки звонят или звонят? Как правильно: п[р´э]сса или п[рэ]сса; ла[з ´э]р или ла[зэ]р; [р´э]йс или [рэ]йс; [т´э]рмин или [тэ]рмин? Чем отличаются понятия: претендовать и притязать; паводок и половодье; танцовщик и танцор; хореограф и балетмейстер? А можно ли сказать «гонки на картингах», «двое женщин и трое мужчин»? Каково происхождение наших географических названий и как правильно: из Украины или с Украины, в городе Кушве или в городе Кушва? Вопросы можно продолжать, главное, чтобы они возникали и чтобы было желание у каждого из нас найти на них правильные ответы. Н.М. Карамзин писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному».

Сейчас красота и правильность русского языка стали большой редкостью. Постараемся же и мы поддерживать нашу культуру, наш язык. И это касается всех стилей нашего языка, в частности и делового. Как часто, к сожалению, в речи наших политиков и ведущих деятелей мы слышим нарушения орфоэпических, лексических, грамматических норм!  

Деловая речь должна соответствовать не только культурной речи, но и специальным качествам, обуславливающим эффективность делового общения. Одно из этих качеств – грамотность. Это не только знание правил орфографии,  словоупотребления, но и правил грамматической сочетаемости, т. е. грамматические нормы. Нарушения грамматических норм  считаются речевыми ошибками. Одной из самых распространенных как раз и является использование в письменной речи разговорных форм множественного числа существительных на –а/ -я вместо нормативных  на –ы/-и. Давайте исправим ошибки, допущенные мною (Слайд  5).

6. Организация групповой работы.

Первый этап. Решение практических задач.

Задача 1.

     - Перед вами карточка №1. Ваша задача – найти лишнее и исправить ошибки (работа направлена на выбор нужной формы множественного числа существительных в Р. п,). В случае затруднения можно обращаться к словарям. Но это еще не все. Попробуйте назвать сферу деятельности, где могли бы встретиться эти слова, и в зависимости от этой сферы, назовите свою группу. В завершении работы вы должны представить итог.

1 группа:  Валенки, гренки, джинсы, кеды, носки, погоны, чулки, ботинки, сапоги.

2 группа: Англичане, арабы, башкиры, якуты, грузины, болгары, осетины, цыгане, татары, монголы

3 группа: Амперы, ватты, вольты, байты, биты, граммы, герцы, караты, килограммы, мириады.

Результаты работы

Результат работы 1 группы (слайд 6): Все слова обозначают парные предметы. У всех  сущ. нулевое окончание, кроме джинсов, носков. Эти  существительные м. р. 2 склонения с основой на твердый согласный обозначают парные предметы, поэтому в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание (кроме слова носков).

 Деятельность учителя:

- Если вы плохо владеете темой, запишите трудные для вас слова на рабочем листе в графе «Запомню».

Результат работы 2 группы (слайд 7): Все слова обозначают национальность  – англичан, болгар, башкир, грузин, осетин, цыган, татар и имеют нулевое окончание. (основы на н или р)
 Лишние  - якутов, арабов, монголов, т. к. оканчиваются не на –
н или –р.

Деятельность учителя:

 - Если вы плохо владеете темой, запишите трудные для вас слова на рабочем листе в графе «Запомню».

 Результат работы 3 группы (слайд 8): Все слова – единицы измерения. Большинство из них имеют нулевое окончание: ампер, ватт, вольт, байт, бит, герц, карат, мириад. Но килограммов, граммов. Это лишние слова.

Деятельность учителя:

 - Если вы плохо владеете темой, запишите трудные для вас слова на рабочем листе в графе «Запомню».

 - Как вы думаете, почему я подобрала именно этот лексический материал?

- Придумайте название вашей группе, учитывая предложенный вам лексический материал и то, что вы представители каких-либо деловых кругов.

Итог работы: комментирование учителем работу групп, оглашение баллов.

Рефлексия:

- Оцените этот этап работы: поставьте какой-либо условный знак в таблицу ваших индивидуальных результатов под выбранным вами смайликом.

Второй этап. Проблемная ситуация.

Задача 2.

- Однако существует еще одна проблема при использовании окончаний – ы, -и, -а, -я существительных множественного числа. Какая же это проблема? Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла: (Слайд 9)

Кирилл: зачем нужны эти разные окончания? Какая разница – корпусы или корпуса, лагеря или лагери, пропуски или пропуска? Вот навыдумывали разных правил!  

Антон: Ну что ты! Ведь от выбора окончания некоторых существительных множественного числа зависит …..  

Задание: ответьте на вопрос «Что же зависит от выбора окончания некоторых существительных множественного числа?» Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения. При работе используйте принцип пирамиды.

Предполагаемый результат.

Корпуса – здания, войсковые соединения     Корпусы – туловища, шрифты

Лагеря – исправительные                                Лагери – общественно-политические

Пропуски -  букв                                               Пропуска на предприятии

- Что же зависит от выбора окончания некоторых существительных множественного числа? (зависит различение смысла)

Итог:

- Т.о, знание грамматических норм необходимо не только для избежания речевых ошибок, что недопустимо в письменной деловой речи, но и для различения смысла некоторых  слов.

Рефлексия:

- Оцените этот этап работы: поставьте какой-либо условный знак в таблицу ваших индивидуальных результатов под выбранным вами смайликом.

Деятельность учителя: при итоговом обсуждении оценивает работу групп смайликами.

Третий этап. Лингвистическая задача (Слайд 10).

Задача №3.

- В деловых текстах часто встречаются ошибки и в выборе иных падежных форм. Прочитайте словосочетания, предложенные в задании. Подумайте, что является подсказкой для выбора конечной гласной:

По истечении срока договора

До принятия решения

По прибытии делегации

До истечения трехдневного срока

По возвращении из командировки

Ответ: Предложные сочетания со значением «после чего-нибудь» пишутся на конце с И, если в их состав входит предлог ПО. Предложные сочетания с временным значением, начинающиеся с предлога ДО, имеют на конце –Я.

 - Если вы не рассчитываете на свою память, запишите выводы на рабочем листе в графе «Запомню».

Рефлексия:

 - Оцените свою сообразительность: поставьте какой-либо условный знак в таблицу ваших индивидуальных результатов под выбранным вами смайликом.

Четвертый этап. Творческая работа.

- Итак, мы подходим к заключительному этапу нашей работы. В начале урока я не случайно сказала, что вы - будущие предприниматели, инструкторы, бухгалтеры, инженеры, директора, авторы научных работ, профессора, т.е. те люди, для которых грамотная деловая речь будет показателем профессионализма.  В работе вам не раз придется обращаться к жанрам деловой документации.

- Назовите жанры деловой документации (договор, контракт, акт, приказ, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, протокол, деловые письма, отчет, деловая записка, заявление).

- Деловой стиль – наиболее замкнутый из всех функциональных стилей. Главные его черты – точность, лаконичность, конкретность, употребление слова только в одном значении и отсутствии вариантов. Несмотря на то, что деловая речь представляет собой четко стандартизированную речь, ее языковые средства достаточно разнообразны и служат для передачи различного рода деловой информации.

- Сейчас вам предстоит выполнить еще одно задание – творческое. Ваша задача – проанализировать тексты, ответить на вопросы. Время – 10 минут.

Задание группе №1.

По возвращению из службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинков, переодеванию в пижаму, одеванию шлепанцев и усаживанию с газетой в кресло. Жена  в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечению некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях.
Но с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня ряда положительных качеств, как то: совести, порядочности, стыда и пр., причем как в ходе своего выступления, так
и по окончанию его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников. В результате подобных неправовых действий мною была применена силовая атака в виде работы кулаками, в результате чего был задержан органами милиции и провел за решеткой 15 суток. Вследствие этого не посещал работу в течение указанных суток.

                                                            До безумия уважающий Вас инженер Иванов В.

Вопросы и задания

  1. Назовите жанр делового документа.
  2. Какие нарушения вы можете отметить?
  3. Исправьте текст. Найдите 2 пути исправления.
          4. Что способствует созданию комического эффекта в данном тексте?

Задание группе №2.

Замечено, что ученики портят учебники, каковые выдаются только во временное пользование таковым. Замечено, что таковые марают каковые посредством клякс, которые уменьшают ценность каковых, не давая возможности следующим группам таковых пользоваться каковыми. Также замечено, что из каковых вырываются страницы таковыми, что свидетельствует о недооценке каковых таковыми. Впредь если будут замечены таковые, портящие каковые, то из школы будут изыматься вместе с каковыми и таковые.

(В.Ардов)

Вопросы и задания

  1. Назовите жанр делового документа.
  2. Какие нарушения вы можете отметить?
  3. Исправьте текст. Найдите 2 пути исправления.
           4.   Что способствует созданию комического эффекта в данном тексте
    ?

Задание группе №3.

Уважаемые родители!

Поскольку Ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы. О сим и довожу до вашего сведения.

Директор школы В.Петров

Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 110 по ул. Молодежной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42 горпромторга на сумму 203 (двести три) рубля 21 копейка, весом 5 килограмм, 50 грамм. На оставшиеся средства были куплены 2 пары носок.

PS: по дороге цыганов не встретил.

                                                                                                      Сын Иванов А. С.

Результаты работы.

Рефлексия:

- Оцените свою сообразительность: поставьте какой-либо условный знак в таблицу ваших индивидуальных результатов под выбранным вами смайликом.

Деятельность учителя: при итоговом обсуждении оценивает работу групп.

Вывод по всей работе:

 – Отличаются ли грамматические нормы официально-делового стиля от общепринятых норм?  

- А в чем все-таки отличие? (использованием лексики, свойственной письменной деловой речи и учетом жанра деловой документации)

7. Итог: Любой человек, владеющий русским литературным языком, варьирует свою речь в зависимости от того, где, с кем, когда и о чем он говорит. Речь делового человека – это прежде всего культурная речь, т.е. всегда нормированная. Вы, будущие предприниматели, инструкторы, бухгалтеры, инженеры, директора, авторы научных работ, профессора, политики, помните об этом и не допускайте грамматических и других ошибок в своей речи. Берегите наш язык в любой речевой ситуации! А в помощь вам наши рабочие листы. Оцените весь урок в целом. Поставьте итоговый смайлик.  

 - А самыми грамотными сегодня являются  представители группы …. Как же вы сами оценили работу – проанализируйте свой оценочный лист.

 8. Д/З: просмотреть записи на рабочих листах, творческое задание – эссе «Нужно ли знать грамматические нормы». (Слайд 11)

Сопровождение урока

Приложение 1

РАБОЧИЙ ЛИСТ _________________________________________________________________

Тема занятия _____________________________________________________________________

Задание №1    Выберите правильный вариант написания.

1. а) инцедент, б) инцендент, в) инцидент, г) инциндент.

2. а) перспектива, б) переспектива, в) преспектива, г) периспектива.

3. а) компроментировать, б) компраметировать, в) компрометировать,

    г) компрометтировать.

4. а) безпрецендентныи, б) беспренцендентный, в) беспрецедентный,

    г) беспрецендентный.        

5. а) претедент, б) претендент, в) прентендент, г) притендент.

Задание №2     Расставьте ударения (если допустимо более одного варианта,  укажите   все варианты). При затруднении обращайтесь к словарю.

Обеспечение, ходатайство, осведомиться, соболезнование, каталог, квартал, феномен, мизерный, новорожденный, нормированный, уведомить, премированный, намерение, принудить, рассредоточение.

Задание №3   Объясните разницу в   лексическом значении паронимов.

Командированный  -

командировочный -

Гарантийный-

гарантированный -

Экономный -

Экономичный -

страховщик -

Страхователь -

Предоставить -

Представить -

ЗАДАЧА 1   Поставьте данные слова в форму Р.п. множественного числа.

1 группа:  Валенки, гренки, джинсы, кеды, носки, погоны, чулки, ботинки, сапоги.

2 группа: Англичане, арабы, башкиры, якуты, грузины, болгары, осетины, цыгане, татары, монголы

3 группа: Амперы, ватты, вольты, байты, биты, граммы, герцы, караты, килограммы, мириады.

ЗАДАЧА 2

Корпуса –                                                           Корпусы –

Лагеря –                                                             Лагери –

Пропуски -                                                         Пропуска  -

ЗАДАЧА 3

По истечении срока договора

До принятия решения

По прибытии делегации

До истечения трехдневного срока

По возвращении из командировки

Запомню:

Приложение 2

(задания для групп)

ГРУППА 1

Задача №1

 Поставьте данные слова в Р. П. множественного числа. Найдите  лишние слова, объясните свой выбор. В случае затруднения можно обращаться к словарям.

Валенки, гренки, джинсы, кеды, носки, погоны, чулки, ботинки, сапоги.

Задача №2

     По возвращению из службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинков, переодеванию в пижаму, одеванию шлепанцев и усаживанию с газетой в кресло. Жена  в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечению некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях.
Но с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня ряда положительных качеств, как то: совести, порядочности, стыда и пр., причем как в ходе своего выступления, так
и по окончанию его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников. В результате подобных неправовых действий мною была применена силовая атака в виде работы кулаками, в результате чего был задержан органами милиции и провел за решеткой 15 суток. Вследствие этого не посещал работу в течение указанных суток.

                                                            До безумия уважающий Вас инженер Иванов В.

Вопросы и задания

  1. Назовите жанр делового документа.
  2. Какие нарушения вы можете отметить?
  3. Исправьте текст. Найдите 2 пути исправления.
    4. Что способствует созданию комического эффекта в данном тексте?

ГРУППА 2

Задача №1

 Поставьте данные слова в Р. П. множественного числа. Найдите  лишние слова, объясните свой выбор. В случае затруднения можно обращаться к словарям.

Англичане, арабы, башкиры, якуты, грузины, болгары, осетины, цыгане, татары, монголы

Задача №2

Замечено, что ученики портят учебники, каковые выдаются только во временное пользование таковым. Замечено, что таковые марают каковые посредством клякс, которые уменьшают ценность каковых, не давая возможности следующим группам таковых пользоваться каковыми. Также замечено, что из каковых вырываются страницы таковыми, что свидетельствует о недооценке каковых таковыми. Впредь если будут замечены таковые, портящие каковые, то из школы будут изыматься вместе с каковыми и таковые.

(В.Ардов)

Вопросы и задания

  1. Назовите жанр делового документа.
  2. Какие нарушения вы можете отметить?
  3. Исправьте текст. Найдите 2 пути исправления.
    4. Что способствует созданию комического эффекта в данном тексте?

ГРУППА 3

Задача №1

 Поставьте данные слова в Р. П. множественного числа. Найдите  лишние слова, объясните свой выбор. В случае затруднения можно обращаться к словарям.

Амперы, ватты, вольты, байты, биты, граммы, герцы, караты, килограммы, мириады

Задача № 2

Уважаемые родители!

Поскольку Ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы.О сим и довожу до вашего сведения.

Директор школы В.Петров

Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 110 по ул. Молодежной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42 горпромторга на сумму 203 (двести три) рубля 21 копейка, весом 5 килограмм, 50 грамм. На оставшиеся средства были куплены 2 пары носок.

PS: по дороге цыганов не встретил.

                                                                                                      Сын Иванов А. С.

Приложение 3

Работа на уроке

Оценочный лист _________________________________________

Материал этого задания я знаю хорошо

Материал этого задания мне интересен

Материал этого задания противоречит моим представлениям

Материал этого задания требует дополнительной информации

Повторение ранее изученного материала

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе  авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» для 10-11 классов

Учебно-методический комплекс по курсу делового русского языка нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста – участника профессионального общения – комплексной коммуникативной компетенции ...

Рабочая программа по факультативному курсу "Деловой русский язык " 9 класс.

Цель курса – познакомить с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умение составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.Программа рассчит...

программа элективного курса "Деловой русский язык", 10 класс

Программа ориентирована на изучение данного курса в 10 классе в объёме 36 часов.Данная программа не дублирует содержание государственного стандарта по русскому языку, действующих программ и учебников ...

Рабочая программа учебного курса "Деловой русский язык" в 11 классе.

Курс “Деловой русский язык” предназначен для углубленной подготовки учащихся 11А класса  в той области русского языка, которая связана с  функционированием в сфере деловых отноше...

Элективный курс "Деловой русский язык" 10 класс

Элективный курс «Деловой русский язык» направлен на формирование и развитие у будущего специалиста - участника профессионального общения - комплексной коммуникативной компетенции в деловом...

Дополнительная общеобразовательная программа курс «Деловой русский язык» для 10-11 классов

Школа явно недостаточно занимается речевой подготовкой выпускников, ориентированной на буду­щую трудовую деятельность. Учащиеся практиче­ски ничего не знают об особенностях служебного этикета,...