Разработка урока - КВН по предмету «Русский язык и культура речи» Тема: «Фразеология»
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс) на тему
Цели: показать на примере фразеологизмов богатство и многообразие русского языка; закрепить умение определять фразеологизмы, отличать их от свободных сочетаний слов.
Оформление: на доске - плакаты с высказываниями писателей о богатстве русского языка, на стенах - узкими полосками различные афоризмы, пословицы, поговорки, фразеологизмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Новороссийский колледж строительства и экономики»
Краснодарского края
(ГБОУ СПО «НКСЭ» КК)
Разработка урока - КВН
по предмету «Русский язык и культура речи»
Тема: «Фразеология»
Урок разработан преподавателем Лёвкиной С.Г.
Тема: Урок- КВН по фразеологии (закрепление)
Цели: показать на примере фразеологизмов богатство и
многообразие русского языка; закрепить умение определять фразеологизмы, отличать их от свободных сочетаний слов.
Оформление: на доске - плакаты с высказываниями
писателей о богатстве русского языка, на стенах - узкими полосками различные афоризмы, пословицы, поговорки, фразеологизмы.
Ход урока.
- Дорогие наши гости и ребята!
Добро пожаловать в Страну русского языка! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок- КВН. (Сообщается цель урока) Так как КВН необычный, посвященный русскому языку, то и жюри будет представлять своеобразную охрану русского языка. (Представление жюри)
Звучит первый куплет В. Шаинского, открывающий телевизионную передачу КВН, в исполнении студентов группы:
Мы начинаем КВН
Для чего? Для чего?
Чтоб не осталось в стороне
Никого, никого.
Пусть не решить нам всех проблем,
Не решить всех проблем
Пусть станет радостнее всем,
Веселей станет всем.
- Прозвучали позывные КВН. Пришло время представиться командам. Визитная карточка команд(приветствие).
- Команды встают по очереди, представляют название, капитана и девиз (название и девиз обязательно должны включать пословицу или поговорку, афоризмы).
- Дверь в наш клуб весёлых и находчивых откроет конкурс - разминка «Знаешь ли ты?».
- Я буду называть фразеологизмы, а вы мне объяснять их значение.
Итак: водой не разольёшь (неразлучные друзья)
как в воду опущенный (грустный)
толочь воду в ступе (делать бесполезную работу)
набрал в рот воды (молчаливый человек)
носить воду решетом (бессмысленная работа)
седьмая вода на киселе (дальний родственник)
воды не замутит (тихий человек)
как в воду глядел (угадал, предсказал)
как две капли воды (очень похожи)
- Попросим жюри объявить, с каким количеством баллов команды отправились в путешествие. (Жюри объявляет счёт)
- Ребята, перед вами первое препятствие - пропасть, на дне которой плещется вода. Не зря все фразеологизмы в нашей разминке включали это слово.
Ответьте, пожалуйста, в состав каких ещё фразеологических оборотов входит слово вода. За каждый быстрый и правильный ответ команда получает 1 балл.
Фразеологизмы, которые прозвучали в разминке, просьба не повторять.
(Утопить в ложке воды, спрятать концы в воду, как рыба в воде, как с гуся вода, как в воду кануть, вывести на чистую воду, пройти огонь и воду, выйти сухим из воды, много воды утекло, вилами по воде писано, воду возить на ком-либо ...)
- Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем:
«Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем в буквальном смысле, сожалея, что вода вытекла и нечего попить.
Ну вот другое предложение:
«С тех пор много воды утекло». Каждый понимает, что здесь речь идёт не о жидкости, а о ... времени. Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы сочетание было употреблено в прямом смысле, вторая составляет предложения с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. Затем команды меняются ролями.
Фразеологизмы для команд: «Намылить шею», « Кормить завтраками», «Выйти из строя», «Встать на ноги».
Подведение итогов конкурса.
- А теперь пришла пора проверить домашнее задание, которое заключалось в том, что команды друг другу должны были изобразить фразеологизм на рисунке, чтобы соперники могли его определить и узнать. (Показ фразеологизмов в рисунках)
И второе; команды должны были подготовить друг другу вопросы по фразеологии. (Поочерёдно команды задают подготовленные вопросы)
- Объявляется конкурс капитанов.
Перед каждым из них по три задачи.
Найти устойчивые сочетания в отрывках (тексты заранее написаны на доске или на карточках)
1.Оказался молодцом, 2. За домом едва
Смог осилить ношу, Пожелтела трава.
Не ударил в грязь лицом Два брата рубили дрова.
И не сел в галошу. Один это делал спустя рукава,
(А. Шибаев) Другой - засучив рукава.
2) Вторая задача заключается в следующем: вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, капитанам надо попробовать передать его значение с помощью предметов, жестов так, чтобы команда поняла и назвала его. Здесь от капитанов потребуется не только знание фразеологии, но и сообразительность, артистические способности. На карточках записано:
задирать нос строить глазки
кусать локти пальчики оближешь
сидеть сложа руки в одно ухо вошло, в другое вышло
3)И наконец, последняя: раздаю по 3 карточки с именами, с которыми нужно вспомнить фразеологизмы. Если капитанам сделать это будет нелегко, можно будет обратиться за помощью к своей команде.
На карточках имена:
Макар Ем еля
( Куда Макар телят не гонял) (Мели Емеля- твоя неделя)
Маланья Ерёма
(Как на Маланьину свадьбу) (Я ему про Фому, а он мне про Ерёму)
Федот Сидор
( Федот, да не тот) (Драть как Сидорову козу)
Подводится итог, объявляется счёт.
- Сейчас мы поработаем с текстом. Какая из команд быстро и правильно ответит, сколько фразеологизмов в шуточном тексте «С ног до головы»?
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Ели ноги унёс. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
(С заголовком 7 фразеологизмов)
- Попробуйте объяснить все фразеологизмы.
- Следующее задание командам. В тексте прозвучало устойчивое сочетание с отрицанием ни.
Подберите 5 фразеологизмов с повторяющимися словами «ни ни». Например: ни пуха ни пера. (Ни дать ни взять; ни украсть ни покараулить; ни богу свечка ни чёрту кочерга; ни рыба ни мясо; ни днём ни ночью; ни свет ни заря; ни слуху ни духу; ни стыда ни совести; ни то ни сё; ни привета ни ответа; ни в сказке сказать ни пером описать и др.)
- А кто быстрее дополнит шуточную загадку - складку фразеологизмом?
Дружнее этих двух ребят Товарищ твой просит украдкой
На свете не найдёшь Ответы списать из тетрадки
О них обычно говорят: Не надо! Ведь этим ты другу
(водой не разольёшь) (окажешь медвежью услугу)
- А что это? Он в голове у несерьёзного, легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто - то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, когда чего - то не понимают; их развешивают чрезмерно доверчивые.
- И вновь задание командам.
К фразеологизмам подобрать синонимы-фразеологизмы.
С три короба –
(куры не клюют, вагон и маленькая тележка, непочатый край, хоть пруд пруди)
Как кот наплакал -
(с гулькин нос; с булавочную головку;
раз, два и обчёлся)
- А теперь к фразеологизмам подобрать
антонимы-фразеологизмы.
За три девять земель –
(рукой подать; у чёрта на куличках;
куда Макар телят не гонял)
Сломя голову - (еле - еле душа в теле)
Подводится итог, объявляется счёт.
- Сейчас командам на скорость надо будет вспомнить и записать как можно больше устойчивых сочетаний с ключевым словом
для 1 команды для 2 команды
Нос Глаза
- Последнее задание командам: даю по мешочку с предметами, названия которых входят во фразеологизмы. Назвать эти устойчивые сочетания.
В 1 мешочке (карта, собака (мягкая игрушка), верёвка, очки и 2 свечки)
Во 2 мешочке (камень, мягкая игрушка - мышь, монета 1 руб., рыбка, ягоды)
Конкурсы закончены. Жюри подсчитывает баллы, чтобы объявить счёт и назвать команду - победителя, которой будет вручена грамота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-156363-1354542454.jpg)
Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"
1. Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2. В методической разработке предс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-565471-1421671935.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-829833-1476262989.jpg)
Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 10-11 классов
Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 10-11 классов разработана в соответствии с приказом Департамента образования и науки Костромской области №1312 от 10.08.201...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843756-1478349234.jpg)
Методическая разработка по русскому языку и культуре речи на тему: "Занимательная грамматика. Квест-урок"
Интеллектуальная игра для расширения кругозора обучающихся, развития поисково-исследовательской деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843756-1478349234.jpg)
Методическая разработка для преподавателя по русскому языку и культуре речи Тема: «Откуда есть пошла славянская письменность»
Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры. Интеллектуальная игра для расширения кругозора обучающихся, развития поисково-исследовательской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/29/picture-1181294-1572316775.jpg)
План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)
В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом в формировании коммуникативной комп...