Конспект урока "Виды и структура аргументов" (11 класс)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
На данном уроке ребята знакомятся с композицией сочинения - рассуждения по части С ЕГЭ. Подробно рассматриваются виды и структура аргументов. К уроку прилагаются рабочий лист и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_uroku.docx | 17.02 КБ |
prezentaciya_k_uroku.ppt | 1.02 МБ |
urok_v_11_klasse_vidy_i_struktura_argumentov.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст к уроку
(1)На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (2)Низенький, толстенький, нос – картошкой, на голове – пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку. (3)У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он все время задорно спорит или чем-то горячо возмущается. (4)Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперед нахлобучит. (5)«Беспутный» - так с ворчливой укоризной называли его пожилые женщины. (6)Беспутный жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей.
- (7)Сашка, ты бы умылся, что ли! (8)Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! – кричали женщины и сердито качали головой.
(9)Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, - любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучить уму-разуму. (10)Родители, ругая своих детей за нерадивую учебу, непременно поминали школьного кочегара: - (11)Вот не будешь учиться – станешь таким, как этот Сашка Бозин!
(12)Умер Бозин, как и жил, как-то нелепо. (13)Когда были первые морозцы, шел по дороге, поскользнулся и ударился затылком. (14)Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись:
- (15)Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая.
(16)На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он помер. (17)Местный плотник на другой день сколотил крест, начал вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. (18)Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного, выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич.
(19)Вечером несколько учителей пошли в избушку Бозина, чтобы там прибраться перед похоронами. (20)В маленькой каморке была печь, пружинная кровать, накрытая пикейным одеялом, у окна деревянный стол. (21)А над столом большая картина. (22)На ней изображено небо, большое и ясное, как взгляд ребенка. (23)Среди неба – пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. (24)Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет,
Текст к уроку
(1)На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (2)Низенький, толстенький, нос – картошкой, на голове – пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку. (3)У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он все время задорно спорит или чем-то горячо возмущается. (4)Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперед нахлобучит. (5)«Беспутный» - так с ворчливой укоризной называли его пожилые женщины. (6)Беспутный жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей.
- (7)Сашка, ты бы умылся, что ли! (8)Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! – кричали женщины и сердито качали головой.
(9)Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, - любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучить уму-разуму. (10)Родители, ругая своих детей за нерадивую учебу, непременно поминали школьного кочегара: - (11)Вот не будешь учиться – станешь таким, как этот Сашка Бозин!
(12)Умер Бозин, как и жил, как-то нелепо. (13)Когда были первые морозцы, шел по дороге, поскользнулся и ударился затылком. (14)Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись:
- (15)Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая.
(16)На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он помер. (17)Местный плотник на другой день сколотил крест, начал вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. (18)Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного, выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич.
(19)Вечером несколько учителей пошли в избушку Бозина, чтобы там прибраться перед похоронами. (20)В маленькой каморке была печь, пружинная кровать, накрытая пикейным одеялом, у окна деревянный стол. (21)А над столом большая картина. (22)На ней изображено небо, большое и ясное, как взгляд ребенка. (23)Среди неба – пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. (24)Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет,
словно зовет к себе или, наоборот, прощается. (25)И вся картина: и ровная синева, и белоснежное облако, и пухлое личико ангела – освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены. (26)Откуда у Бозина эта картина – купил он ее, нашел где-то или, может быть, сам нарисовал – никто не знал. (27)Только вдруг почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и как на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. (28)А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица. (29)Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший вместе с ними директор опустил голову. (По С. Качалкову)
словно зовет к себе или, наоборот, прощается. (25)И вся картина: и ровная синева, и белоснежное облако, и пухлое личико ангела – освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены. (26)Откуда у Бозина эта картина –купил он ее, нашел где-то или, может быть, сам нарисовал – никто не знал. (27)Только вдруг почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и как на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. (28)А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица. (29)Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший вместе с ними директор опустил голову. (По С. Качалкову)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: -закрепить навыки работы над пониманием художественного текста при подготовке к сочинению по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); - отработать умения оценивать каждый абзац сочинения по критериям К1 – К4; - совершенствовать написание всех частей сочинения соответственно критериям; - способствовать духовному становлению личности
Что знаем мы про братьев про друзей Что знаем о единстве..ой своей? И про отца родного своего мы Зная всё (н..) знаем (н..) чего. Е.Евтушенко. «Людей неинтересных не бывает…»
Проверь себя: Что знаем мы про братьев , про друзей , Что знаем о единстве нн ой своей? И про отца родного своего мы , Зная всё , н е знаем н и чего. Е.Евтушенко. «Людей неинтересных не бывает…»
Структура сочинения ВСТУПЛЕНИЕ ПРОБЛЕМА КОММЕНТАРИЙ АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 1 АРГУМЕНТ 2 АРГУМЕНТ ВЫВОД (ЗАКЛЮЧЕНИЕ)
Проблема текста - это предмет обсуждения, основной вопрос, который рассматривает автор ПОМНИТЕ! Проблема (чего?) – смысла жизни Вопрос (о чём?) – о смысле жизни
ФИЗМИНУТКА
Будьте здоровы!
Например: Я согласен с мнением автора: речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития. Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.
Структура аргумента Тезис – положение, которое нужно доказать Аргументация – доказательства, доводы микровывод
Аргументы, оцениваемые 2 баллами примеры из художественной литературы примеры из публицистической литературы примеры из научной литературы
Аргументы, оцениваемые 1 баллом Примеры из жизни Ссылки на авторитет Примеры из кинофильмов Пословицы, поговорки, афоризмы
К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме - Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов , один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). – 3 балла - Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов , опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы . – 2 балла - Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент ), опираясь на знания, жизненный опыт. – 1 балл - Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе. - 0
Домашнее задание Подберите аргументы к тезису: «Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу» Петр Ильич Чайковский .
И. Левитан «Тихая обитель»
Шишкин И.И. «Корабельная роща» (1898г.)
И.И. Шишкин. «Рожь» (1878)
И.И.Шишкин. «Зима».
К.Ф. Юон. «Купола и ласточки»
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Тема: Аргументация собственной позиции. Виды и структура аргументов. (слайд 1)
Цели урока: (слайд 2)
1)закрепить навыки работы над пониманием художественного текста, авторской позиции по поднятой им проблеме при подготовке к сочинению по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С);
2)отработать умения оценивать каждый абзац сочинения по первым четырём критериям;
3)совершенствовать написание всех частей сочинения соответственно критериям.
Оборудование: рабочий лист, тексты художественного произведения, критерии оценки сочинения-рассуждения
Ход урока.
1.Орг. момент. Отметить отсутствующих.
2.Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, наш урок я хочу начать строчками из стихотворения Евгения Евтушенко «Людей неинтересных не бывает…»:
Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единстве..ой своей?
И про отца родного своего мы,
Зная всё, (н..) знаем (н..) чего. (Слайд 3)
Орфографическая разминка.
-Ообъясните орфограммы и пунктуацию.
-Составьте схему 1 предложения.
- Дайте синтаксическую характеристику 2 предложению (устно).
-Найдите инверсию во 2 предложении.
-Как соотнести строчки этого стихотворения с художественным текстом , предложенным вам на дом для анализа? Какая проблема их объединяет? (проблема равнодушного отношения людей друг к другу).
-Прочитаем текст. (заранее подготовленный ученик).
3.Проверка Д\З.
-Напомните, пожалуйста, композицию сочинения – рассуждения. (после- слайд № 4)
-Что такое проблема ?(Это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.)(слайд №5)
-Какие проблемы обозначены в этом тексте?(проблема равнодушного отношения к окружающим тебя людям, проблема милосердного отношения к ближнему, проблема воздействия искусства на душу человека).
- Мы остановились на проблеме равнодушного отношения человека к окружающим. Как вы сформулировали проблему текста? Прочитайте.
-Следующий абзац нашего сочинения комментарийпроблемы. Какой комментарий составили вы? Предлагаю вам проверить этот фрагмент сочинения. Как справилась с этим заданием Ксюша? (читает, внимание детей обращается на слайд № 6)
-Пожалуйста, какие ошибки вы увидели? В чем недостатки этой работы? В чем положительные моменты?-Оцените работу по критериям сочинения К2.
-Обменяйтесь работами с соседом по парте. Оцените работу товарища по критериям К2 и заполните соответствующую графу.
-К какому выводу приходит автор текста? Как вы сформулировали позицию автора ?
-Следующий этап в написании сочинения рассуждения – это аргументация собственной позиции.
ФИЗ. МИНУТКА
4.Объяснение нового материала.
-Для того чтобы сформулировать собственную позицию , недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с мнением автора. Ваша позиция должна быть сформулирована в отдельном предложении. Например: (слайд 7) Я согласен с мнением автора: речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития. Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.
Структура аргумента. Как аргументировать свою позицию? (слайд № 11)
В этой части работы вы должны строго следовать пра вилам построения текста-рассуждения.
Цель аргумен тации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
-тезис (положение, которое надо доказать);
-аргументация (доказательства, доводы);
-микровывод
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...», то есть между тезисом и аргументами, также между отдельными аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь.
Существуют аргументы, оцениваемые 2 баллами: примеры из художественной литературы; примеры из публицистической литературы; примеры из научной литературы. (слайд № 9)
Такие аргументы предполагают ссылку на автора и название произведения. Необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого вами произведения с рассматриваемой проблемой.
Существуют аргументы, оцениваемые 1 баллом: примеры из жизни, собственные наблюдения и выводы, ссылки на авторитет, пословицы, поговорки, примеры из кинофильмов. (слайд 10)
5. Аргументация собственной позиции по исходному тексту.
-Ребята, можно ли взять строчки из стихотворения Е.Евтушенко, с которыми мы работали в начале урока, как один из аргументов?
-В каких произведениях художественной литературы поднимается проблема равнодушия людей? (Андрей Платонов «Юшка», К.Обойщиков и его стихотворение «Сосед», Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор»)
-Пользуясь полученными сведениями, напишите фрагмент своего сочинения. (в это время учитель проверяет у 2-х учеников комментарий)
6.Чтение учащимися полученных фрагментов (2 человека) и обсуждение по критериям К4
Оценивание аргументации собственной позиции по критериям К4( Работа в парах).
7. Итог урока.
-Что значит аргументировать свою позицию?
-Что вы должны помнить при выборе аргументов?
8.Выставление оценок за работу на уроке.
9.Учащиеся сдают рабочие листы для проверки.
10. Д\З. подобрать аргументы к тезису: Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу. (Петр Чайковский)
Комментарий к д/з.
-Одна из проблем текста Сергея Качалкова, которую мы назвали на предыдущем уроке : влияние искусства на души людей. Предлагаю вам подобрать аргументы к тезису: «Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу». (Петр Чайковский). Помните о том, что больший «вес» имеют аргументы из читательского опыта. Предлагаю просмотреть несколько слайдов презентации, которые, я надеюсь, помогут вам позитивно настроится на выполнение домашнего задания. (демонстрация слайдов с картинами различных художников).
Рабочий лист к уроку русского языка 11 класс ___________________________________________
Фамилия, имя
Тема: Аргументация собственной позиции. Виды и структура аргументов.
1.Орфографическая разминка.
Что знаем мы про братьев про друзей
Что знаем о единстве..ой своей?
И про отца родного своего мы
Зная всё (н..) знаем (н..) чего.
Евгений Евтушенко «Людей неинтересных не бывает…»
-Объясните орфограммы, восстановите пропущенные знаки препинания.
- Составьте схему 1 предложения.
_____________________________________________________________________________
-Дайте (устно) синтаксическую характеристику 2 предложения.
- Что такое инверсия? Найдите инверсию во 2 предложении. С какой целью используется инверсия?
-Как соотнести строчки этого стихотворения с художественным текстом , который вы анализировали дома? Какая проблема их объединяет?
2. Чтение текста Сергея Качалкова.
-Вспомните композицию сочинения – рассуждения.
3.Проверка Д\З. (Оценка каждого фрагмента сочинения – по критериям К1-К3).
4. ФИЗ. МИНУТКА
5. Объяснение нового материала.
Структура аргумента
тезис (положение, которое надо доказать);
аргументация (доказательства, доводы);
микровывод
6.Аргументация собственной позиции ОЦЕНКА:__К4-_______
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Работа в парах. Оцените по критериям К4 фрагмент сочинения.
8. Итог урока.
-Что значит аргументировать свою позицию?
-Что вы должны помнить при выборе аргументов?
9.Д\З. подобрать аргументы к тезису:
Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу. (Петр Чайковский).
___________________________________________
Фамилия, имя
Домашнее задание
1) В 1-3 предложениях сформулируйте одну из проблем текста. ОЦЕНКА:___К1-_____
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)Прокомментируйте заявленную проблему. (Что делает автор?) ОЦЕНКА:___К2-_________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)Сформулируйте в 1-2 предложениях позицию автора. ОЦЕНКА:__К3-_______
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________
Фамилия, имя
Домашнее задание
1) В 1-3 предложениях сформулируйте одну из проблем текста. ОЦЕНКА:___К1-_____
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)Прокомментируйте заявленную проблему. (Что делает автор?) ОЦЕНКА:___К2-_________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)Сформулируйте в 1-2 предложениях позицию автора. ОЦЕНКА:__К3-_______
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока математики во 2 классе для детей со сложной структурой дефекта "Число 0 как компонент сложения"
Данный урок представлен в системе уроков по формированию у учащихся навыков сложения и вычитания однозначных чисел, когда компонентом сложения является число 0...
Конспект урока развития речи "в 1 классе для детей со сложной структурой дефекта "Зимующие птицы"
Конспект урока развития речи "в 1 классе для детей со сложной структурой дефекта "Зимующие птицы"...
Конспект урока русского языка в 3 классе для детей со сложной структурой дефекта "Большая буква в именах людей"
Конспект урока русского языка в 3 классе для детей со сложной структурой дефекта "Большая буква в именах людей"...
Конспект урока по музыке в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"
Коснспект урока музыки в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"...
Конспект урока по письму во 2 классе (класс со сложной структурой дефекта) "Составление и письмо слогов, слов с изученными буквами".
Конспект урока письма во 2 классе школы 8 вида....
Конспект открытого урока по письму 8 класс (класс со сложной структурой дефекта) по теме «Части речи и члены предложения» «Праздник мужества и чести».
Тип урока: «Праздник мужества и чести» Закрепление пройденного материала.Цель урока: Обобщение, закрепление и актуализация знаний о частях речи и членах предложения....
Конспект урока " Формулы двойного аргумента"
Урок в 10 классе...