Урок по грамматике в 5 классе школы для глухих детей
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Ткачук Татьяна Владимировна

 

Урок по грамматике в 5 классе школы для глухих детей, работающих по программе с сокращением сроков обучения

 

Тема. Склонение имён существительных.

Цель. Тренировать в правильном употреблении имён существительных женского, мужского, среднего рода в именительном, родительном, дательном ,винительном падежах. 

Оборудование: таблички с окончаниями, карточки с вопросами,

Предметные картинки, учебник «Русский язык» 4 класс четырёхлетней начальной школы Т.Г.Рамзаева 1993г.

 

1. Орг. момент.

2. Фонетическая зарядка.

               с____                                                          ца

               с____кло  нЕ  ни  е                   с____ сится          

             с____клонЕни  е                                        ца

               с__клонЕние           ца                от  нОсится

           к склонЕнию отнОсится    

  

           к пЕрвому

           ко вторОму           склонЕнию

           к трЕтьему

                         ца

           отнОсится  к пЕрвому склонЕнию

3.     Повторение.

а) подготовка тетрадей: запись числа и темы урока.

           б)  учитель: «Посмотрите на доску.»

                      На доске написано задание: Разобрать простое предложение.

                                                                 

                    Вчера учительница принесла ребятам билеты в театр.                                                                                                                                                                                                          

                

                                «Как вы думаете, с чего мы начнём урок?»

              Дети: «Прежде, чем склонять имена существительные, мы повторим

                          разбор простого предложения.»

       

           (один ученик у доски  устно разбирает простое предложение)

 

 

4.   Склонение имён существительных.

       а) Определение  склонения имён существительных.

           На доске:                 1 ученик у доски выполняет задание, доказывая:

     мышь                             Мышь. Существительное  мышь относится к

     ёлка                                третьему склонению, потому что мышь женско-

     заяц                                 го рода с мягким знаком на конце.  

     голубка

     брат

     лошадь

       б)Придумывание однокоренных слов в другом склонении.

Учитель прикрепляет таблички на доску по мере их называния.

                мышь (3 скл.) -  мышка (1 скл.) -  мышонок (2 скл.)

                ёлка (1 скл.)  -  ель (3 скл.)

                заяц (2 скл.)  -  зайка (1 скл.)

                голубка (1 скл.) – голубь (2 скл.)

                брат (2 скл.) – братишка (1скл.)

в) Заполнение таблицы. Закрепление .

 

      Падеж

         1 скл.

        2 скл.

         3 скл.

И.п.

 

 

 

Р.п.

 

 

 

Д.п.

 

 

 

В.п.

 

 

 

 

 

У учителя на столе карточки с окончаниями:

           а-я    3 штуки                     ь-нул.ок.  2 штуки

          

          ы-и     1 шт.                                и             1 шт.

 

          ь-нул.ок.,  нул.ок.  , о-е         2 шт.         

              

     у-ю       2 шт.      

                  

          е           1 шт.

 

У стола работает «маленький» учитель. Он поднимает по одной карточке с окончанием имени существительного. Дети определяют его склонение и падеж.

Учитель прикрепляет карточку в соответствующую клеточку в таблице.

 

г)  Проверка по словарю.

 

д)  составление словосочетаний с отработанными выше словами (мышь-мышка,

      ёлка-ель и т.д.)

     Учитель открывает на доске задание:

       Составить словосочетания. Указать род и падеж имён   существительных.

                    Испугаться (кого? чего?)            Защищать (кого?)           

                    Подарить (кому?)                        Нарисовать (кого? что?)

   Образец: Испугаться (кого?) мыш…, мышк…, мышонк… .

Один ученик выполняет задание на закрытой доске.

Все остальные – в тетради.

е)  проверка.

 

4.     Закрепление. Игра на материале уроков природоведения и развития речи. 

Ученики вытаскивают из конвертов карточки с вопросами:

У кого длинная мягкая шерсть?

Откуда прилетают ласточки весной?

Из чего варят варенье?

Кому мы писали заявку?

За что учительница похвалила Ваню?

                                И задают их друг другу.

                               

                                            Или:

        Выполнение упражнения.

                                      Упражнение.

а) Муравейспустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула муравья и

чуть не потопила.

                     Дети: «Т.В. какое задание?»

                     Учитель: «Укажите склонение и падеж выделенных слов устно».

                     Дети: - Кто?- муравей -  2скл.  И.п.

                                  Кого? – муравья – 2скл. Р.п.

б) Задание. Списать текст. Поставить имена существительные  в нужном падеже.

                                   На доске текст упражнения, в котором слова заменены картинками (здесь они выделены полужирным шрифтом).

 

Голубканесла ветку. Она бросила муравью ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Охотник расставил сеть и хотел поймать голубку. Муравей подполз к

охотникуи укусил его за ногу. Тот охнул и уронилсеть. Голубка вспорхнула и

улетела.

в)  проверка упражнения по учебнику на стр. 94 № 206.

          

  Примечание : По ходу урока ведётся работа по восприятию и воспроизведению устной речи

глухими школьниками. Все задания даются детям за экраном, отрабатывается произносительная сторона речи с использованием элементов фонетической ритмики.

     

6. Итог. Домашнее задание.   

 

 

 

 

 

 

    

                        

                                                                                                 .

           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по грамматике в 5 классе школы для глухих детей, работающих по программе с сокращением сроков обучения

Тема. Склонение имён существительных.

Цель. Тренировать в правильном употреблении имён существительных женского, мужского, среднего рода в именительном, родительном, дательном ,винительном падежах.  

Оборудование: таблички с окончаниями, карточки с вопросами,

Предметные картинки, учебник «Русский язык» 4 класс четырёхлетней начальной школы Т.Г.Рамзаева 1993г.

 

1. Орг. момент.

2. Фонетическая зарядка.

               с____                                                          ца

               с____кло  нЕ  ни  е                   с____ сится          

             с____клонЕни  е                                        ца

               с__клонЕние           ца                от  нОсится

           к склонЕнию отнОсится    

   

           к пЕрвому

           ко вторОму           склонЕнию

           к трЕтьему

                         ца

           отнОсится  к пЕрвому склонЕнию

  1. Повторение.

а) подготовка тетрадей: запись числа и темы урока.

           б)  учитель: «Посмотрите на доску.»

                      На доске написано задание: Разобрать простое предложение.

                                                                 

                    Вчера учительница принесла ребятам билеты в театр.                                                                                                                                                                                                         

                 

                                «Как вы думаете, с чего мы начнём урок?»

              Дети: «Прежде, чем склонять имена существительные, мы повторим

                          разбор простого предложения.»

       

           (один ученик у доски  устно разбирает простое предложение)

4.   Склонение имён существительных.

       а) Определение  склонения имён существительных.

           На доске:                 1 ученик у доски выполняет задание, доказывая:

     мышь                             Мышь. Существительное  мышь относится к

     ёлка                                третьему склонению, потому что мышь женско-

     заяц                                 го рода с мягким знаком на конце.  

     голубка

     брат

     лошадь

       б)Придумывание однокоренных слов в другом склонении.

Учитель прикрепляет таблички на доску по мере их называния.

                мышь (3 скл.) -  мышка (1 скл.) -  мышонок (2 скл.)

                ёлка (1 скл.)  -  ель (3 скл.)

                заяц (2 скл.)  -  зайка (1 скл.)

                голубка (1 скл.) – голубь (2 скл.)

                брат (2 скл.) – братишка (1скл.)

в) Заполнение таблицы. Закрепление .

      Падеж

         1 скл.

        2 скл.

         3 скл.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

У учителя на столе карточки с окончаниями:

           а-я    3 штуки                     ь-нул.ок.  2 штуки

           

          ы-и     1 шт.                                и             1 шт.

          ь-нул.ок.,  нул.ок.  , о-е         2 шт.          

               

     у-ю       2 шт.       

                  

          е           1 шт.

У стола работает «маленький» учитель. Он поднимает по одной карточке с окончанием имени существительного. Дети определяют его склонение и падеж.

Учитель прикрепляет карточку в соответствующую клеточку в таблице.

г)  Проверка по словарю.

д)  составление словосочетаний с отработанными выше словами (мышь-мышка,

      ёлка-ель и т.д.)

     Учитель открывает на доске задание:

       Составить словосочетания. Указать род и падеж имён   существительных.

                    Испугаться (кого? чего?)            Защищать (кого?)            

                    Подарить (кому?)                        Нарисовать (кого? что?)

   Образец: Испугаться (кого?) мыш…, мышк…, мышонк… .

Один ученик выполняет задание на закрытой доске.

Все остальные – в тетради.

е)  проверка.

  1. Закрепление. Игра на материале уроков природоведения и развития речи.  

Ученики вытаскивают из конвертов карточки с вопросами:

У кого длинная мягкая шерсть?

Откуда прилетают ласточки весной?

Из чего варят варенье?

Кому мы писали заявку?

За что учительница похвалила Ваню?

                                И задают их друг другу.

                               

                                            Или:

        Выполнение упражнения.

                                      Упражнение.

а) Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула муравья и

чуть не потопила.

                     Дети: «Т.В. какое задание?»

                     Учитель: «Укажите склонение и падеж выделенных слов устно».

                     Дети: - Кто?- муравей -  2скл.  И.п.

                                  Кого? – муравья – 2скл. Р.п.

б) Задание. Списать текст. Поставить имена существительные  в нужном падеже.

                                   На доске текст упражнения, в котором слова заменены картинками (здесь они выделены полужирным шрифтом).

Голубка несла ветку. Она бросила муравью ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Охотник расставил сеть и хотел поймать голубку. Муравей подполз к

охотнику и укусил его за ногу. Тот охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и

улетела.

в)  проверка упражнения по учебнику на стр. 94 № 206.

           

  Примечание : По ходу урока ведётся работа по восприятию и воспроизведению устной речи

глухими школьниками. Все задания даются детям за экраном, отрабатывается произносительная сторона речи с использованием элементов фонетической ритмики.

     

6. Итог. Домашнее задание.   

 

     

                        

                                                                                                 .

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики: 3 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме "Уравнение". Тип урока: объяснение нового материала....

Технологическая карта урока математики: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Единицы длины. Решение задач на движение по данному чертежу". Тип урока: повторение материала....

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока развития речи: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Рассказ "Наташина высота" (по О. Коротцеву). Тип урока: повторение материала, работа над содержанием....

Презентация и конспект урока ОРКиСЭ модуля " Основы светской этики" по теме " Этикет" в 4 классе школы для глухих детей

Данная тема имеет важное значение для воспитания учащихся. Умение вести себя за столом, в школе, во время поездки в общественном транспорте, в театре характеризует общий уровень культуры человек...

Методическая разработка по теме:"Преобразование рациональных выражений".Алгебра.8 класс школы для глухих детей.

Материал методической разработки посвящен изучению темы "Преобразование рациональных выражений" на уроках алгебры в 8 классе школы глухих....