Исследовательская работа по литературе "Способы выражения авторской позиции в романа Л.Улицкой "Медея и ее дети"
проект (11 класс) по теме

Брусинская Людмила Владимировна

Способы выражения авторской позиции в романа Л.Улицкой "Медея и ее дети"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы выражения авторской позиции в романе Улицкой "Медея и ее дети"

Введение

Актуальность работы. Произведения Л. Е. Улицкой, пожалуй, можно отнести к одним из самых ярких явлений в русскоязычной прозе 1990-2000-х годов. Среди наиболее известных и любимых читателями романов – «Медея и ее дети», вышедший в 1996 году, при этом он номинировался на Букеровскую премию, а значит, был признан и критиками. При этом только в последние годы на Улицкую обратили внимание филологи – по ее прозе защищено несколько диссертаций (И. А. Жаворонок, Т. А. Скокова, Э. В. Лариева, О. В. Побивайло, Н. А. Егорова, Э. Ф. Маслова, И. И. Карелова). Романы и повести Л. Е. Улицкой рассмотрены с различных точек зрения – ученые исследовали гендерный аспект, проза Улицкой рассмотрена с позиции русского постмодернизма, защищено исследование прозы Улицкой с точки зрения немецких переводчиков, исследованы различные элементы и концепты прозы – в частности, исследовались упоминания «жизни» и «смерти», медицинской терминологии, отдельно следует назвать исследование речевых особенностей, присущих только этому автору.

Таким образом, работы по творчеству Улицкой носят в основном литературно-критический характер, хотя встречается и филологический аспект. При этом одной из наиболее популярных тематик в исследовании творчества писательницы являются «Способы выражения авторской позиции».

Объектом исследования выступает творчество Л. Е. Улицкой 1990-х годов.

Предметом анализа в данной работе являются способы выражения авторской позиции в романе Улицкой "Медея и ее дети".

Целью исследования является анализ способов выражения авторской позиции в романе Улицкой "Медея и ее дети".

Задачами данной работы являются:

  1. Определение и анализ проблематики и системы мотивов и образов в романе Л. Е. Улицкой «Медея и ее дети».
  2. Выявление способов создания характеров персонажей в данном романе.
  3. Исследование особенностей сюжетно-композиционной организации романа Л. Е. Улицкой «Медея и ее дети».
  4. Попытка выявить способы выражения символов и портретов в романе.
  5. Рассмотрение повествовательных интонаций – автора и рассказчика.

Методологической основой исследования является применение целостного подхода, который изучает прозу Улицкой как сложную гармоничную систему. Нами широко используются сравнительно-составительный и описательный методы, при этом мы актуализируем внимание на взаимосвязи творчества Л. Е. Улицкой с современными авторами, также затрагиваем связь романов и повестей писательницы с русской классической литературой.

Нами отмечается, что Л. Е. Улицкая активно использует мифологию в своем творчестве, особенно этот прием характерен для романа «Медея и ее дети». При этом для романа характерны черты традиционной семейной саги.

Основное содержание работы

Людмилу Улицкую по праву можно назвать автором, который продолжает традиции русской классической литературы XIX века, при этом ее произведения имеют особенную актуальность для века нынешнего. Ученые-литературоведы отмечают схожесть ее прозы с Чеховым, во многом благодаря тому, что проза Л. Е. Улицкой носит достаточно реалистичный характер. Кроме того, многие исследователи отмечают феминизм ее прозы. Помимо явственного влияния рассказов Чехова на творчество писателя, нельзя не отметить ощутимое влияние Ф. М. Достоевского, особенно это заметно по новелле «Сонечка», чье название ассоциативно отсылает к героине романа «Преступление и наказание».

Роман Л. Улицкой «Медея и ее дети» вышел в 1996 году. Но нельзя сказать точно, каков хронотоп романа, в нем сочетается упоминания о прошлом героев с будущим и настоящим действием. Сама Медея живет как бы вне советского времени, она передает будущему поколению свой жизненный уклад. Такой существенный разброс во временных рамках – это один способов выражения автором жизни главной героини, Улицкая тем самым подчеркивает, что Медея не подчиняется временным рамкам, у нее свой внутренний распорядок.

Название романа - «Медея и ее дети» - предполагает, что автор выбрал в качестве центральной темы историю конкретной семьи, ее проблемы и взаимодействие членов семьи друг с другом. Сквозь призму отдельно взятой группы персонажей, образующих семью и состоящих в тех или иных родственных связях, автор описывает жизнь человечества в целом. В тексте романа видно, как отдельные события в жизни семьи образуют целостную структуру.

Союз «и» в названии романа можно рассматривать с двух точек зрения: с одной стороны, в романе главная героиня Медея выступает в качестве центра семейного бытия. Улицкая сравнивает Медею с деревом: «…жизнь, которая сама по себе стремительно и бурно менялась…, придала в конце концов Медее прочность дерева, вплетшего корни в каменистую почву, под неизменным солнцем…» С другой же стороны, союз дает основание сделать предположение о том, что героиня несколько отдалилась от своей семьи. Медея Улицкой, в отличие от древнегреческой героини, своей тезки, – светлый персонаж, ей чуждо разрушение семейных устоев.

Улицкая осмысливает принадлежность Крыма к России, в произведении затрагиваются вопросы крымской оккупации. Улицкая анализирует вопросы социальных отношений.

Что касается крымской земли, то ее писательница описывает как райское место. Описания крымской природы фигурируют в качестве способа выражения авторской позиции, они символизируют постоянство в романе на фоне бурных изменений в жизни главных героев.  Рождается особая атмосфера общения в кругу Медеиного дома, которую она всегда остро чувствовала, «хотя все устали, расставаться не хотелось: в воздухе висело какое-то неопределенное «продолжение следует». Л. Улицкая описывает окружающий мир как сцену, на которой происходит действие романа. Как говорила она сама, «...те же самые декорации...».

Автор показывает не само описание природы, а взаимоотношение главной героини с ней. Медея ценит и уважает природу, она становится частью пейзажа, где живет, и уважительное отношение Медеи к природе всегда вознаграждалось всяческими находками.

Особое отношение у героини и к вещам. Так, среди важных символов для Медеи Улицкая выделяет кольцо с аквамарином, черный платок, завязанный в особый узел, и кружка – подарок Ники. Кольцо в романе Улицкой – символ вечности и мудрости, также кольцо является символом силы, достоинства, богатства. Большинство этих качеств характерны для Медеи. «Из уважения к Медее и этот, и другие необъяснимые законы всеми жильцами строго соблюдались». Кружка — своеобразный символ женщины, которая при этом еще и хранит очаг в доме, а Медея стоит на страже интересов своей семьи, не гнушаясь любыми способами. Ношение платка для женщины означает то, что она придерживается традиционных взглядов на жизнь, а по способу завязывания платка Медеи можно судить о ее греческом происхождении. При этом платок Медеи – черного цвета, а это означает ее верность умершему мужу.

Автор уделяет пристальное внимание к отношениям между взрослыми и детьми и друг другом. При этом дети для Улицкой – полноценные члены общества.

Повествование в «Медее и ее детях» течет плавно, отличается бесконфликтностью, автор выступает в роли связующего элемента сюжета и его перепадов. О чем бы не говорилось в романе, рассказчик оптимистично смотрит на описываемые им события, при этом он твердо верит в высшие силы и судьбу, в высшую справедливость и торжество разума и добра

В романе на всем его протяжении отчетливо прослеживается связь с древнегреческим мифом о Медее, но в отличие от древнегреческой тезки, главная героиня романа Улицкой даже и не думает о детоубийстве, а напротив, пытается донести до своих детей материнскую любовь и заботу.

Вообще мифологизм в романе можно отнести к одному из способов выражения авторской позиции, при этом стоит отметить, что к образу Медеи до Улицкой среди отечественных писательниц обращалась Л. Петрушевская, также выпустившая роман «Медея» в 1989 году. Можно сделать вывод, что тем самым в образе главной героини «Медеи…» Улицкая отдает дань постмодернизму. В образе Медеи у Улицкой, по мнению П. Д. Ивлевой, воплощены черты богинь Артемиды и Афины[1]. При этом сестру Медеи Сандрочку можно назвать воплощением богини Деметры. Улицкая обращается и к образу греческой богини Гекаты, поскольку женщины в «Медее и ее детях» наделены способностью ночного зрения, что также имеет символическое значение, ведь таким образом герои романа видят то, что недоступно слепому. Под «ночным зрением» в романе понимается способность интуитивно предсказывать события. В образе же Георгия явственно виден образ Одиссея, для него характерен мотив странничества и стремления к скитаниям.

В отличие от героини древнегреческого мифа Медея Улицкой бездетна, тем не менее она проявляет заботу ко всем членам своей семьи, многочисленных племянников считает собственными детьми. Аллюзии к древнегреческому мифу проступают у Улицкой не только в имени героини, но и в ее образе и мышлении.

К чертам мифологизма относится и образ дома Медеи – по выражению одного из героев, это «пуп земли». У Улицкой в образе дома прослеживается мотив рода, мотив родины человечества. Автор считает, что у человечества есть прародина на берегу моря – и образ дома Медеи выступает своеобразной аллюзией на эту родину, поскольку члены семьи Медеи каждый год приезжают к дому на море даже после ее смерти.

Жанровой особенностью романа является наличие черт семейной саги – в романе события проходят сквозь весь XX век, Улицкая в лучших традициях русской и мировой литературы излагает семейную хронику, при этом не акцентируя на ней внимание, что является особенностью современного романа. Главным элементом романа выступает родовой конфликт, который является стержнем всего произведения.

Также в романе можно отследить черты жития – Улицкой интересны бытовые реалии. Таким образом писательница подчеркивает, что историю следует рассматривать через судьбу отдельного человека и его семьи, только так, по мнению писательницы, можно понять «суть времен». Улицкая делится подробностями с читателем об именах близких родственников, дате их рождения, свадьбы и смерти. При этом такие подробности сообщаются как бы по ходу действия событий, но они не противоречат друг другу.

Улицкая отмечает, что весь мир вертится вокруг семьи, при этом организация пространства в романе четко держится на доме Медеи в Крыму. Стоит отметить символичность названия поселка, где живет Медея – Посёлок, который можно соотнести с Городом в булгаковской «Белой гвардии». Неопределенные названия – также одна из особенностей мифологизма в романе.

Среди способов выражения авторской позиции можно отметить течение времени – оно не линейно, время в романе представлено отдельными кусками – то годами юности Медеи (20-е годы), то 70-ми годами XX века – основной период действия романа.

Для Улицкой как одним из способов выражения авторской позиции очень важным становится случай, история, стечение обстоятельств - особенно это касается второстепенных персонажей.

Заключение

Одним из главных способов выражения авторской позиции романа Л. Е. Улицкой является мифологизм произведения, при этом мифологизм в романе прослеживается на уровне одной семьи в течение многих лет жизни героев. Мифологизм выступает в качестве аллюзии – это отчетливо видно по имени главной героини. Автор придерживается бесконфликтности, он выступает в роли связующего элемента сюжета и его перепадов.

Организация пространства – также одна из главных особенностей выражения авторской позиции, что является характерным для классической русской литературы. Ключевым местом романа становится дом Медеи в Крыму, куда даже после смерти героини возвращаются члены ее семьи.  Его можно назвать «центром мироздания» для целой семьи, здесь протекает жизнь героев романа, здесь они влюбляются, ссорятся, делятся секретами и грустят.

В целом можно сказать, что Л. Е. Улицкая в своем романе «Медея и ее дети» дает новую жизнь известному древнегреческому мифу о Медее, внося в него черты семейной саги и жития.


[1] Ивлева П. Д. Сюжет о Медее в романах Л. Улицкой «Медея и ее дети» и К. Вольф «Медея. Голоса» // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 1 (2). С. 68–72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Авторская позиция и средства её выражения в тексте».

Урок развития речи в 10 классе с применением технологии развития критического мышления....

Авторская позиция и средства ее выражения в тексте.

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) – одна из эффективных технологий развивающего обучения. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...

Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»

Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...

Исследовательская работа «Роль крылатых выражений (фразеологизмов) в лексическом составе языка на примере басен И. А.Крылова»

Лексический состав русского языка разнообразен, особое место в нём занимают фразеологические обороты, крылатые выражения, которые используются всеми людьми, хотя многие из нас не подразумевают об исто...

Урок «Художественная деталь как способ выражения авторской позиции (по фрагменту неоконченного романа «Рим» и повести «Невский про-спект» Н.В. Гоголя)»

Цель: совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения , выражению в творческих работах своего отношения к окружающем...