Способы выражения авторской позиции в рассказе А.Н.Толстого""Гадюка"
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему
Урок в 11 классе гуманитарного профиля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_vyrazheniya_avtorskoy_pozitsii_v_povesti_a.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы выражения авторской позиции в повести А.Н.Толстого «Гадюка»
Воспитание высокой читательской культуры учащихся немыслимо без умения видеть позицию автора в художественном тексте. Безусловно, это одна из самых сложных проблем в системе школьного преподавания литературы, поскольку именно она позволяет выявить средства реализации авторского замысла.
Общеизвестно, что авторская позиция проявляется в названии произведения, в поворотах сюжета, в композиции, в системе образов, в прямых авторских оценках.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Повесть «Гадюка» написана в 1928 году, спустя пять лет после возвращения А.Н. Толстого в Россию. Она стоит в ряду таких произведений 20-х годов, как «Белая гвардия» (1923-24 гг.), «Собачье сердце» (1925 г.) М.Булгакова, «Конармия» (1925-26 гг.) И. Бабеля, «Разгром» (1928 г.) А.Фадеева, поэтому тоже изображает события в России того времени.
Беседа с учащимися.
- Какая тема является ведущей в этом произведении? Почему? (Тема любви)
- Как организовано пространство и время в повести? (В повести отражена эпоха революции и гражданской войны, НЭПа, показаны судьбы людей, попавших в вихрь революции и войны, покалеченных ими.)
- Почему именно тему любви выводит А.Н.Толстой на первый план? (Только любовь способна вернуть человека к жизни, помочь вновь обрести её смысл и цель. Поэтому любовь, с точки зрения автора, - это единственная цель для любой женщины.)
- Можно ли назвать А.Н.Толстого объективным, беспристрастным писателем, или он субъективен в изображении событий? Обоснуйте свою точку зрения. (Большей частью автор объективен, так как не даёт прямых авторских оценок, предоставляет возможность читателю сделать выводы самому)
- Чем интересна повесть с точки зрения композиции? (А.Н.Толстой использует обратную композицию)
- Какую цель в данном случае ставит перед собой автор? (Более объективно, точно раскрыть характер главной героини)
- Центральный образ повести – Ольга Вячеславовна Зотова. Как, по вашему мнению, относится к героине сам автор? (Несмотря на отсутствие прямых авторских оценок, А.Н.Толстой даёт понять, что он сочувствует главной героине, жалеет её.)
- Отражает ли, на ваш взгляд, название повести внутреннюю сущность, характер главной героини?
- Каким образом выражает писатель свою позицию? (Через портрет: «тёмные, «дикие» глаза»; «У рта её, сжатого плотно, лежали две морщины, высокие брови сдвинуты, цыганское худое лицо казалось больным»; «…талия тонкая, как у осы»; «свирепые потемневшие глаза, раздутые ноздри»; «Ольга Вячеславовна была худа и черна: могла пить автомобильный спирт, курила махорку…»; «За женщину её мало кто признавал, была уж очень тоща и зла, как гадюка…»; «каштановые волосы были подстрижены». Через поведение и поступки: «швырнула в управдома горящим примусом, покрыла матом»; «стремительно вошла»; «В клубную работу она внесла дисциплину и терминологию эскадрона. Её пришлось удерживать от излишней резкости». Через сопоставление с другими героями (в основном с Сонечкой Варенцовой): «Сонечка, нежная от природы, испугалась её резких движений»; «Сонечка Варенцова загадочно усмехнулась, в голубеньких глазках её дремало спокойствие непоколебимой уверенности»; «Итак, героиней оказалась Сонечка Варенцова. Это она подробно информировала хозяйственного директора Махорочного треста о прошлой и настоящей жизни эскадронной шкуры Зотовой. Сонечка торжествовала, но трусила ужасно.»)
Читатель может сделать вывод, что писатель сочувствует героине, испытывает жалость к искалеченной судьбе девушки. (Бывшая гимназистка, чистая, наивная – смерть родителей - опустошённость, жажда мести, ненависть – любовь к Емельянову, искренняя, беззаветная – смерть любимого – потеря смысла жизни («Потянулись ей не нужные, тяжёлые, смутные дни, жить было тошно и мрачно, и всё же смерть не взяла её») – привыкание к «мирной жизни» - любовь-катастрофа).
- Как проявляется позиция автора в отношении других тем, затронутых в повести? (События гражданской войны мы видим глазами Ольги Зотовой (бандитское нападение на родителей, Валька Брыкин), в прямых оценках автора («Олечку Зотову никто не навещал в госпитале – не такое было время, не до того: Россию раздирала гражданская война, прочное житьё трещало и разваливалось, неистовой яростью дышали слова декретов – белых афишек, пестревших всюду, куда ни покосись прохожий»; «Пятая армия взяла Казань, чехи ушли на пароходах, русские дружины рассеялись – кто куда, половина жителей в ужасе перед красным террором бежала на край света»). Читатель получает представление об эпохе НЭПа как о времени расцвета мещанства из эпизодов с соседями Ольги Вячеславовны по коммунальной квартире.)
Итоги урока
Таким образом, А.Н.Толстой, избегая прямых оценок, используя обратную композицию, сопоставление героини с другими персонажами, портретные характеристики в повести «Гадюка», написанной после возвращения из эмиграции, даёт нам объективное представление о событиях, происходивших в России в 20-х годах.
С особой силой прочувствовать драматизм эпохи, свидетелем которой был писатель, нам помогает мастерски созданный им образ Ольги Зотовой – девушки, пришедшей в революцию и трагически обожжённой её пламенем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К.Г.Паустовский. Путешествие в литературный музей писателя. История создания рассказа «Телеграмма». Авторская позиция в рассказе.
урок, литература, анализ рассказа, авторская позиция...
Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»
Формирование в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....
Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена для учащихся 10 (11) классов об...
Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»
Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...
Исследовательская работа по литературе "Способы выражения авторской позиции в романа Л.Улицкой "Медея и ее дети"
Способы выражения авторской позиции в романа Л.Улицкой "Медея и ее дети"...
Авторская позиция в рассказе Т. Толстой "Чистый лист" и Е. Долгопят "Два сюжета в жанре мелодрамы".
Презентация к элективному курсу "Формирование исследовательской позиции учащихся на материале современной прозы"...
Урок «Художественная деталь как способ выражения авторской позиции (по фрагменту неоконченного романа «Рим» и повести «Невский про-спект» Н.В. Гоголя)»
Цель: совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения , выражению в творческих работах своего отношения к окружающем...