Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме

Сергеева Ирина Юрьевна

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов общеобразовательных школ. Срок реализации – 1 год (1 раз в неделю), 35 часов.

В условиях модернизации образования, в рамках подготовки к государственной аттестации учащихся в форме ЕГЭ перед учащимися встает необходимость не только работать с тестами, при решении которых ученики показывают знание теоретического материала, но и анализировать предложенный им текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ «ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

        УТВЕРЖДАЮ

 Председатель муниципального

 методического совета,

директор МБУ «ИМЦ» НМР

_____________Г.Г. Камалеева  

 

«_____» ___________2012 г.  

Программа элективного курса

«Изобразительно-выразительные средства русского языка 

как средство выражения авторской позиции»

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

Сергеевой Ирины Юрьевны

                               

Рассмотрено на заседании                                                              Согласовано  

муниципального методического                                                     Методист ИМЦ  

совета «___»______2012 года                                                         _______Сабаева О.Н.

Протокол №    от «       »                    2012 года.                      

2012 год

Пояснительная записка

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 классов общеобразовательных школ. Срок реализации – 1 год (1 раз в неделю), 35 часов.

В условиях модернизации образования, в рамках подготовки к государственной аттестации учащихся в форме ЕГЭ перед учащимися встает необходимость не только работать с тестами, при решении которых ученики показывают знание теоретического материала, но и анализировать предложенный им текст.

В части В экзаменационной работы в 11 классе одно из заданий предполагает нахождение ряда выразительных средств языка (В8), которые использованы автором для выражения собственного отношения к предложенной в тексте информации.

Вместе с тем, форма Единого государственного экзамена предусматривает написание сочинения-рассуждения. А для того чтобы выполнить задание, учащийся должен понять, какова позиция автора относительно затронутой в тексте проблемы. В этом ему помогает знание изобразительно-выразительных средств языка, их роли в тексте.

Практическая часть  курса изучается на материале, взятом из художественных произведений, а также для выявления роли изобразительно-выразительных средств и позиции автора используются притчи.

Работа с притчами предполагает и формирование нравственных ценностей. Притчи подобраны так, чтобы учащиеся задумывались и о нравственности, и о выборе жизненно важных решений, и о взаимоотношениях с другими людьми, и об отношении к земле, на которой мы живем.

В начале курса учащиеся работают с небольшим по объему текстом, чтобы не было трудностей с определением проблематики, с анализом изобразительно-выразительных средств. В конце курса учащиеся работают с большими по размеру текстами притч, где несколько проблем переплетаются между собой.

Курс состоит из  трех частей. Первая часть – изучение теоретических сведений об изобразительно-выразительных средствах языка – тропах, основанных на переносном значении слов, нахождение их в текстах.

Вторая часть посвящена изучению теоретических сведений о стилистических фигурах, или фигурах речи,  нахождение их в текстах.

Третья часть предполагает работу с текстами притч. Во время работы с третьей частью ученики будут анализировать текст, обсуждать проблемы, затронутые в тексте, поэтому им будут предложены формы диспутов, дискуссий.

Среди форм проведения ведущими являются лекция, практикум, среди методов работы необходимо указать эвристический, исследовательский.

Цель курса: научить учащихся, определяя роль изобразительно-выразительных средств, выявлять позицию автора к высказанной в тексте проблеме на материале притч.

Задачи:  1) изучить теоретические сведения об изобразительно-выразительных средствах языка; рассмотреть классификацию изобразительно-выразительных средств языка, синтаксических конструкций предложений;

                2) познакомиться с жанром притчи;

                3) анализировать авторскую позицию посредством анализа языковых средств и синтаксиса на материале притч.

Методические рекомендации

Основываясь на своем педагогическом опыте, думаю, что ни один ребенок не желает потерять те духовные ценности, которые познал сам, с товарищами и педагогами. В связи с этим материал, имеющий нравоучительный характер, дает возможность проводить занятия при активном сотрудничестве самих учащихся.

Необходимо отметить, что для занятий предлагаются сначала притчи небольшого объема, в большей степени современные, так как молодое поколение волнует, что происходит здесь и сейчас,  объем текста будет увеличиваться от занятия к занятию.

Ожидаемый результат:

Результативность данного элективного курса будет определяться количеством и качеством выполненных обучающимися практических работ, уровнем развития связной речи школьников.

Учебно-тематическое планирование курса

№ п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов

Вид занятий

  1. Теоретические сведения о изобразительно-выразительных средствах русского языка (тропах)

1.

Введение.

1

Лекция

2.

Средства художественной выразительности. Тропы.

Эпитет. Олицетворение.

1

Лекция, практическая работа

3.

Метафора.

1

Лекция, практическая работа

4.

Метонимия. Синекдоха.

1

Лекция, практическая работа

5.

Иносказание. Аллегория.

1

Лекция, практическая работа

6.

Гипербола. Литота.

1

Лекция, практическая работа

7.

Ирония. Перифраза. Сравнение.

1

Лекция, практическая работа

8.

Слова с яркой эмоционально-экспрессивной окраской.

1

Лекция, практическая работа

9.

Использование в речи стилистически окрашенной лексики.

1

Лекция, практическая работа

10-11.

 Практикум по теме «Тропы».

2

Работа с текстом, решение тестов.

  1. Теоретические сведения  об изобразительно-выразительных средствах русского языка (фигурах речи)

12.

Стилистические фигуры. Анафора. Эпифора. Антитеза.

1

Лекция, практическая работа

13.

Антитеза. Ритмомелодическое оформление.

1

Лекция, практическая работа

14.

Инверсия. Оксюморон.

1

Лекция, практическая работа

15.

Многосоюзие. Бессоюзие. Параллелизм. Эллипсис.

1

Лекция, практическая работа

16.

Градация. Парцелляция.

1

Лекция, практическая работа

17.

Риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос

1

Лекция, практическая работа

18.

Практикум по теме «Фигуры речи».

1

Работа с текстом, решение тестов.

19.

Выразительные возможности синтаксических конструкций.  Причастные обороты. Деепричастные обороты. Односоставные и двусоставные предложения. 

1

Лекция, практическая работа

20.

Выразительные возможности синтаксических конструкций. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

1

Лекция, практическая работа

  1. Жанр притчи, анализ текстов притч

21-22.

Притчи – уроки нравственности. Авторская позиция в притче.

2

Лекция

23.

Анализ изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Милосердие», «В больничной палате»

1

 Анализ авторской позиции посредством анализа языковых средств и синтаксиса на материале притч

24.

Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Кем я еще мог бы стать?», «Нельзя спасти всех»

1

Анализ авторской позиции посредством анализа языковых средств и синтаксиса на материале притч

25.

Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах  «Принять себя»

1

Анализ авторской позиции посредством анализа языковых средств и синтаксиса на материале притч

26.

Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах. «Притча о вулкане».

1

Анализ авторской позиции посредством анализа языковых средств и синтаксиса на материале притч

27.

Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах Мини-исследование «Изобразительно-выразительные средства, использованные в тексте притчи «Притчи о властолюбце».

1

Анализ авторской позиции посредством анализа языковых средств и синтаксиса на материале притч

28.

Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Притча о человеческой страсти».

1

Анализ авторской позиции посредством анализа языковых средств и синтаксиса на материале притч

29.

Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах. «Притча о сыне, предавшем мать». Средства изобразительности психологического состояния матери (сына).

1

Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция.

30.

Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах  «Притча о чтецах».

1

Аллегорический образ «удивительного мира». «Законы стаи». Роль лексических средств в создании образа «удивительного мира».

31.

Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Притча о лицедее».

1

Анализ авторской позиции посредством анализа языковых средств и синтаксиса на материале притч

32.

Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Притча о благодеянии».

1

Анализ авторской позиции посредством анализа языковых средств и синтаксиса на материале притч

33.

Зачет по тексту притчи-сказки «Почему падают звезды?»

1

Анализ авторской позиции посредством анализа языковых средств и синтаксиса на материале притч

34-35.

Комплексный анализ Притчи о свече и ветре.

2

Анализ авторской позиции посредством анализа языковых средств и синтаксиса на материале притч

Содержание курса

1. Введение.

 Практическая направленность курса. Жизненная необходимость вырабатываемых в процессе изучения курса умений и навыков.

  1. Средства художественной выразительности. Тропы. Эпитет. Олицетворение.

Понятие о тропах. Эпитет. Простые эпитеты, постоянные эпитеты. Олицетворение.

Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Метафора.

Метафорические образы. Метафоры мертвые, сухие, бытовые, поэтические, индивидуально-авторские, развернутые. Симфора. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Метонимия. Синекдоха.

Понятие о метонимии. Понятие о синекдохе. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Иносказание. Аллегория.

Понятие об иносказании. Понятие об аллегории. Жанр басни. Работа с баснями И.А.Крылова.

  1. Гипербола. Литота.

Понятие о гиперболе. Понятие о литоте. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Ирония. Перифраза. Сравнение.

Понятие об иронии. Перифраза. Понятие о сравнении. Сравнительный оборот.

  1. Слова с яркой эмоционально-экспрессивной окраской.

Стилистическая окраска слов. Функционально-стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слов.

  1. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.

Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Канцеляризмы и речевые штампы.

      10-11. Практикум по теме «Тропы».

Работа с предложенным текстом, решение тестовых заданий.

  1. Стилистические фигуры. Анафора. Эпифора.

Понятие о стилистических фигурах. Анафора звуковая, морфемная, лексическая, синтаксическая. Анафора в прозаической речи. Эпифора. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Антитеза. Ритмомелодическое оформление.

Понятие об антитезе. Пунктуационное оформление текстов. Работа с примерами из художественных текстов.

  1. Инверсия. Оксюморон.

Прямой и обратный порядок слов. Инверсия главных и второстепенных членов предложения. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами. Понятие об оксюмороне.

  1. Многосоюзие. Бессоюзие. Параллелизм.

Понятие о бессоюзии и многосоюзии. Параллелизм в тексте. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Градация. Парцелляция.

Понятие о градации. Градация нисходящая и восходящая. Понятие о парцелляции. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос.

Понятие о риторическом обращении, риторическом восклицании, риторическом вопросе. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Практикум по теме «Фигуры речи».

Работа с предложенным текстом, решение тестовых заданий. Практикум по тексту М.Пришвина «Неведомому другу».

  1. Выразительные возможности синтаксических конструкций.  Причастные обороты. Деепричастные обороты. Односоставные и двусоставные предложения.

      Роль причастных и деепричастных оборотов в предложении. Роль односоставных предложений в тексте.

  1. Выразительные возможности синтаксических конструкций. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

      Роль однородных членов предложения. Роль простых, сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений.

  1. Притчи – уроки нравственности.

Жанр причти, его характерные черты. Работа с притчами, включенными в художественные произведения (Новый Завет. Причта о добром самарянине.)

22. Притчи – уроки нравственности.

Работа с притчами, включенными в художественные произведения (Притча о блудном сыне. А.С.Пушкин «Станционный смотритель».)

23. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Милосердие», «В больничной палате».

Милосердие. Значение слова, примеры милосердия в современной жизни.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Кем я еще мог бы стать?», «Нельзя спасти всех».

Проблема выбора, стоящая перед каждым из нас. От чего зависит выбор?

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах  «Принять себя»

Отношение к окружающему миру, определение своего места в мире, принятие себя таким, каким ты создан.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах. «Притча о вулкане».

Зависть и гордыня – страшные грехи, разрушающие душу человека. Своеобразие синтаксиса.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах Мини-исследование «Изобразительно-выразительные средства, использованные в тексте притчи «Притчи о властолюбце».

Проблематика притчи.  А.С.Пушкин «Скупой рыцарь».

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Притча о человеческой страсти».

Совесть. Что она значит в человеческой жизни? Особенности синтаксиса авторской речи.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах. «Притча о сыне, предавшем мать». Средства изобразительности психологического состояния матери (сына).

Проблематика притчи. Переплетение проблем в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах  «Притча о чтецах». Аллегорический образ «удивительного мира». «Законы стаи». Роль лексических средств в создании образа «удивительного мира».

Проблематика притчи. Переплетение проблем в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Притча о лицедее». Языковые средства в создании образа Мима.

Проблематика притчи. Переплетение проблем в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Притча о благодеянии».

Проблематика притчи. Переплетение проблем в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция.

  1. Зачет по тексту притчи-сказки «Почему падают звезды?»

Роль матери в жизни каждого человека. Проблематика притчи. Переплетение проблем в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция.

34-35. Комплексный анализ Притчи о свече и ветре. 

          Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

  • определения понятий «изобразительно-выразительные средства русского языка», «тропы», «фигуры речи», «анафора», «эпифора», «антитеза», «гипербола», «литота», «градация», «инверсия», «ирония», «эпитет», «олицетворение», «сравнение», «метафора», «метонимия», «синекдоха», «оксюморон», «синтаксический параллелизм», «парцелляция», «эллипсис», «риторический вопрос», «риторическое восклицание», «риторическое обращение».
  • схему анализа текста;
  • коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность, понятность, краткость, богатство, чистота, выразительность, уместность.

 В результате освоения программы учащиеся должны  уметь:

  • дать определения понятиям «троп», «фигура речи», «изобразительно-выразительные средства русского языка», «анафора», «эпифора», «антитеза», «гипербола», «литота», «градация», «инверсия», «ирония», «эпитет», «олицетворение», «сравнение», «метафора», «метонимия», «синекдоха», «оксюморон», «синтаксический параллелизм», «плеоназм», «парцелляция», «присоединение», «эллипсис», «риторический вопрос», «риторическое восклицание», «риторическое обращение»;
  • анализировать тексты;
  • находить в текстах изобразительно-выразительные средства языка (тропы и стилистические фигуры), объяснять цель их употребления;
  • определять позицию автора путем анализа изобразительных средств языка;
  • использовать изобразительно-выразительные средства языка (тропы и стилистические фигуры) при создании собственных текстов.

Список использованной литературы для учителя

  1.  Александров В. Н. Десять дней до экзамена: русский язык: учеб. пособие для 10—11 кл. / В. Н. Александров, О. И. Александрова. — Челябинск, 2006.
  2. Александров В. Н. Единый государственный экзамен: русский язык: справочные материалы, контрольно-измерительные упражнения, создание текста / В. Н. Александров, О. И. Александрова, Т. В. Соловьева; под ред. И. П. Цыбулько. — Челябинск, 2004.
  3. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова; под ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2002.
  4. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи» / Е.С.Симакова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 94с.
  5. Хаустова Д.А.Русский язык. Письмо по памяти. 6-9 классы: дидактические материалы / Д.А.Хаустова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128с.
  6. Якушев А.П.  Притчи. Дорога без конца. /– А.П.  Якушев Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 210 с.
  7. Якушев А.П.  Притчи: вот как бывает/– А.П.  Якушев Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 205 с.
  8. http: // www. pritchi.ru

Список использованной литературы для ученика

  1. Загоровская О. В. , Григоренко О. В. Русский язык.  Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть С. Признаки текста. Средства связи в тексте. Средства выразительности. Сочинение – рассуждение/ О.В.Загоровская, О.В.Григоренко. – М.:, «Просвещение», 2010
  2. Лавский В.В. Притчи человечества / В.В. Лавский. – Издание ИП «Лотаць», 2004. – 123с.
  3. Лопатина А., Скребцова М. Притчи для детей и взрослых. Книга 3. / А. Лопатина, М.Скребцова. – Изд-во «Амрита2, 2010, 208 с.
  4. Якушев А.П.  Притчи. Дорога без конца. /– А.П.  Якушев Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 210 с.
  5. Якушев А.П.  Притчи: вот как бывает/– А.П.  Якушев Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 205 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...

Авторский элективный курс "Изобразительно- выразительные средства речи"

Работа над изобразительно-выразительными средствами помогает школьнику понимать самые разные явления  художественной литературы, с которыми он встречается  на уроках, на факультативных...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ" 10 класс

Цели рабочей программы элективного  курса по русскому языку в  10 классе:повторение и изучение выразительных средств речи.Задачи курса:воспитание культурно-ценностного отношения к русской ре...