Урок литературы в 10 классе на тему:"«Вечные темы» в романе «Отцы и дети». Роль эпилога. Авторская позиция и способы ее выражения".
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок литературы в 10 классе на тему: "«Вечные темы» в романе «Отцы и дети». Роль эпилога. Авторская позиция и способы ее выражения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konkursnyy_urok_pedagog_goda.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы.
Тема: «Вечные темы» в романе «Отцы и дети». Роль эпилога.
Авторская позиция и способы ее выражения.
Класс: 10
Форма проведения: творческая мастерская
Методы: проблемно-поисковый, диалогический
Цель: сформировать личностное отношение к проблемам романа, дать нравственную оценку духовной и физической деятельности Базарова, его отношению к людям, миру, выявить авторскую позицию в отношении к герою.
Задачи:
- формировать умение работать с текстом;
- научить отстаивать свою точку зрения;
- развивать эстетический вкус, внимание к слову писателя;
- расширять кругозор учащихся, привить любовь к художественному слову.
Ход урока
- Организация начала урока
- Доброе утро! Оно действительно доброе, потому что я очень рада вас всех видеть, потому что мы снова вместе, и у нас есть возможность общаться и творить. Каждый день мы говорим друг другу: «Доброе утро!» Это замечательные слова, ибо мы желаем добра всем, кто нам дорог, всем, кто нас окружает.
- Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания.
2. Индукция
- Запишите число, классная работа в своих рабочих листах.
Эпиграфы к уроку: “Нынешняя______________________ привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя”. Сократ (470-399гг. до н.э.)
“Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из _____________, которые почитают необходимым разделять себя с ______________ строгостью, суровостью, недоступной важностью! Они думают этим возбудить к себе уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают от себя их и невольно приучают к скрытости и лживости”. В.Г.Белинский
- Запишите ключевые слова, которые пропущены.
- Посмотрите на изображения. Кого мы здесь видим? (Герои романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
- Как вы думаете, почему они здесь?
(Звучит 1 куплет из песни Ирины Дубцовой «Главное - Семья»)
- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово «Семья»? Напишите о них. (Ребята работают индивидуально).
- Самоконструкция
(Учащиеся называют любовь, поддержка, забота, отцы, дети, уважение, уют).
- Обсудите в паре, дополните свои записи.
- Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни? Как она связана с темой урока?
Запись темы урока: «Вечные темы» в романе «Отцы и дети». Роль эпилога. Авторская позиция и способы ее выражения.
- Что станет целью сегодняшнего урока? (Сформировать личностное отношение к проблемам романа, дать нравственную оценку духовной и физической деятельности Базарова, его отношению к людям, миру, выявить авторскую позицию в отношении к герою).
4. Социоконструкция
Работа в паре: игра «Да» - «Нет» (карточки)
Вопросы:
- В романе «Отцы и дети» кольцевая композиция? (Да: действие в Марьино (поместье Кирсановых), Никольское (имение Одинцовой), имение Базаровых, Марьино (поместье Кирсановых), Никольское (имение Одинцовой), имение Базаровых (смерть Базарова)).
- Е.Базаров погибает на дуэли с П.П. Кирсановым? (Нет).
- Любит сына Аркадия. Спокойный и уравновешенный романтик. Долго переживал смерть любимой жены, после полюбил простую крестьянку Фенечку и женился на ней. Это характеристика Н.П. Кирсанова? (Да).
- «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - произносит П.П. Кирсанов? (Нет, Е.В. Базаров)
- После смерти Е.Базарова Анна Сергеевна Одинцова уезжает за границу? (Нет, она выходит замуж)
Проверка выполнения задания (слайд)
- Расположите эпизоды в хронологическом порядке.
1. Знакомство Евгения Базарова с Анной Одинцовой. 5
2. Спор между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым. 3
3. Приезд Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. 1
4. Встреча Евгения Базарова с Николаем Кирсановым. 2
5. Знакомство Евгения Базарова с Фенечкой. 4
- Сегодня мы собрались поговорить и поспорить по проблеме, ответ на которую не может найти человечество, это – проблема “отцов” и “детей”. Я не зря сказала, что это проблема человечества, но все-таки в чем она заключается, а может быть, она сегодня уже не актуальна? Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - роман актуальный для своего времени. Он затрагивал вопросы, волновавшие русскую общественность в 60-ые годы 19 века. Тургенев показал достоинства и недостатки нового течения, владевшего умами молодых людей того времени. Но роман этого великого писателя не вошел бы в золотой фонд русской классической литературы, если бы ограничился только вопросами современности.
В «Отцах и детях» Тургенев решал вечные проблемы: проблему взаимоотношений различных поколений, проблему счастья, проблему любви.
- Перечислить основные затруднения, с которыми сталкиваются родители и дети.
Проверка
- Кого из героев романа можно назвать загадкой? (Е.Базарова)
- Загадка для себя или для других? Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, давайте вспомним, как представляется Евгений сам и что о нем думают другие? Смотрим на экран.
(Видео «Базаров»).
- Кто такой Базаров, по словам Аркадия?
- Аркадий называет его нигилистом. Н.П. и П.П его не понимают и не разделяют его принципов. Базаров-нигилист – загадка для них.
- Только ли для старшего поколения Кирсановых Евгений является загадкой, как вы считаете?
- Базаров и для Одинцовой загадка. Ее просто поразило его высказывание о человеке и людях.
- Согласна. Обратимся к (гл. 16). Слайд № 4.
- Какое впечатление произвел на Одинцову. Слайд № 5.
- Как Базаров сам себя оценивает? Обратимся к главе 17. Слайд № 6.
Одинцова и Базаров.
- А теперь перейдем к главе 18. Слайд № 7.
- Почему Одинцова думает, что Базаров не такой, как все?
- А теперь обратимся к главе 19 романа. Что говорит Базаров о себе после признания в любви Одинцовой? Слайд № 8.
- Как характеризует Базарова Аркадий в разговоре с отцом Евгения? Глава 21. Слайд № 9.
- Что думает Базаров о себе? Глава 22. Слайд 10.
- Какой личностью представляется вам Базаров?
- Герой – личность загадочная. Образ его необычен, мы открываем для себя что-то новое, интересное и занимательное. Одевается он просто, его не связывает условный этикет. Базаров легко сходится с простыми людьми. “Мой дед землю пахал!” - с гордостью говорил он. Базаров выступает против дворянских условностей, он смеется над традициями. Базаров не признает никаких авторитетов. Он увлечен своим делом, его цель - перепроверить известные истины на собственном опыте. Проявления чувств у человека он считает ненужными.
- Базаров умер от тифа, которым заразился при вскрытии.
- С самого начала, с первых часов заражения он как бы смирился со своей участью. Какова причина такой оплошности? Каждый видит её по своему. Мне кажется, что любовь к Одинцовой перечеркнула его нигилистические убеждения, дуэль с Павлом Кирсановым тоже внесла свою лепту. Он, наверное, разочаровался, потерялся, зашел в тупик.
- Обратимся к последним страницам романа. Смотрим на экран. Слайд № 11, 12
- Каким предстает Базаров перед лицом смерти?
В этот момент проявились лучшие качества нигилиста Базарова. Сила воли, мужество, любовь к родителям, готовность исполнить их просьбу причаститься. Больше того, Базаров сам просит родителей помолиться за него. Нельзя сказать, что он обрел веру, но он и не отрицает силу религии. Главное – Евгений перестал отрицать и любовь. Базаров находит в себе силы вновь встретиться с Анной Сергеевной Одинцовой и признаться ей в любви. Нет чувства мести за то, что она когда-то его отвергла. Есть восхищение любимой женщиной.
- Изменил ли Базаров своим убеждениям, изменился ли сам?
- Скорее всего, Евгений и был таким, каким мы его увидели перед лицом смерти (смерть знает решение). Нигилизм – nihil – ничего не значит. Это все было наносное, искусственное, что мешало жить, любить. Разрушая «старое», расчищая место для нового, отрицая непреходящие ценности, Базаров проиграл, разрушил себя.
- Что обозначает литературоведческий термин "эпилог"? В современной литературе эпилог - заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героя после изображенных в нем событий. Эпилог может быть открытым, то есть таким, в котором дальнейшая судьба героев не ясна, и закрытым, когда о героях сказано уже все до конца.
5. Социализация. Работа в группах
- Но почему И.С. Тургенев приводит Базарова к гибели, не давая шанса проявить ему свою истинную сущность?
- Базаров умирает, но умирает красиво и гордо. Нужен ли России Базаров, как вы считаете? Действительно ли, у Базарова нет будущего?
6. Афиширование. Представление и защите ответов групп.
- Может быть, это урок молодому поколению следовать наказам «отцов», тем самым воплощая связь поколений, в которой кроется великая жизненная сила.
- А может, И.С. Тургенев подобным образом заявляет о своей авторской позиции, о своем несогласии с идеями нигилистов.
- Современники И.С. Тургенева предполагали, что автор не знал, каким могло быть будущее нигилиста Базарова. Писательский кризис побудил его завершить роман гибелью главного героя. Действительно ли, у Базарова нет будущего? На этот вопрос-сомнение Тургенев отвечает в эпилоге: И.С.Тургенев пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Слайд № 13
- В последних строчках звучит проникновенный голос автора. Так можно говорить только о дорогом человеке. Не о борьбе, не о бунте Базарова говорит автор, а о примирении. В конце романа Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, скорбит о нем. «Когда я писал заключительные строки, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись»,- писал Тургенев. Если в начале романа автор был жесток и беспощаден к своему герою, то в конце он не чувствует права судить Базарова, потому что это жизнь делает за него. Слайд № 14
7. Разрыв. Работа с текстом.
Писарев отмечал, что перед лицом смерти «Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры». Не
успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:
«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».
8. Рефлексия. (Обучающиеся заполняют лист самооценки).
9. Домашнее задание: Письменно ответить на вопрос: «Можно ли картину Рембрандта «Возвращение блудного сына» использовать в качестве иллюстрации к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»? Аргументировать своё мнение.
10. Итог урока
- Чему вы сегодня научились?
- Чем урок был полезен для вас?
Да будет ночь, звезда, свеча
И переполненность неспетым;
Рука да будет горяча,
Да будет утро, но с рассветом.
Да будет солнце сквозь листву,
Да будет дождь, летящий косо,
Да будет мир, и знак вопроса
В конце строки: Зачем живу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.
Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...
Конспект урока по литературе. Тема : «Любовь в жизни Обломова. Авторская позиция и способы ее выражения в романе».
Урок литературы в 10 классе....
Тема: "Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети". Нигилизм Базарова. Базаров и братья Кирсановы".
Урок по литературе для 10-х классов по теме "Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети"....
конспект урока- проекта Авторская позиция и способы ее выражения в текстах разных стилей
Материал для подготовки к уроку по теме "Авторская позиция и способы ее выражения в текстах разных стилей".К данному конспекту есть несколько приложений, а именно: кластер к уроку, текст...
План-конспект урока литературы Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»
План-конспект урока литературы...
Презентация к уроку литературы в 10 классе на тему: "«Вечные темы» в романе «Отцы и дети». Роль эпилога. Авторская позиция и способы ее выражения".
Урок литературы в 10 классе на тему: "«Вечные темы» в романе «Отцы и дети». Роль эпилога. Авторская позиция и способы ее выражения"....
Рабочий лист к уроку литературы в 10 классе на тему: "«Вечные темы» в романе «Отцы и дети». Роль эпилога. Авторская позиция и способы ее выражения".
Рабочий лист к уроку литературы в 10 классе на тему: "«Вечные темы» в романе «Отцы и дети». Роль эпилога. Авторская позиция и способы ее выражения"....