Презентация к уроку литературы в 10 классе на тему: "«Вечные темы» в романе «Отцы и дети». Роль эпилога. Авторская позиция и способы ее выражения".
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Ходкова Татьяна Александровна

Урок литературы в 10 классе на тему: "«Вечные темы» в романе «Отцы и дети». Роль эпилога. Авторская позиция и способы ее выражения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku_hodkova_t.a.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы 10 класс Ходкова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» г.Меленки Владимирской области

Слайд 2

Эпиграфы к уроку: “Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя”. Сократ (470-399гг. до н.э.) “ Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью , суровостью, недоступной важностью ! Они думают этим возбудить к себе уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное , боязливое, трепетное, и тем отвращают от себя их и невольно приучают к скрытости и лживости .” В.Г . Белинский

Слайд 5

«Вечные темы» в романе «Отцы и дети ». Роль эпилога. Авторская позиция и способы её выражения. И.С. Тургенев

Слайд 6

Цель: С формировать личностное отношение к проблемам романа, дать нравственную оценку духовной и физической деятельности Базарова, его отношению к людям, миру; выявить авторскую позицию в отношении к герою.

Слайд 7

Работа в паре: игра «Да» - «Нет » Вопросы: В романе «Отцы и дети» кольцевая композиция? Е.Базаров погибает на дуэли с П.П. Кирсановым? Любит сына Аркадия. Спокойный и уравновешенный романтик. Долго переживал смерть любимой жены, после полюбил простую крестьянку Фенечку и женился на ней. Это характеристика Н.П. Кирсанова? « Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - произносит П.П. Кирсанов? После смерти Е.Базарова Анна Сергеевна Одинцова уезжает за границу?

Слайд 8

Проверка: Вопросы: В романе «Отцы и дети» кольцевая композиция ? (Да: действие в Марьино (поместье Кирсановых), Никольское (имение Одинцовой), имение Базаровых, Марьино (поместье Кирсановых), Никольское (имение Одинцовой), имение Базаровых (смерть Базарова)). Е.Базаров погибает на дуэли с П.П. Кирсановым? (Нет ). Любит сына Аркадия. Спокойный и уравновешенный романтик. Долго переживал смерть любимой жены, после полюбил простую крестьянку Фенечку и женился на ней. Это характеристика Н.П. Кирсанова? (Да ). « Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - произносит П.П. Кирсанов? (Нет, Е.В. Базаров) После смерти Е.Базарова Анна Сергеевна Одинцова уезжает за границу? (Нет, она выходит замуж)

Слайд 9

Расположите эпизоды в хронологическом порядке : 1. Знакомство Евгения Базарова с Анной Одинцовой. 2. Спор между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым . 3 . Приезд Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. 4 . Встреча Евгения Базарова с Николаем Кирсановым. 5 . Знакомство Евгения Базарова с Фенечкой .

Слайд 10

Расположите эпизоды в хронологическом порядке. Проверка: Приезд Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Встреча Евгения Базарова с Николаем Кирсановым. Спор между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым . Знакомство Евгения Базарова с Фенечкой . Знакомство Евгения Базарова с Анной Одинцовой.

Слайд 11

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» обозначает «вечные» проблемы ответственности человека перед Родиной и народом, смысле и цели жизни, добра и зла, верности слову, доброты, чуткости, чести, достоинства. Перечислите основные затруднения, с которыми сталкиваются родители и дети. В число этих затруднений можно включать все, что, на ваш взгляд, мешает нормальной семейной жизни.

Слайд 12

Евгений Базаров – главный герой романа «Отцы и дети».

Слайд 13

Кто такой Базаров?

Слайд 14

Евгений Базаров – представитель молодого поколения, нигилист. Базаров – человек дела. Ему чужды условности и аристократический этикет. Он отрицает все авторитеты как и полезность искусства. Его подход к природе : «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Слайд 15

Глава 16. Базаров о человеке и людях. «… доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой»

Слайд 16

Мнение Одинцовой о Базарове: «Базаров ей понравился — отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нем что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна». « Странный человек этот лекарь?» «Странный этот лекарь !»

Слайд 17

Глава 17. Базаров о себе. « Расклеилась машина ». « Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь».

Слайд 18

Глава 18. Базаров о себе. «— Да что мне сказать вам? О людях вообще жалеть не стоит, а обо мне подавно . — Это почему ? — Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею . — Вы напрашиваетесь на любезность, Евгений Васильевич . — Это не в моих привычках. Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна, та сторона, которою вы так дорожите?»

Слайд 19

Глава 19. Базаров после признания в любви Одинцовой. « – Послушайте, я давно хотела объясниться с вами. Вам нечего говорить, – вам это самим известно, – что вы человек не из числа обыкновенных; вы еще молоды – вся жизнь перед вами. К чему вы себя готовите? Какая будущность ожидает вас? Я хочу сказать – какой цели вы хотите достигнуть, куда вы идете, что у вас на душе? Словом, кто вы, что вы? – Вы меня удивляете, Анна Сергеевна. Вам известно, что я занимаюсь естественными науками, а кто я... – Да, кто вы? – Я уже докладывал вам, что я будущий уездный лекарь»

Слайд 20

Аркадий о Евгении: «Ваш сын – один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, – с живостью ответил Аркадий… – Я уверен … что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи »

Слайд 21

Что думает Базаров о себе?

Слайд 22

Болезнь Базарова

Слайд 23

Прощание с Одинцовой.

Слайд 24

Эпилог романа И.С.Тургенев пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Слайд 25

Эпилог романа В последних строчках звучит проникновенный голос автора. Так можно говорить только о дорогом человеке. Не о борьбе, не о бунте Базарова говорит автор, а о примирении . В конце романа Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, скорбит о нем. « Когда я писал заключительные строки, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись» ,- писал Тургенев. Если в начале романа автор был жесток и беспощаден к своему герою, то в конце он не чувствует права судить Базарова, потому что это жизнь делает за него .

Слайд 26

Работа в группах. Обсудите: 1. Почему И.С. Тургенев приводит Базарова к гибели, не давая шанса проявить ему свою истинную сущность? 2. Базаров умирает, но умирает красиво и гордо. Нужен ли России Базаров, как вы считаете? Действительно ли, у Базарова нет будущего?

Слайд 27

«Я хотел сделать из него лицо трагическое…» И.С. Тургенев Д.И. Писарев отмечал, что перед лицом смерти «Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры». Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев: «… мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки, обреченная на гибель».

Слайд 28

Рефлексия Уходя с урока, я хочу сказать… Уходя с урока, я хочу всем пожелать… Уходя с урока, я хотел бы поблагодарить… Было бы хорошо, если бы… Мне очень жаль… К жизни надо относиться…

Слайд 29

Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: «Можно ли картину Рембрандта «Возвращение блудного сына» использовать в качестве иллюстрации к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»? Аргументировать своё мнение.

Слайд 30

Вывод: Разрыв связи отцов и детей ведет к неизбежным утратам, ошибкам, трагедии, связь поколений вечна как в природе, так и в обществе .

Слайд 31

Моим любимым ученикам: Да будет ночь, звезда, свеча И переполненность неспетым; Рука да будет горяча, Да будет утро, но с рассветом. Да будет солнце сквозь листву, Да будет дождь, летящий косо, Да будет мир, и знак вопроса В конце строки : «Зачем живу ?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

Тема: "Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети". Нигилизм Базарова. Базаров и братья Кирсановы".

Урок по литературе для 10-х классов по теме "Характеристика эпохи в романе "Отцы и дети"....

конспект урока- проекта Авторская позиция и способы ее выражения в текстах разных стилей

  Материал для подготовки к уроку по теме "Авторская позиция и способы ее выражения в текстах разных стилей".К данному конспекту есть несколько приложений, а именно: кластер к уроку, текст...

План-конспект урока литературы Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

                                          План-конспект  урока  литературы...

Разработка урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети". " Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?". Преподаватель: Асхадуллина Г.М.

Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви? (Урок-исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)Задача урока: вовлечь студентов в исследование творчества Тургенева, активизируя, разв...