Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему
Идея выше факта
О.Бальзак
Написание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубокого понимания исходного текста. Одним из критериев оценивания творческой работы является выявление у выпускников умения определять и формулировать позицию автора (К3), которая отражает его идейный замысел. Оттого, насколько верно сумеет ученик ответить на главный проблемный вопрос текста, то есть понять его смысл, зависит написание главной части сочинения – рассуждения, в которой пишущий должен аргументированно выразить собственное отношение к позиции автора анализируемого текста. Поэтому представляется наиболее важным формирование умения верно понимать и интерпретировать смысл прочитанного.
Для анализа учащимся предлагаются, как правило, тексты публицистического или художественного стилей. В публицистических позиция автора обычно очевидна, она бывает выражена достаточно четко, понятно, сформулирована в отдельных предложениях, тогда как в текстах художественных авторы избегают прямых выводов, поэтому понимание идеи требует специального анализа, что вызывает определенные затруднения школьников.
Р. Стивенсон утверждал: «Успех произведения зависит не только от того, кто его написал, но и, в неменьшей степени, от врождённого чутья того, кто его прочитал». Однако это чутьё можно развивать, используя навыки анализа художественного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе
Ф.И.О.: Макарова Эльвира Ильдаровна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского района г.Казани
Должность: учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебной работе
Название работы: методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»
Тема занятия: Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». (К3)
Год выполнения: 2013 год
Идея выше факта
О.Бальзак
Написание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубокого понимания исходного текста. Одним из критериев оценивания творческой работы является выявление у выпускников умения определять и формулировать позицию автора (К3), которая отражает его идейный замысел. Оттого, насколько верно сумеет ученик ответить на главный проблемный вопрос текста, то есть понять его смысл, зависит написание главной части сочинения – рассуждения, в которой пишущий должен аргументированно выразить собственное отношение к позиции автора анализируемого текста. Поэтому представляется наиболее важным формирование умения верно понимать и интерпретировать смысл прочитанного.
Для анализа учащимся предлагаются, как правило, тексты публицистического или художественного стилей. В публицистических позиция автора обычно очевидна, она бывает выражена достаточно четко, понятно, сформулирована в отдельных предложениях, тогда как в текстах художественных авторы избегают прямых выводов, поэтому понимание идеи требует специального анализа, что вызывает определенные затруднения школьников.
Р. Стивенсон утверждал: «Успех произведения зависит не только от того, кто его написал, но и, в неменьшей степени, от врождённого чутья того, кто его прочитал». Однако это чутьё можно развивать, используя навыки анализа художественного текста.
План урока
Учитель:- Что собой представляет позиция автора в тексте?
Ученики: - Это ответ на главный проблемный вопрос, который можно задать к тексту.
- Это главная мысль текста, его идея.
Учитель: - Какие вопросы можно задать к тексту, чтобы сформулировать позицию автора?
Ученики: - Что хотел сказать автор?
- Какова цель его высказывания?
-Как он сам относится к поставленной проблеме?
-Какие чувства, мысли, переживания испытывает автор, поднимая эту проблему?
-Чему учит текст?
Учитель: - Как автор может относиться к изображаемому?
Ученики: - положительно, отрицательно, неоднозначно, двойственно, серьёзно, скептически, иронично, осуждающе, с восхищением, с сожалением, с горечью, с радостью…
Учитель: позиция автора в тексте может быть представлена как прямо, так и косвенно, способы её выражения представлены в таблице
Позиция автора в тексте может быть выражена | |
прямо | косвенно |
- в отдельных предложениях текста; - в прямом обращении к читателю; - в лирических отступлениях; - ремарках; - в названии текста | - в эпиграфе; - в названии текста; - во вставных эпизодах; - в художественных приёмах, деталях; - в речевой характеристике; - в портретной характеристике; - пейзаже; - описании интерьера; - мыслях героев; - в модальном плане текста (оценочная лексика, риторическая лексика, многоточия, порядок слов, вводные слова, лексические повторы, модальные слова, частицы…) |
Чаще в текстах публицистического стиля | Чаще в текстах художественного стиля |
Учитель: В центре нашего внимания сегодня текст по рассказу В.П.Астафьева «На закате дня» из 4 тетради цикла «Затеси».
-Чтение текста В.П.Астафьева.
(1)На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревянном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками, будто самую желанную женщину. (2)На одной со мною скамье вольно расположились три девицы, бравшие впереди меня билеты. (3)Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдает заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу.
(4)Девицы не щебетали, не жеманились, не хихикали. (5)Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. (6)Они неторопливо и даже как бы нехотя потребляли мороженое.
(7)По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина в синем запыленном халате, в рабочих ботинках и белом, по-старинному глухо повязанном платке.
(8)Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбающийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. (9)Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. (10)Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родственницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгреб мусор, понес его, словно пойманную пташку. (11)Женщина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, терла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и все улыбался.
(12)Одна девица домучила мороженое, скомкала обертку, небрежно швырнула ее под ноги и, широко зевая, лениво потянулась, забросив руки за спинку скамьи. (13)Две другие девицы также шлепнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомленно, куда себя девать или чего еще выкушать?
(14)Подошел мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:
(15)— Тетенька подметает, а вы сорите. (16)Как нехорошо!
(17)— Ой, дурак! Дурак! — тыча в него пальцами, оживились девицы.
(18)Лицо мальчика дрогнуло. (19)Еще плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстраненно-печальным и в то же время доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.
(20)Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчика, в которых он затискал мокрые обертки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой — перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. (21) Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать ее сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.
(22)— Девушки! (23)Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?
(24)— Ой! А как вы узнали?! — соседки мои с настороженным вниманием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?
(25)— Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные. — (26)И безбожно засластил пилюлю: — (27)По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.
(28)— А-а! — согласились девицы и обмякли. (29)Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали свое место на их лицах. (30)Лишь какое-то время спустя до одной девицы дошло:
(31)— Гражданин! — зыкнула она ломающимся басом. — (32)Если выпили, так не вяжитесь к людям! (33)Пошли отсюда, девочки! — (34)И, уходя, обрушила на меня тяжелый взгляд сытых глаз: — (35)Бр-родят тут всякие! (36)З-заразы!..
(37)Я сидел, обняв чехол с удочками. (38)На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. (39)Мальчик одной рукой помогал толкать тележку, другой на ходу подбирал мусор.
Учитель: - Каков стиль прочитанного текста?
Ученики: - Художественный.
Учитель: - Какова проблема исходного текста?
Ученики: - Отношение общества к людям умственно и физически неполноценным;
-проблема милосердия, толерантности.
Учитель: - Можем ли мы найти в тексте прямое указание на позицию автора к поднятой им проблеме?
Ученики: - Позиция автора выражена косвенно.
Учитель: - Для того чтобы определить позицию автора, идею текста, посмотрим, как она нашла воплощение в тексте, рассмотрим портретную, поведенческую характеристику героев рассказа, заполнив таблицу.
Детали, характеризующие «девиц» | Детали, характеризующие женщину, убирающие на пристани, и мальчика |
Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдаёт заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу. Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. Они неторопливо…нехотя потребляли мороженое. Одна девица домучила мороженое её под ноги, скомкала обёртку, небрежно швырнула…, лениво потянулась… Две другие девицы также шлёпнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая…, …чего ещё выкушать? …Тыча в него пальцами, оживились девицы. - Гражданин! – зыкнула она ломающимся басом. И, уходя, обрушила на меня тяжёлый взгляд сытых глаз. | По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина… …всем улыбающийся опрятный мальчик… Мальчик, судя по всему когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери… …старался изо всех сил, ладонями сгрёб мусор, понёс его, словно пойманную пташку. Женщина… что-то ему тихо выговаривала…, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и всё улыбался. …Мальчик…укоризненно сказал… Лицо мальчика дрогнуло. Ещё плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстранённо-печальным и в то же доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу… Женщина…ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой – перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. |
Учитель:- Какую тональность выбирает писатель при описании «девиц»? Какими средствами это достигается?
Ученики: - В.П.Астафьев описывает героинь с иронией, это выражается в том, что он называет их «девицами».
- Он подбирает оценочные эпитеты: «вальяжной томностью», «тяжёлый взгляд сытых глаз».
- Через поведение, внешние проявления показывает бездушие героинь.
- В их поведении подчеркивает душевную пустоту.
- Даже в выборе глаголов, характеризующих действия девиц, чувствуется скептическое отношение автора к девушкам: мороженое «потребляли», «домучила»; «скуксились»; «зыкнула», «обрушила».
Учитель: - Как меняется тон писателя, когда он говорит о женщине с мальчиком?
- Его чувства к женщине и мальчику контрастно по отношению к девушкам.
- В.П.Астафьев абсолютно серьёзен в описании женщины с мальчиком. Чувствуется его бережное, сочувственное, трогательное отношение к душевно больному ребенку.
- В изображении героев этого рассказа писатель использует антитезу: в описании девушек мы считываем осуждение их бесчувственности, грубости, в описании же женщины и мальчика – грустное сопереживание, уважение.
Учитель:- Каков, на ваш взгляд, смысл противопоставления героев рассказа «На закате дня» с точки зрения оценки автора?
Ученики: - В.П.Астафьев таким образом выражает свое отношение к героям, осуждая поведение «трех девиц» по отношению к мальчику, который вызывает явную симпатию писателя, несмотря на свою душевное нездоровье. «Девицы» в своей бездуховности кажутся, благодаря авторской оценке, более ущербными, нежели больной ребёнок, подкупающий своим добродушием.
Учитель: - Как, на ваш взгляд, помогает понять отношение автора к изображаемому диалог рассказчика с «девицами»?
Ученики: - После того как предположение рассказчика о том, что девушки приезжали поступать в педучилище, оказалось верным, в его словах звучит саркастическая насмешка: «По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги».
-После этой остроты наигранное «благодушие» слетело с девиц, вылилось в неприкрытую грубость.
- Автор, как мне кажется, опечален тем, что встреченные им на пристани невоспитанные, бестактные, хамоватые девушки - будущие педагоги, ведь подобное поведение противоречит самой идее педагогики, одной из самых гуманных областей человеческой деятельности.
Учитель: Как вы считаете, как удалось В.П.Астафьеву косвенно передать свое отношение к описанной им ситуации?
Ученики: - Позиция автора выражена в портретной характеристике героев рассказа, в их поступках, в речи.
-Отношение к изображаемому писателю удалось передать при помощи использования приема иронии, оценочной лексики.
- В основе создания характеров лежит прием антитезы, помогающий нам сравнить героев и сделать самостоятельный вывод о недопустимости цинизма, грубости по отношению к людям неполноценным, тем более когда речь идет о детях.
-Рассказанный эпизод подсказывает читателю, как нельзя себя вести по отношению к окружающим, то есть, писатель использует прием от противного, чтобы выразить свое отношение к тому, о чем пишет.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать сочинение-рецензию на рассказ В.П.Астафьева «На закате дня».
Использованная литература:
1.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 528 с.
2. Г.Т.Егораева. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие/ Г.Т.Егораева. – 6-е изд., стереотип – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 254 с. (Серия «ЕГЭ 100 балов»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация элективного курса "Сочинение в жанре письма"
Презентация....
Тематическое планирование элективного курса "Сочинение в жанре письма"
Тематическое планирование занятий....
Пояснительная записка к элективному курсу "Сочинение в жанре письма"
Пояснительная записка....
Способы выражения авторской позиции в рассказе А.Н.Толстого""Гадюка"
Урок в 11 классе гуманитарного профиля...
Исследовательская работа по литературе "Способы выражения авторской позиции в романа Л.Улицкой "Медея и ее дети"
Способы выражения авторской позиции в романа Л.Улицкой "Медея и ее дети"...
Урок «Художественная деталь как способ выражения авторской позиции (по фрагменту неоконченного романа «Рим» и повести «Невский про-спект» Н.В. Гоголя)»
Цель: совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения , выражению в творческих работах своего отношения к окружающем...
Методическая разработка "Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Важным стало не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и ф...