Исследовательская работа «Роль крылатых выражений (фразеологизмов) в лексическом составе языка на примере басен И. А.Крылова»
творческая работа учащихся по литературе (7 класс) на тему
Лексический состав русского языка разнообразен, особое место в нём занимают фразеологические обороты, крылатые выражения, которые используются всеми людьми, хотя многие из нас не подразумевают об источнике происхождения того или иного выражения. Особую роль в образовании таких слов и выражений сыграл И.А.Крылов, который языком своих творений, басен, обогатил лексику русского языка красочными и говорящими выражениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mykalo.glav_.pptx | 527.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План исследования: Фразеологизмы как лексическая единица речи. Крылатые выражения, их признаки, особенности. Крылатые выражения в баснях И.А.Крылова, использование их в современной речи. Выводы. Проблема исследования: Лексический состав русского языка разнообразен, особое место в нём занимают фразеологические обороты, крылатые выражения, которые используются всеми людьми, хотя многие из нас не подразумевают об источнике происхождения того или иного выражения. Особую роль в образовании таких слов и выражений сыграл И.А.Крылов, который языком своих творений, басен, обогатил лексику русского языка красочными и говорящими выражениям.
Актуальность: Работая на уроках русского языка и литературы над баснями И.А.Крылова, еще с начальной школы я задумалась над многими особенностями басни: язык, стиль изложения, выразительные средства речи. Но больше всего меня заинтересовали необычные словосочетания- «крылатые выражения». Как с помощью их И.А.Крылову удаётся более точно описать героев, оценить их поступки, высмеять пороки. Крылатые выражения помогают понять сюжет басни, мораль и сделать выводы.
Цель: изучить роль крылатых выражений на основе басен И.А.Крылова «Крестьянин и лисица», «Паук и пчела». Задачи: подобрать литературу для исследовательской работы; изучить материалы по теме исследования; найти крылатые выражения в баснях: «Крестьянин и лисица», «Паук и пчела»; выяснить роль крылатых выражений в данных баснях; сделать выводы по данному проекту.
Гипотеза: У каждого из писателей есть свои особенности, свой стиль. Я думаю, что наличие фразеологизмов и выражений, ставшими крылатыми в произведениях И.А.Крылова- главная особенность стиля баснописца, его языка. Методы исследования: беседа описание сравнение сопоставление анализ обработка материала.
Этапы работы: 1. Беседа «Роль крылатых выражений в речи» (сентябрь) 2. Подбор литературы (октябрь) 3. Изучение материала по теме исследования (ноябрь- декабрь) 4. Работа с баснями И.А.Крылова (февраль- март) 5. Выводы и оформление исследовательской работы (апрель)
Научные сведения Фразеология - это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. Фразеологизмы - это устойчивые словосочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Источники фразеологизмов: По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими, другие - заимствованными. Одни связаны с историей нашей Родины (топорная работа), другие возникли из пословиц (собаку съел), из художественных произведений (как белка в колесе), из мифов разных народов (авгиевы конюшни)
Из биографии И.А.Крылова: Детство и отрочество не баловали будущего баснописца. И.А.Крылов не учился в школе, но в нём жила жажда знаний. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал образованным человеком. Каждый шаг к успеху не давался ему даром. Именно басня сделала его известным. Крылов написал 205 басен. Он любил свою родину и считал свои долгом вести борьбу с недостатками общества. Из народного языка, из пословиц черпал писатель многие свои сюжеты. По определению Н.В.Гоголя, басни И.А.Крылова – «Книга мудрости самого народа»
Басня «Голосистый ёж» «МЕДВЕДЬ НА УХО НАСТУПИЛ» - КТО - ЛИБО ЛИШЁН МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА Примеры крылатых выражений
«ВОЛКА НОГИ КОРМЯТ» - ЧТОБЫ ЗАРАБОТАТЬ НА ЖИЗНЬ, НАДО ДВИГАТЬСЯ, АКТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ И НЕ СИДЕТЬ НА МЕСТЕ Басня «Волк и ягнёнок»
Басня «Не бейся рыбою об лёд» «БИТЬСЯ КАК РЫБА ОБ ЛЁД» - НАСТОЙЧИВЫЕ, НО НАПРАСНЫЕ УСИЛИЯ
«БУРЯ В СТАКАНЕ ВОДЫ» - БОЛЬШИЕ ВОЛНЕНИЯ ПО НИЧТОЖНОМУ ПОВОДУ
Басня "Кот и повар" А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить.
Басня "Музыканты" А я скажу:по мне уж лучше пей, Да дело разумей.
"Лягушка и вол" Пример такой на свете не один: И диво ли, когда жить хочет мещанин, Как именитый гражданин, А сошка мелкая, как знатный дворянин.
Басня "Парнас" Мне хочется, невеждам не во гнев, Весьма старинное напомнить мненье: Что если голова пуста, То голове ума не придадут места.
Басня "Оракул" Я слышал-правда ль?-будто встарь Судей таких видали, Которые весьма умны бывали, Пока у них был у мный секретарь.
Басня "Синица" Примолвить к речи здесь годится, Но ничьего не трогая лица: Что делом, не сведя конца, Не надобно хвалитьс я .
Басня «Крестьянин и лисица» «Скажи мне, кумушка, Что у тебя за страсть кур красть? Ведь в ремесле твоём ни на волос добра не видно …» «Коль правду ты не лжёшь, Я от греха тебя избавлю И честный хлеб тебе доставлю. Наймись курятник мой от лис ты охранять: Зато ни в чём не будешь ты нуждаться И станешь у меня Как в масле сыр кататься !»
Выводы: крылатые выражения учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт; фразеологические обороты обогащают наш язык, делают речь более яркой, меткой, выразительной; фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях.
Используемая литература: фразеологический словарь русского языка 1994 г.; этимологический справочник 2001 г.; учебник «Русский язык» 2002 г.; журнал «Досуг в школе» 2007 г.; книга для учителя «Предметные недели в школе» Л.И. Косивцова 2003 г.; сборник басен И.А.Крылова 1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА РОЛЬ ЗООНИМОВ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОР-КАХ РУССКОГО, БАШКИРСКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ
ВВЕДЕНИЕ В XXI веке современная лингвистическая наука все большее внимание уделяет сопоставительному изучению языков....
Лингвистическая викторина для учащихся 6-7 классов "Крылатые выражения в английском и русском языках".
Лингвистическая викторина 6-7 классы...
Исследовательская работа «Роль диагностики в работе педагога –психолога»
Профилактика и просвещение является основой деятельности любого педагога-психолога. Она осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у д...
Научная работа "Использование идиоматических выражений как элемента семантического обогащения речи (на примерах русского и английского языков)"
Идиоматические выражения можно назвать своеобразными «микротекстами», впитывающими в себя различную информацию о происходящем. Идиомы предметы реальности, а также передают информацию, сохр...
«Красиво говорить – красиво мыслить» Сетевой урок по теме: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Каждому учителю, работающему в условиях нашего сурового северного климата, приходилось сталкиваться с такой проблемой, как выполнение учебных программ. Что делать, если ударили морозы и объявлен...
Презентация к исследовательской работе "Функционально- стилевые характеристики фразеологизмов в английском и русском языке"
Презентация к исследовательской работе "Функционально- стилевые характеристики фразеологизмов в английском и русском языке"...
Проектно-исследовательская работа "Роль английского языка в современном обществе"
Современный образ жизни требует от людей быть мобильными, знать компьютерные технологии, а также иностранные языки. Изучение иностранных языков, а в особенности английского языка, всегда предоставляет...