Рабочая учебная программа по родному (чувашскому) языку в 5 классе
рабочая программа (5 класс)

Павлова Людмила Николаевна

Рабочая программа учебного предмета «Родной (чувашский) язык» составлена в соответствии с новыми Законами Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273- ФЗ), Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» (от 01.07.2013 № 696-з), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, от 29.12.2014 №1644), согласно Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных организаций РФ, реализующих образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО, на основе примерной Программы основного общего образования по родному (чувашскому) языку,  Основной образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, перечня учебников из числа рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации, планируемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 № 253), адресована обучающимся 5 класса муниципального общеобразовательного  бюджетного  учреждения  средней  общеобразовательной  школы с.Ефремкино муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан.

Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса родного (чувашского) языка для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС ООО к условиям и результату образования обучающихся основной школы по родному (чувашскому) языку согласно учебному плану муниципального общеобразовательного  бюджетного  учреждения  средней  общеобразовательной  школы с.Ефремкино муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_raboch._progr._yaz._5_klass_fgosstr.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

  средняя общеобразовательная школа с.Ефремкино

муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан

                                                               

Рассмотрено.                                     Согласовано.                             Утверждаю

Руководитель  ШМО                        Зам. директора по УВР            Директор школы:

____________Л.Н.Павлова              _________В.М.Иванова           ________ И.А.Кузьмина                                  

Протокол № 01 от 27.08.2015г.                                                           Приказ № 199 от 31.08.2015г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                       

                                                                       

Рабочая учебная программа

по  родному (чувашскому) языку в 5 классе

на 2015 - 2016 учебный год

                                                                                   

                                                                             

                                                                                            Разработал учитель

                                                                                       чувашского языка и литературы

                                                                                       высшей категории

                                                                                       Павлова Людмила Николаевна

Ефремкино   2015 год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Родной (чувашский) язык» составлена в соответствии с новыми Законами Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273- ФЗ), Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» (от 01.07.2013 № 696-з), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, от 29.12.2014 №1644), согласно Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных организаций РФ, реализующих образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО, на основе примерной Программы основного общего образования по родному (чувашскому) языку,  Основной образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, перечня учебников из числа рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации, планируемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 № 253), адресована обучающимся 5 класса муниципального общеобразовательного  бюджетного  учреждения  средней  общеобразовательной  школы с.Ефремкино муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан.

Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса родного (чувашского) языка для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС ООО к условиям и результату образования обучающихся основной школы по родному (чувашскому) языку согласно учебному плану муниципального общеобразовательного  бюджетного  учреждения  средней  общеобразовательной  школы с.Ефремкино муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан.

Данная рабочая программа по родному (чувашскому) языку 5 класса  построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся, позволяет работать с  обучающимися разного уровня обучения и интереса к родному (чувашскому) языку. Она позволяет сформировать у обучающихся 5 класса достаточно широкое представление о языкознании. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, учитывает региональный компонент и дает распределение учебных часов по разделам курса 5 класса с учетом межпредметных связей, возрастных особенностей обучающихся. В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

Родной язык в системе общего среднего образования в школах с  родным (нерусским) языком обучения занимает особое место. Он является средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания.

Родной язык является средством приобщения учащихся к духовному богатству культуры и литературы своего народа, к достижениям мировой науки и культуры. Родной язык является одним из важнейших каналов социализации личности обучающихся, формирования гражданской идентичности и толерантности.

Учебный предмет «Родной (чувашский) язык» входит в образовательную область «Филология» и является средством познания языка и культуры своего народа и страны, способом более глубокого осмысления родного языка, предопределяет цель обучения родному языку как одному из языков межнационального общения. Основными целями обучения родному языку в  школе являются свободное   владение родным языком;   развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, овладение основными видами речевой деятельности, нормами использования языка в разных сферах и ситуациях общения, нормами чувашского речевого этикета;   освоение знаний о функционировании родного языка, его устройстве, об основных нормах чувашского литературного языка;   воспитание любви и уважения к родному языку как духовной ценности чувашского народа, формирование общероссийского гражданского самосознания и   воспитание толерантности.

Целями и задачами изучения родного языка в МОБУСОШ с.Ефремкино являются:

-        воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

- овладение  системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-        освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики фразеологии чувашского языка;

-        развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Родной язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству родной культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, родной язык неразрывно связан со многими школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Срок реализации программы учебного предмета «Родной (чувашский) язык» в 5 классе – один учебный год.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, с логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающегося. Содержание обучения родному языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами чувашского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики родного языка, владение нормами чувашского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Рабочая программа включает девять разделов:

пояснительную записку;

общую характеристику  учебного предмета «Родной (чувашский) язык»;

описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;

содержание учебного предмета, курса;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;  

тематическое планирование уроков по родному (чувашскому) языку в 5 классе с листом корректировки тематического планирования уроков рабочей учебной программы по родному (чувашскому) языку в 5 классе.

В рабочей программе используется система условных обозначений:

Р./р. – развитие речи.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Данная программа составлена в соответствии с региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Республики Башкортостан родным (нерусским) языком обучения.

Рабочая программа по родному (чувашскому)  языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы по чувашскому языку для 5-9 классов чувашских школ, авторы программы И.А.Андреев, Г.Н.Семенова, Ю.М.Виноградов, Чебоксары: издательство института образования Чувашской Республики, 2013 год  и в соответствии с Программой по чувашскому языку для 5-9 классов чувашских школ, автор программы И.А.Андреев, Чебоксары: издательство института образования Чувашской Республики, 2007 год. 

Основные содержательные параметры школьного обучения определены в государственных стандартах образования.

Технологии, используемые в учебном процессе:

1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.

2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.

3.Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

4. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.        

Формы организации учебного процесса: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;  

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;  

- письмо под диктовку;

 - комментирование орфограмм и пунктограмм.

Программа опирается на те знания, умения и навыки обучающихся, которые были получены ими в процессе обучения базового курса чувашского языка, чувашской литературы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Родной (чувашский) язык».

Одним из результатов обучения родному языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности родного языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Учебный предмет «Родной (чувашский) язык» входит в образовательную область «Филология». Согласно учебному плану с 1 по 4 классы идет обучение родному (чувашскому) языку, а с 5 класса идет изучение учебного предмета «Родной (чувашский) язык».

В соответствии с «Законом о языках» и с Законом Российской Федерации «Об образовании» в учебные планы вводится национально-региональный компонент. Национально-региональный компонент отражает специфику этнических, экономических, культурно-исторических и других особенностей Республики Башкортостан.

Данная программа составлена в соответствии с учебным планом основного общего образования МОБУ СОШ с.Ефремкино для 5 класса на 2015-2016 учебный год на основе примерного учебного плана основного общего образования вариант 3 по ФГОС.

Часы на преподавание учебного предмета «Родной язык и литература» выделяются из компонента образовательного учреждения.

Согласно Базисному учебному (образовательному) плану  общеобразовательных учреждений РФ, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО (вариант 3) отводит 2 часа в неделю и 70 учебных часа на год для изучения родного языка в 5 классе.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами являются:

1) понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей чувашского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках русского языка, иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка как национального языка чувашского народа, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами чувашского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

5.Содержание учебного предмета, курса.

Рабочая программа по родному (чувашскому)  языку в 5 классе рассчитана на 70 учебных часа (2 часа в неделю); из них на развитие речи отводится всего 8 часов, на контрольные работы – 5 часов.

Содержание раздела и тем учебного предмета:

ВЕДЕНИЕ. 1 ч.

Родной язык - чувашский язык.

Региональный компонент. Изучение и обучение родного (чувашского) языка и литературы в Республике Башкортостан.

ПОВТОРЕНИЕ. 12 ч.

Алфавит. Правописание букв б, г, д, ж, з, ф, ц, щ, ъ, ь. Корень слова. Аффиксы. Части речи. Предложение. Члены предложения. Предложения по цели высказывания. Текст.

Контрольная работа.

Развитие речи.

Региональный компонент. Сходство и отличие башкирского и чувашского алфавитов. Дикие животные. Птицы Республики Башкортостан. Помощь родному краю.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. 9 ч.

Обращения. Тема и основная идея текста. Сложное предложение. План текста. Предложения с прямой речью.

Описание. Повествование. Рассуждение.

Контрольная работа.

Развитие речи.

Региональный компонент. Деревья Республики Башкортостан.

ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ. 28 ч.

Алфавит. Гласные звуки. Гласные буквы. Сингармонизм гласных звуков. Нарушение сингармонизма в заимствованных словах. Разговорная речь. Согласные звуки. Сонорные звуки.

Шумные согласные. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости в письме. Правописание удвоенных согласных. Мягкие и твёрдые согласные в заимствованных словах.

Правописание звонких согласных. Правописание букв ф, ц, щ, ъ в заимствованных словах. Ударение. Ударения в заимствованных словах. Слова со звуками ё. Фонетический разбор. Сходство и отличие звуков в чувашском и русском языках. Чувашские и русские ударения.

Контрольная работа.

Развитие речи.

Региональный компонент. Сингармонизм в башкирском языке. Местные птицы

ЛЕКСИКА. 11 ч.

Значения слов. Однозначные и многозначные слова. Слова в прямом и переносном значении.

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Словари. Профессионализмы. Заимствованные слова.

Устаревшие слова и неологизмы. Диалектизмы. Разговорно-бытовые слова. Лексический разбор.

Региональный компонент. Климатические условия в Республике Башкортостан

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. 9 ч.

Корень слова и аффиксы. Словообразующие аффиксы. Правописание слов со словообразующими аффиксами. Сложные слова. Парные слова. Удвоенные слова.

Контрольная работа.

Развитие речи.

Региональный компонент. Местные животные. Местные совы.

Формы текущего контроля знаний в 5 классе:

тест;

диктант / диктант с грамматическим заданием;

проверочная работа с выборочным ответом;

комплексный анализ текста;

подробное, сжатое изложение;

сочинение повествовательного характера на заданную тему;

письменный ответ на вопрос проблемного характера;

сочинение по картине;

рассказ о случаях из жизни,

описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по   картине

устное /письменное высказывание на лингвистическую тему.

6. Тематическое планирование учебного предмета (с определением основных видов учебной деятельности обучающихся).

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

1.

ВЕДЕНИЕ. 1 ч.

Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования

2.

ПОВТОРЕНИЕ. 12 ч.

Алфавит.

Правописание букв б, г, д, ж, з, ф, ц, щ, ъ, ь

Корень слова. Аффиксы.  

Части речи.

Предложение. Члены предложения.

Предложения по цели высказывания.

Текст.

Отличать алфавит чувашского языка от других.

Различать в слове звуки речи.

Уметь находить корень слова и составные части слова.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении и словосочетании.

Выделять текст по цели высказывания.

3.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. 9 ч.

Обращения.

Тема и основная идея текста.

Сложное предложение.

План текста.

Предложения с прямой речью.

Описание. Повествование. Рассуждение.

Накапливать опыт по нахождению в тексте предложений с обращением и прямой речью.

Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие.

Находить в предложении грамматическую  основу и словосочетания.

Обозначать графически в предложении его грамматическую основу.

4.

ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ.28ч.

Алфавит.

Гласные звуки.

Гласные буквы.

Сингармонизм гласных звуков.

Нарушение сингармонизма в заимствованных словах.

Разговорная речь.

Согласные звуки.

Сонорные звуки.

Шумные согласные.

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости в письме.

Правописание удвоенных согласных.

Мягкие и твёрдые согласные в заимствованных словах.

Правописание звонких согласных.

Правописание букв ф, ц, щ, ъ в заимствованных словах.

Ударение. Ударения в заимствованных словах.

Слова со звуками ё.

Фонетический разбор.

Сходство и отличие звуков в чувашском и русском языках.

Чувашские и русские ударения.

Отличать алфавит чувашского языка от других.

Различать в слове звуки речи.

Группировать звуки по их характеристике и дополнять группы звуков в соответствии с их характеристикой.

Соотносить количество звуков и количество букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и бука. Определять количество слогов в слове.

Классифицировать слова речи по количеству слогов. Проводить звуко-буквенный и фонетический анализ слова.

Сравнивать звуки и буквы в рифмующихся словах.

Классифицировать слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков

Находить и отмечать в словах орфограммы (изученные и неизученные). Совместно вырабатывать порядок/алгоритм/схему проверки орфограммы.

Уметь выполнить фонетический разбор слова.

Наблюдать за ролью словесного и логического ударения в чувашском и русском языках.

5.

ЛЕКСИКА. 11 ч.

Значения слов.

Однозначные и многозначные слова.

Слова в прямом и переносном значении.

Омонимы.

Синонимы.

Антонимы.

Словари.  

Профессионализмы.

Заимствованные слова.

Устаревшие слова и неологизмы.

Диалектизмы.

Разговорно-бытовые слова.

Лексический разбор.

Адекватно выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.

Уметь разграничивать многозначные и омонимичные слова. Уметь отличать однокоренные слова от синонимов и омонимов.

Расширять активный и пассивный словарь.

Узнавать в тексте устаревшие слова, диалектизмы, разговорно-бытовые слова.

Уметь выполнить лексический разбор слова.

6

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. 9 ч.

Корень слова и аффиксы.

Словообразующие аффиксы.

Правописание слов со словообразующими аффиксами.

Сложные слова.

Парные слова.

Удвоенные слова.

Уметь находить корень слова и составные части слова.

Разграничивать слова, имеющих окончания.

Формулировать определение родственных слов, сверять его с текстом учебника. Накапливать опыт по определению значимых частей данных для разбора слов, в том числе с чередованием согласных в корне.

Обсуждать порядок действий при разборе слова по составу.         

7.  Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

1) Литература для обучающихся:

1. Сергеев Л.П., Андреева Е.А. Чăваш чĕлхи. Справочник.5-11 классем валли. Шупашкар, 2004.

2. Сергеев Л.П., Андреева Е.А., Брусова Г.Ф. Чăваш чĕлхи. Учебник. Шупашкар,2006. – 239с., ил.

Литература для учителя:

1. Данилова М.Г., Табакова М.З.. Сочинении евĕр изложени тексчĕсен пуххи.Чăваш шкулĕн 5-9 класĕсем валли.Шупашкар,2006.

2. Димитриев В.И. 6-7 классенче чăваш чĕлхи вĕрентесси. Шупашкар,2006.

3. Егорова В.А. 5-мĕш класри чăваш чĕлхи урокĕсем. Меслет сĕнĕвĕсем. Шупашкар, 2006.

4. Петрова Л.Г., Егорова В.А. Диктант пуххи.5-11 классем валли. Шупашкар,2006.

5. Петрова Е.В., Майков Е.А. Игровые задания по чувашскому языку и литературе. Методическое пособие для преподователей. Чебоксары,1993.

6. Сергеев Л.П., Яковлева И.Г. Сăмах диктанчĕ.Вăтам шкулсем валли. Шупашкар,2008.

7. Чăваш чĕлхи меслетлĕхĕ. 5-11 классем валли. Чăваш чĕлхине вĕрентекенĕсем тата аслă шкул студенчĕсем валли. Шупашкар,2004.

Электронные пособия для учителя и обучающихся:

1. Электронное пособие для 5 класса «Пĕлÿ шыраса» .- Чебоксары, 2007.

2. Электронный учебник для 5 класса «Чăваш чĕлхи». - Чебоксары, 2007.

2) Материально-техническое обеспечение:

1. Средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал).

2. Экранно-звуковые средства обучения (кино- и видеофильмы, видеоролики, аудиофильмы, мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, фонохрестоматия).

3. Пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия).

4. Технические средства обучения (видеомагнитофон, компьютер).

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательной школы программы по родному языку:

осознание роли родного языка как средства общения; осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации;

готовность практически использовать родной язык в межличностном и межнациональном общении; толерантность при межкультурном общении;

осознание родного языка как средства приобщения к культуре чувашского народа, народов РФ и мировой культуре.

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные   результаты   изучения  родного (чувашского) языка в основной школе.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

•        анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

•        идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

•        выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

•        ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

•        формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

•        обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

•        определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

•        обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

•        определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

•        выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

•        выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

•        составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

•        определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

•        описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

•        планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

•        определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

•        систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

•        отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

•        оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

•        находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

•        работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

•        устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

•        сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

•        определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

•        анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

•        свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

•        оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

•        обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

•        фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

•        наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

•        соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

•        принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

•        самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

•        ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

•        демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

•        подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

•        выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

•        выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

•        объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

•        выделять явление из общего ряда других явлений;

•        определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

•        строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

•        строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

•        излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

•        самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

•        вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

•        объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

•        выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

•        делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

•        обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

•        определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

•        создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

•        строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

•        создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

•        преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

•        переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

•        строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

•        строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

•        анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

•        находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

•        ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

•        устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

•        резюмировать главную идею текста;

•        преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);

•        критически оценивать содержание и форму текста.

4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

•        определять свое отношение к природной среде;

•        анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

•        проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

•        прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

•        распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

•        выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

•        определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

•        осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

•        формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

•        соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-        определять возможные роли в совместной деятельности;

-        играть определенную роль в совместной деятельности;

-        принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-        определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-        строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-        корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-        критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-        предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-        выделять общую точку зрения в дискуссии;

-        договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-        организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-        устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

•        определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

•        отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

•        представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

•        соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

•        высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

•        принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

•        создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

•        использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

•        использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

•        делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

•        целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

•        выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

•        выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

•        использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

•        использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

•        создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты школьной программы:

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализироватьи оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции чувашского языка в России, место родного языка среди тюркских языков;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава чувашского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др. )и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

9. Тематическое планирование уроков по родному (чувашскому) языку в 5 классе.

п/п

Дата проведения

Темы учебного материала  по чувашскому языку для 5 класса.

Кол-во

часов

Примечание

Предпо-

лагаемая дата

Фактичес

кая дата

1

03. 09.

Родной язык - чувашский язык.

1

Чувашский язык в РБ

2

05. 09.

Повторение. Алфавит.

1

Сходство и отличие башк. и чув. алфавита

3

10. 09.

Правописание букв б, г, д, ж, з, ф, ц, щ, ъ, ь

1

4

12. 09.

Контрольный диктант «Медведь».

1

Рег. комп. Дикие животные.

5

17. 09.

Работа над ошибками. Алфавит.

1

Птицы РБ

6

19. 09.

Корень слова. Аффиксы.  

1

7

24. 09

Части речи.

1

8

26. 09.

Предложение. Члены предложения.

1

9

01. 10.

Предложения по цели высказывания.

1

10

03. 10.

Текст.

1

11

08. 10.

Р/р. Подготовка к классному изложению «Доброе дело».

1

Помощь родному краю

12

10. 10.

Р/р. Написание изложения «Доброе дело».

1

13

15. 10.

Обращения.

1

14

17. 10.

Тема и основная идея текста.

1

15

22. 10.

Контрольный диктант «Мама»

1

Стр.15

16

24. 10.

Работа над ошибками. Сложные предложения. Прямая речь.

1

17

29. 10.

Сложное предложение.

1

18

05. 11.

План текста.

1

19

07. 11.

Р/р. Работа по картине «Посадка деревьев».

1

Деревья в РБ

20

12. 11.

Прямая речь.

1

21

14. 11.

Описание. Повествование. Рассуждение.

1

22

19. 11.

ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ. Алфавит.

1

23

21. 11.

Гласные звуки. Гласные буквы.

1

24

26. 11.

Гласные буквы.

1

25

28. 11.

Сингармонизм гласных звуков.

1

26

03. 12.

Р/р. Работа по картине «Наш класс».

1

27

05. 12.

Несовместимость двух гласных в словах.

1

28

10. 12.

Нарушение сингармонизма в заимствованных словах.

1

29

12. 12.

Разговорная речь.

1

30

17. 12.

Согласные звуки.

1

31

19. 12.

Контрольный диктант «Воробьи».

1

32

24. 12.

Работа над ошибками. Согласные звуки.

1

33

26. 12.

Сонорные звуки.

1

Сингармонизм в башкирском языке

34

14. 01.

Шумные согласные.

1

35

16. 01.

Твёрдые и мягкие согласные.

1

36

21. 01.

Правописание мягких согласных.

1

37

23. 01.

Правописание удвоенных согласных.

1

38

28. 01.

Мягкие и твёрдые согласные в заимствованных словах.

1

39

30. 01.

Правописание звонких согласных и букв ф, ц, щ, ъ в заимствованных словах.

1

40

04. 02.

Р/р. Подготовка к классному изложению «Синица»  

1

Стр.110 

Рег. комп. Местные птицы

41

06. 02.

Р/р. Написание изложения «Синица»  

1

42

11. 02.

Ударение.

1

43

13. 02.

Ударения в заимствованных словах.

1

44

18. 02.

Слова со звуками ă, ĕ.

1

45

20. 02.

Фонетический разбор слов.

1

46

25. 02.

Правописание имен существительных в 3 лице.

1

47

27. 02.

Сходство и отличие звуков в чувашском и русском языках.

1

48

03. 03.

ЛЕКСИКА. Значения слов.

1

49

05. 03.

Однозначные и многозначные слова.

1

50

10. 03.

Слова в прямом и переносном значении.

1

51

12. 03.

Контрольный диктант  «Весна»

1

Климатические условия в РБ

52

17. 03.

Работа над ошибками. Ударения в чувашском и русском языках.

1

53

19. 03.

Омонимы.

1

54

24. 03.

Синонимы.

1

55

07. 04.

Антонимы.

1

56

09. 04.

Словари.

1

57

14. 04.

Профессионализмы.

1

58

16. 04.

Заимствованные слова.

1

59

21. 04.

Устаревшие слова и неологизмы.

1

60

23. 04.

Диалектизмы.

1

61

28. 04.

Разговорно-бытовые слова.

1

62

30. 04.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Корень слова и аффиксы.

1

63

 05. 05.

Р/р. Подготовка к классному изложению «Кошка с собакой».

1

64

07. 05.

Р/р. Написание изложения «Кошка с собакой»

1

65

12. 05.

Словообразующие аффиксы.

1

Местные животные

66

14. 05.

Контрольный диктант «Сова».

1

67

19. 05.

Работа над ошибками. Повторение раздела «Орфография».

1

Местные совы

68

21. 05.

Сложные и парные слова.

1

69

26. 05.

Удвоенные слова.

1

70

28. 05.

Морфемный анализ слова.

1

 

Лист корректировки

тематического планирования уроков рабочей учебной программы

по родному (чувашскому) языку в 5 классе.

№ урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по чувашскому языку

№ппРаздел, тема урока Тип урокаВиды учебной деятельностиВиды контроля,измерителиДомашнее заданиеПланируемые результаты освоения материалаИспользование ИКТДата...

Рабочая программа по чувашскому языку, 3 кл

Рабочая программа по чувашскому языку, 3 класс, учебник Л.П.Сергеев, А.Р.Кульева "Чаваш челхи" 3 класс. (пояснительная записка, календарно- тематический план, содержание)...

Рабочая программа по чувашскому языку 5-9 классы

Рабочая программа составлена для национальной школы....

Рабочая программа по чувашскому языку 5 класс

Основные цели обучения в организации учебного процесса в 5 классе:* воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к чувашскому языку• совершенствование реч...

Рабочая программа по чувашскому языку 6-9 класс

Основные цели обучения в организации учебного процесса в 6 - 9 классах:* воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к чувашскому языку• совершенствовани...

Рабочая учебная программа. Немецкий язык. 11 класс. Заочное обучение.

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных  тем образовательного стандарта по разделам курса и  разработана с учетом   специфики работы в классах   заочной...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс специального (коррекционного) образованияVIII вида

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, методическими рекомендациями по формированию учебных планов для организации образовательного процесс...