Рабочая программа по чувашскому языку 6-9 класс
рабочая программа (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Плоткина Марина Алексеевна

    Основные цели обучения в организации учебного процесса в 6 - 9 классах:
* воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к чувашскому языку
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение чувашским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
•  формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chuv.yaz_._6-9_kl_2015-2016.doc764 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Чувашский язык»

в  6, 7,8,9 классах

Срок реализации программы: 2015-2016учебный год

                           

                   Составила: Плоткина Марина Алексеевна

                                                 учитель начальных классов

 

Иваньково-Ленино

2015

 

Пояснительная записка

по  курсу «Чувашский язык»

6– 9 классы

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Закон от 29.12.2012  № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993);
  • Примерной программы по чувашскому языку для русско-язычных школ ( 5- 9  классы), утвержденной Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики.

  • Учебный план МБОУ «Иваньково-Ленинская  основная общеобразовательная школа»

    Основные цели обучения в организации учебного процесса в 6 - 9 классах:
* воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к чувашскому языку
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение чувашским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
•  формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения.

    Данные цели обусловливают решение следующих задач:
• развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо;
• формирование общеучебных навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков
овладение нормами чувашского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
• обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по чувашскому языку
• формирование  общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д)

Общая характеристика учебного предмета

Основное назначение предмета «Чувашский язык» состоит в формировании коммуникативной компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями чувашского языка.

Чувашский язык как учебный предмет характеризуется:

- межпредметностью (содержанием речи на чувашском языке могут быть сведения из разных областей знания:  литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

- многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим; с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности).

Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, чувашский язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение чувашским языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям поликультурного, полиязычного мира.

 Чувашский язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного,

коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению языку.

Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного

процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей,

предполагает особый акцент на социокультурной составляющей коммуникативной компетенции. Такой подход должен обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре чувашского народа, лучшее осознание своей культуры, умение представить ее средствами чувашского языка, включение школьников в диалог культур.

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания

  • Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

  • Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект.

  • Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

- разговор с замещённым собеседником.

  • Игровые и деятельностные методы:

- игра-испытание;

- ролевая игра;

- продуктивный труд.

     

 Формы обучения

  • Классно-урочные занятия.
  • Групповая форма обучения.
  • Внеклассные занятия – классные семейные праздники.  
  • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностной,  творческой форме.
  • Экскурсии.

           

Формы контроля

Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, тестирование, подготовка и презентация проекта.

Формы контроля и возможные варианты его проведения:

индивидуальный       контроль    (контроль   учителем):  

- устный    опрос,  

-домашняя     работа (поисковая,      творческая),

-  самостоятельная    работа   (воспроизводящая; вариативная;  эвристическая).


                 
Описание учебного предмета

Рабочая программа  рассчитана на:

6 класс -3 часа в неделю, всего 105 час0в

7 класс -2 часа в неделю, всего 70 часов

8 класс -2 часа в неделю, всего 70 часов.

9 класс – 1 час в неделю, всего 34 часа

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание, обеспечивающее формирование речевой компетенции

Предметное содержание речи

  • Я и моя семья.
  • Межличностные взаимоотношения со сверстниками и друзьями.
  • Школьное образование.
  • Мир профессий.
  • Досуг и увлечения.
  • Здоровый образ жизни.
  • Морально-этические нормы поведения человека в обществе, природе.
  • Человек и природа.
  • Времена года.
  • Чувашская Республика – моя малая родина.
  • Родная страна.
  • Страны и народы мира.
  • Культурные достижения и традиции народов мира и России.
  • Научно-технический прогресс.
  • Средства массовой информации и коммуникации.
  • Глобальные проблемы современного мира.

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

Говорение

Диалогическая речь

Дальнейшее совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении. Уметь вести:

  • этикетный диалог в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и социокультурного общения;
  • диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);
  • диалог – побуждение к действию;
  • диалог – обмен мнениями;
  • комбинированный диалог.

Объем диалога – не менее 5–6 реплик (5–7 классы); не менее 6–7 реплик (8–9 классы) со стороны каждого учащегося.

Монологическая речь

Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:

  • описание;
  • сообщение;
  • рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения);
  • характеристика (персонажей);
  • рассуждение (с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией (с опорой и без опоры) на прочитанный или услышанный текст, либо на заданную коммуникативную ситуацию).

Объем монологического высказывания: 6 класс – 8–10 предложений, 7 класс – 10–12 предложений, 8 класс – 12–14, 9 класс – 14–16 предложений.

Аудирование

Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аудио- и видеотекстов с разной сложностью и содержания. Воспринимать на слух и понимать:

  • речь учителя, одноклассников при непосредственном общении и вербально/ невербально реагировать на услышанное;
  • полностью содержание несложных аудио- и видеотекстов, построенных на знакомом учащимся языковом материале (время звучания таких текстов для аудирования – до 1 мин);
  • основное содержание аудио- и видеотекстов, содержащих наряду с изученным материалом незначительный незнакомый языковой материал (время звучания таких текстов для аудирования – до 2 мин);
  • выборочно интересующую информацию в зависимости от коммуникативной задачи. (Выборочное понимание интересующей информации предполагает умение выделять значимую информацию в одном или нескольких коротких текстах, опуская избыточную. Время звучания таких текстов для аудирования – до 1,5 мин).

Содержание текстов для аудирования должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность.

Чтение

Умение читать вслух с соблюдением орфоэпических норм учебные, а также несложные аутентичные (подлинные, неприспособленные для учебных целей) художественные, научно-популярные и газетно-журнальные (публицистические) тексты, читать про себя и понимать их содержание. Типы текстов: рассказ, описание, статья, интервью, объявление, рецепт, реклама, стихотворение, басня, сказка и т.п.

Умение читать и понимать тексты в зависимости от вида чтения:

  • с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
  • с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
  • с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (поисковое/просмотровое чтение).

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного лексического словаря.

Чтение с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение) осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающее незначительное количество незнакомых слов.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (поисковое/просмотровое чтение) осуществляется на несложных аутентичных текстах разных жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

Чтение с полным пониманием содержания (изучающее чтение) осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации.

Письменная речь

Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно  умений:

  • списывать текст с выполнением какого-либо грамматического задания;
  • переводить небольшие тексты с русского языка на чувашский язык;
  • писать диктанты на основе изученных грамматических тем;
  • составлять план устного или письменного сообщения;
  • писать поздравления с праздниками, выражать пожелания;
  • писать личное письмо с опорой и без опоры на образец;
  • создавать небольшие письменные тексты (сочинения) по заданному плану или опорным словам;
  • кратко излагать результаты проектной работы по заданному плану.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой компетенции (языковые знания)

Графика

Современный чувашский алфавит. Буквы чувашского алфавита.

Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах.

Буквы о, ё, б, г, д, ж, з, щ, ц, ф, ъ.

Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков с помощью букв а, ӑ, у, ы, о, е, э, и, ĕ, ÿ.

Функции мягкого знака: смягчение согласных, расположенных после гласных а, ă, у, ы (ахаль, кукӑль, пуль, выльӑх) и разделение от букв е, я (тухья, çемье).

Функция букв е, ё, ю, я в начале слова (ешчӗк, ёлка, юман, ялав).

Функция букв е, ю, я после гласных (чие, каю, каять).

Функция букв ю, я перед согласными (Анюк, выля).

Знаки транскрипции.

Орфография

Прописная буква в начале предложения и в именах собственных.

Перенос слов.

Перенос слов с мягким знаком (ь) в середине слова.

Перенос слов с разделительным мягким знаком.

Перенос слов с двойными согласными.

Правописание звонких согласных звуков [б], [г], [д], [ж], [з], [Х], [Ч'] [Ç'], расположенных между гласными, между  сонорными согласными [в], [й'], [л], [м], [н], [р]   и гласным.

Правописание различных частей речи с удвоенными согласными (анне, виççӗ).

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным.

Правописание наречий.

Правописание изученных частиц, послелогов, союзов.

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений (такам, темиçе; никам, нимӗн).

Правописание парных и повторяющихся слов.

Правописание количественных и порядковых числительных в пределах 1000.

Пунктуация

Кавычки в собственных именах.

Знаки препинания в конце предложений (.?!).

Знаки препинания при междометиях (Ах! Мӗнле илемлӗ вӑрманта.).

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.

Знаки препинания в предложениях с обращениями.

Знаки препинания в вводных  конструкциях.

Знаки препинания в прямой речи.

Знаки препинания в диалоге.

Знаки препинания при цитировании.

Знаки препинания  в неполных предложениях (Эпир яшка çирӗмӗр, вӗсем – пӑтӑ).

Знаки препинания в простом предложении (Шупашкар хула. Шупашкар – хула).

Знаки препинания  в сложных предложениях.

Фонетическая сторона речи

Адекватное произношение и различение на слух всех звуков чувашского языка.

Гласные, обозначающие мягкость и твердость согласных.

Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные и их произношение.

Сочетания звуков: [й’ӗ], [й’ӑ], [й’ӱ], [й’ы], [й’и].

Озвончение шумных глухих согласных между двумя гласными и между сонорными согласными [в], [й'], [л], [м], [н], [р]  и гласным.

Произношение звука [в].

Произношение слов с разделительным мягким знаком (ь).

Произношение слов с мягким знаком на конце и в середине слова: выльăх, Кольăпа.

Произношение слов с удвоенными согласными.

Звуки [л], [н], [т] перед аффиксом : хули, шкулти, çуни.

Сингармонизм. Соблюдение закона сингармонизма при выборе аффиксов.

Ударение в словах. Полные и неполные гласные. Ударные и безударные гласные. Место ударения в слове. Подвижность словесного ударения.

Ударение во фразах.

Слог. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги.

Членение предложений на смысловые группы.

Интонация в различных типах предложений.

Интонация в предложениях с частицами, междометиями, однородными членами,  вводными словами, прямой речью, в сложных предложениях.

Звукобуквенный разбор слова.

Лексическая сторона речи

Объем лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, без учета непереводимых слов – 2000 (включая усвоенные в начальной школе).

Речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру чувашского народа.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слова.

Слова, заимствованные из русского языка через устную речь (карçинкка, витре, сараппан т.ыт. те).

Слова, заимствованные из русского языка через письменную речь (библиотека, ручка, компьютер т.ыт.те).

Синонимы, антонимы, омонимы.

Фразеологизмы и подобные им устойчивые сочетания слов (хĕвел пăхать, çумăр çăвать, çурт ларать). Особенности перевода фразеологизмов на русский язык (дословная непереводимость).

Повторяющиеся слова.

Морфемика и словообразование

Состав слова: корень и аффикс. Основа слова. Словообразование и изменение форм слова. Аффикс как формообразующая и словообразующая морфема.

Отличие структуры чувашских слов от структуры слов русского языка.

Основные способы образования слов:

1) аффиксация:

образование глаголов от существительных (хуравла, ӗçле), прилагательных (кахаллан, кичемлен, хитрелет, пысӑклат),  подражательных слов (мӑрла, кӗрле, йӑлтӑртат, вӗлтӗртет);

образование существительных от существительных (сутуçӑ, тӗрӗçӗ, этемлĕх, çынлӑх), глаголов (суйлав, кану, вĕренÿ, туйӑм, çиçĕм), прилагательных (йывӑрлӑх, тӗрӗслӗх);  

образование прилагательных от существительных (туслă, илемлĕ), глаголов (мухтанчӑк, вӗçкӗн), прилагательных (çаврака, начаркка, имшеркке);

2) словосложение:

образование парных слов: существительное + существительное (атте-анне, сĕтел-пукан);

образование сложных слов: улмуççи = улма + йывӑç; сурхури = сурӑх + ура;

3) конверсия (переход слова из одной части речи в другую): Кĕркунне çулçӑсем саралаççĕ. Кĕркунне çитрĕ.

Морфемный и словообразовательный анализ слова.

Грамматическая сторона речи

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция имени существительного.

Начальная форма существительных.

Число имен существительных. Образование множественного числа существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Русские существительные, не имеющие единственного числа, в чувашском языке (ножницы – хачӑ, хачӑсем; очки – куçлӑх, куçлӑхсем, но каникулы – каникул).

Вопросы имени существительных: кам? мĕн? камсем? мĕнсем?

Значения падежей. Падежные вопросы  существительных. Падежные формы существительных в единственном и во множественном числе.

Согласование глаголов настоящего и прошедшего очевидного времени с существительными.

Заимствованные из русского языка несклоняемые существительные.

Форма принадлежности существительных.

Замена имен существительных личными местоимениями.

Имена существительные с аффиксом -чĕ (каçчӗ, шкултаччӗ.)

Употребление существительных в речи. 

Частичный морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

Вопросы прилагательного: мĕнле? мӗн тӗслӗ?

Связь имени прилагательного с именем существительным, глаголом.

Степени сравнения прилагательных и их образование.

Прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы.

Самостоятельная форма прилагательных (илемлĕ – илемли, илемлĕскер, чипер – чиперри, чиперскер).

Имена прилагательные с аффиксом -чĕ (илемлӗччӗ, капӑрччӗ).

Употребление прилагательных в речи. 

Частичный морфологический разбор имени прилагательного.

Имя числительное

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция имени числительного в предложении.

Количественные, порядковые, разделительные, собирательные, дробные числительные и их образование.

Вопросы числительных.

Полные и краткие количественные числительные.

Связь кратких количественных числительных с существительными.

Имена числительные с аффиксом -чĕ. (Эпӗ ун чух улттӑраччӗ.)

Употребление числительных в речи. 

Частичный морфологический разбор имени числительного.

Местоимение

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция местоимения в предложении.

Разряды местоимений: личные (эпĕ, эсĕ, вăл, эпир, эсир, вĕсем), лично-возвратные (хам, ху, хăй, хамăр, хăвăр, хăйсем), указательные (ку, çак, кашни, леш, акă, авă), вопросительные (кам, мĕн, мĕнле, хӑш, миçе, мĕн чухлĕ), отрицательные (никам, нимĕн, нимле, нихăш, нимĕн чухлĕ), неопределенные (такам, темĕн, темле, тахăш, темĕн чухлĕ, темиçе), определительные (пĕтĕм, пур).

Изменение личных и возвратных местоимений по падежам.

Согласование личных местоимений с глаголами.

Местоимения с аффиксом -чĕ. (Кӗнеке манраччӗ.)

Употребление местоимений в речи. 

Частичный морфологический разбор местоимения.

Глагол

Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая функция глагола  в предложении.

Начальная форма глагола.

Времена глагола. Настоящее, будущее и прошедшее (прошедшее очевидное, прошедшее многократное). Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем, будущем и прошедшем времени. Утвердительная и отрицательная формы.

Настоящее время в значении будущего.

Настоящее время в значении прошедшего.

Вопросы глаголов. Классификация глаголов по вопросам.

Согласование глаголов с существительными и местоимениями.

Форма возможности-невозможности действия разных времен глаголов.

Наклонения глагола (изъявительное, повелительное, сослагательное). Настоящее, будущее и прошедшее время в изъявительном наклонении.

Образование глаголов от существительных, подражательных слов с помощью аффиксов.

Употребление глаголов в речи. 

Частичный морфологический разбор глагола.

Безличные формы глагола

Инфинитив

Значение инфинитива. Основные признаки инфинитива. Образование инфинитива с помощью аффиксов -ма (-ме), -машкăн (-мешкĕн).

Роль инфинитива в предложении. Особенности инфинитива в чувашском языке по сравнению с инфинитивом в русском языке.

Употребление инфинитива в речи. 

Деепричастие

Аффиксы деепричастий -са(-се), -сан(-сен), -а(-е), -иччен, -массерен(-мессерен). 

Утвердительная и отрицательная формы деепричастия.

Употребление деепричастий в речи. 

Причастие

Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая функция причастия в предложении.

Образование причастий настоящего, будущего, прошедшего времени. Утвердительная и отрицательная формы.

Существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени (вулакан ача, вуланă ача).

Причастия долженствования. Образование отрицательной формы.

Самостоятельная форма причастий.

Склонение причастий.

Употребление причастий в речи. 

Частичный морфологический разбор причастия.

Наречие

Общее значение,  морфологические признаки, синтаксическая функция наречия.

Разряды наречий по значению. Наречия образа действия ӗнле? хӑвӑрт, ерипен, сасартӑк). Наречия времени (хӑçан? паян, ялан, кӑçал; хӑçанччен? халиччен, паянччен, ӗнерччен; хӑçантанпа? иртенпе, ӗнертенпе). Наречия места (ӑçта? кунта, ниçта, йӗри-тавра; ӑçтан? кунтан, ниçтан, унтан; ӑçталла? кунталла, унталла, каялла). Наречия меры ӗн чухлӗ? кӑшт, ытла, питӗ, пӑртак; мӗн таран? мӗн тери?). Наречия причины ӗншӗн? ахаль). Наречия-антонимы (паян – ыран, çулла – хӗлле, кунта – унта).

Степени сравнения наречий. Образование сравнительной степени наречий образа действия. Сравнительная степень некоторых наречий места (кунта – кунтарах, таçта – таçтарах), наречий времени (час – часрах, ӗлӗк – ӗлӗкрех, анчах – анчахрах, халь – хальтерех), наречий меры (ытла –ытларах, пӑртак – пӑртакрах).

Образование превосходной степени наречий образа действия (аран-аран, хуллен-хуллен).

Употребление наречий в речи.

Частичный морфологический разбор наречия.

Подражательные слова

Значение,  морфологические признаки, синтаксическая функция в предложении. Вопросы подражательного слова.

Особенности подражательных слов в чувашском языке в сравнении с русским.

Употребление подражательных слов в речи.

Служебные слова

Послелоги

Послелог как служебная часть речи.

Место послелогов в предложении.

Изменяемые и неизменяемые послелоги.

Употребление послелогов с различными частями речи.

Употребление послелогов в речи.

Союзы

Союз как служебная часть речи. Значение и роль союзов в предложении.

Разряды союзов: сочинительные (тата, ни-ни, та, те, анчах, çапах, пӗр-пӗр, пӗрре-тепре)  и подчинительные ӗншӗн тесен, ма тесен, тесе, тесен, пулсан та, пулин те) союзы .

Употребление союзов в речи.

Частицы

Значение, морфологические признаки, синтаксическая функция.

Разряды частиц. Отрицательные частицы мар, çук. Вопросительные частицы -и, -ши. Указательные частицы акӑ(ак), авӑ (ав). Выделительные частицы çеç, кӑна, анчах. Частица тен, выражающая сомнение. Усилительные частицы та, те, чи.

Употребление частиц в речи.

Междометия

Понятие о междометии. Значения междометий. Отличие междометий от самостоятельных частей речи.

Употребление междометий в речи.

Синтаксис

Словосочетание

Понятие о словосочетании. Основные признаки словосочетания. Структура словосочетания. Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Типы связи слов в словосочетании (аффиксы, послелоги, порядок расположения).

Частичный синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Связь слов в предложениях.

Виды предложений по цели высказывания  и интонации.

Утвердительные и отрицательные предложения. Образование отрицательных предложений.

Способы образования вопросительных предложений.

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения

Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения, способы их выражения. Дополнение, определение, обстоятельство.

Виды предложений по наличию второстепенных членов: распространенные и нераспространенные предложения.

Употребление в речи распространенных и нераспространенных предложений.

Разбор простого предложения (по членам предложения).

Виды предложений по структуре

Двусоставные и односоставные предложения.

Типы односоставных предложений: назывные и глагольные (определенно-личное, неопределенно-личное, безличное).

Полные и неполные предложения.

Употребление в речи двусоставных и односоставных предложений.

Простое осложненное предложение

Предложения с однородными членами.

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

Предложения с однородными членами без союзов и  с союзами та, те, тата, ни, анчах, çапах, е-е, пӗрре-тепре, те-те.

Предложения с обращениями. Место обращения в предложении.

Предложения с вводными словами.

Употребление в речи предложений с однородными членами,  обобщающим словом при однородных членах, обращениями,  вводными словами.

Сложное предложение

Сложносочиненное предложение и его виды

Смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений. Способы связи частей сложносочиненного предложения.

Классификация сложносочиненных предложений по характеру союза и значению. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами та, те, тата. Сложносочиненные с противительными союзами анчах, çапах. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами те-те, е-е, пӗрре-тепре, ни-ни.

Употребление в речи сложносочиненных предложений.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненные предложения, их структура. Место придаточной части по отношению к главной.

Средства связи частей сложноподчиненного предложения: союзы, союзные слова, послелоги, аффиксы, порядок расположения.

Виды сложноподчиненных предложений по значению: СПП с придаточными в роли подлежащего, СПП с придаточными в роли сказуемого, СПП с придаточными определительными, СПП с придаточными изъяснительными (дополнительными), СПП с придаточными обстоятельственными.

Употребление в речи сложноподчиненных предложений.

Способы передачи чужой речи

Прямая речь, косвенная речь. Структура предложений с прямой и косвенной речью. Место слов автора и прямой речи. Глаголы, вводящие прямую речь в предложение. Преобразование прямой речи в косвенную. Косвенная речь в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем и прошедшем времени.

Диалог. Цитата. Ввод цитаты в речь.

Содержание, обеспечивающее формирование социокультурной компетенции (социокультурные знания и умения)

В процессе обучения чувашскому языку в 6–9 классах учащиеся овладевают умением осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях региона. Это предполагает овладение:

– знаниями о значении родного и других языков в современном мире;

–  сведениями о социокультурном портрете республики, ее символике, культурном наследии, традициях чувашского народа;

– представлением о сходстве и различиях в традициях чувашского и русского народов; об особенностях их образа жизни, быта, культуры; о некоторых произведениях чувашской художественной литературы;

– умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику);

– умениями представлять родной край и его культуру гостям республики.

Компенсаторная компетенция (компенсаторные умения)

Совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в процессе общения: переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые понятия, словари; догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике; использовать синонимы, антонимы, описания.

Учебно-познавательная компетенция

Общеучебные умения и универсальные учебные действия

В процессе обучения чувашскому языку в основной школе формируются и совершенствуются умения:

– работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание текста по аналогии, заполнение таблиц;

– работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной, запрашиваемой или нужной, полной и точной информации;

– работать с разными источниками: справочными материалами, словарями, электронными и интернет-ресурсами, литературой;

– планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование), анализ и обработка полученных данных, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация, ответы на вопросы по проекту; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;

– самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома, применяя самонаблюдение, самоконтроль, самооценку.

Специальные учебные умения

На уроках чувашского языка у учащихся основной школы формируются и совершенствуются умения:

– находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;

– пользоваться языковой догадкой для понимания слов;

– осуществлять словообразовательный анализ;

– использовать выборочный перевод;

– пользоваться чувашско-русским, русско-чувашским, также орфографическим словарями;

– читать и понимать несложные художественные и газетно-журнальные тексты;

– участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.

Требования  к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
Аудирование
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
-разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами текста;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения и паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
Говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
-подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
Письмо
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объёму тексты ( сочинения- миниатюры разных стилей)
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок;
-исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении;
Фонетика и орфоэпия
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощённой транскрипции  для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарём;
Графика
- правильно произносить названия букв чувашского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
Морфемика
-выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учётом значения слов;
-учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально- оценочными суффиксами в художественных текстах;
Лесикология
- объяснять лексическое значение слов разными способами ( описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов , однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы, от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употребление слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного подбора;
Морфология
-различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени  и т.д.
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
Орфография
- находить орфограммы в морфемах
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
Синтаксис и пунктуация
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по  заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- соблюдать верную интонацию конца предложений;
- опознавать предложения , осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях( в изученных конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения4
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 7 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
Аудирование.
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
-разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами текста;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения и паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
Говорение
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
-подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
Письмо
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объёму тексты ( сочинения- миниатюры разных стилей)
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок;
-исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении;
Фонетика и орфоэпия
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощённой транскрипции  для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарём;
Графика
- правильно произносить названия букв чувашского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
Морфемика
-выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учётом значения слов;
-учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально- оценочными суффиксами в художественных текстах;
Лесикология
- объяснять лексическое значение слов разными способами ( описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов , однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы, от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употребление слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного подбора;
Морфология
-различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени  и т.д.
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
Орфография
- находить орфограммы в морфемах
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
Синтаксис и пунктуация
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по  заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- соблюдать верную интонацию конца предложений;
- опознавать предложения , осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях( в изученных конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения  чувашского   языка  ученик 8  класса  должен знать / понимать:

Говорение

- уметь общаться на  чувашском   языке  между собой, с учителями, с родителями

- уметь передавать основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к нему

Рассказ учащихся должен состоять из 15-16 предложений.

Чтение

- осмысленное чтение учебного и стихотворного текста

За минуту восьмиклассник должен прочитать 500 символов.

Письмо

- уметь писать письмо, заметки и записки

- уметь выражать свое мнение о прочитанном тексте (в письменном виде)

- написание текста под диктовку в соответствии с соблюдением изученных правил

Грамматика

- различать подчинительную и сочинительную связь в предложениях

- использовать в речи глагольные словосочетания

- образовать производные слова с помощью основных словообразующих аффиксов

- признаки изученных грамматических явлений (имен существительных, прилагательных, числительных, наречий, местоимений)

В активном словаре восьмиклассника должно быть более 2000 слов.

Формы контроля уровня достижений учащихся:

Устный опрос

Тестирование

Аудирование

Взаимопроверка

Самостоятельная работа

Контрольная работа

                       

           Требования к уровню подготовки выпускников (9 класс)

      В результате изучения чувашского языка ученик должен

       Знать/понимать:

       •     основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение);

       •     особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;

       •     признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, степеней сравнения прилагательных, местоимений, числительных, предлогов);

       •     основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика);

       •  особенности образа жизни, быта, культуры республики (известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в культуру), сходство и различия в традициях своей страны и республики;

      Уметь:

       говорение

       •     начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

       •     расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

       •     рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и республике;

       •     делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

       •     использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;

       аудирование

       •     понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на

вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;

       •   понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;

       •    использовать переспрос, просьбу повторить;

            чтение

       •      ориентироваться в тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;

       •  читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

       •      читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

       •      читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

        письменная речь

       •     заполнять анкеты и формуляры;

       •     писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.

      Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

       •     социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями чувашского языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;

       •     ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.

Содержание изучаемого предмета

6 класс

  Содержание курса строится по коммуникативно - тематическому принципу. Учебник состоит из 17 разделов, отражает предметное содержание речи учеников 6 класса.

Раздел 1. Летние каникулы

Раздел 2. В родной школе

Раздел 3. Мои самые дорогие люди

Раздел 4. Моя любимая телепередача

Раздел 5. Каждое время года – прекрасно

Раздел 6. Человек дела – счастливый человек

Раздел 7. Новый год

Раздел 8. Наш дом

Раздел 9. Районы Чувашии

Раздел 10. Человек и природа

Раздел 11. Цветы – красота природы

Раздел 12. Любимые ягоды

Раздел 13. Республики России

Раздел 14. Штаты Америки

Раздел 15. Страны Европы

Раздел 16. Страны Азии

Раздел 17. Повторение и обобщение пройденного материала

Содержание изучаемого предмета

7 класс

  Содержание курса строится по  коммуникативно - тематическому принципу. Учебник состоит из 14 разделов, отражает предметное содержание речи учеников 7 класса.

Раздел 1. Лес – богатство природы

Раздел 2. Птицы, внесенные в Красную книгу

Раздел 3. Цветы – украшение природы

Раздел 4. Традиции цветов

Раздел 5. Цветы в жизни человека

Раздел 6. Цвета в жизни человека

Раздел 7. Что означает твое имя

Раздел 8. Звезды кино

Раздел 9. Звезды эстрады

Раздел 10. Республики Российской Федерации

Раздел 11. Современные чудеса света

Раздел 12. Самые большие города мира

Раздел 13. Страны мира

Раздел 14. Обобщение и закрепление пройденного материала

Содержание изучаемого  предмета

8 класс

Содержание курса строится по коммуникативно – тематическому принципу. Учебник состоит из 4 разделов, отражает предметное содержание речи учеников 8 класса.

Раздел 1. Здравствуй, любимая школа!

Раздел 2. Чувашское устное народное творчество.

Раздел 3. Любимый край, Чувашия.

Раздел 4. В мире растений и животных.

Содержание учебного материала

9 класс

1)  фонетические средства общения

          2) графические средства общения

          3) грамматические средства общения

4) лексические средства общения

5) общие учебные умения.

Предметное содержание речи

1. Межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе; внешность и характеристики человека; досуг и увлечения (спорт, музыка, посещение кино/театра, дискотеки, кафе); покупки.

2. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним; проблемы выбора профессии.

3. Страна и республика, их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), достопримечательности, выдающиеся люди, их вклад в науку и культуру.

4.Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни.

Учебно-методический комплекс

6 класс

Авторы-составители

Название учебного издания

Год издания

Издательство

1

Абрамова Г.В.

«Чаваш челхи» 6 класс

2010г

Чувашское книжное издательство

2

Абрамова Г.В.

Рабочая тетрадь в 2 частях

2014г

Чувашское книжное издательство

3

Абрамова Г.В.

Видеодиск

2009г

Чувашское книжное издательство

4

Абрамова Г.В.

Электронное пособие «Картинный словарь чувашского языка»

2008г

Чувашское книжное издательство

Тематическое планирование

6  класс

Учебно-тематический план

3 часа в неделю

Раздел

Количество часов в рабочей программе

Раздел 1. Летние каникулы

7

Раздел 2. В родной школе

8

Раздел 3. Мои самые дорогие люди

6

Раздел 4. Моя любимая телепередача

6

Раздел 5. Каждое время года - прекрасно

8

Раздел 6. Человек дела – счастливый человек

8

Раздел 7. Новый год

5

Раздел 8 Наш дом

4

Раздел 9. Районы Чувашии

6

Раздел 10. Человек и природа

8

Раздел 11. Цветы – красота природы

6

Раздел 12. Любимые ягоды

6

Раздел 13. Республики России

5

Раздел 14. Штаты Америки

5

Раздел 15. Страны Европы

6

Раздел 16. Страны Азии

4

Раздел 17. Повторение и обобщение пройденного

7

Всего

105

Учебно-методический комплекс

7 класс

Авторы-составители

Название учебного издания

Год издания

Издательство

1

Абрамова Г.В.

«Чаваш челхи»

 7 класс

2012 г

Чувашское книжное

издательство

Тематическое планирование

7  класс

Учебно-тематический план

2 часа в неделю

Раздел

Количество часов в рабочей программе

Раздел 1. Лес – богатство природы

                 5

Раздел 2.Птицы, внесенные в Красную книгу

5

Раздел 3. Цветы – украшение природы

4

Раздел 4. Традиции цветов

5

Раздел 5. Цветы в жизни человека

5

Раздел 6. Цвета в жизни человека

4

Раздел 7. Что означает твое имя

4

Раздел 8. Звезды кино

5

Раздел 9. Звезды эстрады

5

Раздел 10. Республики российской Федерации

5

Раздел 11. Современные чудеса света

5

Раздел 12. Самые большие города мира

5

Раздел 13. Страны мира

6

Раздел 14. Обобщение и закрепление пройденного материала

7

Всего

70

Учебно-методический комплекс

8 класс

Авторы-составители

Название учебного издания

Год издания

Издательство

1

Г.В.Абрамова

«Чувашский язык»

 8 класс

2015 г

Чувашское книжное

издательство

Тематическое планирование

8  класс

Учебно-тематический план

2 часа в неделю

Раздел

Количество часов в рабочей программе

Раздел 1. На летних каникулах

2

Раздел 2. Желтое время года - осень

3

Раздел 3.Семья  

4

Раздел 4. Школьная жизнь

4

Раздел 5. Мое хобби

4

Раздел 6. Белое время года - зима

4

Раздел 7. Чувашская Республика

5

Раздел 8. Чуваши, знаменитые во всем мире

3

Раздел 9. Новый год

3

Раздел 10. Россия – наша Родина

5

Раздел 11. Россия – многонациональная страна

5

Раздел 12. Великая Отечественная война

6

Раздел 13. Праздники

3

Раздел 14. Мир профессий

4

Раздел 15. Весна

3

Раздел 16. Неделя чувашского языка

5

Раздел 17. Лето

8

Итого

70

Тематическое планирование

9  класс

Учебно-тематический план

1 час в неделю

Раздел

Количество часов в рабочей программе

Раздел 1. Фонетика.

7

Раздел 2. Синтаксис

27

Всего

34

Календарно- тематическое планирование по чувашскому языку для 6 класса русскоязычной школы

Тема

Кол-во часов

План

Факт

Раздел 1. Летние каникулы (7 ч)

1

Летние каникулы

1

03.09

2

По грибы

1

04

3

В саду и на огороде

1

07

4

У дедушки

1

10

5

Братишка с сестренкой

1

11

6

Мои летние каникулы

1

14

7

Проект «Мои летние каникулы»

1

17

Раздел 2. В родной школе (8 ч)

8

В родной школе

1

18

9

Мой режим дня

1

21

10

Наш дружный класс

1

24

11

Наш кабинет

1

25

12

Учитель

1

28

13

Мое любимое дело

1

01.10

14

Выходной день

1

02

15

Проектная работа

1

05

Раздел 3.  Мои самые дорогие люди  (6 ч)

16

Самый дорогой человек на земле

1

08

17

День рождения мамы

1

09

18

Моя бабушка

1

12

19

Мои дедушка и бабушка – мои близкие люди

1

15

20

Мой верный друг

1

16

21

Проект «Мои самые дорогие люди»

1

19

Раздел 4. Моя  любимая телепередача (6 ч)

22

Любимая телепередача

1

22

23

Любимая телепередача родителей

1

23

24

Ленина любимая телепередача

1

26

25

Проверочное тестирование

1

29

26

Проект «Моя любимая телепередача»

1

30

27

Защита проекта «Моя любимая телепередача»

1

09.11

Раздел 5. Каждое время года – прекрасно (8 ч)

28

Лето – красивое время года

1

12

29

Ядовитые ягоды

1

13

30

На осенних каникулах

1

16

31

В весеннем лесу

1

19

32

Весна и осень

1

20

33

Осень и зима

1

23

34

Осень и лето

1

26

35

Проект «Каждое время года – прекрасно»

1

27

Раздел 6. Трудолюбивый человек – счастливый человек (8 ч)

36

Трудолюбивый человек – счастливый человек

1

30

37

Любимая работа

1

03.12

38

Я люблю выращивать цветы

1

04

39

Любимая работа Тани

1

07

40

Аквариумные рыбы

1

10

41

Любимая работа Оксаны

1

11

42

Что любит делать Стела?

1

14

43

Контрольная работа по разделу «Трудолюбивый человек – счастливый человек»

1

17

Раздел 7. Праздники (5 ч)

44

Как отмечают праздники у нас и в других странах

1

18

45

Любимый праздник Димы

1

21

46

Новый год

1

24

47

Новый год

1

25

48

Проект «Как отмечают Новый год в других странах»

1

28

Раздел 8. Наш дом (4 ч)

49

Мой дом

1

11.01

50

Наша квартира

1

14

51

Моя комната

1

15

52

Квартира моего друга

1

18

Раздел 9. Чувашия. Районы Чувашской Республики (6 ч)

53

Яльчиковский район

1

21

54

Канашский район

1

22

55

Ибресинский район

1

25

56

Комсомольский район

1

28

57

Алатырский район

1

29

58

Контрольное тестирование по разделу «Районы Чувашии»

1

01.02

Раздел 10. Человек и природа (8 ч)

59

Рассказ Никиты

1

04

60

Не обижай ежика

1

05

61

На рыбалке

1

08

62

Белка

1

11

63

Кролики

1

12

64

Жеребенок

1

15

65

Коза

1

18

66

Проект «Братья наши меньшие»

1

19

Раздел 11. Цветы – природная красота (6 ч)

67

Любимые цветы

1

22

68

Георгины

1

25

69

Цветы на газонах

1

26

70

Однолетние цветы

1

29

71

Яблоня

1

03.03

72

Контрольное списывание «Цветы в нашей жизни»

1

04

Раздел 12. Любимые ягоды (6 ч)

73

Ежевика

1

07

74

Черная рябина

1

10

75

Калина

1

11

76

Черника

1

14

77

Шиповник

1

17

78

Проект «Моя любимая ягода»

1

18

Раздел 13. Республики России (5 ч)

79

Татарстан

1

21

80

Республика Мордовия

1

24

81

Марийская республика

1

25

82

Республика Колмыки

1

04.04

83

Проектная работа

1

07

Раздел 14. Штаты Америки (5 ч)

84

Штаты Америки

1

08

85

Нью-Йорк

1

11

86

Флорида

1

14

87

Техас

1

15

88

Тестирование по разделу

1

18

Раздел 15. Страны Европы (6 ч)

89

Греция

1

21

90

Боги греков

1

22

91

Великобритания

1

25

92

Австрия

1

28

93

Швейцария

1

29

94

Проектная работа

1

05.05

Раздел 16. Страны Азии (4 ч)

95

Индия

1

06

96

Турция

1

12

97

Монголия

1

13

98

Проект «Путешествие по Азии»

1

16

Раздел17. Повторение и обобщение пройденного      (4 ч)

99

Лексический тренажер

1

19

100

Урок-экскурсия в сельскую библиотеку

1

20

101

Грамматический тренажер

1

23

102- 105

Урок-обобщение всего пройденного материала

4

25,26, 27, 30

Календарно - тематическое планирование по чувашскому языку

для 7 класса русскоязычной школы

Тема

Кол-во часов

План

Факт

Раздел 1. Лес – богатство природы

5

1

Наступила золотая осень. По грибы

1

01.09

2

Богатство леса

1

07

3

Птицы – наши надежные друзья

1

08

4

Зеленая аптека .Такие разные деревья

1

14

5

Викторина «Знаешь ли ты деревья?»

1

15

Раздел 2. Птицы, внесенные в Красную книгу

5

6

Что такое Красная книга. Качурка

1

21

7

Аисты .Белые чарланы

1

22

8

Каравайка, чеграва, авдотка,сапсан, балобан

1

28

9-10

Проектная работа

2

29

05.10

11

Викторина «Знаешь ли ты птиц?»

1

06

Раздел 3. Цветы – украшение природы

4

12

Лотос. Земля – планета солнечной системы

1

12

13

Комнатные цветы. Галантус

1

13

14

Викторина «Знаешь ли ты цветы?»

1

19

15

Проект «Цветы в моем доме»

1

20

Раздел 4. Традиции цветов

5

16

Традиции цветов

1

26

17

Цветы в букете

1

27

18

Букет роз

1

09.11

19

Символика цветов

1

10

20

Контрольное списывание «Розы»

1

16

Раздел 5. Цвета  в жизни человека

5

21

Символика цветов. Основные цвета

1

17

22

Цвет и характер

1

23

23

Цвет глаз и характер человека

1

24

24

Значение цвета одежды

1

30

25

Тестирование по разделу «Цвета в жизни человека»

1

01.12

Раздел 6. Цвета интерьера

4

26

Какого цвета ваша кухня

1

07

27

Спальня

1

08

28

Зал

1

14

29

Ванная

1

15

Раздел 7. Что означает твое имя

4

30

Оксана. Анатолий

1

21

31

Галина. Елизавета

1

22

32

Федор и Татьяна

1

28

33

Проект «Что означает мое имя»

1

29

Раздел 8. Звезды кино

5

34

Евгений Матвеев. Алиса Фрейндлих

1

11.01

35

Елизавета Боярская Галина Польских

1

12

36

Сергей Безруков, К.Крюков, Т.Лютаева

1

18

37

Контрольная работа

1

19

38

Викторина «Звезды кино»

1

25

Раздел 9. Звезды эстрады

5

39

Сергей Павлов

1

26

49

В.Христофоров, Л.Семенова

1

01.02

41

А.Б.Пугачева. София Ротару

1

02

42

Валерия

1

08

43

Майкл Джексон, Джастин Бибр, Бритни Спринс

1

09

Раздел 10. Республики российской Федерации

5

44

Кабардино-Балкарская республика

1

15

45

Карачаево-Черкесия

1

16

46

Республика Тува

1

22

47

Адыгея ,Дагестан

1

29

48

Проверочное тестирование

1

01.03

Раздел 11. Современные чудеса света

5

49

Пирамида Хеопса.  Сады Семирамиды

1

07

50

Статуя Зевса

1

14

51

Александрийский маяк

1

15

52

Семь чудес природы

1

21

53

Проект «Современные чудеса света»

1

22

Раздел 12. Самые большие города мира

5

54

Шанхай

1

04.04

55

Карачи

1

05

56

Стамбул

1

11

57

   Токио.  Мумбаи

1

12

58

Тестирование

1

18

Раздел 13. Страны мира

2

59

Венесуэла. Сингапур

1

19

60

Иордания. Индонезия. Марокко

1

25

Раздел 14. Обобщение и закрепление пройденного материала

9

61

Лексический тренажер

1

26

62

Грамматический тренажер

1

03.05

63

Перевод текста на чувашский язык

1

10

64

Викторина по К.В.Иванову

1

16

65

Викторина по И.Я.Яковлеву

1

17

66

Проект «Чувашия – мой край родной!»

1

23

67

Защита проекта

1

24

68

Аудирование текста

1

25

69

Контрольная работа за курс 7 класса

1

26

70

Обобщение пройденного материала

1

30

Календарно - тематическое планирование

по чувашскому языку

для 8 класса русскоязычной школы по чувашскому языку  по учебнику                                                 «Чувашский язык - 8 класс»  автор  Г.В.Абрамова

Тема

Количество часов

План

Факт

Раздел 1. На летних каникулах (2 ч)

1

На летних каникулах. Словоизменительные и словообразовательные аффиксы

1

01.09

2

Образование сложных и парных  слов

1

04

Раздел 2. Желтое время года - осень (3 ч)

3

Стихотворение «Осень» А.Асамат. существительные с аффиксом –ла, ле

1

08

4

Сентябрьское утро. Производные прилагательные

1

11

5

Подарки осени. Образование глаголов. Закрепление

1

15

Раздел 3. Семья – наша крепость (4 ч)

6

Семья

1

18

7

Викторина по теме «Семья». Причастия прошедшего времени

1

21

8

Мой отец. Словосочетание

1

25

9

Моя бабушка. Урок-закрепление

1

28

Раздел 4. Школьная жизнь(4)

1

10

Школа – страна знаний

1

02.10

11

Школа – наш второй дом

1

05

12

Наш школьный сад.  Мои любимые предметы.

1

09

13

Контрольная работа №1

1

13

Раздел 5. Мое хобби (4)

14

Мое хобби. Послелоги

1

14

15

Хобби Вадима Алексеева

1

20

16

Хобби Максима и Тани                                                                                                                                                

1

21

17

Хобби Саши

1

27

Раздел 6. Белое время  года - зима (4 ч)

18

Зима – любимое время года поэтов

1

28

19

Красота зимы. Изменение прилагательных

1

10.11

20

Самые красивые птицы

1

11

21

 Викторина «Жизнь животных зимой»

1

17

Раздел 7. Чувашская Республика (5ч)

22

 Стихотворение «Чувашия – гордость моя»

1

18

23

Родной угол

1

24

24

Чебоксары. Знаменитые люди Чувашии

1

25

25

Чувашский язык

1

01.12

26

Тестирование по разделу

1

02

Раздел 8.Чуваши, знаменитые во всем мире (3ч)

27

Петр Егорович Егоров

1

08

28

Никита Яковлевич Бичурин

1

09

29

Викторина по Константину Иванову

1

15

Раздел 9. Новый год (3 ч)

1

16

30

Радость Елисея и Вадима

1

22

31

Красота зимы

1

23

32

Контрольная работа №2

1

29

Раздел 9. Россия – наша Родина (5 ч)

33

Викторина «Россия – многонациональная страна»

1

12.01

34

Москва – столица России

1

13

35

Александр невский, Александр Суворов

1

19

36

Маршл Жуков. Храм Василия Блаженного

1

20

37

Урок - закрепление

1

26

Раздел 11. Россия – многонациональная страна (5 ч)

38

Адыгея

1

27

39

Дагестан

1

02.02

40

Карелия

1

03

41

Главная и придаточная часть предложений

1

09

42

Урок - зачет

10

Раздел 12. Великая Отечественная война (6 ч)

43

Великая Отечественная война. Тест

1

16

44- 48

Герои Великой Отечественной войны

5

17, 24, 01.03, 02, 09,

Раздел 13. Праздники (3 ч)

49

14 февраля – день Святого Валентина

1

15

50

Масленица

1

16

51

Проект «Мой любимый праздник»

1

22

Раздел 14. Мир профессий (4ч)

52

Профессия - модельер

1

23

53

Модельеры -  Валентин Юдашкин, Вячеслав Зайцев

1

05.04

54

Викторина по теме

1

06

55

Самая полезная, самая нужная профессия

1

12

Раздел 15. Весна (3 ч)

56

Весна. Работа по картине

1

13

57

Приметы весны

1

19

58

Михаил Сеспель

1

20

Раздел 16. Неделя чувашского языка (5ч)

59-60

Чувашский язык

1

26

61

Тест на знание чувашского языка

1

27

62

Тест «Морфологическая характеристика слов»

1

03.05

Раздел 17. Лето (6 ч)

63

Лето наступило

1

04

64

Лето глазами певцов

1

10

65-66

На летних каникулах

2

11, 17

67

Контрольная работа

1

18

68-70

Урок-обобщение пройденного материала за 8 класс

3

24, 25, 30

   Календарно - тематическое планирование

по чувашскому языку

для 9 класса русскоязычной школы по чувашскому языку  по учебнику                                                 «Чувашское слово - 9 класс» авторов И.А. Андреева, Р.И. Гурьевой

Тема

Количество часов

План

Факт

 Раздел I. Фонетика.

Цели: повторить правила ударения, познакомить со спецификой чувашского сингармонизма.

1

Вводный урок

1

03.09

2

Фонетика. Ударение. Ударение в русских словах. Чувашское словесное ударение в сравнении с русским. К\р

1

10.09

3

Чувашский сингармонизм. Аффиксальный сингармонизм.

1

17.09

4

Несингармонические аффиксы. Аффиксы при несингармонических основах. Специфика чувашского сингармонизма.

1

24.09

5

Структура чувашского слова. Сокращение слов.

1

01.10

6

Урок повторения изученного

1

08.10

7

Местоимения. Категория принадлежности имен существительных.

1

15.10

Раздел II. Наклонения глагола.

Цели: познакомить со спряжением глаголов по наклонениям, с причастными и деепричастными формами

8

Наклонения глагола

1

22.10

9

День учителя

1

29.10

10

Временные формы изъявительного наклонения

1

12.11

11

Выражение времени причастными и деепричастными формами.

1

19.11

12

Наречия.

1

26.11

13

Контрольный диктант «Юман»

1

03.12

14

Урок повторения и обобщения. Работа над ошибками диктанта.

1

10.12

Раздел III. Синтаксис.

Цели: закрепить ранее изученное; познакомить с моделью имя+имя; развивать навыки устной речи, познакомить с основными особенностями чувашского языка в сравнении с русским. Воспитывать любовь к родному языку, уважение к славным сынам чувашского народа, уважение к обычаям и традициям родного народа

15

Синтаксис. Вопросительные предложения. Отрицательные предложения

1

17.12

16

Безличные предложения

1

24.12

17

Именные словосочетания

1

14.01

18

Другие способы связи двух имен существительных

1

21.01

19

Связь имен существительных с прилагательными

1

28.01

20

Связь имен существительных с числительными и местоимениями

1

04.02

21

Несколько определений при имени существительном

1

11.02

22

Расположение слов внутри именной группы

1

18.02

23

Глаголы при именах существительных

1

25.02

24

Растет и хорошеет столица республики

1

03.03

25

Контрольный диктант «Зима». Имена числительные при глаголах

1

10.03

26

Причастные обороты без своего отдельного подлежащего.

1

17.03

27

Основные особенности чувашского языка в сравнении с русским. Фонетика.

1

24.03

28

Употребление причастий с послелогами

1

07.04

29

Основные особенности чувашского языка в сравнении с русским. Морфология.

1

14.04

30

Яркая звезда чувашей. Ко дню рождения К.В.Иванова.  Известные  произведения поэта

1

21.04

31

Ф.С. Васильев- известный  композитор. Прямая и косвенная речь.

1

28.04

32

Основные особенности чувашского языка в сравнении с русским. Синтаксис.

1

05.05

33

Контрольная работа «Разные птицы есть»

1

12.05

34

Повторение и обобщение всего пройденного материала за 9 класс

1

19.05

Описание материально-технического

обеспечения образовательного процесса


1. Примерная программа по чувашскому языку для 5-9 классов
2. Электронные носители
3. Настенные таблицы

Технические средства обучения

  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор

Оборудование класса

1.Классная доска

2.Ученические столы двухместные с комплектом стульев

3.Стол учительский с тумбой

4.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по чувашскому языку

№ппРаздел, тема урока Тип урокаВиды учебной деятельностиВиды контроля,измерителиДомашнее заданиеПланируемые результаты освоения материалаИспользование ИКТДата...

Рабочая программа по чувашскому языку, 3 кл

Рабочая программа по чувашскому языку, 3 класс, учебник Л.П.Сергеев, А.Р.Кульева "Чаваш челхи" 3 класс. (пояснительная записка, календарно- тематический план, содержание)...

Рабочая программа по чувашскому языку

Календарно-тематическое планирование по чувашскому языку для 6 класса....

Рабочая программа по чувашской литературе для 5 класса

¨нлантарса пани Ч¸ваш Республикин В¿рентÿ тата =амр¸ксен политикин министерстви 2005 =улта =ир¿плетн¿ в¿ренÿ план¿ т¸р¸х ч¸ваш шкул¿сенче т¸ван литература в¿рентме V класра эрнере 3 сехет уй¸рн¸К...

Рабочая программа по чувашскому языку 5-9 классы

Рабочая программа составлена для национальной школы....

Рабочая программа по чувашскому языку 5 класс

Основные цели обучения в организации учебного процесса в 5 классе:* воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к чувашскому языку• совершенствование реч...