Методическая разработка: Коррекционно – развивающее занятие с детьми 6 – 7 лет с ОВЗ (ТНР) «Зимующие птицы» (по мотивам рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»).
методическая разработка

Горина Елена Михайловна

План-конспект занятия разработан для уточнения и расширения знаний детей о зимующих птицах. Основан на речевом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchee_zanyatie.docx40.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 131 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Коррекционно – развивающее занятие

с детьми старшего возраста с ОВЗ (ТНР)

«Зимующие птицы»

(по мотивам рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»).

 

Учитель-логопед

Елена Михайловна Горина

Санкт-Петербург

2024

Коррекционно – развивающее занятие с детьми 6 – 7 лет с ОВЗ (ТНР)

 «Зимующие птицы»

(по мотивам рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»).

Цель:

- развитие коммуникативных способностей детей 6-7 лет с нарушениями речи, развивать умение составлять развёрнутые предложения.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • – активизировать знания о зимующих птицах
  • - уточнять и расширять активный словарь по теме;
  • - упражнять детей в словообразовании сложных прилагательных (короткохвостый, длинноклювый...);
  • - упражнять в согласовании существительных с числительными;
  • - упражнять в образовании существительных множественного числа;
  • - развивать самостоятельность в ответах на вопросы;
  • - формировать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
  • - развивать связную монологическую речь.

2) Коррекционно-развивающие:

  • - развивать умение детей узнавать зимующих птиц по голосу, по внешнему виду;
  • - развивать наблюдательность, внимательность.
  • - развивать координацию речи с движением (физминутка);
  • - формировать речевой выдох;
  • - развивать мелкую моторику рук;
  • - развивать тактильные ощущения;

3) Коррекционно-воспитательные:

  • - воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах;
  • - формировать умение слушать ответ товарища и не перебивать собеседника;

Используемые современные образовательные технологии:

  • игровые технологии;
  • личностно – ориентированные технологии;
  • технологии ИКТ;
  • здоровье-сберегающие технологии.

Создание развивающей предметно-пространственной среды:

Демонстрационный материал:

  • презентация в формате Power Point;
  • - демонстрационный материал «Зимующие птицы»;
  • - мяч;
  • - карточки - фото с птицами;
  • - план-схема для рассказа-описания;
  • - кормушка;
  • - сугроб;
  • - мешочки с кормом для птиц.
  • - карточки -  символы заданий

Раздаточный материал:

  •  Разрезные картинки;
  • - карточки - фото с птицами.
  • кормушки

Оборудование:

  • столы;
  • стулья;
  • магнитная доска.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор.

 

Ход занятия.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Организационный момент                 Приветствие гостей                                         Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Оно будет проходить в музыкальном зале. И к нам пришло много гостей. Давайте со всеми поздороваемся.

2. Сообщение темы.                                                 Логопед: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам интересную историю, которая произошла в природе. Присаживайтесь на стулья и слушайте внимательно.

Логопед: Однажды, разозлилась Старуха – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери старуху не испугались – у кого шубка теплая, у кого норки глубокие. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Старуха разозлилась. И слышит – чьи – то голоса.

3.Основная часть

Включается фонограмма голосов птиц.

Логопед: - Чей голос вы услышали? (воробья) Появляется изображение птицы.

- Чей сейчас прозвучал голос? (вороны, голубя, дятла, сороки, воробья)

- Перечислите  всех птиц, чьи голоса мы слышали.

- Как назвать этих птиц одним словом?

Почему их называют «зимующие»?

-Каких еще зимующих птиц вы знаете?

Логопед: - Услышала Зима их голоса, и послала метель со снегом птиц заморозить.

- Замела метель так, что ничего не видно вокруг – одни сугробы.

 (Логопед подходит к сугробу)

- Ой, смотрите, ребята, даже у нас в зале намело сугроб.

- Что же в сугробе? Давайте, посмотрим. Подойдите ко мне поближе.

(Логопед открывает ткань и достаёт кормушку).

- Вы знаете, что это за домик?

- Зачем нужна кормушка?  

- Ребята, а вы ничего не замечаете? А что в этой кормушке лежит?

- Действительно. Кормушка-то пустая.

- Чего не хватает в кормушке?

Развитие тактильных ощущений

Логопед: -Давайте мы кормушку возьмём и положим туда подарки для птиц.

- Я подготовила подарки и  положила их  в эти мешочки. Давайте на ощупь узнаем, что в них лежит.

- Почему, ребята, корм считают лучшим подарком для птиц?

Сложи картинку

Логопед: - Давайте, узнаем, какие птицы могут прилететь к нашей кормушке. Для этого нужно собрать разрезные картинки

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Логопед: - Много разных птиц слетелось к кормушке. Давайте их посчитаем.

Повторяйте за мной.

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей

Шесть ворон и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках –

Всем хватило зёрнышек!

Игра «Фотограф»

Логопед:- Я очень люблю гулять и фотографировать природу и птиц в нашем городе. Предлагаю вам посмотреть, сейчас, фотографии, которые у меня получились.

- Посмотрите внимательно на фотографии. Вам нужно будет сосчитать птиц и ответить полным предложением: сколько птиц вы увидели на своей фотографии.

Логопед:Вот и в нашей зимней истории  собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».

- Подула она на птиц холодом, засыпала всё кругом снегом. Не видят птицы ни одной кормушки.

 Развитие речевого выдоха

Логопед - Давайте поможем, птицам и сдуем с кормушек весь снег: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя сильная и  холодная.

Логопед - Ой, как холодно стало (потирает руками).

- Но чтобы нам согреться, давайте поиграем в игру с мячом.

 Игра с мячом «Назови одним словом»

Логопед - Посмотрите какие птицы разные. У всех птиц разная внешность, я буду говорить внешнюю особенность птицы, а вы говорите, как это можно называть одним словом:

 У синицы желтая грудь, поэтому ее называют……(желтогрудая)

У снегиря красная грудь, поэтому про него говорят... (красногрудый)

У дятла острый клюв, поэтому он … (остроклювый)

У снегиря короткий клюв, поэтому он ...(короткоклювый)

У вороны длинный клюв, поэтому он … (длинноклювая)

У вороны большой клюв , поэтому она … (большеклювая)

У воробья короткий хвост, поэтому он … (короткохвостый)

У сороки длинный хвост, поэтому она … (длиннохвостая)

У совы большие глаза, поэтому она... (большеглазая)

У сороки белые бока, поэтому она ...(белобокая)

У воробья быстрые ноги, поэтому он … (быстроногий)

У вороны громкий голос, поэтому она … (громкоголосая)

Логопед: - Немного мы согрелись. Но птицам все равно как-то холодно ещё. Я знаю ещё один способ, как  можно помочь птицам согреться.

Речь с движением

Девочки и мальчики

Вокруг обернитесь

И в птиц превратитесь.

Сейчас мы точно поможем птицам согреться. Повторяйтесь за мной.

Мы - зимующие птицы,

Часто мёрзнем в холода.

Не найти зимой нам быстро

Зёрен, булку, семена.

Птичье горло замерзает,

Мы не можем больше петь.

Птичьи крылья замерзают,

Мы не сможем улететь.

Птичьи лапки замерзают,

Очень холодно стоять.

Птичий клювик замерзает,

Мы не сможем им клевать.

Посмотрите-ка: ребята

Нам насыпали зерно!

Им - огромное спасибо,

Очень вкусное оно!

Логопед: - Согрелись.

Зимующие птички

Вокруг себя повернитесь

И в ребят превратитесь.

 И не страшны теперь ни нам, ни птицам проказы Старухи Зимы.

- И чтобы Зима не была такой злой и суровой, давайте для нее расскажем про птиц и составим рассказы-описания.

 Составление рассказа-описания

(на доске выставляется картинно-графический план-схема)

Нужно назвать птицу, сказать перелетная она или зимующая, описать её размер, части тела, цвет, чем питается, где живет, как человек ей помогает.

Например, Это воробей. Воробей зимующая птица. Он маленький. У него маленькая круглая головка, маленький короткий клюв, черные, как бусинки, глаза, пестрые крылышки, тонкие лапки, короткий хвост. Воробей ест зернышки, семечки, крошки хлеба. Живет воробей в гнезде. Человек может подкармливать воробьев зимой.

3.Заключительный этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Логопед: - В нашей истории, обидно стало Старухе ― Зиме, что не может она справиться с птицами и что у них есть такие хорошие друзья, как вы. И решила Зима больше не проказничать.

- Понравилась вам зимняя история?

- О ком, она была?

- Пока вы слушали мою зимнюю историю, вы выполняли задания.

- Какие задания вы запомнили?

(Логопед прикрепляет к магнитной доске карточки – символы заданий.)

-Я вам предлагаю приклеить голубую снежинку к заданию, которое вам было легко выполнять. А фиолетовой снежинкой отметьте задание, которое вызывало трудности.

- О каких птицах вы хотели бы узнать на других наших занятиях.

 Молодцы, вы были активными слушателями и верно справлялись со всеми заданиями.

Я хочу вам подарить вот эти кормушки, вы сможете сами их смастерить и будете подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!

Дети стоят возле логопеда.

Здороваются с гостями.

Дети садятся на стульчики.

Дети смотрят презентацию .

Дети слушают запись голосов птиц и отгадывают птиц.

Дети перечисляют названия птиц.

 

- Зимующие птицы.                                         - Они не улетают осенью в теплые края и остаются на зиму у нас зимовать.

Дети встают со стульчиков и подходят к логопеду.

Дети отвечают на вопросы.

- Кормушка.

- В кормушку насыпают корм для птиц.

- Ничего.

- Не хватает корма  для птиц.

Дети стоят по кругу и на ощупь определяют, что в мешочках: зерно, семечки, крупа, хлеб.. и высыпают в кормушку.

 - Птицам нечего зимой есть, корм найти трудно, и если человек насыплет в кормушку зерен, хлебных крошек, семечек, то для птиц это будет как подарок, птицы будут очень рады).

Дети садятся за столы. Собирают разрезные картинки и отвечают полным предложением: какие птицы у них получились.

-У меня получились вороны (воробьи, синицы, снегири, свиристели, клесты, голуби).

Сжимают кулачки.

Показывают кистями крылья птиц.

Разгибают пальчики.

 Щепотью «сыпят» корм.

Дети считают птиц на фотографии и отвечают полным предложением: сколько птиц увидели на  фотографии.

- Я увидел на фотографии 4-х синиц, 3-х ворон и т. д.

Дети сдувают снег с кормушки.

Дети встают в круг.

Дети показывают на себя.

Обхватывают себя руками и трут плечи.

Ладонь приставлена ко лбу козырьком,

Смотрят налево - прямо - направо.

Вытягивают шею, гладят горло.

Качают головой из стороны в сторону.

Машут руками, качают головой.

Подпрыгивают.

Попеременно поднимают ноги.

Показывают (вытягивают) рукой клюв.

Качают головой из стороны в сторону.

Показывают двумя руками на "зерно".

Поднимают руки над головой и через стороны опускают вниз.

Поглаживают круговыми движениями живот.

Дети садятся на стулья.

Дети составляют рассказ-описание по плану

Дети отвечают.

Дети приклеивают снежинки.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с элементами тренинга «Мы понимаем и принимаем друг друга!»

Уважаемые коллеги, вашему вниманию  предлагается  методическая разработка занятия из цикла коррекционно-развивающих занятий с элементами диагностики и тренинга, направленного на коррекцию по...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для старшеклассников «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?» (фольклор в годы войны)

Внеклассное мероприятие посвещено знакомству с фольклором в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Развитие речи и окружающий мир" для 4 класса "Особый ребенок"

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия  для 4 класса "Особый ребенок" по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Путешествие в зимний лес"....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия на тему: "Культура поведения при приеме пищи"

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для 5 класса "Особый ребенок" (учащиеся с ТМНР) школы VIII вида...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия, для 1 класса, по теме: «Повторение и закрепление знаний о времени года «осень», понятий «овощи» и «фрукты».

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия, для 1 класса, по теме: «Повторение и закрепление знаний о времени года «осень», понятий «овощи» и «фрукты". под...

Методическая разработка коррекционно – развивающего занятия по русской народной сказке «Снегурушка и Лиса»

Предназначена для детей дошкольного возраста (4-5 лет) с нарушением зрения ....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы

Методические разработки коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми 6-7 лет по формированию дружеских взаимоотношений  и развитию у них коммуникативных навыков (вербальных и нев...