Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для старшеклассников «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?» (фольклор в годы войны)
методическая разработка (9 класс) на тему
Внеклассное мероприятие посвещено знакомству с фольклором в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115 г.о. Самара
Методическая разработка
коррекционно-развивающего занятия для старшеклассников
«Кто сказал, что надо бросить песню на войне?»
(фольклор в годы войны)
Разработала:
Рязанцева Галина
Васильевна,
воспитатель
Ход мероприятия.
Цели.
Коррекционно-образовательные:
-дать детям представление о том, какую огромную роль играл фольклор в годы Великой Отечественной войны;
-вспомнить старые и познакомить детей с новыми пословицами, поговорками, загадками о войне.
Коррекционно-развивающие:
-развивать речь детей (умение чётко и достаточно громко читать стихи, петь песни, правильно выражать свои мысли). Формировать навыки грамотной устной речи;
-развивать разнообразные навыки художественной деятельности (музыкальные, хореографические, вокальные, сценические).
Коррекционно-воспитательные:
-вызвать интерес к истории нашей Родины;
-создать условия для воспитания у ребят духовности, щедрости, милосердия;
-воздействовать на ребят всем комплексом фольклорных средств, пробудить в них эстетические идеалы в национальном духовном и культурном наследии;
-воспитать раскованного, общительного человека, владеющего и телом, и словом, умеющего слушать, а главное понимать своего товарища;
-приобщить детей к миру нравственных ценностей, соприкоснуться с ними, выбрать более значимые для себя.
Оборудование: слайды с картинами Сталинградской битвы, Дома Павлова, гибели Зои Космодемьянской, пословицами «С родной земли – умри, не сходи!», «За правое дело стой смело!», «Смело иди в бой, Родина за тобой!» «Дружно за мир стоять – войне не бывать!».
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне».
Лебедев-Кумач (1943г).
Звучит негромкая плавная мелодия. Выходят двое ведущих: мальчик и девочка.
1ведущий. Нет в России ни дома, ни хаты,
Где б ни глянул на вас со стены
Молодыми глазами солдата
Окрыляющий подвиг войны.
2ведущий. Трудно найти в нашей стране семью, дом, куда бы ни пришло горе; кто не потерял бы отца или мать, сына или дочь, сестру или брата. Об этом должны помнить мы все, живущие на земле.
Великая Отечественная война вызвала мощный поток патриотической народной поэзии. Военные песни не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках, но сколько они сделали для победы нашего народа!
В военные годы миллионы солдат оказались оторванными от родного дома, семьи. В разлуке обострялось чувство любви к своим родным и близким. Родной дом, мать, любимая девушка, жена – всё это стало святым для солдата.
Тяжёлые испытания вызвали к жизни песни о начале Великой Отечественной войны и об отправке на фронт. Одной из популярных песен была «Катюша».
Ребята исполняют песню «Катюша».
1. Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Провожала милого Катюша
На борьбу с фашистскою ордой.
2. На прощанье счастья пожелала
И наказ ему давала свой.
«Бей врага, - Катюша наказала,
Бей врага и будь в бою герой».
3. Обещала милому Катюша:
«Фронту будем честно помогать,
Будем делать больше мин и пушек,
Чтоб скорей победу одержать».
4. Про любовь она не говорила
На прощанье другу своему.
«Ты пиши, - она его просила, -
Будет легче сердцу моему».
5. Он ответил: «Милая Катюша,
Буду метко бить я по врагам,
Наши нивы, яблони и груши
На позор фашистам не отдам.
6. Не скучай, любимая подруга,
Жди меня с победою домой.
И клянусь, что за Полярным кругом
Буду я сражаться, как герой».
7. Расцвели те яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Проводила милого Катюша
На борьбу с фашистскою ордой.
1Ведущий.
Первые бои, оборона Москвы и Ленинграда, великая Сталинградская битва дали сказителям богатейший материал для создания героических сказов.Уральская сказительница Маланья Пурышева рассказала о неминуемой гибели фашистских армий, пришедших на нашу землю. Её сказ называется «Гибель коршуна». Прослушав внимательно, я думаю, что вы сразу догадаетесь, кто изображён в образе Коршуна и в образе Сокола?
Сказ «Гибель Коршуна» читает ученик.
Задумал однажды кровожадный Коршун разорить гнездо соколиное. Защёлкал он своим кривым клювом, зашипел по-змеиному, глаза кровью налились. Тяжёл он поднялся с костей растерзанной им добычи и, свистя тугими крыльями, полетел на гнездо сокола…
Но не удалось сделать ему своё разбойничье дело. Славный сокол с быстротой молнии взмыл в воздух и набросился на своего врага. Он разорвал тугие крылья Коршуна, расклевал его поганую голову. Тут и погиб жадный хищник… То же будет и с поганым иродом-коршуном Гитлером.
На спасение нашей Родины поднялись наши дети, внуки, отцы – храбрые соколы.
Ученик читает стихотворение.
1. Немцу трёпку под Москвой
Дали в назиданье.
Удирает он домой,
На лице страданье.
2. Далеко немецкий край,
Погляди, послушай.
Фюрер, где ты, выручай!
Насмерть бьёт Катюша.
3. Возвращаться им домой
Было бы приятно.
Только ноги, как на грех,
Не идут обратно!
2Ведущий.
Много песен было сложено народом в те далёкие военные годы. Эти песни вдохновляли бойцов на подвиги, поднимали людей на защиту Отечества, помогали выстоять и пережить тяжёлые испытания.
Любимые песни бережно хранились в народе. Попадая на фронт, они приобретали новое звучание. Так произошло с песней «Варяг». Песня была морская, а стала песней танкистов, потому что новые слова ей придумали фронтовики-танкисты.
Ребята исполняют песню на мотив «Варяг».
1Ведущий.
А так мать провожала на войну своего сына.
Провожала сына мать, сына – сокола.
Удалого молодца черноокого.
На прощанье – дорог час…мать волнуется:
Дай тобою хоть сейчас полюбуюсь я.
Вырос крепкий всем скажу, грудь могучая!
В сердце ненависть к врагу бьёт кипучая.
За родимые края, степь привольную
Покажи себя в боях храбрым воином.
А отслужишь – приходи. Приму родного,
Со звездою на груди, с красным орденом».
2Ведущий.
В годы Великой Отечественной войны в городах и сёлах звучал фольклор, созданный непосредственно на фронте, особенно фронтовые песни. Они разносились различными путями – их пели раненые в госпиталях, солдаты, едущие в вагонах поездов.
На полянке возле школы
Встали танки на привал.
И гармошки звук задорный
Всю деревню вмиг собрал.
В исполнении ребят звучит песня «Герой – танкист».
- Раскинулось поле широко,
Весь мир закрывая собой,
Грохочет над полем жестокий
Последний решительный бой.
- Гвардейское красное знамя
К победе танкиста ведёт.
Лихими стальными рядами
Идём мы бесстрашно вперёд!
- Не будет на свете пожарищ
Затихнет грохочущий бой.
На праздник победы, товарищ,
Мы в танковых шлемах придём.
1Ведущий.
До победы было ещё далеко. Когда враг стал подходить к Москве, Зоя Космодемьянская, московская школьница, вступила в партизанский отряд. Партизанка Таня, -так называли в отряде Зою. Ночью, выполняя боевое задание, она проникла в деревню Петрищево. Но враги схватили юную партизанку. Не выдала Зоя своих товарищей. С верёвкой на шее она крикнула: «Победа будет за нами! Всех не перевешаете! Много нас! Миллионы нас!» Её друзья – партизаны поклялись отомстить за смерть девушки. Так в народе родилась песня о Тане – партизанке.
- Село с рассветом вышло из тумана,
Стоял суровый утренний мороз.
Враги схватили девушку Татьяну
И потащили в хату на допрос.
- В её глазах бесстрашие сияло
У ней нашли гранату и наган.
Пытали, но ни слова не сказала,
Не выдала Татьяна партизан.
- В густые ветви злобным ветром дуло,
Палач к верёвке ящик приволок,
И девушка в последний раз взглянула
На вьющийся под крышею дымок.
- Село с рассветом вышло из тумана,
Стоял суровый утренний мороз.
А девушку по имени Татьяна
Крестьяне хоронили у берёз.
- Они клялись не дать врагу пощады,
Они клялись смерть Тани не забыть:
Умножить партизанские отряды,
Врагам за нашу Таню отомстить!
2.Ведущий.
Но как бы ни было тяжело на фронте и в тылу, а шутки, прибаутки, весёлые остроумные песенки всегда были любимы народом. Часто песни были шутливые, озорные, с насмешкой над врагом и презрением к нему, как и эта песня, которую ребята сейчас споют.
Песня «Удивительный вопрос».
1. Удивительный вопрос,
Отморозил немец нос,
А без носа-то куды? –
И ни туды, и ни сюды.
2.Немцы плохо в бой идут,
С голодухи немцы мрут.
И выходит без еды
И ни туды, и ни сюды.
3.Немцы лезли в Ленинград
И в Москву, чтоб на парад,
Не прорвались их ряды
И ни туды, и ни сюды.
4.Отступает генерал,
Френч и брюки потерял.
И не скрыться от беды
И ни туды, и ни сюды.
1Ведущий.
Сталинградское сражение называют величайшим. Эта битва не имеет себе равных. 200 дней и ночей продолжалась она! Каким битвам прошлого сравниться с этой, если вспомнить, что в боях за «дом Павлова» гитлеровские войска понесли большие потери, чем при взятии фрацузской столицы – города Парижа!
« За Волгой для нас земли нет, отстоим матушку – Волгу» -говорили солдаты. Великая битва на Волге не могла не отразиться в фольклоре. Так в 1944г. в Сталинграде была записана песня, которая называлась «Есть на Волге утёс». Она прозвучит в исполнении воспитателя Рязанцевой Галины Васильевны.
1.Есть на Волге утёс, он бронёю оброс.
Что из нашей отваги куётся.
В мире нет никого, кто не знал бы его,
Он у нас Сталинградом зовётся.
2.Там снаряды гремят, там пожары дымят,
Волга – матушка вся потемнела.
Но стоит Сталинград, и герои стоят
За великое, правое дело.
3.Эх ты, Волга – река, широка, глубока,
Ты видала сражений немало, -
Но такой лютый бой ты, родная, впервой
На своих берегах увидала.
4.Мы покончим с врагом, мы к победе придём, -
Солнце празднично нам улыбнётся.
Мы на празднике том об утёсе споём,
Что стальным Сталинградом зовётся.
2Ведущий.
Но не только песни и стихи рождались в те военные, грозные годы. А как вы думаете, что ещё создавал народ? (Пословицы, поговорки, загадки).
Ведь недаром говорят в народе: »Поговорка – цветок, пословица – ягодка». Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целые поколения. В них отразились страдания людские, смех и слёзы, гнев и любовь, вера в победу. Как на крыльях перелетали они из уст в уста.
Пословицы и поговорки поучительны. В них всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.
Ведущий обращается к залу. Ребята, какие пословицы вы знаете?
-Немец боек, а русский стоек.
-Немецкому танку там не пройти, где наша отвага стоит на пути.
-Фашисты пошли в Москву в гости, а оставили под ней кости.
-Пришёл незваным, ушёл драным.
-За наше жито много врагов побито.
-Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
-Что русскому здорово, то немцу смерть.
-Русь навалила, немцев совсем задавила.
-Наступил на землю русскую, да оступился.
1Ведущий.
Никогда не померкнет наша патриотическая гордость в таких пословицах, как, например: «С родной земли – умри, не сходи!» «За правое дело стой смело!» «Дружно за мир стоять, войне не бывать!»
Молодцы, ребята! Много вы знаете пословиц и поговорок. А в загадках хотите свою смекалку показать?
Загадки.
-Летит гусь на святую Русь. Кто это? (Фашист).
-Ползёт черепаха, стальная рубаха, враг в овраг, черепаха – куда враг. (Танк).
-Девушка ходит, песню заводит, немец услышит, сразу не дышит. (Реактивный миномёт Катюша).
-На горе-горушке стонут старушки, враг подвернётся. Один грех остаётся. (Пушки).
-Крышкой закрыта, в землю зарыта, ждёт, поджидает фрица – бандита. (Мина).
-Чёрный петух рявкнул вдруг. (Выстрел).
-Птичка-невиличка по полю катится, никого не боится. (Пуля).
2Ведущий.
А теперь, ребята, скажите: «Без чего не обходилось ни на фронте, ни в тылу, в минуты отдыха, например, или, когда солдаты ехали в поездах?» Кто догадался?
Поясню. Это поётся, но не песня. Всего-то 4 или даже 2 строчки. Цветастая, точная, хлёсткая, краткая, она стоит как бы особняком в фольклоре. И мы с вами тоже очень часто используем её и в праздники, и в будни. Что же это такое?
Правильно. Ведь загадочнее и удивительнее в народной поэзии, чем частушка, пожалуй, ничего и не найти.
Объявляю конкурс среди гостей на лучшее исполнение частушки о войне.
1Ведущий.
На полянке возле школы
Встали танки на привал.
И гармошки звук весёлый
Всю деревню вмиг собрал.
Выступает фольклорный ансамбль «Сударушка». Частушки.
1.Распроклятые фашисты
Мирну жизнь нарушили,
Осквернили нашу землю,
Города разрушили.
2.Мать сыночка провожала
И такой наказ дала:
«Береги страну родную,
Как тебя я берегла».
3.Наши танки в бой несутся,
Содрогается земля.
Пусть не зарятся фашисты
На колхозные поля.
4.За свою родную землю
Грудью встанем, как один,
Будь уверена, подруга,
Мы фашиста победим.
5.Тебя, Волга, мать родная,
Хочет Гитлер осквернить,
Но фашистскому солдату
Из тебя воды не пить.
6.Бей фашистов на земле,
Бей их в воздухе, в воде,
Чтобы долго вспоминали,
Чем в России угощали.
7.Далеко дорога вьётся
В бой идёт герой – боец
Красна Армия дерётся,
Будет Гитлеру конец.
8.Лютый враг войну затеял,
Мы его не пощадим.
И на море, и на суше
Разобьём и разгромим.
9.Лезут к нам в страну бандиты,
Бешеной оравою,
Будут все они разбиты:
Наше дело правое!
10.Моросят дожди косые
На берлинском на пути.
Лучше матушки России
В мире края не найти.
11.Наши славные герои
Родину прославили.
И в Берлине над рейхстагом
Красный флаг поставили!
2Ведущий.
Давно отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Наша страна залечила раны военных лет. Заколосились хлеба на истерзанной фашистами земле, из руин поднялись города и сёла. Но народные произведения тех далёких и грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Сколько их прекрасных, незабываемых!
1Ведущий.
1. Ах, как мы пели! Как мы пели!
Сама душа просила петь.
Как будто мы тогда хотели
На крыльях песни улететь.
2.Ну, что там песня? Вроде – малость,
А ты сумей её понять…
И песня песнею сменялась,
Самих нас некому сменять.
3.Нас от усталости качало,
Был голод лют, совсем, как зверь!
Но песня силы нам давала
И песню славим мы теперь.
2Ведущий.
И не забыты подвиги солдат,
Их ратный труд и мужество воспеты.
И пусть мы чтим немало разных дат,
Прекрасней нет, чем День Победы!
Звучит мелодия песни «День Победы».
В зал летят воздушные шары, дети дарят ветеранам цветы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное чтение "Кто сказал, что надо бросить песню на войне" 5 класс
На одном из уроков литературы мы знакомились с поэзией Великой Отечественной войны. До стихов ли, до песен ли в такое время? Но песни далеких грозных лет звучат и сегодня как память о той страшн...
Сценарий тематического концерта «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?»
Предназначен для педагогов дополнительного образования отдела музыкально-хорового творчества, учителей музыкальных и общеобразовательных школ...
Классный час "Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки в двойне!"
Открытый час общенияв 10 классе «Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки в двойне!»...
"Кто сказал,что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!" - В. Лебедев-Кумач.
Статья к отчётному концерту народного отдела "Музыкальная весна", посвящённого памяти артистов фронтовых бригад ВОВ....
Проект " Кто сказал, что надо бросить песни на войне?"
Проект представлен в виде презентации . Проект "Песни рожденные войной" предполагает издание книги солдатского песенного фольклора на основе записей из фронтовой...
Сценарий конкурса военной патриотической песни « Кто сказал, что надо бросить песню на войне»
Вся история войны от событий 1941 года до последних ударов по немецким войскам Советской армии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снов...
Всероссийский Урок Победы, Посвященный 79-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Кто сказал, что надо бросить песни на войне…»
Данное мероприятие направлено на формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов у...