Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия на тему: "Культура поведения при приеме пищи"
материал (5 класс) на тему
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для 5 класса "Особый ребенок" (учащиеся с ТМНР) школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbo.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по предемету «Социально-бытовая ориентировка»
5 «В» класс «Особый ребенок»
Провел: воспитатель Решетняк Ю.А.
Дата проведения: 26.11.2015
Тема занятия: «Культура поведения при приеме пищи»
Вид занятия: коррекционно-развивающее
Тип занятия: повторение и закрепление изученного материала. Занятие интегрированное (межпредметные связи: развитие речи и окружающий мир, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, альтернативное чтение).
Цели занятия: закреплять навыки правильного выполнения алгоритма действий при приеме пищи (второго завтрака).
Задачи:
Образовательная - закреплять навыки выполнения правильной последовательности действий при приеме пищи (второго завтрака). Продолжать закреплять умения использования средств альтернативной коммуникации (жесты, пиктограммы).
Коррекционная - корректировать общую и мелкую моторику (плавность, соразмерность движений рук); совершенствовать навык восприятия и выполнения словесной инструкции взрослого (самостоятельно и сопряженно).
Воспитательная - повышать заинтересованность учащихся в учебном процессе; развивать умение работать в группе: слушать педагога, взаимодействовать с детьми и взрослыми в рамках учебной и игровой ситуации; закреплять знания учащихся о правилах поведения в обществе.
Материалы и оборудование для занятия: колокольчик, компьютер, фланелеграф стационарный, фланелеграф переносной, стол, стул; костюм медведя для взрослого; пиктограммы по теме; индивидуальные контейнеры с водой и хлопчатобумажные полотенца, салфетки, мусорное ведро; корзинки пластиковые, пластиковые тарелки, пластиковые кружки, пластиковая бутылка с отвинчивающейся крышкой, сок; мешочек с музыкальными инструментами (колокольчики, маракасы, бубны).
Ход занятия
1.Организационная часть
Воспитатель: «Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы начать урок?» Ученики выполняют жест «Позвонить в колокольчик» (самостоятельно /с помощью взрослого). Один из учеников, по просьбе воспитателя, приносит колокольчик. «Вот звенит у нас звонок – начинается урок! (Воспитатель звонит в колокольчик).
Воспитатель: «Колокольчик прозвенел. Значит, начался урок». Воспитатель предъявляет ученикам пиктограмму «Урок».
Воспитатель: «Ребята, давайте расскажем наш утренний стишок!». Воспитатель и учащиеся берут друг друга за руки, образуя круг. Воспитатель проговаривает потешку:
Мы пришли сегодня в класс
Начинаем новый день
Утро доброе у нас
И учиться нам не лень!
Ученики, вместе с воспитателем одновременно поднимают и опускают руки.
2. Основная часть.
Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас необычный урок! Мы с вами будем смотреть мультфильм!». Воспитатель на проекторе демонстрирует отрывок из мультфильма «Винни-Пух идет в гости». После окончания мультфильма раздается стук в дверь. Воспитатель: Ребята, вы слышите? (воспитатель выполняет жест «Слушать») Кто-то стучит в дверь! Заходите!
В класс входит взрослый в костюме медведя: «Здравствуйте, ребята! Я шел мимо и решил зайти к вам в гости!»
Воспитатель: «Мишка пришел в гости! Здравствуй! Ребята, что нужно сделать, если кто-то пришел?». Ученики выполняют жест «Привет» или проговаривают слова «Поздороваться», «Привет». Медведь здоровается с каждым учеником за руку.
Медведь: «Ох, я устал, пока шел. Пожалуй, я сяду». Садится на пол перед учениками.
Воспитатель: «Ребята, Мишка сел на пол. Он правильно сделал?» Ученики отвечают «Нет» (жестом или вербально).
- Правильно! Мишке нужно сесть на стул. Один из учеников выполняет словесную инструкцию воспитателя «Подай Мишке стул». Медведь садится.
Медведь: «Ох, я не знаю, как правильно вести себя в гостях. Что мне делать?»
Воспитатель: «Ребята, поможем Мишке?» Ученики отвечают на вопрос кивком головы (самостоятельно/с помощью) или проговаривая слово «Да».
- Не беспокойся, Мишка, мы тебя научим.
Медведь: А я вам буду помогать.
Воспитатель: «Гостей нужно угощать. Для этого нужен стол. Где на картинке стол?». Воспитатель предъявляет пиктограмму «Стол» и «Стул». Ученики выбирают нужную пиктограмму.
- Мы показали стол на картинке. А где наш стол? Учащиеся указательным жестом показывают на стол. Далее два ученика, по словесной инструкции, помогают воспитателю принести (путем перетаскивания по полу) стол ближе к центру класса.
Воспитатель: «А что мы будем делать за столом?» Предъявление пиктограммы «Пить». Ученики отвечают «Пить»/«Пить сок» выполняя жест «Пить» - сложение пальцев одной руки складываются «щепотью» и поднесение ее ко рту (самостоятельно или с помощью).
- Правильно. Мы будем пить сок. Для этого нужно помыть руки. Воспитатель выполняет жест «Мыть руки» (потирание ладоней), учащиеся повторяют жест.
Ученики, по очереди, подходят к контейнерам с водой, и с помощью взрослого, моют руки, затем вытирают полотенцем.
Воспитатель: «Какие вы молодцы! Помыли руки. Теперь можно пить сок. А из чего нужно пить сок?». Воспитатель предъявляет пиктограммы «Кружка» и «Тарелка». Ученики выбирают пиктограмму «Кружка».
- Правильно! Из кружек. Один из учеников, по словесной инструкции воспитателя «Подай кружки» выбирает на столе из двух представленных корзинок (в одной - кружки, в
другой - тарелки) корзину с кружками и отдает воспитателю.
- Кружки надо поставить на стол. Один из учеников, по просьбе воспитателя, расставляет кружки на столе.
Воспитатель достает бутылку с соком: «Это сок. Но я не могу открыть! Что мне делать?». Далее воспитатель просит одного из учеников помочь («Помоги открыть»).
Ученик, с помощью взрослого, откручивает крышку. Воспитатель разливает сок по кружкам.
Воспитатель: «Молодцы. Теперь мы можем пить». Дети пьют сок самостоятельно (один ученик - с частичной помощью взрослого), аккуратно ставят использованные кружки обратно на стол.
Воспитатель: «Молодцы! Сок попили. А что теперь нужно сделать?». Воспитатель предъявляет ученикам упаковку салфеток. Один из учеников отвечает «Вытереть рот».
- Правильно! Нужно вытереть рот. Выполнение жеста учениками: вращательные движения ладонью вокруг рта.
- Для этого нужны салфетки. Ученики по очереди берут салфетки в руки и вытирают рот.
- Молодцы. А что мы делаем с грязными салфетками? Один из учеников отвечает: «Выбрасываем».
- Правильно. Грязную салфетку нужно выбросить в ведро. Учащиеся по очереди подходят к мусорному ведру и выбрасывают салфетку. Далее один из учеников по словесной инструкции воспитателя относит мусорное ведро на место.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Какие вы аккуратные! Грязные кружки нужно убрать в таз». Один из учеников, по словесной инструкции воспитателя, собирает грязные кружки со стола в таз и ставит его на полку.
- Ребята, мы попили сок. Что надо сказать? Спасибо. Ученики выполняют жест «Спасибо» (прикладывание ладони к груди и кивок головой) или проговаривают.
Воспитатель: «Давайте мы расскажем стишок»:
Слова потешки | Действия учеников | |
Если в гости ты пришел, То спокойно сядь на стульчик. Аккуратно пей из кружки. Рот салфеткой вытирай, И «спасибо» после Говорить не забывай! | - Ученики топают сидя на стульях. - Ученики прикладывают обе руки к своему стулу - Выполнение жеста «Пить» - складывание пальцев руки «щепотью» и поднесение ее ко рту. - Выполнение жеста «Вытереть рот» вращательные движения ладонью напротив рта - Выполнение жеста «Спасибо» - прикладывание ладони к груди и кивок головой. - Вращательные движения головой в стороны. |
Медведь: «Ребята, какие вы молодцы! Угостили меня! Научили как вести себя в гостях за столом! Спасибо!» Ученики отвечают «Пожалуйста» вербально или с помощью коммуникативной кнопки.
- За то, что вы такие молодцы, я принес вам мешочек с музыкальными инструментами! Ученики играют на музыкальных инструментах под музыку.
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам в гости приходил Мишка. Мы его угощали. Мы повторили, что перед едой нужно мыть руки. Чтобы пить сок, нужно поставить кружки. Затем протереть рот салфеткой и сказать «Спасибо». Как вы думаете, вы молодцы? Один из учеников отвечает «Молодцы!». Ученики выполняют жест «Молодец» (ладонь сжата в кулаке, большой палец отведен наверх). Воспитатель звонит в колокольчик: «Вот звенит у нас звонок, и закончился урок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с элементами тренинга «Мы понимаем и принимаем друг друга!»
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия из цикла коррекционно-развивающих занятий с элементами диагностики и тренинга, направленного на коррекцию по...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для старшеклассников «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?» (фольклор в годы войны)
Внеклассное мероприятие посвещено знакомству с фольклором в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг....
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Развитие речи и окружающий мир" для 4 класса "Особый ребенок"
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для 4 класса "Особый ребенок" по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Путешествие в зимний лес"....
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия, для 1 класса, по теме: «Повторение и закрепление знаний о времени года «осень», понятий «овощи» и «фрукты».
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия, для 1 класса, по теме: «Повторение и закрепление знаний о времени года «осень», понятий «овощи» и «фрукты". под...
Методическая разработка коррекционно – развивающего занятия по русской народной сказке «Снегурушка и Лиса»
Предназначена для детей дошкольного возраста (4-5 лет) с нарушением зрения ....
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия "Обитатели морей и океанов" для детей с ОВЗ подготовительной к школе группы
Конспект направлен на обобщение и закрепление знаний у детей с ОВЗ об обитателях морей и океанов. Коррекцию когнитивных процессов, профилактику оптической дисграфии....
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы
Методические разработки коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми 6-7 лет по формированию дружеских взаимоотношений и развитию у них коммуникативных навыков (вербальных и нев...