Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Развитие речи и окружающий мир" для 4 класса "Особый ребенок"
методическая разработка на тему
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для 4 класса "Особый ребенок" по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Путешествие в зимний лес".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспкт коррекционно-развивающего занятия | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Развитие речи и окружающий мир»
4 «В» класс «Особый ребенок»
Провел: воспитатель Решетняк Ю.А.
Дата проведения: 28.01.2015
Тема занятия: «Путешествие в зимний лес»
Вид занятия: коррекционно-развивающее
Тип занятия: интегрированное (развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение, математические представления и конструирование, социально-бытовая ориентировка).
Цели занятия: обобщение и закрепление знаний по теме «Признаки зимы»; совершенствование коммуникативных и социальных навыков в рамках учебных и игровых ситуаций.
Задачи:
Образовательная - закрепить знания детей о зимних явлениях природы; продолжать обучать детей воспринимать детские стихи (потешки) и песенки. Продолжать закреплять умения использования средств альтернативной коммуникации (жесты, пиктограммы, картинки).
Коррекционная - корректировать и развивать зрительно-слуховое восприятие учеников; стимулировать манипулятивную деятельность, совершенствовать общую и мелкую моторику; совершенствовать навык восприятия и выполнения словесной инструкции взрослого (самостоятельно и сопряженно).
Воспитательная - повышать заинтересованность учащихся в учебном процессе, повышать мотивацию к занятиям; развивать умение работать в группе: слушать педагога, ожидать своей очереди, взаимодействовать с детьми и взрослыми в рамках учебной и игровой ситуации.
Материалы и оборудование к уроку: колокольчик, пиктограммы («Привет», «Зима», «Весна», «Снег», «Дождь», «Елка», «Грустно», «Весело»), картинка (зимний лес), фланелеграф, коммуникативная кнопка, компьютер, планшетный ПК, дидактические игрушки («Поезд», «Белка», «Заяц»), контейнер со снегом, поднос, шишки, корзинка, ель искусственная, вата, ширма, замок и ключ из бумаги, цепь, дидактическое пособия (карточки «Волшебные камушки», «Волшебная корзинка», «Снежинки»).
Ход занятия
1.Организационная часть
Воспитатель: «Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы начать урок? Один из учеников приносит колокольчик воспитателю. «Вот звенит у нас звонок – начинается урок! (Воспитатель звонит в колокольчик).
«Мы с вами позвонили в колокольчик, а что теперь нам нужно сделать?» Предъявление пиктограммы «Привет». Один из учеников выполняет жест «Привет».
«Правильно, нам нужно поздороваться. У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними». Ученики, самостоятельно или с помощью взрослых, поворачивают голову в сторону сидящих гостей и выполняют жест «Привет» (самостоятельно или с помощью).
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам в гости должна придти Белоснежка. Раздается стук в дверь. Ребята, это должно быть она к нам пришла! Звучит аудиозапись «Песенка гномов».
Гномик: «Здравствуйте, ребята! Я гномик Лоло. У нас случилась беда! Злая волшебница спрятала нашу Белоснежку в замке в зимнем лесу. Я один не справлюсь. Помогите мне, пожалуйста, найти Белоснежку»
Воспитатель: «Ребята, мы поможем гномику?» Ученики утвердительно кивают головой (самостоятельно или с помощью) «Да».
Гномик: «Чтобы спасти Белоснежку, нам нужны волшебные камушки. Но у меня их не хватает. Остальные вы должны найти в лесу. Удачи, ребята!».
Воспитатель: «Прежде чем отправиться в путешествие, нам нужно повторить какое время года сейчас. Сейчас зима». Предъявление пиктограммы «Зима». «И мы отправляемся с вами в волшебный зимний лес на поиски Белоснежки». Предъявление картинки «Зимний лес». «А поедем мы с вами на паровозе». Предъявление дидактической игрушки «Паровоз». «Давайте послушаем, как звучит паровоз». Предъявление ученикам по очереди планшетного компьютера с изображением паровоза. Ученики нажимают на экран.
Слова песенки Едет, едет паровоз. Три трубы и стук колес, три трубы и стук колес – он вагончики повез. А вагончики скрипят, и колесики стучат, а колесики стучат – та-та, та-та говорят. Паровоз пыхтит «Чух-чух! Я как птичка полечу. Чух-чух-чух да чух-чух-чух. Ребятишек прокачу!» |
Действия учеников Ученики совершают вращательные движения руками (самостоятельно или с помощью). Ученики стучат кулачками Ученики совершают поступательное движение одной рукой вверх-вних. |
Воспитатель: «Ребята, мы с вами посмотрели на паровоз, послушали как он звучит, а теперь давайте споем про него песенку». Обыгрывание песенки «Едет, едет паровоз».
Воспитатель: «Ребята, за то, что вы так хорошо пели песенку, вы получаете волшебный камушек». (Карточка «Волшебный камень»).
«Ехали-ехали мы с вами на поезде и приехали на лесную опушку. А в лесу холодно!» Жест «Холодно». (Ученики выполняют самостоятельно или с помощью взрослого). «А еще в лесу много снега. Покажите, где снег на картинке». Предъявление пиктограммы «Снег» и «Дождь». Мы с вами посмотрели снег на картинке, а теперь давайте почувствуем снег. Учениками предлагаются контейнеры со снегом. «Давайте потрогаем снег. Снег холодный и мокрый».
Воспитатель: «Ребята, еще в лесу растут елки». Предъявление пиктограммы «Елка». «Это елка на картинке, а где наша елка?». Ученики жестом указывают на искусственную елку, стоящую в классе (самостоятельно или с помощью взрослого). «А кто там сидит на снегу под елкой? Андрей, иди, посмотри, кто там». Ученик находит под елкой дидактическую игрушку «Зайчик» и отдает воспитателю. «К нам зайка пришел! Но он весь дрожит! Ему холодно» (Жест «Холодно»). Давайте мы поможем зайке согреться».
Обыгрывание потешки «Зайка серенький»
Слова потешки Зайка серенький сидит и ушами шевелит Вот так, вот так он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Вот так, вот так надо лапочки погреть Зайке холодно стоять, зайке надо топотать Вот так, вот так зайке надо топотать | Действия учеников Ученики прикладывают обе руки к голове, имитируя уши зайки и совершая движения ладошками (самостоятельно или с помощью). Ученики потирают ладошки (самостоятельно или с помощью). Ученики топают, сидя на месте (самостоятельно или с помощью) |
Воспитатель: «Ребята, мы помогли нашему зайке согреться. Он нам говорит «Спасибо!», а мы отвечаем «Пожалуйста». Ученики с помощью коммуникативной кнопки отвечают «Пожалуйста». «За то, что мы помогли зайке, он оставил нам волшебный камушек».(Карточка «Волшебный камень»).
Воспитатель: «Едем мы с вами по лесу дальше. Ой, а кто это к нам навстречу вышел? Это белочка! Поздоровайтесь с белочкой! Ученики по очереди гладят дидактическую игрушку. Но наша белочка грустная. Предъявление пиктограммы «Грустно». Что же случилось у белочки? Она делала запасы на зиму и уронила шишки в снег. Помогите их найти и в корзинку собрать».
Воспитатель: «Ребята, поможем белочке?» Ученики утвердительно кивают головой (самостоятельно или с помощью) «Да». «Давайте мы соберем для нее шишки».
Каждому ученику по очереди предъявляется поднос с ватой и шишками. Ребенок должен выбрать 2 шишки и сложить их в корзинку.
Воспитатель: «Ребята, какие вы молодцы. Собрали все шишки для белочки. Она больше не грустит, она радуется (предъявление пиктограммы «Весело»), и говорит вам «Спасибо». Жест «Спасибо». «А за то, что вы помогли белочке, она вам оставила волшебный камушек».
Воспитатель: «Ребята, мы едем дальше по волшебному лесу. А вот и за́мок! Наверно, там наша Белоснежка! Но тут замок висит! Как же нам его открыть? Посмотрите, здесь есть волшебная корзинка. Давайте оставим в ней наши камушки». Воспитатель и ученики по очереди прикрепляет карточку «Волшебный камень» на фланелеграф.
- Вы большие молодцы! Волшебные камушки собрали! И за это вы получаете ключик! Предъявление карточки «Ключ». Кто хочет открыть? Ученик, указавший на себя жестом «Это я» получает ключ и с помощью взрослого вставляет его в замок.
- Ура! Мы нашли нашу Белоснежку! Воспитатель с детьми хлопают в ладоши!
Белоснежка: «Здравствуйте, ребята! Как я рада, что вы меня спасли, спасибо! Теперь мы снова можем танцевать наши танцы со снежинками!» Белоснежка вместе с воспитателем раздают карточки «Снежинки», и ученики вместе с педагогами танцуют под музыку (Аудиозапись «Песенка снежинок»).
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Воспитатель: «Ребята, какие же вы молодцы! Отправились в зимний лес, помогли зайке, белочке, и спасли Белоснежку. Наше путешествие заканчивается!» Воспитатель просит одного из учеников позвонить в колокольчик. «Вот звенит у нас звонок, и закончился урок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи
Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с учащимися с ОВЗ...
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 6 класса по теме: «Времена года. Обобщение»
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 6 класса по теме: «Времена года. Обобщение» Цель урока - формирование представ...
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» по теме «Время года – весна. Признаки весны» для учащихся 7 класса
Цель урока – актуализация и закрепление знаний учащихся о времени года - весне и ее признаках.Задачи урока:Образовательная- актуализировать знания учеников о времени года - весна-научить в...
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» по теме «Время года – весна. Признаки весны» для учащихся 7 класса
Цель урока – актуализация и закрепление знаний учащихся о времени года - весне и ее признаках.Задачи урока:Образовательная- актуализировать знания учеников о времени года - весна-научить в...
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» по теме «Время года – весна. Признаки весны» для учащихся 7 класса
Цель урока – актуализация и закрепление знаний учащихся о времени года - весне и ее признаках.Задачи урока:Образовательная- актуализировать знания учеников о времени года - весна-научить в...
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 7 класса на тему: «Жизнь птиц в холодное время года»
Цель – систематизация знаний учащихся об отличительных признаках зимующих птиц.Задачи: Коррекционно- образовательные.1.Закреплять знания учащихся о зимующих птицах.2.Формировать умени...
Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."
В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...