Разработка и использование дидактических пособий из практики работы объединения трехмерного моделирования
статья
В статье рассмотрены современные тенденции в сфере 3D технологий и их изучения. Рассмотрены сложности, возникающее при обучении в дополнительном образовании детей трехмерному моделированию и анимации. В качестве основного решения проблемы сложности обучения рассматривается создание различных дидактических материалов, облегчающих образовательный процесс для учащихся. Представлены виды пособий, использующихся на занятиях объединения «Трехмерное моделирование и анимация».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_karabut.docx | 629.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Карабут Ксения Юрьевна,
педагог дополнительного образования СПбГЦДТТ,
Санкт-Петербургский городской центр детского технического творчества
Разработка и использование дидактических пособий из практики работы объединения трехмерного моделирования
Аннотация:
В статье рассмотрены современные тенденции в сфере 3D технологий и их изучения. Рассмотрены сложности, возникающее при обучении в дополнительном образовании детей трехмерному моделированию и анимации. В качестве основного решения проблемы сложности обучения рассматривается создание различных дидактических материалов, облегчающих образовательный процесс для учащихся. Представлены виды пособий, использующихся на занятиях объединения «Трехмерное моделирование и анимация».
Ключевые слова:
3D технологии, дидактические пособия, видео
Одной из задач современного образования является воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям современного общества. Правительством Российской Федерации был утвержден глобальный проект «Современная образовательная цифровая среда», частью которого стал проект «Цифровая школа». Данный проект направлен на формирование у обучающихся информационных компетенций в условиях постоянно меняющихся и развивающихся технологий.
С развитием технологий для человека открывается огромное количество новых сфер деятельности, связанных с компьютерными технологиями. Одна из них – 3D технологии. Это направление сейчас развивается с огромной скоростью и применяется во многих сферах, таких как реклама, мультипликация, дизайн (промышленный, интерьерный, графический), виртуальная и дополненная реальность, создание игр, иллюстраций и моделей.
Однако область применения 3D не ограничиваются играми, кино и мультипликацией. Эти технологии широко применяются в медицине, архитектурных проектах, в военной и космической сферах. Освоив программу «Трехмерное моделирование и анимация», воспитанники объединения овладевают необходимыми компетенциями для продолжения дальнейшего обучения в ВУЗах и ССУЗах.
Интерес к 3D технологиям постоянно увеличивается, и с каждым годом их качество, детализация и приближенность к реальности только возрастает. Производительность техники и её возможности расширяются, для визуализаций используют уже не один ПК, а массивы мощных серверов. Как следствие, модели становятся все более высокополигональными, текстуры воспроизводят мельчайшие детали, эффекты и симуляции становятся все более реалистичными. Прямым следствием этого процесса является сложность программного обеспечения, что делает самостоятельное освоение материала крайне трудоемким, особенно для ребенка. Очень важно не допустить у него разочарования в собственных силах, не потерять тот первый, самый искренний интерес, возникающий у любого человека, наблюдающего за многочисленными проявлениями 3D технологий, все чаще проникающих в нашу жизнь. Необходимо помочь воспитанникам, мотивированным красивыми, но крайне трудоемкими картинками, воспринимать препятствия как интересную задачу, а не как непреодолимую вершину.
В таких условиях приоритетной задачей по развитию программы стала разработка таких дидактических и методических пособий, которые максимально облегчат учащимся освоение нового сложного материала и позволят наиболее полно овладеть знаниями, использовать их в решении практических задач.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Трехмерное моделирование и анимация» реализуется в течение 3 лет и рассчитана на детей 10-14 лет, живо интересующихся 3D технологиями. На занятиях в объединении используется современное лицензионное программное обеспечение, актуальное не только в рамках обучения по программе, но и для профессиональной деятельности, как педагога, так и воспитанников.
Техническое оснащение занятий требует необходимое цифровое и аппаратное обеспечение и включает в себя:
- Autodesk 3Ds Max – профессиональное программное обеспечение для 3D моделирования, анимации и визуализации;
- Adobe Photoshop – многофункциональный графический редактор для работы с растровой графикой;
- Unity – межплатформенная среда разработки виртуальной и дополненной реальности.
- компьютеры, объединенные в локальную сеть с выходом в Интернет;
- интерактивная панель.
Целью программы является создание условий для личностной самореализации и профориентации через занятия трехмерным моделированием и анимацией. Для ее достижения в объединении был разработаны различные дидактические материалы.
Цель дидактических пособий на занятиях объединения – использование современных цифровых и образовательных технологий, способствующих более эффективному усвоению учащимися материала программы, для реализации профильного обучения, подготовки воспитанников к проектной и исследовательской деятельности, освоению информационных технологий.
Роль дидактических материалов для успешного освоения программы заключается в том, что он максимально облегчает учащимся вхождение в достаточно сложную профессиональную программную среду и позволяет использовать ее широкий спектр возможностей при помощи специального цифрового программного обеспечения.
3D технологии – это актуальная, постоянно развивающаяся отрасль, с течением времени разветвляющаяся на все большее число самостоятельных направлений. В начале работы объединения программа была рассчитана на меньших срок усвоения, и включала в себя базовые знания 3D технологий. По мере изучения воспитанниками основ трёхмерного моделирования и анимации, в рамках объединения возник социальный запрос на усложнение и углубление курса. Это стало понятно после проведения мониторинга учета мнений родителей и воспитанников. Более 50% респондентов хотели бы продолжить обучение в данной области с целью освоения основ профессий в области 3D технологий, что привело к углублению базового курса и добавлению более сложного материала. Эти технологии в области трехмерного моделирования сложны даже для взрослых людей, поэтому при разработке программы «Трехмерное моделирование и анимация» учебный материал адаптировался с учетом возрастных особенностей детей.
С увеличением объема изучаемого материала рос и массив информации, необходимой к усвоению, и, соответственно, создаются все новые дидактические материалы конкретно под запросы объединения. Постепенно выявились основные виды пособий, использующихся в объединении и показавших свою эффективность.
Дидактические материалы включают в себя:
- Комплект памяток.
Памятки служат для запоминания большого объема информации, который нужно знать для свободной работы в изучаемых программах. Это документ, в котором в краткой форме представлен пройденный теоретический материал. Памятки не являются самостоятельным справочным ресурсом, но они позволяют понять информацию и выучить ее за счет регулярного использования. Они представляют собой одностраничники с крупными иллюстрациями и лаконичными подписями, которые помогают освежить знания, полученные ранее.
Памятки используются в течении всего курса, для изучения а после и повторения материалов предыдущих лет обучения.
Иллюстрация 1. Примеры памяток
Для самостоятельной работы над практическими заданиями в объединении используются печатные инструкции и видео-уроки. Инструкции представляют собой описание действий, четко разделённое на шаги с обязательной иллюстрацией и выделенными важными моментами. Они результативны для начального этапа работы, когда обучающиеся еще не успели освоить работу с новым материалом и требуется практический опыт для его закрепления.
- Пошаговые инструкции с подписями для заданий начальной сложности. Они удобны четко выделенными опорными точками в инструкции, крупными и яркими иллюстрациями, но ограничены по объему. Используются в самом начале освоения различных методов моделирования, и служат для их изучения и закрепления знаний.
Иллюстрация 2. Примеры печатных инструкций
- Инструкции без подписей способствуют формированию умения самостоятельно подбирать методы моделирования из спектра изученных возможностей. Используются на этапе упражнений, когда инструкции изменяются для развития навыков и самостоятельности учащихся. Они переходят в игровую форму, где есть только иллюстрация, а ребенок должен сам определить, как добиться изменений, произошедших с примером.
Иллюстрация 3. Примеры инструкций без подписей
- Видео-инструкции. Они служат для выполнения более сложных заданий. С усложнением материала количество этапов работы увеличивается, что привело бы к расширению объема печатных инструкций. В них для одного действия потребовалось бы 3-4 шага в печатной инструкции и по самым скромным расчетам даже наименее сложные задания в печатном виде занимали бы от пяти страниц и более. В этом случае логичным шагом является использование формата видео, так как на нем четко видна вся последовательность действий. Видео-инструкции позволяют сохранить структуру пошагового выполнения задания без ограничения на подробность описания.
Для их создания производилась запись с экрана, которая после подвергалась обработке в специализированной программе. Получившиеся в итоге видео-инструкции выполнены без звука, с разделителями, содержащими описание последующего шага, с всплывающими подсказками (названия инструментов, горячие клавиши и т.д.). В монтаже используются функции увеличения области интерфейса в моментах выставления точных настроек или параметров. Благодаря этому простая запись с экрана приобретает структурированный вид.
Использование видео-инструкций играет важную роль при освоении программы. Во-первых, работа с ними осуществляется самостоятельно. Во-вторых, использование наглядно-образных инструкций чрезвычайно эффективно, так как показывает весь процесс выполнения упражнения. В-третьих, в ходе работы учащийся решает конкретную проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки.
Большую роль так же играет высвобождение учебного времени за счет наглядной демонстрации учебного материала. Это время отводится на более глубокое повторение и закрепление изученного материала, создание индивидуальных проектов учащихся.
Иллюстрация 4. Пример видео-инструкций
Современные информационные технологии позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные материалы, которые служат для повышения мотивации и познавательного интереса учащихся. Навыки в векторной и растровой графике, монтаже и записи учебных роликов являются полезными и все более необходимыми для педагогов самой разной направленности.
Разработка дидактических материалов в объединении «Трехмерное моделирование и анимация» - важный шаг в направлении повышения качества образования. Они могут быть интересны и полезны не только для педагогов, работающих по направлению 3D технологий, но и для педагогов дополнительного образования других направленностей. Для этого необходимо, чтобы педагоги обладали достаточным уровнем знаний по программному обеспечению и имели необходимое оборудование.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Трехмерное моделирование и анимация» может быть использована педагогами других образовательных учреждений, которые модифицируют ее для достижения своих собственных целей.
Элементы программы «Трехмерное моделирование и анимация» могут интегрироваться в такие направленности, как «Авиамоделирование», «Конструирование», «Робототехника», «Судомоделирование», «Автомоделирование» и быть модифицированными под их собственные нужды. С помощью дидактических материалов возможно смоделировать объемную виртуальную модель, которую потом собрать в реальности. Памятки и инструкции помогут освоить необходимые шаги на пути создания модели, осуществить задуманные проекты.
Например, блок, посвященный дополненной реальности (AR), предоставляет широкие возможности для всех перечисленных направлений. Это и возможность демонстрации конечного результата до начала практической работы, и обсуждение модификаций, дизайна, и создание более доступной, единой информационной среды.
Список литературы
- Варламова Л.Ф., Варламова С.И. КАЧЕСТВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4.;
- Гончарова О.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
- Львов Л.В., Перевозова О.В. «Учебно-методический комплекс как проект трансцисциплинарного образовательного процесса формирования конкурентоспособности менеджера» Инновации в образовании 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактический пособий в коррекционной работе в условиях введения ФГТ»
В презентации представлены дидактические пособия и варианты их использования....
Использование авторских игровых дидактических пособий в логопедической работе.
Все пособия, представленные в презентации, созданы мной для эмоционального и эффективного взаимодействия с ребёнком, повышения мотивации на занятия....
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ РАБОТЫ РМО ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ГРУПП ПО СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО ЗОЖ
Для успешного развитие детей в соответствии с их возрастными особенностями необходимо формировать у дошкольников знания, умения и навыки о ЗОЖ....
Использование дидактического пособия по развитию эмоционально-коммуникативных навыков ребенка с УО и РАС «Домик настроения»
Дидактическое пособие «Домик настроения»Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми с умственной отсталостью и с детьми с расстройством аутистического спектра.Основ...
Педагогические технологии в практике работы объединения дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности по музыке
В современном мире традиционная школа, реализующая классическую модель образования не решает всех запросов образования. Главной целью для педагога сейчас является превратить традиционное обучение, нап...
РМЦ "использование дидактических пособий на уроках"
Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия явл...
Использование дидактического пособия «Живые перчатки» в работе по биоэнергопластике.
Биоэнергопластика – это совместное взаимодействие руки и языка.Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, развити...