Использование дидактического пособия по развитию эмоционально-коммуникативных навыков ребенка с УО и РАС «Домик настроения»
методическая разработка
Дидактическое пособие «Домик настроения»
Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми с умственной отсталостью и с детьми с расстройством аутистического спектра.
Основная цель данного пособия – развитие социально-коммуникативных навыков у детей с УО и РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domik_nastroeniya.docx | 510.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических пособий для развития социально-коммуникативных навыков ребенка с УО и РАС
Дидактическое пособие «Домик настроения»
Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми с умственной отсталостью и с детьми с расстройством аутистического спектра.
Основная цель данного пособия – развитие социально-коммуникативных навыков у детей с УО и РАС.
1. Описание пособия
Пособие представляет собой коробку размером 19х19х28 см., оформленную как домик. С двух противоположных сторон на коробке располагаются окна, с двух других сторон - отверстия, диаметром 10 см. На окнах закреплены элементы клейкой ленты, для дальнейшего прикрепления на них картинок с разными эмоциональными состояниями. Отверстия необходимы для того, чтобы:
- ребенок мог достать из Домика, предварительно положенные в него игрушки,
- ребенок мог просунуть в отверстие руку и поздороваться с педагогом или другим ребенком, когда заходит в группу,
- ребенок мог достать из Домика карточки с разными эмоциями и закрепить их на окна, в соответствии с заданием педагога.
Сверху на Домике закреплены конверты с карточками: 1 - карточки с изображением эмоциональных состояний животных, 2 - карточки с эмоциями людей, 3,4 – глаза и улыбки девочки и мальчика.
В ходе работы с пособием можно использовать фотографии воспитанников и сотрудников группы, которую посещает ребенок, с целью облегчения адаптации и формирования взаимодействия ребенка с педагогами и детьми.
Задачи:
· формировать произвольную, волевую регуляцию поведения;
· формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.
· формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).
· формировать у ребенка представление об окружающих: знать имена сотрудников и детей группы;
· формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении;
· формировать навык преодоления аффективных состояний;
· развивать высшие психические функции: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение;
· развивать умение попросить предмет, протягивая руку и выполнять хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь);
· развивать мимику лица, позы и жесты тела;
. развивать понимание и осознание ребенком эмоционального состояния других людей и своего собственного.
2.Формы работы с пособием.
Коммуникативные умения помогают вступать в контакт с другими людьми, устанавливать с ними взаимоотношения. Для детей с УО и с РАС это особенно актуально. Пособие «Домик настроения» помогает формированию эмоционального и социального контакта ребенка с педагогами и детьми в группе.
Эмоции играют важную роль в становлении и развитии социально-коммуникативных отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. А отрицательные эмоциональные состояния служат причиной озлобленности, зависти, страха. Данное пособие поможет ребенку научиться понимать свое внутреннее состояние и состояние окружающих.
1. «Утреннее приветствие»
Ребенок заходит в группу и в игровой форме здоровается с детьми и педагогами, просовывая руку в отверстия Домика настроения. Могут использоваться любые приветствия-стихи. Особенно актуально в период адаптации, когда ребенок еще не знает детей и сотрудников группы. На окнах Дома целесообразно закрепить фотографии присутствующих в группе и обратить на фото внимание ребенка.
2. Дидактическая игра «Эмоции»
Задача: научить ребенка понимать эмоцию на картинке и передавать эмоциональное состояние с помощью мимики.
Ход: педагог показывает картинки с изображением эмоций, рассказывает, что значит каждое эмоциональное состояние, изображает с помощью мимики. Картинки закрепляются на окна Домика. Затем педагог просит ребенка найти картинку с какой-либо эмоцией и по возможности изобразить с помощью мимики.
3. Дидактическая игра «Найди пару»
Задача: закрепление знаний детей об основных эмоциях. Организация игры в паре.
Ход: ребенок самостоятельно или с помощью педагога выставляет картинки с любой эмоцией: зайчик, лиса, ежик, медведь улыбаются. Второй ребенок должен найти такие же картинки.
Усложненный вариант: первый ребенок выставляет одну картинку с эмоцией: зайчик улыбается. Задача второго ребенка найти картинки с улыбающимися животными: улыбаются лиса, ежик, медведь.
4. Дидактическая игра «Угадай эмоцию»
Задача: закреплять знания детей об эмоциональных состояниях, умения понимать эмоции по мимике. Организация игр в паре.
Ход: педагог или ребенок мимикой показывают загаданную эмоцию, другой ребенок находит нужную карточку и закрепляет на окно Дома.
5. Дидактическая игра «Собери эмоцию»
Задача: научить детей определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Ход: Необходимо составить эмоцию человека. Назвать её и продемонстрировать.
6. Дидактическая игра «Найди нужную эмоцию»
Задача: Упражнять в нахождении нужного эмоционального выражения исходя из личного опыта.
Ход: Педагог предлагает ребёнку из множества изображений найти одно, которое назовет педагог.
7. Дидактическая игра «Эмоции в стихах»
Задача: стимулировать развитие воображения с помощью чтения специально подобранной литературы; обогащать и активизировать эмоциональный словарь.
Ход: Педагог читает небольшое стихотворение об одном из видов эмоций, а ребёнок должен найти нужную эмоцию и объяснить свой выбор.
Стихи об эмоциях.
"РАДОСТЬ"
Я смеюсь, я хохочу,
Улыбаюсь и шучу,
Мне так весело сегодня,
Даже танцевать хочу.
" БЕЗРАЗЛИЧИЕ"
Стали не нужны игрушки,
Ничего я не хочу.
По зовут меня подружки-
На диване я лёжу.
Мультики уж надоели,
Книжки не хочу читать,
Ем конфеты еле - еле,
Лень с дивана даже встать.
"УДИВЛЕНИЕ"
Потянулась Машенька
К зеркалу рукой,
Удивилась Машенька;
"Кто - же там такой?"
"СТРАХ"
"На прививку, первый класс!"
-" Вы слыхали?"- это нас.
Отчего - ж, я встал у стенки?
У меня дрожат коленки.
"ГРУСТЬ"
Вот закапали слезинки,
Словно, бусинки - росинки.
Следов много у меня
Долго сдерживал их я.
Они сами прокатились,
Пожалели бы меня.
"ЗЛОСТЬ"
Поглядите, сегодня я злой.
Не играет никто со мной.
Я ногами стучу - стучу,
Во все горло кричу - кричу.
Все ребята ушли со двора,
Заревела сестренка моя,
Пёс Барбос убежал в конуру,
Потому, что я злой и ору.
Понимание своих эмоций и чувств других людей является важным моментом в становлении личности ребенка. Распознавание и передача эмоций – процесс сложный. Его мы пытаемся упростить с помощью игровых ситуаций и пособий. В частности пособие «Домик настроения» помогает в увлекательной игровой форме дать ребенку нужную информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактический пособий в коррекционной работе в условиях введения ФГТ»
В презентации представлены дидактические пособия и варианты их использования....
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ РАБОТЫ РМО ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ГРУПП ПО СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО ЗОЖ
Для успешного развитие детей в соответствии с их возрастными особенностями необходимо формировать у дошкольников знания, умения и навыки о ЗОЖ....
Дидактическое пособие для развития слухового восприятия и произносительных навыков
Игра направлена на развитие произносительных навыков младших школьников с нарушением слуха, в частности на дифференциацию свистящих звуков С-З. Целью данной игры является развитие слухового восприятия...
Картотека игр и упражнений на развитие эмоционально-коммуникативной сферы у дошкольников
Картотека игр и упражнений на развитие эмоционально-коммуникативной сферы у дошкольников...
Разработка и использование дидактических пособий из практики работы объединения трехмерного моделирования
В статье рассмотрены современные тенденции в сфере 3D технологий и их изучения. Рассмотрены сложности, возникающее при обучении в дополнительном образовании детей трехмерному моделированию и ани...
РМЦ "использование дидактических пособий на уроках"
Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия явл...
Использование дидактического пособия «Живые перчатки» в работе по биоэнергопластике.
Биоэнергопластика – это совместное взаимодействие руки и языка.Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, развити...