Использование авторских игровых дидактических пособий в логопедической работе.
методическая разработка на тему
Все пособия, представленные в презентации, созданы мной для эмоционального и эффективного взаимодействия с ребёнком, повышения мотивации на занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование авторских дидактических пособий в логопедической работе. | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все пособия, представленные в презентации, созданы мной для эмоционального и эффективного взаимодействия с ребёнком, повышения мотивации на занятия. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к занятиям, что немаловажно в процессе коррекции и развития речи детей. Взаимодействие с ребёнком становится действенным, партнёрским, позволяющим в непринуждённой игровой ситуации провести коррекционную работу как по подготовке к постановке звука, так и на этапах автоматизации и дифференциации, а так же на подгрупповых и фронтальных занятиях. На сегодняшний день методов игрового воздействия известно достаточно много, необходимо лишь систематизировать опыт, изготовить пособие в соответствии с целями, задачами, содержанием и с требованиями безопасности.
.
Дидактическая игра/пособие для развития речевого дыхания «Сенсорный домик» Описание. Пособие выполнено из фанеры в виде домика с трубой, окошками и дверцами, закреплено на основании. Черепицу на крыше дома имитируют ярко-синие легкие перышки, дым из трубы, шторы на окнах, дверной проём так же декорированы подвижными функциональными элементами. Жители домика – разноцветные Шарики и соответствующие по цвету коктейльные трубочки входят в комплект. Цель : в зависимости от инструкций логопеда, пособие может быть применено для развития сильного непрерывного выдоха, сильного плавного выдоха, длительного непрерывного ротового выдоха, сильного плавного и продолжительного выдоха, сильного целенаправленного выдоха, развития губных мышц и т.д. Игровые задания. «Ветерок стучится в окна» «В печке пляшет огонек, из трубы идет дымок» «Задуй шарик в домик»
.
. Дидактическое игровое пособие «Пушка». Цель : развитие речевого дыхания и фонематического восприятия. Задачи: в зависимости от инструкций логопеда, пособие может быть применено: -для сильного плавного выдоха, сильного целенаправленного выдоха;. -для развития ловкости и координации движений рук; -для развития фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза. Описание и способы использования. Пособие выполнено из пластикового стакана, закреплённого под определённым углом на деревянной основе. Функциональным элементом является ядро в виде шарика из пенопласта, который можно выдувать на разные расстояния из дула пушки в зависимости от силы выдыхаемой струи. Второй ребёнок может ловить вылетевший из дула пушки шарик-ядро. Еще один вариант игры- «Стрелять по сигналу»- сигналом выступает заданный звук или слово с заданным звуком и т.д.
.
Дидактическая игра/пособие по сенсорному и речевому развитию «Весёлые горошины» Описание. Развивающее пособие, представляет собой 2 вязанных стручка на молниях, внутри которых находятся разноцветные звучащие горошины. Горошины в стручках соотносятся по цвету и звучанию. Полифункциональное, безопасное, экологичное, занимательное пособие предназначено для совместных занятий с педагогом и для самостоятельной игры дошкольников. Цель: Развитие сенсорных качеств, мелкой моторики, грамматической стороны речи. Задачи : - развивать слуховое восприятие, память (учить сравнивать звуки, находить одинаково звучащие горошины); - развивать речь ребенка (актуализация словаря, развитие грамматического строя и фразовой речи) - развивать мелкую моторику (учить застегивать и расстегивать молнию; учить пристегивать и отстегивать липучки); -развивать тактильное восприятие (горошины твердые-мягкие, пушистые- гладкие, тяжёлые-лёгкие, мелкие-крупные ); - закреплять знания о цветах, учить соотносить предметы по цвету; - закреплять навыки счетных операций в пределах 10; Игровые задания. 1) «Горошины рассыпались». Помогите распределить горошины в 2 стручка так, чтобы в каждом из них оказалось по 1 горошине каждого цвета. (Этот вариант игры может проводиться с опорой на цвет или звучание горошин) 3) «Найди похожую горошину». (Этот вариант игры может проводиться с опорой на цвет или звучание горошин) 4) «Какой горошины не хватает в каждом стручке?». Педагог незаметно прячет по 1-2 горошины из каждого стручка. Дети должны проанализировать цветовые наборы в каждом стручке и определить недостающие горошины. 5) «Чудесный мешочек» Найти на ощупь пушистую или тяжёлую горошину.
.
. Дидактическая настольно-развивающая игра-лото « Звуко-символьное лото » Описание . Игра состоит из 5 больших(формата А4) карточек, на которых изображены предметные картинки односложных слов и по 10 маленьких карточек с символьным изображением гласных звуков, помещённых в индивидуальные ячейки, что помогает ребенку не отвлекаться от главной цели игры. В комплект так же входят 6 рожиц, для уточнения артикуляционного уклада при произнесении гласных звуков и ненавязчивого знакомства детей с их символьным изображением. Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи. Задачи : - уточнять артикуляционный уклад при произнесении гласных звуков; развивать слуховое восприятие; формировать навык звукового анализа и синтеза(определение и дифференциация гласных звуков в середине односложных слов: БАК, БЫК, БИНТ); воспитывать умение отвечать полным предложением. Игровые задания : «Отыщи рожицу, которая поёт песенку «О-О-О» (или А, У, И, Э, Ы) «Спой песенки рожиц, которые я покажу» «Прятки» или «Лото» - Закрой карточкой-символом нужную предметную картинку. (Распредели карточки с символами гласных звуков в соответствии с теми предметными картинками, в которых слышится нужный гласный звук).
.
. Коррекционно-развивающее игровое дидактическое пособие «Язык Языкович». Описание и способы использования. Развивающее пособие, представляет собой модель « Язычка» выполненного вручную в технике вязание спицами. Оно предназначено для моделирования артикуляционного уклада того или иного звука. Применяется на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения, при объяснении правильного положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. А так же широко используется при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики. Варианты игры изменяются в зависимости от цели занятия.
.
. Описание. Пособие представляет собой 2 деревянные модели ёлочек разных размеров на которые с помощью мини-прищепок можно прикрепить новогодние шарики большего или меньшего размера с изображением предметных картинок. Цель. в зависимости от инструкций логопеда и поставленной задачи, пособие может быть применено для развития либо фонетико- фонематической, либо лексико-грамматической сторон речи, а так же для развития мелкой моторики. Задачи: формировать умение различать существительные и прилагательные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; -формировать навык словообразования существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; -согласование прилагательных с существительными м.,ж.,ср. рода; в Р. п. ед. числа.; - закреплять навык правильного употребления предлогов НА, С; -учить определять наличие заданного звука в слове в любой позиции; - учить определять позицию звука в слове(начало, середина, конец);-различать звуки по признакам: звонкости-глухости, твёрдости-мягкости; -воспитывать умение отвечать на вопросы полным ответом; - развивать мелкую моторику (манипулирование в процессе игры маленькими прищепками); Варианты игровых упражнений: Ребёнку предлагается выбрать из шариков нужный или украсить большую «Ёлку» и маленькую «Ёлочку» шариками, ориентируясь на инструкцию логопеда и поставленную перед ребёнком задачу. Многофункциональное дидактическое игровое пособие по сенсорному и речевому развитию «Ёлка-ёлочка ».
.
. Многофункциональное игровое дидактическое пособие «Змея-словоежка». Описание. Пособие представляет собой сшитую из ткани Змею, скрученную спиралью, на теле которой расположены прозрачные кармашки. В кармашки вставляются картинки соответствующие заданным критериям в зависимости от дидактической цели игры. Может применяться как на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения, так и на подгрупповых и на фронтальных занятиях по коррекции лексико-грамматической стороны речи. Цель . Развитие фонетико-фонематической и лексической стороны речи, синтаксиса. Задачи: -автоматизировать звук в словах, словосочетаниях, предложениях; -учить определять наличие заданного звука в слове в любой позиции; - учить определять позицию звука в слове(начало, середина, конец); -различать звуки по признакам: звонкости-глухости, твёрдости-мягкости; - формировать умение составлять простые и распространенные предложения, с опорой на картинки или на схему предложения и умение строить схемы предложений. - формировать умение подбирать картинки на заданную лексическую тему; - формировать умение подбирать обобщающие понятия к картинкам определённой группы; Варианты игровых упражнений: Покорми «Змейку» теми словами, в названии которых есть автоматизируемый звук; 2) Укрась «Змейку» картинками, которые относятся к понятию «Обувь». 3) Назови картинки, которыми украсила себя Змейка, одним словом. 4) Вставь в кармашки картинки, в той последовательности, в которой они прозвучат в предложении и др.
.
. Дидактическая настольно-развивающая игра «Звуковые дорожки» Описание. Игра представлена в виде деревянного каркаса, поперёк которого вставлены металлические прутья, а по ним перемещаются пластиковые шарики символических цветов- красный, синий, зелёный. Перпендикулярно прутьям располагается белая полоса, на которой ребенок по очереди выстраивает один за другим шарики, соответствующие звукам в слове, которое логопед произносит утрированно(на начальных этапах) или сам ребенок произносит, анализируя название картинки(на более поздних этапах). Цель . Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов. Задачи: -закреплять умение обозначать звуки цветными фишками –символами; -закреплять умение определять количество и последовательность звуков в словах; -закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуки; дифференцировать согласные звуки по признакам твёрдости-мягкости; формировать умение подбирать картинки под заданную схему слова. Игровые задания. Составь на белой полоске пособия схему слова из цветных шариков. Подбери картинки, подходящие под данную схему слова;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактический пособий в коррекционной работе в условиях введения ФГТ»
В презентации представлены дидактические пособия и варианты их использования....
Роль дидактической игры в логопедической работе.
В логопедической работе широко используются дидактические игры. как для усвоения новых знаний, так и для закрепления, обобщения и уточнения полученных знаний. В ходе игры совершенствуются умения и нав...
Дидактический синквейн в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Данный материал знакомит с приемом ТРКМ - синквейном и опытом использования его в работе с детьми с ОВЗ...
Консультация-практикум для воспитателей на тему: «Использование массажных шариков СУ –ДЖОК в логопедической работе с детьми»
Консультация-практикум для воспитателей на тему: «Использование массажных шариков СУ –ДЖОК в логопедической работе с детьми»...
Использование игровой мотивации в коррекционно - логопедической работе с детьми по развитию артикуляционной моторики
Данная форма работы с родителями воспитанников ДОО нацелена на актуализацию проблемы обеспечения образовательной деятельности (как в условиях ДОО, так и в домашних условиях) игровой мотивацией с...
"Использование игровых нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"
Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ....
Разработка и использование дидактических пособий из практики работы объединения трехмерного моделирования
В статье рассмотрены современные тенденции в сфере 3D технологий и их изучения. Рассмотрены сложности, возникающее при обучении в дополнительном образовании детей трехмерному моделированию и ани...