Рабочая программа для детей с НИ 5 класс (I вариант УП) по основам социальной жизни
рабочая программа (5 класс)
Программа состоит из разделов, при изучении которых у учащихся формируются социально-бытовые компетентности:
- «Личная гигиена и здоровье» - знание и соблюдение правил личной гигиены, пропаганда ЗОЖ.
- «Охрана здоровья» - знание и порядок оказания различных видов медицинской помощи, уход за больным в домашних условиях.
- «Жилище» - знание основных требований к жилищу, умение выполнять планировку, обустройство и сохранение жилищного фонда. Умение пользоваться электробытовыми приборами (пылесос, холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка, стиральная машина).
- «Одежда и обувь» - овладение основными способами ухода за различными видами одежды, обуви и головных уборов. Содержание их в чистоте и порядке, ремонт и продление срока службы вещей, покупка одежды и обуви соответствующих размеров, использование соответствующих электробытовых приборов (утюг, стиральная машина).
- «Питание» - знание основ организации рационального, правильного питания человека; основных видов продуктов питания, правил и порядка приготовления пищи.
- «Транспорт» - умение пользоваться современными видами транспорта, знание правил пользования общественным и междугородним транспортом.
- «Средства связи» - знание и умение пользоваться современными видами связи: телефонной, сотовой, почтовой, интернет-услугами, телеграфной и т.д.
- «Предприятия, организации, учреждения» - знание структур образовательных учреждений, местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, городской и сельской администрации.
- «Семья» - владение правилами культуры взаимоотношений в семье, на основе уважения, взаимопонимания и взаимной помощи; организации досуга и отдыха членов семьи.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение изучаемого материала способствует более прочному и осознанному его усвоению. Также обеспечивается переход от более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oszh_5_kl.docx | 47.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» 5 класс
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная записка
Программа «Основы социальной жизни» предназначена для учащейся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант УП и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014г.;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» 1 вариант УП;
- Учебный план образования организации.
Социальная адаптация через активное освоение и принятие целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в современном обществе, является универсальной основой для личностного и социального благополучия человека. Обучающаяся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен самостоятельного благополучного существования в современном обществе.
В связи с этим программа «Основы социальной жизни» призвана подготовить обучающуюся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе; правильному рациональному ведению домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими умениями, связанными с обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи.
Программа «Основы социальной жизни» ориентирована:
- на развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;
- понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.
Цель программы «Основы социальной жизни» - формирование знаний, умений, навыков, способствующих практической подготовке обучающейся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и отдаленном социуме.
Основные задачи реализации программы «Основы социальной жизни»:
- расширение кругозора обучающейся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
- усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе и с использованием деловых бумаг);
- развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств личности.
На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения; используется индивидуальная работа.
В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, буклетами);
- репродуктивные (работа по образцам);
- частично-поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование дидактических игр);
- предметно-практические методы (практикумы, экскурсии, практические пробы и т.д.);
- система специальных коррекционно-развивающих методов;
- методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
- методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);
- методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).
Также на уроках «Основы социальной жизни» используются следующие приемы и средства обучения: загадки, проблемные ситуации, игры (дидактические, сюжетные, интерактивные), экскурсии, прогулки, наблюдение, примеры из жизненных ситуаций, сюжеты из средств массовой информации, аудио- и видеоматериалы. Использование перечисленных приемов и средств обучения способствуют наиболее полному и глубокому усвоению жизненного опыта и показу его практической значимостидля обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Все общеобразовательные изучаемые предметы дают обучающейся определенный объем знаний и умений, необходимый ей в жизни, способствуют расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально-этические нормы поведения.
В процессе реализации данной программы происходит связь уроков «Основы социальной жизни» с такими предметами, как «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Природоведение», «Биология». Реализация межпредметных связей помогает обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представить изучаемый материал целостно, а не отдельными разрозненными частями (отдельно по каждому предмету).
2.Общая характеристика предмета
Программа состоит из разделов, при изучении которых у учащихся формируются социально-бытовые компетентности:
- «Личная гигиена и здоровье» - знание и соблюдение правил личной гигиены, пропаганда ЗОЖ.
- «Охрана здоровья» - знание и порядок оказания различных видов медицинской помощи, уход за больным в домашних условиях.
- «Жилище» - знание основных требований к жилищу, умение выполнять планировку, обустройство и сохранение жилищного фонда. Умение пользоваться электробытовыми приборами (пылесос, холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка, стиральная машина).
- «Одежда и обувь» - овладение основными способами ухода за различными видами одежды, обуви и головных уборов. Содержание их в чистоте и порядке, ремонт и продление срока службы вещей, покупка одежды и обуви соответствующих размеров, использование соответствующих электробытовых приборов (утюг, стиральная машина).
- «Питание» - знание основ организации рационального, правильного питания человека; основных видов продуктов питания, правил и порядка приготовления пищи.
- «Транспорт» - умение пользоваться современными видами транспорта, знание правил пользования общественным и междугородним транспортом.
- «Средства связи» - знание и умение пользоваться современными видами связи: телефонной, сотовой, почтовой, интернет-услугами, телеграфной и т.д.
- «Предприятия, организации, учреждения» - знание структур образовательных учреждений, местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, городской и сельской администрации.
- «Семья» - владение правилами культуры взаимоотношений в семье, на основе уважения, взаимопонимания и взаимной помощи; организации досуга и отдыха членов семьи.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение изучаемого материала способствует более прочному и осознанному его усвоению. Также обеспечивается переход от более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих классах.
3.Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Основы социальной жизни» является частью предметной области «Человек и общество» обязательной части учебного плана образования обучающейся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Количество часов в неделю – 1 час, общее количество часов – 34 часа.
Iчетверть –
II четверть –
IIIчетверть –
IVчетверть –
Год –
Программа «Основы социальной жизни» включена в обязательную часть учебного плана образования обучающейся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни» представлены личностными и предметными результатами.
Личностные результаты
1.Формировние уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
2.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
3.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся обществе.
4.Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
5.Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
6.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
7.Принятие и освоение социальной роли обучающейся, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
8.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
9.Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
10.Развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
12.Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Предметные результаты представлены двумя уровнями овладения знаниями: минимальным и достаточным.
Раздел «Введение»
Минимальный уровень:
- знать название учебного предмета «Основы социальной жизни»;
Достаточный уровень:
- знать краткое содержание и значение предмета «Основы социальной жизни»;
- соблюдать правила техники безопасности;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования на уроках «Основы социальной жизни».
Раздел «Личная гигиена и здоровье»
Минимальный уровень:
- знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством педагога;
- знать название предметов, используемых для выполнения утреннего и вечернего туалета.
Достаточный уровень:
- уметь выполнять утренний и вечерний туалет в определенной последовательности;
- знать название и назначение индивидуальных предметов и предметов общего пользования личной гигиены;
- выполнять санитарно-гигиенические требования пользования личными (индивидуальными) вещами.
Раздел «Охрана здоровья»
Минимальный уровень:
- выполнять профилактику простудных заболеваний под руководством взрослых.
Достаточный уровень:
- знать и выполнять простейшие меры по профилактике простудных заболеваний;
- знать названия лекарственных растений, узнавать их;
- уметь применять под руководством взрослого лекарственные растения для профилактики и лечения простудных заболеваний.
Раздел «Жилище»
Минимальный уровень:
- знать свой домашний почтовый адрес;
- уметь пользоваться коммунальными удобствами (лифт, мусоропровод, домофон, почтовый ящик).
Достаточный уровень:
- знать типы жилых помещений;
- знать названия жилых комнат и их назначение;
- знать свой домашний почтовый адрес и уметь записывать его.
Раздел «Одежда и обувь»
Минимальный уровень:
- знать отдельные виды одежды и обуви;
- выполнять правила ухода за одеждой и обувью под руководством педагога;
- соблюдать правила ухода за одеждой и обувью в повседневной жизни.
Достаточный уровень:
- подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону;
- различать и использовать одежду и обувь в зависимости от назначения;
- уметь самостоятельно выполнять ежедневный уход за одеждой.
Раздел «Питание»
Минимальный уровень:
- знать название отдельных продуктов питания (хлебобулочные изделия, яйца; напитки: чай, кофе, сок, нектар);
- знать значение продуктов питания для здорового образа жизни человека;
- иметь представление о санитарно-гигиенических требованиях при приготовлении пищи, соблюдении техники безопасности при приготовлении пищи;
Достаточный уровень:
- знать состав продуктов питания и их значение для развития и правильной работы организма человека;
- знать и соблюдать режим питания;
- знать и выполнять гигиенические требования к продуктам питания, кухонным принадлежностям, посуде, месту приготовления пищи;
- знать о значении завтрака для здоровья человека;
- знать и уметь составлять меню завтрака;
- знать технологию приготовления блюд и уметь готовить для завтрака холодные и горячие блюда;
- знать и называть хлебобулочные изделия, соблюдать правила хранения хлебобулочной продукции;
- знать и уметь определять годность яиц, соблюдать технологию хранения;
- уметь готовить блюда из яиц;
- знать основные напитки, подаваемые на завтрак;
- уметь заваривать чай;
- уметь выполнять сервировку стола с учетом меню завтрака.
Раздел «Транспорт»
Минимальный уровень:
- знать названия транспортных средств;
- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;
Достаточный уровень:
- уметь оплачивать проезд в общественном транспорте;
- знать и соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте, правила передвижения по улице, при переходе проезжей части.
Раздел «Средства связи»
Минимальный уровень:
- название основных средств связи.
Достаточный уровень:
- знать значение основных средств связи.
Раздел «Семья»
Минимальный уровень:
- знать фамилию, имя, отчество членов семьи;
- правильно определять и называть степень родства членов семьи.
Достаточный уровень:
- знать возраст, дни рождения, профессию, место работы членов семьи;
- уметь определять степень родства членов семьи;
- знать и уметь выстраивать положительные взаимоотношения с членами семьи.
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся 5 класса. Отсутствие достижения минимального уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Оценка достижения обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками:
- оценка «5» - «отлично», если учащимся выполнено верно и в соответствии с заданием свыше 65% заданий.
- оценка «4» - «хорошо», если выполнено от 51% до 65% заданий.
- оценка «3» - «удовлетворительно», если обучающиеся выполняют от 35% до 50% заданий;
- оценка «2» (неудовлетворительно) не ставится.
Базовые учебные действия
Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:
Личностные учебные действия
- Принимать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями как члена семьи, одноклассника, друга;
- Уметь осмысливать социальное окружение, свое место в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- Испытывать гордость за достигнутые успехи и достижения, как собственные, так и своих одноклассников;
- Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в школе, дома;
- Проявлять положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- Проявлять уважительное и бережное отношение к людям различных профессий и результатам их деятельности;
- Активно включаться в общеполезную и социальную деятельность;
- Исполнять правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
- Вступать в контакт и работать и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель–класс);
- Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- Обращаться за помощью и принимать помощь;
- Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- Доброжелательно относиться к людям, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия
- Адекватно использовать ритуалы школьного поведения;
- Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
- Произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
- Действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ними свою деятельность;
- Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия
- Выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, простейшие причинно-следственные связи) на наглядном доступном вербальном материале;
- Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематичное изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);
- Использовать в жизни и деятельности простейшие межпредметные знания;
- Устанавливать элементарные существенные связи между объектами и процессами окружающей действительности.
В течение учебного года проводится мониторинг базовых учебных действий, которые будут отражать индивидуальные достижения обучающихся в процессе усвоения программы «Основы социальной жизни».
Мониторинг проводится в 3 этапа (стартовый – сентябрь, промежуточный – по мере изучения отдельных тем, итоговый – май). Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений за учащимися, опроса, тематической беседы; при выполнении практических заданий социальной и бытовой направленности.
5.Содержание учебного предмета
1 раздел: Диагностика знаний и умений
Выявление знаний и умений учащихся. Проверка знаний осуществляется по разделу «Личная гигиена», «Охрана здоровья», «Жилище», «Одежда и обувь», «Транспорт», «Питание».
2 раздел: Введение
Вводное занятие.
3 раздел: Личная гигиена и здоровье
Утренний и вечерний туалет.Личные вещи.Правила содержания личных вещей.Практическая работа «Выполнение утреннего и вечернего туалета».
4 раздел: Охрана здоровья
Профилактика простудных и вирусных заболеваний. Лекарственные растения. Практическая работа «Заваривание травяного чая».
5 раздел: Жилище
Типы и виды жилых помещений. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Домашний почтовый адрес. Планировка помещения, типы жилых комнат.
Практическая работа: «Написание адреса на конверте».
6 раздел: Одежда и обувь
Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Виды одежды. Головные уборы и их назначение. Виды обуви.
Практическая работа «Ежедневный уход за одеждой».
7 раздел: Питание
Продукты питания. Значение питания в жизни человека. Место и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности и приборы. Приготовление завтрака. Меню завтрака. Хлеб и хлебобулочные изделия. Яйца, блюда из яиц. Чай, кофе, фруктовые напитки.
Практическая работа «Приготовление бутербродов и канапе», «Блюда из яиц: яйца отварные; яичница-глазунья, омлет», «Заваривание чая, варка кофе».
8 раздел: Транспорт
Городской общественный транспорт. Маршрут движения, стоимость проезда до школы, дома. Виды проездных билетов, льготный проезд, стоимость проезда.
Практическая работа «Поездка в общественном транспорте»
9 раздел: Средства связи
Основные средства связи.
10 раздел: Семья
Семья. Личные взаимоотношения в семье. Состав семьи, родственные отношения.
6.Тематическое планирование учебного предмета «Основы социальной жизни» в 5 классе
№ п/п | Раздел/ тема | Дидактическая цель | Основные виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | дата |
план факт | |||||
Раздел «Введение» (1 час) | |||||
Вводное занятие | Познакомить с предметом «Основы социальной жизни», его целью и задачами, правилами поведения в кабинете. | -оформление рабочей тетради; -ознакомление с кабинетом «Основы социальной жизни», зонами в кабинете и их назначением; -слушание рассказа учителя; -участие в беседе; -ответы на вопросы учителя. | 1 ч | ||
Раздел «Диагностика знаний и умений» (1 час) | |||||
Диагностика знаний и умений учащихся. | Выявить уровень социально – бытовых знаний умений, навыков учащихся | -участие беседе; -ответы на вопросы учителя; -работа с дидактическим материалом; | 1 ч | ||
Раздел «Личная гигиена и здоровье» (3 часа) | |||||
Утренний и вечерний туалет. | Формировать у учащихся представление об утреннем и вечернем туалете. Ознакомление учащихся с приёмами чистки зубов, ушей. | -слушание рассказа учителя о правилах выполнения утреннего и вечернего туалета, его значении для организма человека; -участие в беседе по теме «Утренний и вечерний туалет»; -рассказ о самостоятельном выполнении правил личной гигиены; -ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в рабочей тетради; -работа с дидактическим материалом; -просмотр презентации; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Личные вещи. Правила содержания личных вещей. | Расширить представления учащихся о вещах личного и общего пользования, правилах пользования вещами личного пользования, повседневном уходе за одеждой, | -слушание рассказа учителя о правилах ухода за личными вещами, предназначенными для выполнения утреннего и вечернего туалета; -участие в беседе по теме урока; -рассказ о самостоятельном пользовании личными вещами -ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в рабочей тетради; -работа с дидактическим материалом (рассматривание личных вещей и вещей общего пользования); -просмотр презентации; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Практическая работа «Выполнений утреннего и вечернего туалета» | Формировать навык правильного выполнения утреннего туалета | -участие в беседе о ходе выполнения практической работы; -ответы на вопросы учителя; -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы); -выполнение утреннего туалета (практическая работа); -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Раздел «Охрана здоровья» (3 часа) | |||||
Профилактика простудных и вирусных заболеваний. | Формировать представления о профилактике простудных и вирусных заболеваний, правилах закаливания организма. | -слушание рассказа учителя о вирусных и инфекционных заболеваниях, их вреде для организма человека, профилактике заболеваний; -участие в беседе по теме урока; -рассказ о профилактических мерах по предупреждению заболеваний; -ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в рабочей тетради; -просмотр презентации, -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Лекарственные растения. | Расширить знания о лекарственных растениях, произрастающих на территории Омской области. | -слушание рассказа учителя о лекарственных растениях и области их применения; -участие в беседе по теме урока; -рассказ о применении лекарственных растений в домашних условиях; -ответы на вопросы учителя; -работа с дидактическим материалом (рассматривание гербария с лекарственными растениями, произрастающими в Омской области, определение названий растений по внешнему виду); -выполнение записей в рабочей тетради; -просмотр презентации, видеофрагментов; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Практическая работа «Заваривание травяного чая». | Формировать навык приготовления травяного чая | -участие в беседе о ходе выполнения практической работы; -ответы на вопросы учителя -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы) -заваривание травяного чая -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Раздел «Жилище» (5 часов) | |||||
Типы и виды жилых помещений. | Систематизировать знания о видах и типах жилых помещений в городе, селе; | -слушание рассказа учителя о видах и типах жилых, так же о помещениях разных исторических эпох; -участие в беседе о жилищных условиях учащихся; -выполнение записей в тетради; -работа с дидактическим материалом (картинки с изображением зданий, комнат);-просмотр презентации; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Коммунальные удобства в городе и сельской местности. | Систематизировать знания учащихся о коммунальных удобствах (отопление, водопровод, лифт, мусоропровод), правилах пользования коммунальными удобствами | -слушание рассказа учителя о коммунальных удобствах, правилами пользования ими; -участие в беседе о жилищных условиях учащихся; -ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в тетради; - работа с дидактическим материалом; -просмотр презентации, видеофрагментов; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Домашний почтовый адрес. | Систематизировать знания учащихся о правильном назывании и написании почтового адреса школы, дома | -слушание рассказа учителя о правильном названии и написании почтового адреса в соответствии с требованиями; -называние собственного домашнего адреса; -ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в тетради; -работа с дидактическим материалом; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Практическая работа: «Написание адреса на конверте». | Формировать навык правильного написания почтового адреса на конверте. | -слушание рассказа учителя; -участие в беседе; -ответы на вопросы учителя; -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы); -написание домашнего адреса; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Планировка помещения, типы жилых комнат. | Систематизировать знания учащихся о видах помещений (жилых и подсобных) их назначении. | -слушание рассказа учителя о видах жилых комнат, их назначении; -участие в беседе о жилищных условиях учащихся; -описание личной комнаты; -ответы на вопросы учителя; -выполнение графического изображения планировки жилых помещений и расположения зон в жилой комнате в рабочей тетради; -работа с дидактическим материалом (рассматривание картинки с изображением комнат, определение назначения комнаты по внутренней обстановке); -просмотр презентации, видеофрагментов; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Раздел «Одежда и обувь» (5 ч) | |||||
Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. | Расширить представления учащихся о роли одежды в жизни человека, ее значении для сохранения здоровья | -слушание рассказа учителя о роли одежды в жизни человека -ответы на вопросы учителя; -работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов одежды, обуви, головных уборов); -выполнение записей в рабочей тетради -просмотр презентации, видеофрагментов; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Виды одежды. | Систематизировать знания учащихся о видах одежды в зависимости от назначения, правилах ее ношения и ухода за ней. | -слушание рассказа учителя о видах одежды, ее назначении; правилах ухода за одеждой; -участие в беседе об уходе за личной одеждой, правилах ее ношения; -ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в рабочей тетради (виды одежды); -работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов одежды; соотнесение видов одежды и времени года, посещаемого мероприятия; порядке ежедневного ухода за одеждой);-просмотр презентации; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Головные уборы и их назначение. | Систематизировать знания учащихся о видах головных уборов в зависимости от назначения. | -слушание рассказа учителя о роли головных уборах, их назначении; правилах ухода; -ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в рабочей тетради; -работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов головных уборов, соотнесение видов головных уборов и времени года, посещаемого мероприятия); -просмотр презентации; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Виды обуви. | Систематизировать знания о значении обуви, ее видах, правилах ухода и хранения. | -слушание рассказа учителя об обуви, ее назначении; правилах ухода за обувью; -участие в беседе об уходе за личной обувью, правилах ее ношения, ухода за ней; -ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в рабочей тетради (виды обуви); -работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов обуви, соотнесение видов обуви и времени года, посещаемого мероприятия); -просмотр презентации, видеофрагментов; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Практическая работа «Ежедневный уход за одеждой». | Формировать навык повседневного ухода за одеждой. | -слушание рассказа учителя; -участие в беседе; -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы); -выполнение ежедневного ухода за одеждой (чистка щеткой, утюжка, вешание на плечики); -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Раздел «Питание» (9 часов) | |||||
Продукты питания. Значение питания в жизни человека. | Познакомить с основными продуктами питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.). Дать понятие о значении питания в жизни и деятельности человека. | -слушание рассказа учителя о значении питания в жизни человека; о требованиях, предъявляемых к питанию (сбалансированность, рациональность, режим питания); -участие в беседе об организации питания в домашних условиях; -ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в рабочей тетради; -работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных продуктов питания); -просмотр презентации, видеофрагментов; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Место и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности и приборы. | Расширить знания о назначении кухонной и столовой посуды, кухонного и столового оборудования. | -слушание рассказа учителя о месте приготовления пищи, используемых при этом оборудования и посуды, правилах ухода за ней; -участие в беседе о месте приготовления пищи; -ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в рабочей тетради; -работа с дидактическим материалом (кухонная и столовая посуда, порядок ухода за ней); -просмотр презентации; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Приготовление завтрака. Меню завтрака. | Познакомить со значением завтрака для полноценной работы организма; меню завтрака; основными продуктами, используемыми для приготовления блюд на завтрак. | -слушание рассказа учителя о значении питания в жизни человека (сбалансированность, рациональность, режим питания), меню завтрака, посуды для завтрака, выполнении сервировки стола согласно меню завтрака; -участие в беседе о блюдах, приготовляемых для завтрака; -выполнение записей в рабочей тетради; -работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением посудой, используемой для сервировки стола к завтраку); -просмотр презентации; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Хлеб и хлебобулочные изделия. | Систематизировать знания учащихся о хлебе и хлебобулочных изделиях, их значении для обеспечения полноценного развития организма. Познакомить видами и с способами приготовления бутербродов | -слушание рассказа учителя о видах хлеба и хлебобулочных изделиях, виды бутербродов, их значение для полноценного функционирования организма, исторические сведения о хлебе и хлебобулочных изделиях, правилах и порядке их хранения; -ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в рабочей тетради (виды хлебобулочных изделий, правила хранения); -работа с дидактическим материалом (картинки с изображение различных видов бутербродов); -просмотр презентации, видеофрагментов; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Практическая работа «Приготовление бутербродов и канапе». | Учить готовить бутерброды различных видов. | -слушание рассказа учителя; -участие в беседе; -ответы на вопросы учителя; -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы); -приготовление простых и сложных бутербродов; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Яйца, блюда из яиц. | Систематизировать знания учащихся о яйцах, их значении для обеспечения полноценного развития организма. | -слушание рассказа учителя о разнообразных блюдах из яиц, их важности для использования в пищу, правилах и порядке их хранения; -ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в рабочей тетради (определение годности яиц, правила хранения); -работа с дидактическим материалом (картинки с изображением блюд из яиц); -просмотр презентации; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Практическая работа «Блюда из яиц: яйца отварные; яичница-глазунья, омлет». | Учить готовить омлет, способами отваривания яиц. | -слушание рассказа учителя; -участие в беседе; -ответы на вопросы учителя; -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы); -приготовление блюд из яиц: яйцо отварное, яичница-глазунья, омлет; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Чай, кофе, фруктовые напитки. | Систематизировать знания учащихся о напитках, способах их приготовления, их значении для обеспечения полноценного развития организма. | -слушание рассказа учителя о видах напитков; -участие в беседе об использовании напитков в меню завтрака), технологии их приготовления; -ответы на вопросы учителя; -работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением напитков); -выполнение записей в рабочей тетради (виды напитков, технология приготовления); -просмотр презентации, видеофрагментов; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Практическая работа«Заваривания чая, варка кофе» | Учить заваривать чай, варить кофе. | -слушание рассказа учителя; -участие в беседе; -ответы на вопросы учителя; -работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы); –заваривание чая, варка кофе; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Раздел «Транспорт» (3 часа) | |||||
Городской общественный транспорт. Маршрут движения. | Систематизировать и расширить знания о видах городского транспорта, правилах пользования общественным транспортном. | -слушание рассказа учителя о видах городского транспорта, его назначении, правилах пользования; исторические сведения о возникновении и использовании транспорта; -участие в беседе об опыте пользования городским общественным транспортом; -ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в рабочей тетради (виды транспорта, правила поведения); -работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов общественного транспорта); -просмотр презентации, видеофрагментов; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Виды проездных билетов, льготный проезд, стоимость проезда. | Систематизировать и расширить знания о способах оплаты проезда в городском транспорте. | -слушание рассказа учителя о порядке и видах оплаты проезда; -участие в беседе об оплате за проезд;-ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в рабочей тетради (виды билетов); -работа с дидактическим материалом (рассматривание проездных билетов общественного городского транспорта); -просмотр презентации, видеофрагментов; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Практическая работа «Поездка в общественном транспорте» | Формирование навыка пользования общественным транспортом, определение маршрута передвижения, оплаты проезда | -слушание инструкции учителя; -ответы на вопросы учителя (правила поведения в общественном транспорте, определение маршрута, порядок оплаты билета); -поездка в автобусе; -выполнение самооценки, взаимооценки. | |||
Раздел «Средства связи» (1 час) | |||||
Основные средства связи. | Дать представление об основных видах связи (почта, радио, телевидение, телефон, компьютер). | -слушание рассказа учителя о современных средствах связи, их назначении, правилах безопасного пользования; исторических сведениях о возникновении средств связи; -участие в беседе об опыте пользования различными средствами связи; -ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в рабочей тетради (виды средств связи); -работа с дидактическим материалом (соотнесение видов средств связи и области их применения, рассматривание картинок с изображением различных средств связи);-просмотр презентации, видеофрагментов; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Раздел «Семья» (2 часа) | |||||
Семья. Личные взаимоотношения в семье. | Систематизировать знания об родственных отношениях в семье, месте работы членов семьи. | -слушание рассказа учителя о семье, взаимоотношениях членов семьи между собой, определении степени родства членов семьи; -участие в беседе сложившихся семейных отношениях; -рассказ о членах своей семьи (называние ФИО, дня рождения месте работы);-ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в рабочей тетради (определение семьи); -работа с дидактическим материалом (заполнение данных о членах своей семьи);-просмотр презентации, видеофрагментов; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Состав семьи, родственные отношения. | Систематизировать знания о составе семьи (родовая связь), взаимоотношениях членов своей семьи | -слушание рассказа учителя о семье, взаимоотношениях членов семьи между собой, определении степени родства членов семьи; -участие в беседе сложившихся семейных отношениях; -рассказ о членах своей семьи (называние ФИО, дня рождения месте работы); -ответы на вопросы учителя; -выполнение записей в рабочей тетради (запись ФИО родителей, близких родственников); -просмотр презентации, видеофрагментов; -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки. | 1 ч | ||
Раздел «Диагностика знаний и умений» (1 час) | |||||
Диагностика знаний и умений учащихся. | Определение уровня социально – бытовых знаний умений, навыков учащихся по ранее изученному материалу. | -участие беседе; -самостоятельная работа по карточкам; -выполнение тесты; -ответы на вопросы учителя. | 1 ч |
7.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для обеспечения реализации содержания программы, повышению коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины у учащихся используют специально оборудованный кабинет, с четко определенными и специально оборудованными зонами. Проведение уроков в специально оборудованном кабинете могут показать учащимся в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения.
Так же используются презентации, видеофрагменты, таблицы, плакаты, дидактический и раздаточный материал по основным темам для формирования наиболее полных и достоверных знаний.
Печатные пособия
- Адрес
- Гигиена питания
- Гигиена полости рта
- Движение учащихся группами и в колонне
- На улицах города
- Оборудование кухни и требования к ее содержанию
- Обход транспорта
- Переход улиц и дорог
- Пешеходные переходы
- Правила безопасной работы приспособлениями
- Правила безопасной работы с газовой плитой
- Правила безопасной работы с горячей жидкостью
- Правила безопасности при работе с ручными инструментами
- Правила дорожного движения для велосипедистов
- Правила личной гигиены
- Правила личной гигиены
- Правила поведения в кабинете СБО
- Правила техники безопасности при работе с горячей посудой и жидкостью
- Предупреждение воздушно-капельных инфекций
- Причины дорожно-транспортных происшествий
- Суточная потребность в витаминах
- Транспортные средства
- Требования к обработке и хранению продуктов
Учебно-практическое оборудование
Раздел «Личная гигиена и здоровье»
- Бритвенные принадлежности (станок со съемными лезвиями, кисточка для бритья)
- Губки, мочалки из натурального и синтетического волокна для мытья тела
- Зеркало
- Зубные щетки, зубные пасты
- Крем, мыло, шампуни для различных типов волос и кожи, дезодоранты, одеколон
- Маникюрный набор (ножницы, пилка)
- Полотенца (для тела, лица, ног)
- Расчёски, массажные щетки для волос
Раздел «»Одежда и обувь»
- Инструкции по эксплуатации, уходу за одеждой и обувью
- Крем для обуви, блеск для обуви
- Образцы взрослой детской обуви из различных материалов
- Образцы взрослой и детской одежды
- Образцы тканей
- Щетки одежные, для чистки обуви, нанесения крема
Раздел «Жилище»
- Веник
- Моющие и чистящие средства
- Шкаф комбинированный для одежды
- Щетки для мытья стен, радиаторов отопления, для пола
Раздел «Питание»
- Доски разделочные
- Кухонный гарнитур
- Мойка с подводкой горячей и холодной воды
- Набор кухонных ножей
- Набор мисок
- Набор столовых приборов
- Набор эмалированных кастрюль
- Наборы сервировочные (солонки, горчичница, перечница)
- Обеденная зона
- Обеденный сервиз
- Сушилка для посуды
- Тарелки глубокие, мелкие, закусочные, пирожковые
- Хлебница
- Холодильник «Атлант»
- Чайник электрический «Bosch»
- Чайный сервиз
- Электро плиты
- Яйцерезка
Раздел «Транспорт»
- Знаки дорожного движения
- Образцы проездных билетов
- Плакаты с изображением наземного, воздушного, водного транспорта
- Правила пользования автобусом
Раздел «Охрана здоровья»
- Географический атлас Омской области
- Набор лекарственных трав
Технические средства обучения
- Мультимедийный проектор;
- Персональный ноутбук;
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Учебная литература
- Львова С.А., Справочник выпускника. – М., ВЛАДОС, 2009
- Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 5 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013
- Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 6 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013
- Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 7 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013
Научно – методическая литература
- Воронкова В.В., Казакова С.А, Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. М., ВЛАДОС, 2006
- Львова С.А., Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М., ВЛАДОС, 2005
- Стариченко Т.Н. Формирование экономико-бытовых знаний и умений у старшеклассников вспомогательной школы. Учебно-методическое пособие для студентов педвузов и учителей вспомогательных школ. – Екатеринбург, 1996
- Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие 5-9 классы. – М., ВЛАДОС,2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения
Рабочая программа по литературе для 10 класса с вариантом профильного (углублённого) изучения...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по русскому языку 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по ручному труду 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....