Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
рабочая программа
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihomotorika.docx | 45.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОМОТОРИКА (ИГРОТЕРАПИЯ) 1 класс
- Пояснительная записка
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы по обучению грамоте и развитию речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, г. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 год.
Актуальностью данного курса обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой.
Основная цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Методы и приемы. Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность, психогимнастику, коррекционно-развивающие упражнения, задания и т.д
- совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
- действия детей по образцу, по инструкции;
- действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;
- соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
- наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
- использование рисунков и аппликаций.
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Программа составлена с учетом физического, умственного и нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта. Учебный предмет «Психомоторика (игротерапия)» решает следующие задачи:
- помочь детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом;
- улучшение эмоционального состояния учащихся;
- снижение агрессивного поведения;
- коррекция интеллектуального и эмоционального развития умственно-отсталых детей;
- воспитание самостоятельности в решении поставленных задач;
- умение общаться.
Программа по игротерапии для 1 класса предусматривает следующие разделы:
1.Игры, сближающие учащихся друг с другом.
2.Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка.
3.Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия.
4.Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.
5. Игры, развивающие восприятие формы.
6. Игры, развивающие целенаправленное внимание.
7. Игры, развивающие речь и мышление.
8. Игры, развивающие память.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «психомоторика» входит в коррекционно-развивающую область, является частью, формируемой участниками образовательных отношений, учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного учебного предмета в 1 классе отводится 1 час в неделю. Из них:
в I четверти - ч
во II четверти - ч
в III четверти - ч
в IV четверти - ч Год – ч
4. Результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса базовых учебных действий:
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать;
- писать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Личностные результаты освоения АООП отражают:
- положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
- проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- ориентироваться в тетрадях, Прописях, альбомах;
- понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
- Умеет соблюдать правила общения со сверстниками.
- Умеет соблюдать правила общения со взрослыми.
- Умеет соблюдать правила игры.
- Умеет соблюдать очерёдность.
- Умеет делиться игрушками.
- Владеет игровыми действиями.
- Выполняет условие игры: что-нибудь запомнить.
- Владеет способами обследования предмета.
- Соотносит движения и речь.
- Проговаривает слова и рифмованные выражения.
В программе по психомоторике обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по психомоторике в 1 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.
Минимальный уровень
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
Достаточный уровень
- давать полное описание объектов и явлений;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа трех этапов:
1этап - стартовая диагностика.
Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.
2 этап - промежуточная диагностика
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
3 этап – итоговая диагностика.
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции
с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
5. Содержание учебного предмета
Основной формой организации занятий по игротерапии является игра: дидактическая, развивающая, сюжетно-ролевая. Игра – один из основных видов деятельности младшего школьного возраста. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развитие морали ребенка и совершенствование психических процессов. В ходе игры учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося.
Игры, сближающие учащихся друг с другом, строятся на отношениях игрового партнерства для добровольного участия каждого ребенка. Соперничество недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания. Сочетание движений со словом помогает осознать содержание игры. Учителю эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Игра организует.
Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка.
Задача учителя (воспитателя) является преодоление негативных проявлений, которые портят жизнь и ребенку и окружающим его людям:
- способность не пугаться трудностей;
- умение соблюдать очередность, не мешая друг другу;
- делиться игрушками, делать приятное сверстникам, помогать им.
Игры этого раздела создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха.
Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия.
Общая цель этих игр - открыть для детей особый мир звуков, сделать привлекательным, значимым, говорящим о чем-то важном.
Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. Для успешного формирования целенаправленного слухового восприятия в игре необходимо соблюдать два основных условия: во-первых, отделить «загадочный» звук от других звуковых впечатлений. Для этого необходима полная тишина в моменты
загадывания и отгадывания звуковых загадок, чтобы участники игры могли сосредоточиться на звуке и оценить ответы друг друга. Во-вторых, сделать так, чтобы ребенок, отгадывающий звуковую загадку, не мог видеть источник звука.
Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.
Эти игры содержат два типа обучающих задач:
- Задачи на целенаправленное развитие цветовых тонов.
- Задачи на правильное называние цветов.
Окраска предметов выполняет сигнал к действию или его запрету. Дети сравнивают или выбирают предметы по их окраске. Знакомство с цветами следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. Чтобы дети успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:
- предметы должны быть привлекательными для детей, вызвать эстетическое отношение.
- они должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлости и яркости.
Материалы: разноцветные флажки, цветные ленты, полоски цветной бумаги, цветные кружки на подвесках, одноцветные пирамиды, цветные коробочки.
Игры, развивающие восприятие формы.
Без выделения формы нельзя правильно увидеть, а значит, и изобразить окружающие предметы.
Действуя с предметами разной формы, дети учатся обследовать их одновременно руками и глазами — зрительным и осязательным способом. Их сочетание необходимо для целостного представления о предмете. Предлагаемые игры преследуют цель - развивать координацию руки и глаза. Без этого дети не научатся застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, вытирать руки полотенцем и т. д.
Игры, развивающие целенаправленное внимание.
Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Характерным для этих игр является наличие текста (как, правило стихотворного), который направляет внимание детей, напоминает им правила и те условия их выполнения, которые связаны с управлением своим вниманием. Взрослый является не только организатором, но и непосредственным участником игры. Это необходимо для того, чтобы дети, подражая взрослому, постепенно овладевали игровыми действиями и готовились к самостоятельному выполнению.
Игры, развивающие речь и мышление. Развитие речи детей идёт по нескольким направлениям. Это отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами, формирование речевого мышления. Есть игры направленные на отработку артикуляции и уточнение произношения трудных звуков. Есть игры направленные на развитие пространственных представлений ребёнка. В сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий. Происходит обогащение словаря. В играх слово связано с движением и действием.
Игры, развивающие память. Память - необходимое звено всякой деятельности: практической, познавательной, художественной и др. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Игры содержат необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти.
Во-первых, во всех играх предлагают условия, где нужно что-нибудь запомнить, чтобы принять участие в игре.
Во-вторых, ребёнку передаются рациональные приёмы осмысленного запоминания и припоминания, средства овладения своей памятью. Эти приёмы используются ребёнком в качестве опоры актуальной для него игровой ситуации и поэтому легко осваивать им. Дети в играх учатся самостоятельно устанавливать и припоминать. Важны эмоциональное общение с детьми и вовлеченность взрослого в сюжет игры, и четкая понятная формулировка обучающей задачи, и постоянная активизация умственной деятельности учащихся.
6. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Сроки | Наглядность | Словарная работа |
Игры, сближающие учащихся друг с другом | |||||
1 | «Раздувайся, пузырь» | воздушный шарик | пузырь | ||
2 | «Лови, лови» | ленты | ловить | ||
3 | Сюжетно – ролевая игра «Репка» | маски | тянуть | ||
Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка | |||||
1 | «Салочки – догонялочки» | обруч | салочки | ||
2 | «Зеркало» | зеркало | отражение | ||
3 | «Кто позвал?» | фотографии | голос | ||
4 | Сюжетно – ролевая игра «Лиса и гуси» | маски | правила игры | ||
Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия | |||||
1 | «Кто разбудил Мишутку?» | маска | медвежонок | ||
2 | «Кот и мыши» | маски | котята | ||
3 | «Два круга с мячом» | обручи, мяч | мяч | ||
4 | Инсценировка по сказке «Звуковые загадки» | персонажи | загадка | ||
Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета | |||||
1 | «Бегите ко мне!» | кегли | команда | ||
2 | «Разноцветные ленточки» | ленты | цвет | ||
3 | «Ищи свой дом» | обручи | домик | ||
4 | Сюжетно – ролевая игра «Школа» | школьные принадлежности | ученик, учитель | ||
Игры, развивающие восприятие формы | |||||
1 | «Отгадай, что в мешочке» | мешочек | волшебный мешочек | ||
2 | «Разберем и соберем» | пазлы, конструкторы | план, образец | ||
3 | «Приходите на лужок» | цветы | лужок | ||
4 | «Где твой дом?» | обручи | домик | ||
Игры, развивающие целенаправленное внимание | |||||
1 | «Раз, два, три – говори!» | стульчики | команда | ||
2 | «Отзовись, не зевай!» | свисток | сигнал | ||
3 | «Волшебный столик» | стол | загадка | ||
4 | «Прятки с игрушками» | игрушки | прятки | ||
Игры, развивающие речь и мышление | |||||
1 | «Чудесный сундучок» | сундучок | волшебный сундучок | ||
2 | «Где спрятался зайчик?» | маска | прятки | ||
3 | «Что на картинке?» | сюжетные картины | образ | ||
4 | «Парные картинки» | парные картинки | одинаковый | ||
Игры, развивающие память | |||||
1 | «Переполох» | маски | переполох | ||
2 | «Кто здесь прячется?» | маски | прятки | ||
3 | «Мамины помощники» | предметные картинки | помощник | ||
4 | «Собери урожай» | овощи, корзина | |||
Повторение | |||||
1 | Закрепление пройденного. | маски | игра |
7. Методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение
1 Учебная литература.
2. Научно-методическая литература.
«Развивающие игры для детей младшего возраста». Э.М. Богуславская, Е. О. Смирнова. «Просвещение», 1991 г.
«Игротерапия общения» М.А.Панфилова. Москва, 2005 г.
«Окружающий мир в дидактических играх». Л.В.Артемова. Москва, «Просвещение», 1992 г.
«Дидактические игры в детском саду». А.В.Бондаренко. Москва, «Просвещение», 1985г.
Модифицированная программа «Игра, игротерапия» (1-4 классы) составлена Маслич Ириной Петровной на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин, – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009г.;
«Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, рецензенты: В.В. Воронкова, В.Т.Петрова. – М.: Просвещение, 2009г.
«Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: программно-методического материала под редакцией И.М.Бгажноковой.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009.
С.Якуб «Вспомним забытые игры»
С.Шмаков «Игры-шутки, игры-минутки»
3. Литература для учащихся.
Материально-техническое обеспечение
-Магнитная доска
-Предметные и сюжетные картинки в соответствии с тематикой
-Воздушные шары, атласные ленты, маски, обруч, мячи, пазлы, конструкторы, игрушки, кегли
-Комплекты правил поведения в гостях, на прогулке, с одноклассника
Технические средства обучения
-Ноутбук
-Принтер
-Ксерокс
-Мультимедийный проектор
Таблица достижения предметных результатов обучения по игротерапии в 1 классе (I полугодие)
Разделы | Планируемые результаты | Фамилия имя учащегося | ||||||||||
Развитие коммуникативности через игру | Умеет соблюдать правила общения со сверстниками. | |||||||||||
Умеет соблюдать правила общения со взрослыми. | ||||||||||||
Умеет соблюдать правила игры. | ||||||||||||
Умеет соблюдать очерёдность. | ||||||||||||
Умеет делиться игрушками. | ||||||||||||
Игры на развитие внимания | Владеет игровыми действиями. | |||||||||||
Игры на развитие памяти | Выполняет условие игры: что-нибудь запомнить. | |||||||||||
Игры на развития мышления и воображе- ния | Владеет способами обследования предмета. | |||||||||||
Развитие речи в ходе игры | Соотносит движения и речь. | |||||||||||
Проговаривает слова и рифмованные выражения. | ||||||||||||
Средний бал | ||||||||||||
Тип оценки | ||||||||||||
Уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая прграмма по математике предназначена для учащихся 1 класса (1 вариант) для детей с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по рисованию 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по ритмике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по ритмике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по русскому языку 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по ручному труду 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по чтению 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по чтению предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....