Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.), планируемых результатов основного общего образования с учётом возможностей учебно-методической системы «Вертикаль», с опорой на рекомендованную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2010. - 58, [6] с.), рабочую программу для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2013).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_aleev.doc | 151.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.), планируемых результатов основного общего образования с учётом возможностей учебно-методической системы «Вертикаль», с опорой на рекомендованную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2010. - 58, [6] с.), рабочую программу для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2013).
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ МОиН Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Рабочая программа имеет целью:
- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интеллектуальный потенциал;
- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, оптимизм в восприятии мира.
Регулятивные УУД:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
- приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Новизна данной рабочей программы определяется тем, что в неё вводится тема «Искусство исполнительской интерпретации в музыке» (3 часа), где учащиеся продолжают знакомство с элементарными приёмами создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создают свои творческие работы с применением ИК технологий (работа над данной темой была начата в 5-ом классе), за счёт сокращения следующих тем:
- Музыка объединяет людей (вместо 2 часов - 1 час);
- Соло и тутти (вместо 2 часов - 1 час);
- По законам красоты (вместо 2 часов - 1 час).
Согласно Базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 6 классе основной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
Тематическое планирование
№ урока | Кол. часов | дата | Тема урока Тип урока | Элемент содержания | Вид контроля | Характеристика видов деятельности | Примечание | |
план | факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 четверть | ||||||||
1 | 1 | «Музыка души» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Музыка - она везде и нигде, она в нас живёт и в нас умирает. Музыка задевает струны нашей души. Музыка - гармония нашей души. Как влияет музыка на настроение? Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальное воплощение. Музыка как часть духовного опыта человечества. | Беседа Слушание музыки Хоровое пение Устный контроль | Знать и понимать определение «музыка души». Уметь характеризовать состояние и настроение, вызванное музыкой; исполнять выразительно песню, применяя отработанные вокально - хоровые навыки. | Поэзия Е. Винокуров. «Есть внутренняя музыка души...» Живопись И. Левитан. «Вечер», «Золотой плёс»; Г. Сорока. «Вид на плотину». Музыка Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание). Песенный репертуар: М. Дунаевский, стихи Н. Олева. «Цветные сны» (пение) | ||
2 | 1 | Наш вечный спутник. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки (соотнесение материального и духовного в жизни человека). | Слушание музыки Интонационно – образный анализ Хоровое пение | Знать о роли искусства в жизни чело века. Уметь приводить примеры воздействия музыки на человека; исполнять песню лирического характера певуче, в умеренном темпе, применяя певческое дыхание, легкое звуковедение | М. Глинка. Вальс - фантазия (фрагмент); И. Брамс. Симфония № 3. III часть (фрагмент); Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение | ||
3 | 1 | Искусство и фантазия. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки). | Слушание музыки Интонационно – образный анализ Хоровое пение | Знать виды оркестров, выдающиеся оркестры мира, знаменитых дирижеров оркестров. Уметь определять вид оркестра на слух, называть основные инструменты, характеризующие тот или иной вид оркестра, исполнять подвижно протяжную мелодию песни. | «Вальса-фантазии» М. Глинки | ||
4 | 1 | Искусств - память человечества. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времён. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры. | Слушание музыки Интонационно – образный анализ Устный контроль Хоровое пение | Уметь объяснять понятие «музыкальная культура»; приводить примеры, характеризующие богатство мировой музыкальной культуры; применять приобретенные вокально-хоровые навыки в исполнительской деятельности; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке. | М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»). Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение) | ||
5 | 1 | В чём сила музыки. Урок закрепления знаний | Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера). |
Беседа Слушание музыки Интонационно – образный анализ Хоровое пение | Уметь применять знание теоретическо¬го материала и прак-тические навыки, приобретенные в результате изуче¬ния курса; опреде-лять музыкальные произведения и их авторов по фрагмен¬там; выразительно исполнять произве-дения, передавая с помощью вырабо-танных вокально-хо¬ровых навыков его образное содержание. | М. Мусоргский. «Старый замок»; Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение) Е. Подгайц, Л. Яков-лев. «Будем добры¬ми друзьями»; М. Дунаевский, Ю. Ряшенцев. «Пес¬ня о дружбе» | ||
6 | Волшебная сила музыки. Комбинированный урок | Роль музыки и музыкантов в эпоху античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси | Беседа Слушание музыки Интонационно – образный анализ Хоровое пение | Знать различные классификации музыкальных произведений (исполнители, жанры, темы). Уметь воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров. | Л. Бетховен. Симфония № 7; Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль»( хоровое пение) | |||
7 | Музыка объединяет людей. Урок обобщения и систематизации знаний | Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена. | Устный контроль Слушание музыки Интонационно – образный анализ. Сопоставление музыкального и художественного искусства | Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей; познавать мир через музыкальные формы и образы. | К. Дебюсси. «Сирены»; Г. Струве, К. Ибряев. «Школьный корабль» (хоровое пение) | |||
8 | Урок-обобщение по теме: «Тысяча миров музыки». Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена. | Устный контроль Слушание музыки Интонационно – образный анализ Сопоставление музыкального и художественного искусства | Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия, слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении. | Я. Дубравин, В. Суслов. «Всюду музыка живет» (хоровое пение) | |||
9 | Единство музыкального произведения. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Особенности музыкального искусства (средства музыкальной выразительности: мелодия, тембр, ритм, лад и др.). Виды ритмов. Ритмический рисунок танцев - мазурки, вальса. Единство содержания и формы в классической музыке. | Слушание музыки хоровое пение. Интонационно образный анализ. выявление средств музыкальной выразительности | Знать средства музыкальной выразительности, виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок. Уметь аргументировать свою точку зрения по поводу музыкальных произведений; сочинять свой ритм и воспроизводить его на простейших музыкальных инструментах или хлопками (ударами). | Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор. И. Штраус. Вальс «Сказки Венского леса» | |||
2 четверть | ||||||||
10 | 1 | «Вначале был ритм». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ритм в музыке - неразмеренное соотношение длительностей звуков(нот)в их последовательности. Многообразие отражения окружающего мира в музыкальных произведениях посредством ритма. | Слушание музыки Интонационно – образный анализ Выявление средств музыкальной выразительности , принципа музыкального развития. Хоровое пение | Знать понятие ритма в музыке. Уметь схематически оформлять ритмические рисунки; самостоятельно выполнять учебные и творческие задачи; различать ритмическое своеобразие произведений; объяснять взаимосвязь ритма и мелодии; исполнять выразительно вокально- хоровое произведени.е | JI. Бетховен. Симфония №5.1 часть (фрагмент); Г. Струве, А. Барто. «Бьют тамтамы» (хоровое пение) | ||
11-12 | 2 | О чём рассказывает музыкальный ритм. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Ритм. Обозначение длительностей. Основное деление. Такт. Тактовая черта. Ритмический рисунок может характеризовать музыкальные жанры (марш, вальс, мазурка, полька и т. п.). Музыкальный темп. | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. | Знать виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок. Уметь сочинять свой ритм, объяснять его принадлежность к определенному музыкальному жанру, характеризовать его особенности; воспринимать и анализировать музыкальные художественные образы. | А. Бородин. «Половецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь»); А. Хачатурян. «Танец с саблями» (фрагмент из балета «Гаянэ») | ||
13 | 1 | Диалог метра и ритма. Комбинированный урок | Метр в музыке - порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метры бывают простые, сложные, смешанные. Метрические акценты. Метроном (слушание, анализ). | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. | Знать понятия метра и ритма. Уметь различать понятия ритма и метра в музыке, схематически оформлять ритмические рисунки. | И.-С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи» (слушание, анализ) | ||
14-15 | 2 | От адажио к престо. Комбинированный урок | Темп, характер музыкального произведения, их зависимость. Adagio (итал.) - медленно, спокойно. Значение: медленный темп исполнения музыкальной пьесы (либо её части). | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно – образный анализ прослушанной музыки | Знать определение темпа в музыке, средства музыкальной выразительности. Уметь объяснять зависимость выбора темпа композитором от характера музыки; петь хором и сольно. | Дж. Россини, К. Пеполли. «Неаполитанская тарантелла»; Ж. Бизе. «Утро в горах»; Е. Крылатое, Я. Дербенев. «Три белых коня» (хоровое пение) | ||
16 | 1 | «Мелодия - душа музыки». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Интонационная и временная основы музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности: мелодия. Определение (выявление) роли мелодии в музыке. Музыкальные понятия темп, характер. Назначение метронома. Мелодия - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности. | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально – хоровое интонирование | Знать: виды мелодий, определение высоты мелодии, диапазона; назначение метронома. Уметь определять виды мелодий; познавать мир через музыкальные формы и образы; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении. | Ф. Шуберт, Л. Релъштаб. «Серенада»; В.-А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». 1 часть (фрагмент); Е. Крылатое, Ю. Энтин. «Крылатые качели» (хоровое пение) | ||
17 | «Мелодией одной звучат печаль и радость». Урок закрепления знаний | Средства музыкальной выразительности: регистр. Регистром называют часть музыкального диапазона инструмента или голоса, отличающуюся характерной звуковой окраской. Слово «диапазон» означает «через все», в музыке - «через все звуки». | Устный контроль. Слушанье музыки. Хоровое пение. Пластическое интонировани | Знать определение регистра, диапазона, какие бывают регистры, что понимают под музыкальным диапазоном. Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; выразительно исполнять песню хором (сольно). | В.-А. Моцарт. «Реквием. Лакримоза»; П. Чайковский. «Па-де-де» (из балета «Щелкунчик»); Е. Крылатов, Ю. Энтин. «Крылатые качели» (хоровое пение) | |||
18 | Мелодия «угадывает нас самих». Комбинированный урок | Круг интонаций, выражающих внутренний мир чело века и восприятие им окружающего мира. Гармония в музыке и окружающем нас мире. Гармония - соразмерность, согласованность. Гармония (от греч. harmozo — приводить в порядок) - согласие, благополучие. В более узком смысле гармония - учение об аккордах и их связях. Гармонией, или аккордами, называется соединение трех или более различных звуков по терциям. | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. | Знать определение гармонии, значение гармонических сочетаний в музыке, по каким законам строится гармония в музыке. Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия; характеризовать фрагменты произведений классической музыки; применять выразительные средства в вокально-певческой деятельности. | Н. Римский-Корсаков. «Шествие чуд морских» (из оперы «Садко»); Г. Струве, И. Исакова. «Музыка» (хоровое пение) | |||
19 | Что такое гармония в музыке. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Особенности гармонического строения в музыкальных произведениях. Понятия «гармония» и «дисгармония» в музыке и жизни. С помощью обычных музыкальных звуков, красок, слов можно передать всю гармонию (дисгармонию) мира и состояния человека. Гармония - выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. | Устный контроль. Слушанье музыки. Хоровое пение. Пластическое интонировани | Знать основные понятия «гармония» и «дисгармония», особенности гармонического строения в музыкальных произведениях. Уметь проявлять слушательскую и певческую культуру; применять междисциплинарные знания, собственный музыкальный опыт в монологическом высказывании. | И.-С. Бах. Прелюдия до мажор (1 т. хорошо темперированного клавира; фрагмент); В.-А. Моцарт. Симфония № 40 (фрагмент); П. Хиндемит. Марш (фрагмент); Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен»; Г. Струве, И. Исакова. «Музыка» (хоровое пение) | |||
20 | Два начала гармонии. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта. | Хорошие пение. Устный контроль. Интонационно – образный анализ прослушанной музыки | Воспринимать и осознавать гармони-ческие особенности музыкального. Сравнивать разно-образные мелодико-гармонические интонации в музыке. Узнавать по харак-терным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных компози-торов прошлого (В. А. Моцарта). Выявлять возмож-ности эмоциональ-ного воздействия музыки на человека. | Самостоятельно решать творческие задачи В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание); Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте. «Веселая история» (пение). Творческое задание: мелодическая импровизация на стихотворениеие И. Чурдалева «В природе застенчивой».. | |||
21 | Эмоциональный мир музыкальной гармонии Комбинированный урок | Искусство - это торжество гармонии и единство истины, добра и красоты. Эмоциональный строй высшей сферы в музыке сопровождается переживанием огромной величественности мира, освещенного красотой и добром. В творчестве В.-А. Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности. Изобразительные (вырази тельные) возможности гармонии необычайно велики, крайне разнообразны и вы ступают в их синтезе. Закон гармонии - эстетическое единство в организации изобразительного материала. Инструментальный состав оркестров. В музыке важнейшую роль играет сочетание чувства гармонии, творческого подхода и технологического (исполнительского) мастерства | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно – образный анализ | Знать о роли гармонии в создании музыкальных образов, выразительные возможности гармонии в произведениях Моцарта; использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др. Уметь различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа; применять выразительные средства и вокально-хоровые навыки в хоровой исполнительской деятельности. | В.-А. Моцарт. Симфония № 40 (слушание); Г. Струве, И. Исакова. «Музыка» (хоровое пение) | |||
22 | Красочность музыкальной гармонии. Комбинированный урок | Дисгармония в музыке как средство выразительности. Дисгармония в музыке - отсутствие или нарушение гармонии, неблагозвучие, несозвучность. Гармония как средство координации музыкальной ткани. Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. Тональность. Знакомство с ладом | Слушание музыки Интонационно – образный анализ Устный контроль Хоровое пение | Знать о роли гармонии и дисгармонии в создании музыкальных образов; что такое тональность, лад. Уметь определять ведущую гармонию в произведении; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении. | И.-С. Бах. Прелюдия до мажор (I т. хорошо темперированного клавира (слушание); Г. Струве, И. Исакова. «Музыка» (хоровое пение) | |||
23 | Мир образов полифонической музыки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | «.. .Обращение к полифонии можно только приветствовать, потому что возможности многоголосия практически безграничны. Полифония может передать все: и размах времени, и размах мысли, и размах мечты, творчества». (Д. Д. Шостакович.) Мир образов полифонической музыки. Философия и фуги. Полифония (от греч. многочисленный и звук) - многоголосие, наука о многоголосной музыке. Полифония - склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких равноправных мелодий (голосов). Фуга - одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение и последующее развитие одной мелодии, темы. Подголосочная полифония. Имитационная полифония. Контрастно-полифоническая музыка в творчестве Баха, Генделя, Хиндемита, Шостаковича, Стравинского. Канон - форма, в которой тема звучит сначала в одном голосе, а потом в другом без изменений. | Беседа Слушание музыки Интонационно – образный анализ | Знать определение полифонии, канона, контрапункта, фуги; философское и теософское содержание полифонии; полифонические произведения известных композиторов; каким законам подчиняется полифония; что значит «мыслить полифонически». Уметь различать количество мелодий и типы полифонии; слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; характеризовать музыкальные образы. | И.-С. Бах. Токката и фуга ре-минор для органа; П. Хиндемит. «Мария» (фрагмент); «Камертон» (норвежская народная песня, обработка Г. Струве), «Во поле береза стояла» (русская народная песня, обработка Г. Струве) (пение приемом подголосочной полифонии) | |||
24 | Философия фуги. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор. | Беседа Слушание музыки Интонационно – образный анализ Устный контроль | Воспринимать харак-терные черты творчества отдельных зарубежных компо-зиторов (И. С. Баха). Узнавать по харак-терным признакам (интонации, мелоди-ко-гармонической организации, исполь-зованию полифони-ческих приёмов и форм) музыку отдель-ных выдающихся композиторов прош-лого (И. С. Баха). Находить ассоциа-тивные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Творчески интерпре-тировать содержание и форму музыкаль-ных произведений в изобразительной деятельности. | Живопись М. Чюрленис. Фуга. Музыка И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание); русская народная песня в обработке Г. Струве «Во поле береза стояла» (пение); русская народная песня «В сыром бору тропина» (пение) Творческое задание: дневник музыкальных размышлений стр. 16. | |||
25 | Какой бывает музыкальная фактура. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Окраска звучания. Какой бывает музыкальная фактура. Пространство и фактура. Фактура - строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т. д. Фактура (лат. facluro - обработка) - склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов. Элементы фактуры - это то, из чего она складывается - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и др. Музыкальная фактура имеет свои свойства, отвечающие за ее эмоциональное содержание: во-первых, это расположение музыки по регистрам (то есть по высотной оси), во-вторых, во времени. Это конкретный звуковой облик произведения. Что выражает музыка С. Рахманинова, Ж. Бизе? | Слушание музыки Интонационно – образный анализ Устный контроль Хоровое пение | Знать определение фактуры в музыке, её роль в создании образов, различные фактуры на примере музыкальных произведений, элементы фактуры. Уметь использовать различные приемы работы с учебником и «Дневником музыкальных размышлений»; слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения (фрагменты), характеризовать элементы и свойства фактуры. | С. Рахманинов, Е. Бекетова. «Сирень»; С. Рахманинов, Ф. Тютчев. «Весенние воды»; Ж. Визе. «Утро в горах». Антракт к III действию (из оперы «Кармен») | |||
26 | Пространство фактуры. Урок закрепления знаний | Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. . | Устный контроль Беседа Слушание музыки Интонационно – образный анализ | Понимать значение средств художествен-ной выразительности (фактуры) в создании музыкального произ-ведения. Рассуждать о яркости образов в музыке. Творчески интерп-ретировать содержа-ние и форму музыкальных произ-ведений в изобрази-тельной деятельности | С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание); Ж. Бизе. «Утро в горах», антракт к III действию из оперы «Кармен» (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «До чего дошел прогресс!» (пение). Творческое задание: дневник музыкальных размышлений стр.17 | |||
27 | Тембры - музыкальные краски. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Тембры - музыкальная краска. Тембр - характерная окраска звука, голоса или инструмента. Роль тембра в музыке. Как композиторы учитывают роль тембра в инструментовках своих сочинений. | Устный контроль Слушание музыки Интонационно – образный анализ. Сопоставление музыкального и художественного искусства | Знать определение тембра в музыке, основные тембры голосов и инструментов. Уметь определить тембровую окраску разных инструментов в музыкальных произведениях | И.-С. Бах. Скерцо. Из сюиты № 2 для оркестра. Н. Римский-Kopcaков. «Полет шмеля» (из оперы «Сказка о царе Салтане») | |||
28 | Соло и тутти. Комбинированный урок | Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова). | Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях. | Исследовать разно-образие и специфику тембровых воплоще-ний в музыкальных произведениях. Понимать значение средств художествен-ной выразительности (тембров) в создании музыкального произ- ведения. | Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); немецкая народная песня «Музыканты» (пение). Творческое задание: дневник музыкальных размышлений стр. 19. | |||
29 | Громкость и тишина в музыке. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Динамика, оттенки динамики. Динамика - сила, громкость звучания. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»). | Слушание музыки. Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение. | Знать определение динамики, роль динамики в музыкальном произведении, её зависимость от характера музыки. Уметь определять динамические оттенки, различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, основные жанры и стили музыки; исполнять песню выразительно, применяя выработанные вокально-хоровые навыки. | Л. Бетховен. Симфония № 6. IV часть «Гроза. Буря»; К. Дебюсси. «Лунный свет» (из «Бергамской сюиты»); М. Минков, Ю. Энтин. «Дорога добра» (хоровое пение) | |||
30 | Тонкая палитра оттенков. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси «Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения «Пробуждение птиц» О. Мессиана). | Устный контроль Слушание музыки Интонационно – образный анализ. Сопоставление музыкального и художественного искусства | Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и их музыкально-динами-ческими воплощени-ями. Исследовать разно-образие и специфику динамических вопло-щений в музыкаль-ных произведениях. Наблюдать за развитием одного или нескольких музыка-льных образов (тем) в произведении. | К. Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты (слушание); О. Мессиан. «Пробуждение птиц» фрагмент (слушание); С. Шустицкий «Мир красоты» (пение). М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение). Творческое задание: дневник музыкальных размышлений стр. 21. | |||
31-32 | По законам красоты. Комбинированный урок | Вечные темы в художественных образах музыки, изобразительного искусства и литературы. Программная инструментально-симфоническая музыка: характеристика особенностей музыкального языка, выражения художественных образов и внутреннего мира человека. | Беседа по теме, устный отрос, анализ произведения. | Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, о средствах музыкальной выразительности. Уметь слушать, воспроизводить и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. | М. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); К. Сен-Санс. «Карнавал животных» | |||
33 | ||||||||
34 | Обобщающий урок по теме года «В чём сила музыки». Урок обобщения и систематизации знаний | Проверка практических знаний и вокально-хоровых навыков: постановки и развития голоса, усвоения содержания хорового и сольного репертуара, исполнения различных ритмических рисунков (в т. ч. синкопы), связного, плавного пения. Подведение итогов работы за учебный год. | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. | Уметь применять знание теоретического материала и практические навыки, приобретенные в результате изучения курса; определять музыкальные произведения и их авторов по фрагментам; выразительно исполнять произведения, передавая с помощью выработанных вокально-хоровых навыков его образное содержание. | Е. Подгайц, Л. Яковлев. «Будем добрыми друзьями»; М. Дунаевский, Ю. Ряшенцев. «Песня о дружбе» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. По пронрамме В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочаяя программа по музыке для 2 класса, авторы В.В. Алеев, Т. И. Науменко Т. Н. Кичак, включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по музыке 6 класс ФГОС Науменко, Алеев
В документе представлена рабочая программа по предмету Искусство (музыка) разработана для 6-го класса, с базовым уровнем подготовки обучающихся.Количество недельных часов – 0,5Количе...
Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС Науменко, Алеев
В документе представлена рабочая программа по предмету Искусство (музыка) разработана для 5-го класса, с базовым уровнем подготовки обучающихся.Количество недельных часов – 1Количест...