Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
рабочая программа
Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_praktika.docx | 48.78 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 1 класс
- Пояснительная записка
Рабочая программа по речевой практики предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы по обучению грамоте и развитию речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, г. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013 год.
Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:
- Учебник «Речевая практика» С.В. Комаровой. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, г. Москва, «Просвещение», 2017 год.
Актуальностью предмета «речевая практика» является его практическая и коррекционная направленность обучения языку и обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими норм русского языка, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Основная цель изучения предмета «Речевая практика» заключается в совершенствовании речевой практики умственно отсталых дошкольников и развитии их речи как средства общения.
На уроках речевой практики используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый или эвристический;
- Исследовательский;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- Самостоятельная работа;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Учебная экскурсия;
- Предметный урок;
- Домашняя учебная работа;
- Индивидуальная работа;
- Фронтальная работа;
- Групповая работа;
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Учебный предмет «речевая практика» ставит следующие задачи:
- Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
- Развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связанность устного высказывания;
- Осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьника;
Учебный курс предусматривает следующую структуру:
- Аудирование
- Дикция и выразительность речи
- Общение и его значение в жизни.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного учебного предмета в 1 классе отводится 2 часа в неделю. Из них:
в I четверти - ч
во II четверти - ч
в III четверти - ч
в IV четверти - ч Год - ч
4. Результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса базовых учебных действий:
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать;
- писать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Личностные результаты освоения АООП отражают:
- положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
- проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- ориентироваться в тетрадях, Прописях, альбомах;
- понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
- Выполнение инструкций.
- Соотнесение речи и изображения.
- Повторение и воспроизведение слогов, слов и предложений.
- Ответы на вопросы.
- Пересказ.
- Артикуляционная моторика.
- Речевое дыхание.
- Использование силы голоса, темпа речи.
- Использование мимики и жестов.
- Формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;
- Участие в ролевых играх.
В программе по речевой практике обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по речевой практике в 1 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.
Минимальный уровень:
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
- называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
- употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;
- слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
Достаточный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции;
- называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
- внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
- соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
- уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
- уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
- слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:
1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции
с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
5. Содержание учебного предмета
В программе по речевой практике для младших классов выделяются разделы. Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
Аудирование и понимание речи.
- Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях.
- Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.
- Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
- Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
- Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
- Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Формирование правильного речевого дыхания.
- Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
- Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни.
- Речевое и неречевое общение.
- Правила речевого общения.
- Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.).
- Условные знаки в общении людей.
- Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
- Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
- Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
6. Тематический план
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Сроки | Наглядность | Словарная работа | Основные виды учебной деятельности |
1 | Давайте познакомимся. | фамилия, имя, отчество | Построение высказывания | |||
2 | Классная комната, правильная посадка за партой. Правила поведения на уроке. | класс | дежурный | Знакомство с правилами общения на уроке | ||
3 | Школа. Школьное здание, классы, коридоры, зал, столовая, гардероб. | школа, школьное здание | гардероб | Употребление слов приветствия с работниками школы | ||
4 | Знакомство во дворе. | иллюстрации | здравствуйте, прощайте, до свидания | Знакомство с другими учениками школы | ||
5 | Составление рассказа по теме «Я знакомлюсь во дворе». | сюжетные картинки | «вежливые» слова | Построение связного высказывания | ||
6 | Летние игры детей. | предметные картинки | лапта | Заучивания стихотворений, используемых во время игр с правилами | ||
7 | Составление диалога «Давай познакомимся». | сюжетные картинки | диалог | Построение высказывания | ||
8 | Давай расскажем историю. | сюжетные картинки | площадка | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | ||
9 | Играем в сказку. | иллюстрации | теремок | Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; | ||
10 | Ролевая игра-хоровод «Теремок». | маски героев | игра-хоровод | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | ||
11 | Рассказывание сказки учащимися. | сюжетные картинки | четверостишие | Участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; | ||
12 | Беседа «Самая интересная сказка». | иллюстрации | сказка | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | ||
13 | Семья: мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра. | фотографии | семья | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; | ||
14 | Знакомство в гостях. | сюжетные картинки | «вежливые» слова | Построение высказывания | ||
15 | Правила поведения в гостях. | сюжетные картинки | правила поведения | Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; | ||
16 | Составление рассказа «К нам пришли гости». | сюжетные картинки | «вежливые» слова | Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; | ||
17 | Школьные принадлежности. Их назначение. | предметные картинки | принадлежности | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | ||
18 | Обращение со школьными принадлежностями. | предметные картинки | принадлежности | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | ||
19 | Покупка школьных принадлежностей. | предметные картинки | стоимость | Построение высказывания | ||
20 | Ролевая игра «Магазин «Школьник». | сюжетные картинки | «вежливые» слова | Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; | ||
21 | Игрушки. Их назначение. | предметные картинки | игрушки | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | ||
22 | Обращение с игрушками. | предметные картинки | игрушки | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | ||
23 | Ролевая игра «В магазине игрушек». | игрушки | Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; | |||
24 | Беседа «Моя любимая игрушка». | игрушки | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; | |||
25 | Праздник Новый год. | предметные картинки | Новый год | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; | ||
26 | Готовимся к празднику. | сюжетные картинки | праздник | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | ||
27 | Беседа «Что я подарю на Новый год?» | иллюстрации | подарок | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | ||
28 | Изготовление сувенира к Новому году. | сувениры | сувенир | Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; | ||
29 | Составление рассказа по картинке. | сюжетные картинки | хоровод | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | ||
30 | Игра «Узнай меня». | предметные картинки | маски | Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; | ||
31 | Составление новогодних поздравлений. | сюжетные картинки | поздравляю | Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; | ||
32 | Новогодние чудеса. | сюжетные картинки | фейерверк, салют | Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; | ||
33 | Рассказ по кругу. | иллюстрации | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; | |||
34 | Зимняя одежда. Её назначение. | предметные картинки | одежда | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | ||
35 | Составление рассказа «Зимняя прогулка». | сюжетные картинки | «вежливые» слова | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | ||
36 | Составление рассказа «На прогулке». | предметные картинки | прогулка | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | ||
37 | Зимние игры детей. | сюжетные картинки | каток | Произнесение закличек, коротких стихотворений | ||
38 | Составление рассказа «Мы ходили кататься на горку». | сюжетные картинки | санки | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; | ||
39 | Правила поведения за столом. | сюжетные картинки | правила поведения | Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; | ||
40 | Слушание стихотворения А.Барто «Помощница» | сюжетные картинки | помощница | Выбор правильных средств интонации | ||
41 | Составление рассказ «Что я умею делать дома?» | сюжетные картинки | уборка | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; | ||
42 | Беседа «Я помогаю маме». | иллюстрации | помощь | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | ||
43 | Обязанности дежурного. Составление диалога.
| сюжетные картинки | дежурный | Построение высказывания | ||
44 | Составление рассказа по картинке. | сюжетные картинки | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | |||
45 | Составление рассказа «Я готовлюсь к школе». | сюжетные картинки | школа | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; | ||
46 | Школьный костюм. Обращение с ним. | предметные картинки | костюм | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | ||
47 | Слушание сказки С.Маршака «Сказка о глупом мышонке». | иллюстрации | сказка | Заучивание стихотворений | ||
48 | Рассказывание сказки по картинкам. | предметные картинки | лошадь, лягушка, утка | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | ||
49 | Ролевая игра «Спокойной ночи». | «вежливые» слова | Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; | |||
50 | Слушание и разучивание стихотворения Ю.Горея «Колыбельная». | иллюстрации | колыбельная | Заучивание стихотворений | ||
51 | Составление рассказа «Перед сном» | сюжетные картинки | Участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; | |||
52 | Составление предложений-пожеланий перед сном. | иллюстрации | пожелания | Построение высказывания | ||
53 | Беседа «Спокойной ночи». | иллюстрации | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | |||
54 | Беседа по картинке. | сюжетные картинки | «вежливые слова» | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | ||
55 | Ролевая игра «Доброе утро». | предметные картинки | «вежливые слова» | Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; | ||
56 | Игра «Живые загадки». | сюжетные картинки | диалог | Заучивание стихотворений | ||
57 | Беседа на тему «Как начинается твоё утро?» | иллюстрации | «вежливые слова» | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | ||
58 | Составление рассказа по картинке. | сюжетные картинки | «вежливые слова» | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. |
7. Методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение
- Учебная литература
- учебник «Речевая практика» С.В. Комарова, г. Москва, «Просвещение», 2017 год.
- Научно-методическая литература
- Интернет ресурсы
- Литература для учащихся
- учебник «Речевая практика» С.В. Комарова, г. Москва, «Просвещение», 2017 год.
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационные и печатные пособия
-Магнитная доска
-Предметные и сюжетные картинки в соответствии с тематикой
-Детские книги
-Карточки «Упражнения для губ и языка»
-Комплекты правил поведения в гостях, на прогулке, с одноклассника
-Маски
Технические средства обучения
-Ноутбук
-Принтер
-Ксерокс
-Мультимедийный проектор
Таблица достижения предметных результатов обучения по речевой практике в 1 классе (I полугодие)
Разделы | Планируемые результаты | Фамилия имя учащегося | ||||||||||
Аудирование и понимание речи | Выполнение инструкций. | |||||||||||
Соотнесение речи и изображения. | ||||||||||||
Повторение и воспроизведение слогов, слов и предложений. | ||||||||||||
Ответы на вопросы. | ||||||||||||
Пересказ. | ||||||||||||
Дикция и вырази- тельность речи | Артикуляционная моторика. | |||||||||||
Речевое дыхание. | ||||||||||||
Использование силы голоса, темпа речи. | ||||||||||||
Использование мимики и жестов. | ||||||||||||
Общение и его значение в жизни | Формулировка просьб и желаний. | |||||||||||
Участие в ролевых играх. | ||||||||||||
Средний бал | ||||||||||||
Тип оценки | ||||||||||||
Уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая прграмма по математике предназначена для учащихся 1 класса (1 вариант) для детей с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по рисованию 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по ритмике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по ритмике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по русскому языку 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по ручному труду 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по чтению 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по чтению предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....