Программа курса Моё Оренбуржье
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кандауровская основная общеобразовательная школа им. А.Воробьева»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании ШМО зам. директора по УР Директор МАОУ
протокол № 1 от 27.08.2018 «Кандауровская ООШ»
рук. ШМО ______Федотова А.В. _______ Шляпин Г.Г. ___________Климова Н.В.
« 01» сентября 2018г « 29» августа 2018г « 01» сентября 2018г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу «Моё Оренбуржье»
Классы: 1-4
Учитель: Рощупкина К.А.
Количество часов: 68
с. Курманаевка 2019г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Моё Оренбуржье» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г.
2.Письмо Минобрнауки РФ от12.05.2011 № 03 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования N 373, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
4.Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»
5.Основная образовательная программа НОО МАОУ «Курманавекая СОШ».
6.Положение об учебной рабочей программе МАОУ «Курманаевкая СОШ».
7.Учебный план МАОУ «Курманаевская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
8.Календарный учебный график МАОУ «Курманаевская СОШ» на 2019-2020 учебный год.
Цель: Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в процессе приобщения к традициям семьи и родного села, района и области, ознакомления с историей, культурой и природой родного края.
Задачи:
- Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, ее традициям и истории; формировать представления детей о семейной иерархии, участии членов семьи в развитии родного села и района.
- Формировать первичные представления школьников об Оренбургском крае как о родной земле, малой Родине, его культурных ценностях посредством изучения истории, достопримечательностей села и района, природных ресурсов родного края.
- Развивать познавательную активность и любознательность, стремление к исследованию в процессе изучения культуры посёлка.
- Воспитывать чувство сопричастности к наследию родного села и края, гордости за него.
- Воспитывать чувство уважения к людям разных национальностей и их обычаям на основе культурных традиций родного края.
Курс рассчитан на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия, памятные места Курманаевского района, оренбургской области.ю Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения.
2.Планируемые результаты освоения детьми программы формирования основ курса «Моё Оренбуржье»
Качества обучающегося 4 класса, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, в том числе и через использование народных игр (русских, казахских, башкирских). Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и безопасного поведения в природе родного края;
- любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, в познании истории родного города, региона. Интересуется новым, неизвестным в познании деятельности взрослых на промышленных предприятиях города. Интересуется особенностями архитектуры родного города. Интересуется народными промыслами. Задает вопросы взрослому о развитии города, региона, национальных и культурных ценностях малой родины. Любит экспериментировать.
- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы родного края;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками не зависимо от национальной и религиозной принадлежности;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Способен самостоятельно принимать решения адекватные возрасту по охране окружающей среды Оренбургской области. Способен самостоятельно преобразовывать микросреду в соответствии с полученными умениями и навыками;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; малой родине, природе родного края, культурных ценностях малой родины; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Имеет представления и уважает культурные традиции народов малой родины (русские, казахи, башкиры, татары, армяне…). Толерантен;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Моё Оренбуржье»» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Моё Оренбуржье»» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы УУД:
Личностные УУД
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Оренбуржья, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Оренбургской области;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Оренбургской области, Курманаевского района;
- описывать достопримечательности городов Оренбургской области, Курманаевского района, с. Канауровка;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, интернет-сайты и т.д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Оренбургской области, картой Курманаевского района;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Моё Оренбуржье» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;
- научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
- приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
- будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.
- д.).
3.Предметные результаты освоения и содержания курса «Моё Оренбуржье»
Обучающийся начальной школы в результате изучения курса «Моё Оренбуржье» научится:
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
- различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
- исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
- рассказывать о своем селе, о достопримечательностях своего села,о людях живущих рядом демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
- вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
- готовить сообщения о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
- обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
- ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
- участвовать в проектной деятельности, проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
- воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества;
- понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
- рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
1. Краеведческие навыки и умения
Юный турист-краевед должен:
- запомнить и нарисовать то, что увидел в своей школе, школьном дворе, на ближайшей улице не прогулке и экскурсии;
- нарисовать свой класс, школьный этаж, в целом школу, школьный двор, свою улицу и свой дом на ней, растения и животных, которые имеются при школьном дворе, улице;
- рассказать о том, что увидел на прогулке или экскурсии по своей школе, пр. школьном дворе, ближайшей улице,
- что находится в твоем классе, на этажах, как внешне выглядят школьный двор, улица, что интересного можно там увидеть, каков растительный и животный мир,
- Рассказать об учителях и учениках своей школы.
- Находясь на природе, не оставлять после себя мусора, не нарушать ее покоя. В прогулках и экскурсиях вокруг школы, не засорять территорию двора, ближайшей улицы, зеленую зону, по которым проходят маршруты; не рвать, не ломать растений, не пугать животных, не причинять им вреда.
- Играть в простейшие игры на знание того, что увидел не прогулке или экскурсии, проводить викторины: "Знаешь ли ты свою школу?", "Знаешь ли ты свою улицу?" и т.п.
2. Туристские навыки и умения.
Что одеть на прогулку или экскурсию.
Одеваться по погоде. Важно, чтобы тело было защищено от холода, ветра, действия солнечных лучей, дождя.
В чем и как носить необходимые для питания на экскурсии или прогулке продукты и вещи.
Походной сумкой может быть любая сумка, которую можно надеть через плечо и носить на боку или спине. Она может служить для ношения вещей и продуктов питания на экскурсии или прогулке. Одна сумка может быть на двух человек. Первоклассник должен знать как ее носить и как в нее укладывать вещи и продукты.
Как правильно расположиться на месте отдыха (привале) для питания и игр.
Каждая группа располагается на отведенном для нее учителем месте. Складывает свои вещи. Играет в подвижные игры. Заслушиваются рассказы родителей и знатоков. Перед уходом собирается с места привала весь мусор.
Как ориентироваться в своей школе и в рядом расположенных улицах.
Что находится на каждом этаже школы. Как короче пройти от своего класса до столовой, спортивного и актового зала, учительской, библиотеки, пионерской комнаты и т. д., где находится твой дом, если смотреть от школы или из окна класса.
Как правильно ходить на прогулке или экскурсии.
3. Правила безопасности на прогулках и экскурсиях
Главное правило: слушаться старших и хорошо себя вести.
На прогулках и экскурсиях по территории своей школы, близ лежащих улиц и зеленой зоны ученики стараются соблюдать порядок и тишину; выполняют любые дела только с разрешения взрослых. Правила перехода улицы: по какой части улицы и по какой стороне должен ходить пешеход, чтобы не мешать другим пешеходам; правила перехода улицы со светофором, регулировщиком, без светофора и регулировщика. Пользование городским транспортом.
Как быстро и организованно сесть в транспорт для проезда на прогулку или экскурсию в ближайшую зеленую зону или другое достопримечательное место, быстро и организованно выйти из транспорта, как надо себя вести в общественном транспорте.
Осторожное поведение на прогулке и экскурсии — это внимательное наблюдение за дорогой и аккуратное преодоление встречающихся препятствий (канавка, рытвина, куст и т.д.).
Содержание программы
1-2 класс
Наша школа
- Школьные кабинеты (обзорная экскурсия). Адрес школы. Дорога в школу (рисунки).
- ПДД. Безопасный путь в школу. П/З по ПДД
- Правила поведения в школе. Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).
- Школьная библиотека (экскурсия). Наши обязанности (игра).
- Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе). Подведение итогов экскурсии. Составление рассказа о школе с рисунками.
Наше село
- Название моего села (легенды). Символы
- Улицы нашего села. Пешеходная прогулка по ближайшим улицам. Правила поведения в общественных местах.
- Памятные и исторические места села.
- Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте
- Встреча с интересными людьми.
- Культурная жизнь моего села. Посещение концерта в СДК.
- Знакомство с парками моего села. Экологическая операция « Сделаем поляну еще чище, чем была»
- Подведение итогов. Викторина о с. Городки
Моя семья
- Орден в моем доме (поисковое задание).
- Мои родные (устный рассказ, рисунки).
- Мое имя и фамилия (в летописи семьи). История моего имени.
- Семейные традиции. (Беседа о семейных традициях, рассказы родителей, КТД, семейные праздники, выставка семейных реликвий, коллективных творческих работ детей и родителей.)
- Игры бабушек, дедушек (разучивание). Правила поведения на школьной площадке. Подвижные игры на воздухе.
- Выполнение посильных поручений в семье. (Беседа об обязанностях, игра «Я умею делать лучше всех».
Природа и мы
- Природа моего села(посещение парков, рощи ,реки Юшатырки, горы Ефимки).Беседа о бережном отношении к природе.
- Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).
- Социальная акция «Помоги птицам» Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).
- Подготовка к экскурсии. «Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Правила поведения на природе.
- Дары леса (экскурсия в лес).
- Подведение итогов экскурсии. Выставка рисунков. Викторина «Что растет в лесу»
- Подготовка к экскурсии в краеведческий музей. Правила поведения в музее.
- Подведение итогов экскурсии.
- Сезонные экскурсии (3ч): «В гости к золотой осени»; «В гости к Зимушке-зиме»; «Весна-весна на улице»
- Проект по теме: «Красная книга нашего края»(1ч)
Тематическое планирование курса «Моё Оренбуржье» 1-2 класс
№ п\п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Наше село | 9ч |
2 | Моя семья | 8ч |
3 | Наша школа | 8ч |
4 | Природа и мы | 8ч |
5. | Итоговое занятие, краеведческая конференция. | 1ч |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Дата план. | Дата факт. | Наша школа | 3ч | Формы работы |
| 1ч 1ч 1ч | Экскурсия по кабинетам Беседа. Практическое занятие Беседа о правилах поведения в школе, рассказ, ролевые этические игры Экскурсия Игра Экскурсия по школе | ||
1. Сезонная экскурсия: «В гости к золотой осени». | 1ч | Наблюдение за природой родного края | ||
Наше село | 8ч | |||
Правила поведения в общественных местах.
| 2ч 2ч 2ч 2ч | Работа с краеведческой литературой Беседа. Рассказ о своей улице, прогулка Беседа с элементами игры Прогулка – экскурсия по улицам села. Исследование, устный рассказ Посещение концерта в СДК. Прогулка в парк. Трудовой десант, игра | ||
Сезонная экскурсия «В гости к Зимушке-зиме» | 1ч | Наблюдение за природой родного края | ||
Моя семья | 8ч | |||
| 2ч 2ч 2ч 2ч | Поисковое задание Устный рассказ, рисунки игра Исследование Беседа о семейных традициях, рассказы родителей, КТД, семейные праздники, выставка семейных реликвий, коллективных творческих работ детей и родителей Урок-игра Беседа об обязанностях, игра «Я умею делать лучше всех | ||
Сезонная экскурсия «Весна-красна» | 1ч | Наблюдение за природой родного края | ||
Природа и мы | 9ч | |||
| 2ч 2ч 2ч 2ч 1ч | Беседа, экскурсия, наблюдение, выставка творческих работ Практическая деятельность по изготовлению кормушек Рисунки, лепка, прогулки, сообщения. Народные игры на воздухе Исследование Изготовление и развешивание скворечников Поход в лес Экскурсия Викторина | ||
Сезонная экскурсия «Здравствуй, лето». | 1ч | Наблюдение за природой родного края | ||
Проект по теме: «Красная книга нашего края» | 2ч | Проектно-исследовательская деятельность |
Итого: 34 ч
Содержание программы
3-4 класс
Наше село
1. Исторические места села, Курманаевского района, Оренбургской области(прогулки, экскурсии).
2. Знай, люби и гордись своим краем (урок – практикум).
3. Выявление экологической ситуации в селе, сопричастность каждого к будущему села (экскурсии по селу).
5. Знаменитые земляки (поисковое задание).
Моя семья
1. Кто живет в моем доме (выставка фотографий).
2. У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок).
3. Семейная символика (конкурс рисунков).
4. Бабушки и дедушки. Родословная (практическая деятельность по составлению родословной, поисковая работа).
5. Имя твое (индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой).
6. Великая Отечественная война в истории моей республики, моего города, моей семьи (составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа).
Наша школа
1. Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы).
2. Библиотека школьная, сельская. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека (встречи с книголюбами).
3. Я работаю в библиотеке (ролевая игра)
4. Что растет на территории школы (тесты).
5. Все о школе (викторина).
Природа и мы
1. Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка – экскурсия, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края).
2. Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в «Красную книгу» нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности (обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения).
3. Крупные реки и города Оренбуржья(заочное путешествие).
4. Роль заповедников, ботанических садов в охране растений и животных (беседа).
5. Природа родного края (урок – практикум).
6. Тайны осеннего леса (выставка фотографий).
Тематическое планирование курса «Моё Оренбуржье» 3-4 класс
№ п\п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Наше село | 9ч |
2 | Моя семья | 8ч |
3 | Наша школа | 8ч |
4 | Природа и мы | 8ч |
5. | Итоговое занятие, краеведческая конференция. | 1ч |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование курса «Моё Оренбуржье». 3-4 класс.
Дата план | Дата факт | Наше село | 9ч | Формы работы | |
1-2. Исторические места села, Курманаевского района, Оренбургской области . Экскурсия на озеро «Чёрное». (май) | 2ч | Работа с краеведческой литературой Беседа. Презентации. | |||
3. Предприятия района. | 1ч | Заочная экскурсия по району | |||
4. Знай, люби и гордись своим краем (урок – практикум). | 1ч | Исследование, устный рассказ | |||
5. Выявление экологической ситуации в селе, сопричастность каждого к будущему села . Экскурсия на Курманаевский родник . (сентябрь) | 1ч | Выпуск газеты, плакатов. Трудовой десант (уборка родника) | |||
6-9. Знаменитые земляки (поисковое задание). Наши герои. «Оренбуржье - школа и родина шести космонавтов» Среди них покорители космоса Александр Викторенко, Валентин Лебеде, в Юрий Лончаков. Родом из поселка Колтубановка ,Бузулукского района летчик-космонавт Юрий Романенко, а в селе Ефимовка Курманаевского района родился летчик-космонавт Геннадий Манаков. В Адамовском районе установлен памятник трагически погибшему здесь Владимиру Комарову. Первый космонавт планеты Юрий Гагарин осваивал навыки летного мастерства на оренбургской земле, в Чкаловском авиационном училище летчиков. | 4ч | Проект. «Мы помним!»-поездка в Кандауровскую школу имени Героя Российской Федерации А.В. Воробьёва-октябрь. Поездка в с. Ефимовка Знакомство с биографией космонавтов , которых воспитала и вырастила оренбургская земля .(март) | |||
Моя семья | 8ч | ||||
10-11. Кто живет в моем доме (выставка фотографий). | 2ч | Поисковое задание | |||
12. У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки | 1ч | Устный рассказ, выставка семейных поделок. | |||
13. Семейная символика . | 1ч | Беседа о семейных традициях .Конкурс рисунков. | |||
14. Бабушки и дедушки. «Многонациональное Оренбуржье».- (октябрь) | 1ч | Исследование («Многонациональное Оренбуржье»- районный конкурс исследовательских и проектных работ) | |||
15. Имя твое. | 1ч | Индивидуальная поисковая деятельность, работа с энциклопедической литературой. Рассказ. | |||
16-17. Великая Отечественная война в истории моей Оренбургской области, моего села, моей семьи | 2ч | Семейные праздники, выставка семейных реликвий, коллективных творческих работ детей и родителей Составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ», практическая работа, индивидуальная работа. | |||
Наша школа | 8ч | ||||
18. Моя школа – мой дом (беседа о школе, история школы, музей). | 1ч | Беседа, экскурсия в школьный музей. | |||
19-20. Библиотека школьная, районная. Личные библиотеки книголюбов, моя домашняя библиотека (встречи с книголюбами). | 2ч | Встреча с лучшими читателями села Представление личной библиотеки | |||
21-22. Ролевая игра «время читать» | 2ч. | Ролевая игра. Совместное чтение. | |||
23-24. Что растет на территории школы (тесты). | 2ч | Трудовой десант (уборка участка) | |||
25. Все о школе . | 1ч | Викторина. | |||
Природа и мы | 8ч | ||||
26. Экологическая тропа. В лес за здоровьем! | 1ч | Экскурсии, прогулки, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего района | |||
27-28. Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в «Красную книгу» нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности . | 2ч | Исследования. Обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения. | |||
29-30. Крупные реки и города Оренбуржья (заочное путешествие). | 2ч | Проекты, сообщения | |||
31 « Флора и фауна Бузулукского бора» . январь | 1ч | Знакомство с природой Бузулукского бора. Создание проекта. | |||
32. Природа родного края. | 1ч | Презентации. Выставки фотографий | |||
33.Тайны осеннего леса . | 1ч | Выставки фотографий | |||
34.Итоговое занятие, краеведческая конференция. | 1ч |
Итого: 34 ч
6.Литература, используемая учителем:
- Н.И.Тимофеев «Хранят здесь тайны степи золотые»,2009г.
- «Край степной - Оренбуржье». М., «Планета», 1983г.
Видеотека, интернет-ресурсы:
-Презентации: «Природные достопримечательности Оренбурга», «Здравствуй, хлебушек!».
-Виртуальный тур по галерее «Оренбургский пуховый платок» http://omizo.ru/about/orenpuh.html
-Фотоматериалы «Мемориальный комплекс-музей Салют, Победа!»
-Фотоматериалы «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей»
-Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов про Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)
Музыка:
-Гимн «Живи, Оренбург» (сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова),
-«Песня об Оренбурге» Золотарёв П. Ф.
-Аудиозапись «Я - Оренбуржец и этим горжусь!» С. Шмелев
-Гимн района
Литература для детей:
-Разувин В. «К Оренбургу».
-Загадки о лесе, животных и птицах.
-Букалов А.. Загадки, чтение «Как машины хлеб берегут»; пословицы и поговорки о хлебе,
-Сухомлинский В. «Моя мама пахнет хлебом», О.Зыкова «Хлебороб».
-Стихотворение «Мой Оренбург»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »
« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни. В ра...
Рабочая программа курса «Английский язык» для 4 класса на основе программы курса Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А. 3 год обучения (2 часа в неделю, 66 часов в год).
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....
Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"
Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...
Программа элективного курса "Родное Оренбуржье".
Элективный курс по краеведению на английском языке. Целью курса является повышение интереса к культуре и истории Оренбургской области, развитие готовности к общению с представителями иных культур...
Рабочая программа кружка "Мое Оренбуржье" 1-4 классы
Рабочая программа кружка "Мое Оренбуржье" 1-4 классы...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...