Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »
рабочая программа (история, 9 класс) по теме
« История простых вещей и открытий »
Предпрофильный элективный курс
Цель курса:
В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни. В рамках учебной программы делается акцент на фактические события имеющие значение в рамках государств и народов. Но внимание и любовь к исторической науке подчас вызывают факты и события имеющие либо непосредственное отношение к истории судеб семей обучающихся, либо история тех предметов или персоналий с которыми они часто соприкасаются. Настоящий курс расширит представление детей об окружающем мире и продолжит формировать понятие о материальной культуре. Учащиеся познакомятся с именами таких ученых как Галилей, Архимед, Конт, Попов и др. с новой, ранее не познанной ими позиции.
Данный элективный курс позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и формирует познавательный интерес, необходимый современному подростку. В программе данного курса сделан особый акцент на формировании коммуникативных умений и навыков через игровые формы и проблемные задания.
Задачи курса:
- формировать мотивацию познавательной деятельности;
-развивать историко-временные и историко-пространственные представления у обучающихся;
- раскрыть историческое значение изобретений и открытий предметов постоянно окружающих нас.
Требования к данному элективному курсу и пути развёртывания материала и основных идей курса заключаются в следующем:
- Научить ребят анализировать, систематизировать и сравнивать прочитанное из разных источников;
- Обучить правилам ведения дискуссии;
- Научить отбирать интересный материал по определённой тематике;
- Сформировать интерес к исторической науке.
Знания и умения, полученные ребятами на занятиях этого элективного курса, позволят им работать с разными видами исторических и информационных источников, по-новому посмотреть на роль бытовых предметов в истории человечества, сформировать собственное мнение по объекту изучения, подготовить публичное выступление на итоговое занятие.
Для достижения вышеизложенных целей и требований к курсу предлагаются следующие формы и режимы занятий:
- Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное из разных источников поможет 2-х часовое лабораторное занятие по работе с документами актового и повествовательно-описательного характера, материалами СМИ и Интернет - пространства по теме «История изобретения предметов быта, личной гигиены, различных аппаратов и механизмов»
- Обучить правилам ведения учебной дискуссии помогут дидактические игры: «Люди и открытия» игра-россыпь, «Известно ли вам когда…?» викторина, «Я могу вам рассказать» комбинированное лото.
- Научить составлять синхронистические таблицы можно в ходе лекций и практических занятий.
- Научить составлять типологические таблицы.
- Научить отбирать интересный материал по определённой тематике можно при работе с текстами различного характера по тематике того или иного открытия или изобретения можно на практических и лабораторных занятиях.
В результате работы учащиеся должны
уметь составлять самостоятельно одну типологическую и одну синхронистическую таблицу;
учащиеся с низкой познавательной активностью должны уметь подобрать материал по выбранному ими объекту изучения;
учащиеся со средним уровнем познавательной активности должны уметь сделать анализ значения какого-то изобретения для определенного исторического периода;
учащиеся с высоким уровнем познавательной активности могут подготовить реферат или написать сценарий для слайд-фильма (презентации) по выбранному объекту изучения.
За своевременное выполнение каждого вида работы учащийся получает от 1 до 2-х баллов. Дополнительные баллы можно получить за качественное выполнение задания по собственной инициативе, использование Интернет-технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предпрофильная продготовка. История | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Бавлинского муниципального района
Республики Татарстан
Программа курса по выбору /элективного курса
для учащихся 9 класса
« История простых вещей и открытий »
Составитель: учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №6»
Бавлинского муниципального района
Республики Татарстан
Малахова Татьяна Александровна
г.Бавлы
2012г
« История простых вещей и открытий »
Предпрофильный элективный курс
для учащихся 9 класса.
Пояснительная записка
Цель курса:
В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни. В рамках учебной программы делается акцент на фактические события имеющие значение в рамках государств и народов. Но внимание и любовь к исторической науке подчас вызывают факты и события имеющие либо непосредственное отношение к истории судеб семей обучающихся, либо история тех предметов или персоналий с которыми они часто соприкасаются. Настоящий курс расширит представление детей об окружающем мире и продолжит формировать понятие о материальной культуре. Учащиеся познакомятся с именами таких ученых как Галилей, Архимед, Конт, Попов и др. с новой, ранее не познанной ими позиции.
Данный элективный курс позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и формирует познавательный интерес, необходимый современному подростку. В программе данного курса сделан особый акцент на формировании коммуникативных умений и навыков через игровые формы и проблемные задания.
Задачи курса:
- формировать мотивацию познавательной деятельности;
-развивать историко-временные и историко-пространственные представления у обучающихся;
- раскрыть историческое значение изобретений и открытий предметов постоянно окружающих нас.
Требования к данному элективному курсу и пути развёртывания материала и основных идей курса заключаются в следующем:
- Научить ребят анализировать, систематизировать и сравнивать прочитанное из разных источников;
- Обучить правилам ведения дискуссии;
- Научить отбирать интересный материал по определённой тематике;
- Сформировать интерес к исторической науке.
Знания и умения, полученные ребятами на занятиях этого элективного курса, позволят им работать с разными видами исторических и информационных источников, по-новому посмотреть на роль бытовых предметов в истории человечества, сформировать собственное мнение по объекту изучения, подготовить публичное выступление на итоговое занятие.
Для достижения вышеизложенных целей и требований к курсу предлагаются следующие формы и режимы занятий:
- Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное из разных источников поможет 2-х часовое лабораторное занятие по работе с документами актового и повествовательно-описательного характера, материалами СМИ и Интернет - пространства по теме «История изобретения предметов быта, личной гигиены, различных аппаратов и механизмов»
- Обучить правилам ведения учебной дискуссии помогут дидактические игры: «Люди и открытия» игра-россыпь, «Известно ли вам когда…?» викторина, «Я могу вам рассказать» комбинированное лото.
- Научить составлять синхронистические таблицы можно в ходе лекций и практических занятий.
- Научить составлять типологические таблицы.
- Научить отбирать интересный материал по определённой тематике можно при работе с текстами различного характера по тематике того или иного открытия или изобретения можно на практических и лабораторных занятиях.
В результате работы учащиеся должны
уметь составлять самостоятельно одну типологическую и одну синхронистическую таблицу;
учащиеся с низкой познавательной активностью должны уметь подобрать материал по выбранному ими объекту изучения;
учащиеся со средним уровнем познавательной активности должны уметь сделать анализ значения какого-то изобретения для определенного исторического периода;
учащиеся с высоким уровнем познавательной активности могут подготовить реферат или написать сценарий для слайд-фильма (презентации) по выбранному объекту изучения.
За своевременное выполнение каждого вида работы учащийся получает от 1 до 2-х баллов. Дополнительные баллы можно получить за качественное выполнение задания по собственной инициативе, использование Интернет-технологии.
Содержание курса:
(Курс рассчитан на 17 часов)
Открытия - как они совершаются. Вещи сопровождающие нас в жизни. Их значение.Х.Колумб. Х. Гюйгенс. «Граф Калиостро» А.Н.Толстого.карл Нестле. Роль науки и интуиции в истории изобретений.
Отмеряющие время и спутники Венеры. История создания календаря. От солнечного календаря до нанотехнологий. Зеркало и эпохи. Альберт Майкельсон.
Люди и открытия Изобретения Ж.Сиау, Ибн Сина, Август Мишель, Леонардо да Винчи, Н.Конте. Их значение и использование в наши дни.
История предметов гигиены. Удивительные находки. Создание мыла. История гребня для волос. Метла для зубов. Зубная паста и полезные химические элементы. От русской бани до финской сауны.
Предметы быта XIX – начала ХХ вв. нашего края. Домашняя утварь. Орудия труда. Праздничная и будничная одежда народов Поволжья.
И в школе, и дома. Данные о истории создания карты, учебной доски, парты, мела, глобуса, перьевой ручки, бумаги, калькулятора, компьютера.
Чтобы лучше видеть. Изобретение циркуля, очков, телескопа, монокля, бинокля.
Досуг и его спутники. История изобретения велосипеда, саней, лыж, коньков, фотоаппарата, телефона.
Культура - вторая природа, созданная человеком. Историческая актуальность изобретений. Хронология изобретений и открытий.
Тематическое планирование курса
№ | Тема | Методическое обеспечение | Количество часов |
1 | Открытия - как они совершаются | Лекция-беседа | 1 |
2 | Отмеряющие время и спутники Венеры | Практическая работа: работа в Интернет-системе | 2 |
3 | Люди и открытия | Дидактическая игра. «Игра-россыпь» | 2 |
4 | История предметов гигиены | Лекция- беседа | 1 |
5 | Предметы быта XIX – начала ХХ вв. нашего края | Экскурсия в городской музей | 2 |
6 | И в школе, и дома… Необходимое и случайное. | Беседа с элементами диспута | 1 |
7 | Чтобы лучше видеть | Дидактическая игра: Викторина «Известно ли вам когда…» | 2 |
8 | Досуг и его спутники. | Практическая работа: работа с Интернет – информацией, СМИ, документами, литературой. | 2 |
9 | Культура- вторая природа, созданная человеком. | Практическое занятие: составление типологических и синхронистических таблиц | 2 |
10 | Итоговое занятие | Дидактическая игра : комбинированное лото «Я могу вам рассказать…» Просмотр презентаций. | 2 |
Литература:
- Бирнов З.М. На досуге. Волгоград.1956г.
- А.М. Берлянт, "Глобусы: второе рождение", М, «Просвещение», 2009г.
- Богданов В.В., Попова С.Н. История простых вещей. М. «Педагогика-пресс» 1992 г.
- Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
- Дьячкова О.А. Игры для школьников. Учпедгиз. 1975г.
- Жаклин де Бургуэн. История и современность Издательство: Астрель, 2010 г.
- Исторические портреты/ В.А. Артёмов, Н.А. Васецкий, В.Л. генис и др.; Рабинович М. М. Судьба вещей. М.Детиздат.1963г.
- Каминская Н. М. История костюма Издательство: Легкая индустрия. 1998г
- Я. Кеслер, Д. Калюжный «Другая история Российской империи. От Петра до Павла»2009г
10. Ключевич А. С. Из истории материальной культуры и народного хозяйства России: Моющие средства, переработка жиров с древнейших времён по 1917 г. — Казань: Издательство Казанского университета, 1971.
11.Я.Ларри - "Необыкновенные приключения Карика и Вали", Самара, 2008г.
12Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
13. Возвращённые имена: Сборник публицистических статей в 2-х книгах. – М.: Изд-во Агенства печати Новости, 1989.
14.. Казарезов В.В. самые знаменитые реформаторы России. – М.: вече, 2002.
15. Под общ. ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1993.
16. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору "По страницам истории".
Начальная школа...
Программа элективного курса «Функции: просто, сложно, интересно» для 9 классов (34 часа)
Курсы по выбору...
Рабочая программа курсов по выбору для 9 класса "Самый простой способ решения непростых неравенств"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовате...
История простых вещей
История возникновения ножниц, иглы, булавки, циркуля, линейки, утюга ,пуговицы...
Программа элективного курса «ВЫДАЮЩИЕСЯ НИЖЕГОРОДЦЫ – ИСТОРИЯ ИХ ОТКРЫТИЙ, ИЗОБРЕТЕНИЙ И ИННОВАЦИЙ»
Курс предназначен для учащихся 8-х, 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки, рассчитан на 68 часов....
Приказ Управления образования "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"
Приказ Управления образования "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"...
Программа курса по обществознанию(элективный курс)
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для пониания учеников аспектов современного обществознания, в ходе подготовки к ЕГЭ....