Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме
Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для их углубления. Новыми темами для учащихся являются, "Уравнения и неравенства с модулем", "Уравнения и неравенства с параметрами". Для углубления знаний, полученных учащимися на уроке, предназначена тема " Текстовые задачи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru_9klass.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО математики зам. директора по УВР Директор МОУ СОШ№2
физики, информатики __________________НеклюдоваТ.В. ____________Л.В.Мартемьянова
протокол №1 « 2» сентября 2010г приказ № от «_» ________2010г.
от 30 августа 2010г
Программа
курса по выбору для учащихся 9 классов
«Способы и методы решения нестандартных задач
школьного курса математики»
Учитель математики Балухта Ирина Казимировна,
первая квалификационная категория
МОУ СОШ№2
2010-2011 уч. год
г. Пыть-Ях
Пояснительная записка
Данная программа по математике для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для их углубления. Новыми темами для учащихся являются «Уравнения и неравенства с модулем», «Уравнения и неравенства с параметрами». Для углубления знаний, полученных учащимися на уроке, предназначена тема «Текстовые задачи».
Занятия по данной программе организовываются для учащихся параллели 9 классов.
Учащиеся обязаны посещать занятия до конца учебного года. Минимальное число учащихся должно быть 10 человек.
Целями организации занятий являются:
- расширение и углубление знаний и умений учащихся по математике;
- развитие способностей и интересов учащихся;
- развитие математического мышления;
- формирование активного познавательного интереса к предмету;
- подготовка учащихся к новой модели государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы.
Основными принципами, используемыми при проведении занятий, являются:
- регулярность (основная работа учащихся должна проводиться ежедневно дома, а не на занятиях);
- опережающая сложность (дома предлагается решить по 5-10 задач на неделю, причем 3-5 доступных всем, 1-3 – небольшой части учащихся и 1-2 – ни одному ученику);
- смена приоритетов (при решении достаточно трудных задач отдается приоритет идее; при решении стандартных, простых задач главное – правильный ответ);
- вариативность (сравнение различных методов и способов решения одного и того же уравнения или задачи).
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности на занятиях являются лекция, практикум и семинар.
Отметки на данных занятиях, как правило, ставить не планируется.
Программа составлена на основании программы Виленкина Н.Я. «Углубленное изучение математики для 8-11 классов».
Всего – 34 часа, 1 раз в 2 недели по 2 часа.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Лекция | Практикум | Семинар | Примерные сроки проведения |
1 | Уравнения с модулем | 4 | 2 | 2 | - | |
2 | Неравенства с модулем | 4 | 2 | 2 | - | |
3 | Уравнения с параметром | 6 | 2 | 4 | - | |
4 | Неравенства с параметром | 6 | 2 | 4 | - | |
5 | Текстовые задачи | 13 | 3 | 10 | - | |
6 | Итоговое занятие | 1 | - | - | 1 | |
Всего | 34 | 11 | 22 | 1 |
Содержание программы
Тема 1. Уравнения с модулем
- Модуль числа.
- Свойства модуля.
- График функции у =/х/.
- Методы решения уравнений с модулем.
- Решение комбинированных уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.
Тема 2. Неравенства с модулем
- Понятие неравенства с модулем, примеры
- Основные методы и способы решения неравенств с модулем.
Тема 3. Уравнения с параметром
- Понятие уравнения с параметром, примеры.
- Контрольные значения параметра.
- Основные методы решения уравнений с параметром.
- Решение систем уравнений с параметрами.
Тема 4. Неравенства с параметром
- Понятие неравенства с параметром, примеры.
- Основные методы решения неравенств с параметрами.
- Задачи с параметрами.
Тема 5. Текстовые задачи
- Понятие текстовой и сюжетной задачи.
- Основные типы сюжетных задач.
- Решение задач на прогрессии, движение, работу, проценты, смеси, сплавы.
Итоговое занятие
- Итоговое анкетирование.
- Оформление результатов деятельности учащихся.
Основные знания, умения, навыки
В результате занятий учащиеся:
должны знать:
- основные методы решения уравнений и неравенств с модулем, с параметром,
- основные типы сюжетных задач и приемы их решения;
должны уметь:
- применять изученные методы и приемы при решении уравнений и неравенств с модулем, с параметром; сюжетных задач различных типов.
Литература
для учащихся
- Галицкий М. Л. И др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Учеб. Пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. курса математики. – М.: Просвещение, 1992.
- Математика: школьная энциклопедия / гл. ред. С. М. Никольский. М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997.
- Коломиец Т. В. Алгебра. 9 класс: сборник заданий к итоговому тестированию. – Волгоград: Учитель, 2007.
для учителя
- Мерлина Н. И. Дополнительное математическое образование школьников и современная школа (Состояние. Тенденция. Перспективы). М.: Гелиос АРВ, 2000.
- Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: Доп. Главы к шк. учеб. 9 кл. / Под ред. Г. В. Дорофеева. – М.: Просвещение, 1997.
- Коломиец Т. В. Алгебра. 9 класс: сборник заданий к итоговому тестированию. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Кузнецова Л. В. и др. Алгебра. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002.
- СD «1С: Репетитор. Математика» (К и М)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример нестандартного решения некоторой текстовой задачи школьного курса математики
Некоторые текстовые задачи при решении у учащихся вызывают затруднения. На примере одной задачи я хочу показать нестандартное решение, которое может быть применено и к другим задачам, например, ...
Программа предметного курса по физике для учащихся 10–11 классах "Методы решения физических задач"
В соответствии с ФБУП физика изучается на базовом уровне (2 часа в неделю). Предполагается, что те учащиеся, которые планируют продолжить свое образование в ...
Программа курса по выбору для учащихся 9 класса по теме "Решение текстовых задач"
Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к р...
Программа курса по выбору для учащихся 9 класса по теме "Решение текстовых задач"
Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к р...
Программа элективного курса по физике "Методы решения нестандартных задач по физике"
Элективный курс "Методы решения нестандартых задач по физике" рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, где физика преподается по базовому уровню. Его основная направле...
Рабочая программа индивидуальных занятий курса «Методы решения нестандартных задач» для 8 класса
Данная рабочая программа сотавлена для профильных классов...
Рабочая программа индивидуальных занятий курса «Методы решения нестандартных задач» для 9 класса
Данная рабочая прграмма составлена для профильных классов...