Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
рабочая программа по географии (11 класс)

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._elektiv._11_klass.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов  по географии в 10-11 классах / сост.  И.Н. Солнцева.

Концепция программы. Актуальность.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и явлений.

Общая характеристика курса.

Цели и задачи курса:

  • интерпретации и демонстрации различных географических данных; применение географических  знаний для  объяснения  и  оценки  разнообразных  явлений  и процессов;
  • развитие умений наблюдения  за  состоянием  окружающей  среды, решения  географических  задач,  самостоятельного  приобретения  новых знаний;
  • воспитание  любви  к  своей  местности,  своему  региону,  своей  стране; взаимопонимания  с  другими  народами;  экологической  культуры,  бережного отношения к окружающей среде;
  • применение  географических  знаний  и  умений  в  повседневной  жизни  для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
  • ознакомление  учащихся с современной политической картой мира ( в дальнейшем ПКМ) и этапами её формирования, с качественными и количественными сдвигами на ней, с главными объектами политической карты - государствами;
  • формирование  представления о типах стран современного мира и основных международных организациях, формах государственного правления и государственного устройства стран;
  • ознакомление учащихся с основными этапами формирования современных политических карт Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании (события, повлиявшие на формирование карты, территориальные изменения и изменения границ).

Формы деятельности обучающихся: практические работы, индивидуальная работа, работа с различными источниками географической информации, выступления, подготовка и защита презентаций.

Место курса в учебном плане.

В учебном плане МКОУ «Никольская СОШ» на изучение элективного курса «Мир, природа и общество» отводится 34 часа в год,  ас в неделю.

 Требования к уровню подготовки обучающихся.

Должны уметь:

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;

- планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- владеть умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

- использовать карты, таблицы, атласы, дополнительную литература для изучения мировой географии;

- владеть приёмами статистического анализа и географического исследования;

- работать на контурных картах, наносить данные и давать характеристику по этим данным устно;

- объяснять причину низкого уровня социально- экономического развития страны;

- давать анализ карт, графиков, диаграмм в качестве иллюстраций по вопросам содержания темы.

Должны знать:

- формирование и развитие политической карты мира;

- структуру политической карты мира;

- структуру суверенного государства;

- основные политические характеристики государства;

- современную политическую карту мира;

- политическую карту Российской Федерации;

- основные понятия геополитики.

Содержание тем элективного курса.

Тематическое планирование.

№ п/п

             Название темы

Количество часов

1

География как наука.

4

2

Природа Земли и человек.

5

3

Население мира.

5

4

Мировое хозяйство.

5

5

Природопользование и геоэкология

5

6

Регионы и страны.

5

7

Россия в современном мире.

5

Всего

34

Практических работ - 14

Содержание программы:

Тема 1. География как наука (4 часа).

География как наука. Современные методы географических исследований. Компьютерная картография. Компьютерные и цифровые источники информации. Картографическая анимации. Сканирование поверхности. Мониторинг. Географическая карта как источник географической информации.

Практическая работа №1 «Определение по карте направлений азимутов, расстояний, географических координат географических объектов».

Практическая работа №2 «Построение профиля рельефа местности».

Практическая работа №3 «Оценка рельефа местности для хозяйственной деятельности человека».

Тема 2. Природа Земли и человек (5 часов).

Климат. Климатические пояса. Климатическая карта. Воздушные массы и постоянные ветры. Зависимость продолжительности дня от географической широты и высоты Солнца над горизонтом. Метеонаблюдения. Природные зоны Земли. Разница во времени. Часовые пояса.

Практическая работа №4 «Установление зависимости между климатическими показателями и абсолютной высотой места».

Практическая работа №5 «Решение задач на определение поясного времени».

Тема 3.Население мира (5 часов).

Численность населения Земли. Воспроизводство населения. Естественное движение населения. Демографическая ситуация и направления демографической политики. Возрастная структура населения мира. География мировых религий. Урбанизация. Миграции и размещение населения мира.

Практическая работа №6 «Определение показателей ожидаемой продолжительности жизни в разных странах и регионах мира».

Практическая работа №7 «Определение по картам и другим источникам географии современных миграционных процессов».

Практическая работа №8 «Определение доли лиц пожилого возраста (детей) в возрастной структуре населения в разных странах и регионах. Выявление причин установленных закономерностей».

Тема 4. Мировое хозяйство (5 часов).

География отраслей мирового хозяйства. Аграрная, индустриальная и постиндустриальная структура экономики. Структура ВВП развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Международные организации. Международная экономическая интеграция.

Практическая работа №9 «Определение по круговым диаграммам структуры ВВП разных стран».

Практическая работа №10 «Определение по статистическим данным роли отдельных отраслей в экономике стран».

Тема 5. Природопользование и геоэкология (5 часов).

Природопользование. Геоэкология. Геоэкологические проблемы. Техногенные процессы. Виды загрязнения окружающей среды. Геоэкологическая экспертиза. Управление качеством окружающей среды. Глобальные изменения окружающей среды. Геоэкологическое сознание.

Практическая работа №11 «Сравнение по статистическим данным обеспеченности стран разными видами природных ресурсов».

Тема 6. Регионы и страны (5 часов).

Подходы к выделению регионов. Историко-географические регионы.

Практическая работа №12 «Установление соответствия между странами и регионами».

Практическая работа №13 «Определение страны по описанию».

Тема 7. Россия в современном мире (5 часов).

Экономико-географическое и политико-географическое положение России. Особенности современного социально-экономического развития России. Место России в современной мировой экономике.

Практическая работа №14 «Определение регионов России по описанию».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по выбору «Шифры и математика» для обучающихся 9А класса

Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семь вершин успеха" для обучающихся 5 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семь вершин успеха" для обучающихся 5 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху» для обучающихся в 5 классе

Программа курса «Путь к успеху» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) и с уче...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» (базовый уровень) для обучающихся 9 классов

АННОТАЦИЯк рабочей программе курса внеурочной деятельностиКраеведение9 класс Цель курса «Краеведение» - дать учащимся комплекте представление об основных закономерностях и специфике т...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы

В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе. Задачей обучения компьютерной грамотнос...