Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
рабочая программа по географии (11 класс)
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._elektiv._11_klass.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Концепция программы. Актуальность.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и явлений.
Общая характеристика курса.
Цели и задачи курса:
- интерпретации и демонстрации различных географических данных; применение географических знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие умений наблюдения за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
- ознакомление учащихся с современной политической картой мира ( в дальнейшем ПКМ) и этапами её формирования, с качественными и количественными сдвигами на ней, с главными объектами политической карты - государствами;
- формирование представления о типах стран современного мира и основных международных организациях, формах государственного правления и государственного устройства стран;
- ознакомление учащихся с основными этапами формирования современных политических карт Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании (события, повлиявшие на формирование карты, территориальные изменения и изменения границ).
Формы деятельности обучающихся: практические работы, индивидуальная работа, работа с различными источниками географической информации, выступления, подготовка и защита презентаций.
Место курса в учебном плане.
В учебном плане МКОУ «Никольская СОШ» на изучение элективного курса «Мир, природа и общество» отводится 34 часа в год, ас в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Должны уметь:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владеть умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
- использовать карты, таблицы, атласы, дополнительную литература для изучения мировой географии;
- владеть приёмами статистического анализа и географического исследования;
- работать на контурных картах, наносить данные и давать характеристику по этим данным устно;
- объяснять причину низкого уровня социально- экономического развития страны;
- давать анализ карт, графиков, диаграмм в качестве иллюстраций по вопросам содержания темы.
Должны знать:
- формирование и развитие политической карты мира;
- структуру политической карты мира;
- структуру суверенного государства;
- основные политические характеристики государства;
- современную политическую карту мира;
- политическую карту Российской Федерации;
- основные понятия геополитики.
Содержание тем элективного курса.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | География как наука. | 4 |
2 | Природа Земли и человек. | 5 |
3 | Население мира. | 5 |
4 | Мировое хозяйство. | 5 |
5 | Природопользование и геоэкология | 5 |
6 | Регионы и страны. | 5 |
7 | Россия в современном мире. | 5 |
Всего | 34 |
Практических работ - 14
Содержание программы:
Тема 1. География как наука (4 часа).
География как наука. Современные методы географических исследований. Компьютерная картография. Компьютерные и цифровые источники информации. Картографическая анимации. Сканирование поверхности. Мониторинг. Географическая карта как источник географической информации.
Практическая работа №1 «Определение по карте направлений азимутов, расстояний, географических координат географических объектов».
Практическая работа №2 «Построение профиля рельефа местности».
Практическая работа №3 «Оценка рельефа местности для хозяйственной деятельности человека».
Тема 2. Природа Земли и человек (5 часов).
Климат. Климатические пояса. Климатическая карта. Воздушные массы и постоянные ветры. Зависимость продолжительности дня от географической широты и высоты Солнца над горизонтом. Метеонаблюдения. Природные зоны Земли. Разница во времени. Часовые пояса.
Практическая работа №4 «Установление зависимости между климатическими показателями и абсолютной высотой места».
Практическая работа №5 «Решение задач на определение поясного времени».
Тема 3.Население мира (5 часов).
Численность населения Земли. Воспроизводство населения. Естественное движение населения. Демографическая ситуация и направления демографической политики. Возрастная структура населения мира. География мировых религий. Урбанизация. Миграции и размещение населения мира.
Практическая работа №6 «Определение показателей ожидаемой продолжительности жизни в разных странах и регионах мира».
Практическая работа №7 «Определение по картам и другим источникам географии современных миграционных процессов».
Практическая работа №8 «Определение доли лиц пожилого возраста (детей) в возрастной структуре населения в разных странах и регионах. Выявление причин установленных закономерностей».
Тема 4. Мировое хозяйство (5 часов).
География отраслей мирового хозяйства. Аграрная, индустриальная и постиндустриальная структура экономики. Структура ВВП развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Международные организации. Международная экономическая интеграция.
Практическая работа №9 «Определение по круговым диаграммам структуры ВВП разных стран».
Практическая работа №10 «Определение по статистическим данным роли отдельных отраслей в экономике стран».
Тема 5. Природопользование и геоэкология (5 часов).
Природопользование. Геоэкология. Геоэкологические проблемы. Техногенные процессы. Виды загрязнения окружающей среды. Геоэкологическая экспертиза. Управление качеством окружающей среды. Глобальные изменения окружающей среды. Геоэкологическое сознание.
Практическая работа №11 «Сравнение по статистическим данным обеспеченности стран разными видами природных ресурсов».
Тема 6. Регионы и страны (5 часов).
Подходы к выделению регионов. Историко-географические регионы.
Практическая работа №12 «Установление соответствия между странами и регионами».
Практическая работа №13 «Определение страны по описанию».
Тема 7. Россия в современном мире (5 часов).
Экономико-географическое и политико-географическое положение России. Особенности современного социально-экономического развития России. Место России в современной мировой экономике.
Практическая работа №14 «Определение регионов России по описанию».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса по выбору «Шифры и математика» для обучающихся 9А класса
Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса ...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семь вершин успеха" для обучающихся 5 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Семь вершин успеха" для обучающихся 5 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху» для обучающихся в 5 классе
Программа курса «Путь к успеху» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) и с уче...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» (базовый уровень) для обучающихся 9 классов
АННОТАЦИЯк рабочей программе курса внеурочной деятельностиКраеведение9 класс Цель курса «Краеведение» - дать учащимся комплекте представление об основных закономерностях и специфике т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Тьютор в школе» для обучающихся 9 класса 2023 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы
В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе. Задачей обучения компьютерной грамотнос...