Программа элективного курса "Родное Оренбуржье".
элективный курс по английскому языку (10, 11 класс) на тему
Элективный курс по краеведению на английском языке. Целью курса является повышение интереса к культуре и истории Оренбургской области, развитие готовности к общению с представителями иных культур, умения участвовать в диалоге культур современного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс "Родное Оренбуржье" | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №1»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
РОДНОЕ ОРЕНБУРЖЬЕ
MY NATIVE ORENBURG REGION
(для 10 класса гуманитарного профиля гимназии)
ВЫПОЛНИЛА:
Михеева М.Г.,
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ
Г. НОВОТРОИЦК
«Краеведение учит любить не только родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень».
Д.С.Лихачев.
Пояснительная записка.
Государственные и социально-экономические преобразования оказывают существенное влияние на российское образование, обеспечивая многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ.
В начале нового тысячелетия, как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны отвечающие требованиям современного образования, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора (прогнозируя их возможные последствия), способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В связи с этим нельзя не отметить необходимость изучения иностранных языков и их использования в общении с представителями других стран.
Успешное овладение иностранными языками в настоящее время - это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, для продолжения обучения в престижных заведениях и профессионального роста в избранной области специализации. Повышение значимости иностранного языка, его востребованность оказали влияние на содержание, цели и динамику обучения.
В последнее время, время межнациональной розни, потери уважения к собственным корням, уничтожения памятников русской культуры, национальных святынь, стало очевидным в лучшем случае равнодушие людей, в худшем - отрицательное отношение к достижениям прошлого. Становится необходимостью восстановление подлинной иерархии ценностей, что в свою очередь поможет в формировании у подрастающего поколения национального самосознания, уважения к традициям и духовной жизни народа.
Необходимо находить возможности для возрождения заросшей «дороги к Храму», повышения интереса к родной истории и культуре в школе, в частности и на уроках английского языка.
Использование краеведческого аспекта в содержании обучения иностранному языку, где английский язык является посредником в осуществлении связи глобальных, общечеловеческих знаний с региональными, и позволяет учащимся:
• узнать особенности истории, культуры, природных условий, быта и традиций Оренбургского края;
• на основе кросс-культурного аспекта поддерживать свой интерес к малой родине;
• воспитывать в себе гражданина, патриота, занимающегося своим духовным развитием, бережно относящимся к историческому и культурному наследию места, где родился и вырос.
Данная работа сложилась после того, как:
• были проведены исследования уровня знаний учащихся об Оренбургском регионе при помощи анкетирования;
• спланированы ожидаемые результаты внедрения краеведческого аспекта в знаниях, умениях и навыках учащихся.
Целью курса является повышение интереса к культуре и истории Оренбургской области, развитие готовности к общению с представителями иных культур, умения участвовать в диалоге культур современного мира.
Специфика курса в большей степени отражается в его задачах:
1. Повышение уровня социальной образованности учащихся.
2. Раскрытие перед обучаемыми их роли и ответственности как субъектов диалога культур.
3. Совершенствование общеучебных навыков работы с различными источниками информации на родном и английском языках, умений отбора и критической оценки информации.
4. Воспитание уважения к родной и иной культуре, патриотизма и толерантности, чувства социальной ответственности носителя родной культуры.
5. Формирование навыков самостоятельной работы, развития инициативы, активности во время учебного процесса.
6.создание мотивационной основы для качественной подготовки учащихся к экзаменам, в том числе, ЕГЭ и к участию в олимпиадах;
Элективный курс «Родное Оренбуржье» рассчитан на 34 часа работы в десятом классе гуманитарного профиля гимназии.
Преподавание курса предполагает применение современных информационных и педагогических интерактивных технологий. В ходе курса учащиеся выполняют, а в завершении – представляют, групповой или индивидуальный проект, освещающий определенное явление культуры или истории Оренбургской области.
В результате работы по данному курсу учащиеся должны знать:
• факты Оренбургской истории;
• сведения из жизненной и творческой биографии знаменитых земляков-оренбуржцев
• памятники истории и культуры области;
уметь:
• понимать на слух содержание аудируемого текста;
• используя лексический и речевой материал, составлять небольшое высказывание по теме;
• обобщать информацию в виде сочинений, экскурсий, рефератов, проектов, оформления буклетов и т. д.;
• вести беседу, используя социокультурную лексику.
В результате использования краеведческого аспекта в обучении:
1.Учащиеся расширяют свой общеобразовательный уровень.
2. Повышается интерес к предмету.
3. Учащиеся получают знания об истории и культуре Оренбургского края, которые являются источником интеллектуального, эстетического и творческого обогащения личности учащихся, её гражданского и нравственного развития.
4. Результаты мониторинга показывают стабильный уровень обученности учащихся по основным видам речевой деятельности.
Изучая темы краеведения, многие учащиеся занимаются реферативной, проектно-исследовательской деятельностью. Они с глубоким осмыслением подходят к изучаемым проблемам, ставят новые задачи, занимаются поиском информации, планируют свою деятельность, создают собственный продукт и его презентацию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
тема | Колич. часов | Виды работы | |
1 | Географическое положение региона | 4 | Работа с лексикой, фонетическая отработка имен собственных, работа с картой, лекция, составление тезисного плана, монологическое высказывание. |
2 | Основные центры, национальности, языки коренного населения | 2 | Работа с лексикой, работа с текстом, обсуждение проблем межнационального общения. |
3 | Климатические особенности региона | 2 | Работа с лексикой, работа с текстом (перекрестное чтение), монологическое высказывание. |
4 | Ведущие отрасли промышленности региона | 2 | Работа с лексикой, работа с текстом, вопросно-ответная работа, круглый стол. |
5 | Ведущие отрасли сельского хозяйства региона | 2 | Работа с лексикой, работа с текстом. Ролевая игра. |
6 | Природа нашего края | 3 | Работа с лексикой, работа с текстом (перекрестное чтение), составление кроссворда, монологическое высказывание. |
7 | Экологические проблемы нашей местности | 2 | Работа с лексикой, обсуждение, исследование, диалогическая речь, социологический опрос, круглый стол. |
8 | История Оренбургской области | 4 | Работа с лексикой, фонетическая отработка имен собственных, работа с картой, лекция, групповой проект. |
9 | Литературное Оренбуржье | 3 | Работа с лексикой, фонетическая отработка имен собственных, составление семантической карты, лекция, кроссворд. |
10 | Оренбуржье художественное | 1 | Работа с лексикой, фонетическая отработка имен собственных, составление семантической карты, лекция, кроссворд. |
11 | Обычаи, традиции | 2 | Работа с лексикой, игра «Обратный перевод», поисковая работа, презентация материала. |
12 | Мой родной город | 3 | Работа с лексикой, вопросно-ответная работа, экскурсия в городской музей, ролевая игра. |
13 | Итоговый тест | 1 | |
13 | Обобщение изученного материала. Защита проектов. | 3 | Индивидуальные консультации, поисковая работа, исследование, презентация материала, рецензирование ответов учащимися и учителем. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
- Географическое положение региона, население.
Названия региона, городов, административных центров. Крупнейшие реки, горы, лесные массивы. Приграничные области, республики, государства. Особенности географического положения. Особенности ландшафта, природные богатства, протяженность и направление течения крупных рек. Национальный состав населения, языки.
- Климатические особенности региона.
Влияние географического положения региона на климат, климатические особенности сезонов.
- Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства региона.
Обусловленность развития отраслей промышленности и сельского хозяйства географическим положением, климатическими условиями, природными ресурсами региона.
- Природа нашего края. Экологические проблемы нашей местности.
Природные памятники, заповедники, названия наиболее распространенных в регионе животных, дикорастущих растений, культивируемых овощей, фруктов. Экологические проблемы местности.
- История Оренбургской области.
Время возникновения первого поселения на территории региона. Выдающиеся исторические события, происходившие на территории региона. Выдающиеся исторические личности, жившие или посетившие регион. Исторические места, памятники культуры.
- Литературное и художественное Оренбуржье.
Писатели, поэты, жизнь и творчество которых связаны с регионом. Названия и краткое содержание произведений литературы, в которых описывается регион. Региональные газеты, журналы. Художники, артисты, музыканты, жившие и творившие в данной местности, их основные произведения. Наиболее известные в регионе театры.
- Обычаи, традиции.
Народные промыслы, предметы их производства, праздники, обряды, обычаи, песни.
Методические рекомендации к элективному курсу.
Теоретическая часть курса способствует восполнению учащимися недостающих знаний о географии, культуре, истории, традициях своего региона. Таким образом, реализовывается такая функция элективного курса, как поддержка изучения смежных дисциплин на более продвинутом уровне.
В теоретическом материале курса используются различные по стилю тексты, взятые как из энциклопедических и справочных изданий, так и из художественной литературы и периодической печати.
Практическая часть создаёт условия, при которых учащиеся приобретают коммуникативные умения, работая в парах, группах; развивают исследовательские умения и творческие способности, умение проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное.
В каждом разделе курса имеются задания для систематизации знаний; задания, которые позволяют выразить собственное мнение; задания, которые позволяют сравнить культуру англоязычных стран и своей малой Родины, что способствует более эффективному усвоению курса.
Данный курс позволит учащимся соприкоснуться с особенностями профессиональной деятельности и попробовать себя в роли гида, журналиста, социолога, рекламного агента, переводчика.
В данном элективном курсе использованы различные педагогические технологии обучения, например, такие как технология ролевой игры, проведения лекции на английском языке, проведения дискуссии на английском языке, проектного обучения.
Перед проведением лекции на английском языке необходимо учеников познакомить с опорной схемой и планом лекции, затем ответить на вопросы по тексту лекции и только после этого учитель предлагает ученикам повторить и обобщить полученную информацию, пользуясь новыми словами, планом и опорной схемой лекции.
При использовании технологии проектного обучения необходимо помнить о системе действий учителя и учащихся на разных стадиях работы.
Для выделения систем действий учителя и учащихся, предварительно важно определить этапы разработки проекта. Рекомендованы следующие стадии разработки проекта:
- разработка проектного задания;
- разработка самого проекта;
- оформление результатов;
- общественная презентация;
- рефлексия.
Если на занятиях вводится ролевая игра, то необходимо помнить, что уровень сложности игры зависит от уровня обученности учащихся.
В данном элективном курсе предлагается несколько видов ролевых игр.
- Контролируемая ролевая игра – ученики получают необходимые реплики, но не знают всего текста.
- Свободная ролевая игра – ученики самостоятельная строят сюжет игры, при этом возможны опорные карточки.
Достаточно эффективным методом обучения работе с текстом является методика перекрёстного чтения. Основа данной методики – это обмен прочитанной информацией учениками между группами. Ученики делятся на 2-3 группы по 4-5 человек в каждой. Им даётся задание и текст, который ученики анализируют. После чтения и выполнения задания ученики обмениваются прочитанной информацией с другими группами, рассказывая друг другу о содержании своего текста и о выполнении задания. Обобщение материала должно проходить в ходе работы со всем классом.
В процессе работы по данной теме элективного курса используется технология личностно-ориентированного и проектного обучения.
Методические принципы построения заданий курса.
На протяжении всего курса соблюдается основной методический принцип, в соответствии с которым задания делятся на три группы:
- Упражнения начального уровня
Задания, включающие чтение небольших текстов, в которых излагаются информации в интересной и доступной форме; за текстом следуют упражнения на понимание прочитанного;
- Упражнения среднего уровня
Задания репродуктивного уровня, включающие упражнения и задания на подстановку, заполнения пропусков, восстановление последовательности. Данные задания нацелены на отработку и закрепление знаний речевого этикета и навыков коммуникативной деятельности;
- Упражнения продвинутого уровня
Задания продуктивного характера, предполагающие составления плана экскурсии по достопримечательным местам в соответствии с определёнными потребностями учащихся или заданной ситуации общения.
Формы контроля уровня достижений учащихся.
Достижения учащихся в процессе прохождения основного курса оценивается по последнему продуктивному заданию, которым завершается практическая ступень элективного курса в виде творческого проекта «Экскурсия по достопримечательным местам моей области и города».
Оценивание в виде – «зачёт» «незачёт» происходит в соответствии со следующими критериями:
- Подбор информации
- Подбор лексических средств
- Изложение с точки зрения грамматики английского языка
- Оформление творческого проекта
- Коммуникативные умения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Рабочая программа кружка "Мое Оренбуржье" 1-4 классы
Рабочая программа кружка "Мое Оренбуржье" 1-4 классы...
Программа курса Моё Оренбуржье
Программа курса Моё Оренбуржье...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...