Конспект урока по риторике по теме: "Афиша".
план-конспект урока (5 класс) на тему
Данный конспект предназначен для проведения урока риторики в 5 классе. Соответствует требованиям ФГОС. К конспекту прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_po_teme_afisha.ppt | 1.63 МБ |
konspekt_uroka_po_teme_afisha.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Афиша – это особое объявление о зрелищном мероприятии, развешиваемое в публичных местах.
Сергей Владимирович Михалков (гг.) -писатель, поэт, баснописец, драматург. Наибольшую известность ему принесли произведения для детей («Дядя Стёпа», «Хижина дяди Тома», «Мы с приятелем» и др.)
Что нового вы узнали на уроке? Чему вы научились? Как полученные знания могут пригодиться? Что было самым интересным? Что было самым трудным?
Домашнее задание: упр. 69 (афишу нужно нарисовать на альбомном листе)
Предварительный просмотр:
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,
г. Пыть-Ях, 5 микрорайон «Солнечный», д. 5а,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Урок по риторике в 5 классе
по теме: «АФИША»
Разработала:
учитель русского языка
и литературы
Михеева Галина Викторовна
г. Пыть-Ях
2012-2013 учебный год
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: сформировать понятие об афише как речевом жанре.
Образовательные задачи: формирование умений распознавать тексты-афиши, анализировать положительные и неудачные образцы текстов-афиш, редактировать их, а также самостоятельно создавать афиши.
Развивающие задачи: 1) развитие монологической речи; 2) развитие памяти и внимания; 3) развитие творческих способностей; 4) расширение словарного запаса и кругозора; 5) формирование умения самооценки учащихся.
Воспитательная задача: воспитание коммуникативной культуры учащихся.
Предполагаемый результат: самостоятельные и грамотные высказывания учащихся о тексте-афише как речевом жанре.
Оборудование: электронная доска, проектор, учебник, альбомные листы, фломастеры, магниты.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Речевая разминка.
Учитель: Прежде чем приступить к работе, необходимо выполнить дыхательную и артикуляционную гимнастику.
Дыхательная гимнастика.
А) «Обычный счет» - 1 – тихо, 2 – громко, 3 – тихо, 4 – громко.
Б) «Звук змеи» - вдох глубокий, на выдохе: ш-ш-ш.
Артикуляционная гимнастика.
А) «Хоботок» - изо всех сил сжимаем губы в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство, и выпячиваем их вперед. Двигаем «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз.
Б) «Проколю щеку» - рот приоткрыт, энергично водим «острым» языком из стороны в сторону, стараясь «проколоть» щеку.
- Изучение нового материла.
- Актуализация изученного материала / постановка учебной проблемы.
Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать раздел риторики «Тексты». Это понятие вам уже знакомо. Как вы понимаете, что такое текст?
Учащиеся: Текст – это сочетание предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически и расположенных в определенном порядке.
Учитель: На уроках риторики вы узнали, что тексты представляют собой многообразие речевых жанров. Посмотрите на доску и скажите, тексты каких речевых жанров там представлены. Свою точку зрения объясните. СЛАЙД 1
Учащиеся: (рис. 1) Это визитная карточка, т.к. в данном тексте сообщается имя, профессия, адрес и телефон, необходимые для установления контакта с данным лицом.
Учащиеся: (рис. 2) Это объявление, т.к. в данном тексте четко сообщается: что, где и когда происходит.
Учащиеся: (рис. 3) Это объявление, т.к. в данном тексте четко сообщается: что, где и когда происходит.
Учитель: Правильно, это объявление. Знаете ли вы, как называется такое объявление? Какие особенности оно имеет?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Такое объявление называется афиша. Где вам приходилось с ней встречаться? (учащиеся дают ответы)
Учитель: О чем сегодня мы будем говорить? Как определить тему урока?
Учащиеся: Сегодня мы будем говорить об афише. Тема урока – афиша.
Учитель: Запишите тему нашего занятия: «Афиша». Сегодня мы научимся создавать афиши, узнаем, о чем они сообщают и как строятся.
- Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила.
Учитель: Афиша – это объявление, имеющее свои особенности. По каким критериям афишу и объявление можно отличить друг от друга? (учащиеся предлагают критерии) СЛАЙД 2
Учитель: Предлагаю вам сравнить художественное оформление афиши и объявления. Что из них – афиша или объявление – заметнее издали и почему?
Учащиеся: Издали заметнее афиша, т.к. она яркая, с крупными буквами, часто с рисунками.
Учитель: Какую информацию сообщают афиши и объявления?
Учащиеся: Они сообщают информацию о том, что… где… когда… происходит.
Учитель: А можно ли из афиши узнать, например, что пропал щенок или продается квартира?
Учащиеся: Нет, информацию об этом сообщают объявления. Афиша приглашает нас на какие-либо зрелища: концерты, спектакли, цирковые представления, спортивные матчи и т.д.
Учитель: Какая информация обязательно должна быть на афише?
Учащиеся: На афише обязательно должно быть указано название мероприятие, точная дата и место его проведения. Также могут быть указаны контактный телефон и стоимость билета.
Учитель: Где чаще всего размещают афишу и почему?
Учащиеся: Афишу чаще всего вывешивают на видном месте, чтобы как можно большее количество людей ее увидело.
Учитель: На основе всего сказанного, попробуйте самостоятельно сформулировать определение афиши как речевого жанра.
Учащиеся: Афиша – это особое объявление о зрелищном мероприятии, развешиваемое в публичных местах (записывают определение в тетрадь) СЛАЙД 3
3) Физкультминутка.
Мы писали и устали,
Мы все дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели.
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
4) Развитие умений применять новое знание.
Учитель: Выполним из учебника упр. 72 на с. 82 (один из учащихся читает задание к упражнению).
Учитель: Знаете ли вы поэта С. Михалкова? Какие из его произведений вы читали? (учащиеся дают ответы) СЛАЙД 4
Учитель: Выразительно прочитаем стихотворение С. Михалкова о цирке шапито (один из учащихся читает стихотворение). Все ли слова из этого стихотворения вам понятны? (учащиеся объясняют значение непонятных слов)
Шапито – передвижной цирк.
Купол – выпуклая крыша, свод в виде полушария.
Жонглер – цирковой артист, подбрасывающий и ловящий на лету одновременно несколько предметов.
Джигит – искусный наездник.
Стремя – железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника.
Башлык – суконный теплый головной убор – остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки.
Ножны – футляр для сабли, шпаги, кинжала.
Труппа – коллектив артистов театра, цирка.
Учитель: Ребята, теперь объединитесь в группы для создания афиши гастролей цирка. При создании афиши учитывайте все требования к ее оформлению. Через 5-8 минут мы сравним получившиеся афиши (учащиеся объединяются в группы и совместными усилиями создают афишу, после этого афиши вывешиваются на доску).
Учитель: Внимательно посмотрите на афиши и скажите, все ли группы учли требования к оформлению афиши? (учащиеся анализируют афиши, отмечают их положительные стороны, ошибки при создании)
- Итог урока. Рефлексия.
Учитель: 1. Что нового вы узнали на уроке? 2. Чему вы научились? 3. Как полученные знания могут пригодиться? 4. Что было самым интересным? 5. Что было самым трудным? СЛАЙД 5
- Домашнее задание.
Учитель: упр. 69 (афишу нужно нарисовать на альбомном листе). СЛАЙД 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока риторики "Риторические требования к построению речи" (5 класс)
Урок риторики в 5 классе по теме "Риторические требования к построению речи" создан как урок подготовки к построению и произнесению речи. Использованы занимательные задания, скороговорки для отработки...
урок по риторике по теме: "Афиша" (5 класс)
Разработанный урок по риторике по теме: "Афиша" способствует формированию у обучающихся 5 класса умений распознавать тексты-афиши, анализировать положительные и неудачные образцы текстов-афиш, редакти...
Конспект урока риторики в 10 классе
Данный конспект урока может быть использован и на уроках развития речи , начиная с 7 класса и заканчивая 11 .Новые образовательные стандарты требуют от учителя обеспечения не только разнозненного пред...
Конспект урока по риторике на тему: "Виды речевой деятельности. Говорение."
Цель данного урока по риторике:1) познакомить учащихся с особенностями одного из видов речевой деятельности – говорения;2) формировать умение делать выводы, о...
Конспект урока по риторике по теме: "Виды общения. Словесное и несловесное общение".
Данный конспект может быть использован на уроке риторики в 5 классе. К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока по риторике по теме: "Похвальное слово".
Данный конспект может быть использован на уроке риторики в 6 классе. К конспекту прилагается презентация....
Внеурочная занятость. План-конспект урока. Детская риторика 8 класс
Внеурочная занятость. Детская риторика...