Конспект урока по риторике по теме: "Афиша".
план-конспект урока (5 класс) на тему

Михеева Галина Викторовна

Данный конспект предназначен для проведения урока риторики в 5 классе. Соответствует требованиям ФГОС. К конспекту прилагается презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_po_teme_afisha.ppt1.63 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_afisha.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Афиша – это особое объявление о зрелищном мероприятии, развешиваемое в публичных местах.

Слайд 4

Сергей Владимирович Михалков (гг.) -писатель, поэт, баснописец, драматург. Наибольшую известность ему принесли произведения для детей («Дядя Стёпа», «Хижина дяди Тома», «Мы с приятелем» и др.)

Слайд 5

Что нового вы узнали на уроке? Чему вы научились? Как полученные знания могут пригодиться? Что было самым интересным? Что было самым трудным?

Слайд 6

Домашнее задание: упр. 69 (афишу нужно нарисовать на альбомном листе)



Предварительный просмотр:


Россия,

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,

г. Пыть-Ях, 5 микрорайон «Солнечный», д. 5а,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Урок по риторике в 5 классе

 по теме: «АФИША»

Разработала:

учитель русского языка

и литературы

Михеева Галина Викторовна

г. Пыть-Ях

2012-2013 учебный год

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: сформировать понятие об афише как речевом жанре.

Образовательные задачи: формирование умений распознавать тексты-афиши, анализировать положительные и неудачные образцы текстов-афиш, редактировать их, а также самостоятельно создавать афиши.  

Развивающие задачи: 1) развитие монологической речи; 2) развитие памяти и внимания; 3) развитие творческих способностей; 4) расширение словарного запаса и кругозора; 5) формирование умения самооценки учащихся.

Воспитательная задача: воспитание коммуникативной культуры учащихся.  

Предполагаемый результат: самостоятельные и грамотные высказывания учащихся о тексте-афише как речевом жанре.  

Оборудование: электронная доска, проектор, учебник, альбомные листы, фломастеры, магниты.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка.

Учитель: Прежде чем приступить к работе, необходимо выполнить дыхательную и артикуляционную гимнастику.

Дыхательная гимнастика.

А) «Обычный счет» - 1 – тихо, 2 – громко, 3 – тихо, 4 – громко.

Б) «Звук змеи» -  вдох глубокий, на выдохе: ш-ш-ш.

Артикуляционная гимнастика.

А) «Хоботок» - изо всех сил сжимаем губы в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство, и выпячиваем их вперед. Двигаем «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз.

Б) «Проколю щеку» - рот приоткрыт, энергично водим «острым» языком из стороны в сторону, стараясь «проколоть» щеку.

  1. Изучение нового материла.
  1. Актуализация изученного материала / постановка учебной проблемы.

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать раздел риторики «Тексты». Это понятие вам уже знакомо. Как вы понимаете, что такое текст?

Учащиеся: Текст – это сочетание предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически и расположенных в определенном порядке.

Учитель: На уроках риторики вы узнали, что тексты представляют собой многообразие речевых жанров. Посмотрите на доску и скажите, тексты каких речевых жанров там представлены. Свою точку зрения объясните. СЛАЙД 1

Учащиеся: (рис. 1) Это визитная карточка, т.к. в данном тексте сообщается имя, профессия, адрес и телефон, необходимые для установления контакта с данным лицом.

Учащиеся: (рис. 2) Это объявление, т.к. в данном тексте четко сообщается: что, где и когда происходит.

Учащиеся: (рис. 3) Это объявление, т.к. в данном тексте четко сообщается: что, где и когда происходит.

Учитель: Правильно, это объявление. Знаете ли вы, как называется такое объявление? Какие особенности оно имеет?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Такое объявление называется афиша. Где вам приходилось с ней встречаться? (учащиеся дают ответы)

Учитель: О чем сегодня мы будем говорить? Как определить тему урока?

Учащиеся: Сегодня мы будем говорить об афише. Тема урока – афиша.

Учитель: Запишите тему нашего занятия: «Афиша». Сегодня мы научимся создавать афиши, узнаем, о чем они сообщают и как строятся.

  1. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила.

Учитель: Афиша – это объявление, имеющее свои особенности. По каким критериям афишу и объявление можно отличить друг от друга? (учащиеся предлагают критерии) СЛАЙД 2

Учитель: Предлагаю вам сравнить художественное оформление афиши и объявления. Что из них – афиша или объявление – заметнее издали и почему?

Учащиеся: Издали заметнее афиша, т.к. она яркая, с крупными буквами, часто с рисунками.

Учитель: Какую информацию сообщают афиши и объявления?

Учащиеся: Они сообщают информацию о том, что… где… когда… происходит.

Учитель: А можно ли из афиши узнать, например, что пропал щенок или продается квартира?

Учащиеся: Нет, информацию об этом сообщают объявления. Афиша приглашает нас на какие-либо зрелища: концерты, спектакли, цирковые представления, спортивные матчи и т.д.

Учитель: Какая информация обязательно должна быть на афише?

Учащиеся: На афише обязательно должно быть указано название мероприятие, точная дата и место его проведения. Также могут быть указаны контактный телефон и стоимость билета.

Учитель: Где чаще всего размещают афишу и почему?

Учащиеся: Афишу чаще всего вывешивают на видном месте, чтобы как можно большее количество людей ее увидело.

Учитель: На основе всего сказанного, попробуйте самостоятельно сформулировать определение афиши как речевого жанра.

Учащиеся: Афиша – это особое объявление о зрелищном мероприятии, развешиваемое в публичных местах (записывают определение в тетрадь) СЛАЙД 3

3) Физкультминутка.

Мы писали и устали,

Мы все дружно тихо встали,

Ножками  потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели.

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

4) Развитие умений применять новое знание. 

Учитель: Выполним из учебника упр. 72 на с. 82 (один из учащихся читает задание к упражнению).

Учитель: Знаете ли вы поэта С. Михалкова? Какие из его произведений вы читали? (учащиеся дают ответы) СЛАЙД 4

Учитель: Выразительно прочитаем стихотворение С. Михалкова о цирке шапито (один из учащихся читает стихотворение). Все ли слова из этого стихотворения вам понятны? (учащиеся объясняют значение непонятных слов)

Шапито – передвижной цирк.

Купол – выпуклая крыша, свод в виде полушария.

Жонглер – цирковой артист, подбрасывающий и ловящий на лету одновременно несколько предметов.

Джигит – искусный наездник.

Стремя – железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника.

Башлык – суконный теплый головной убор – остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки.

Ножны – футляр для сабли, шпаги, кинжала.

Труппа – коллектив артистов театра, цирка.

Учитель: Ребята, теперь объединитесь в группы для создания афиши гастролей цирка. При создании афиши учитывайте все требования к ее оформлению. Через 5-8 минут мы сравним получившиеся афиши (учащиеся объединяются в группы и совместными усилиями создают афишу, после этого афиши вывешиваются на доску).

Учитель: Внимательно посмотрите на афиши и скажите, все ли группы учли требования к оформлению афиши? (учащиеся анализируют афиши, отмечают их положительные стороны, ошибки при создании)

  1. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: 1. Что нового вы узнали на уроке? 2. Чему вы научились? 3. Как полученные знания могут пригодиться? 4. Что было самым интересным? 5. Что было самым трудным? СЛАЙД 5

  1. Домашнее задание.

Учитель: упр. 69 (афишу нужно нарисовать на альбомном листе). СЛАЙД 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока риторики "Риторические требования к построению речи" (5 класс)

Урок риторики в 5 классе по теме "Риторические требования к построению речи" создан как урок подготовки к построению и произнесению речи. Использованы занимательные задания, скороговорки для отработки...

урок по риторике по теме: "Афиша" (5 класс)

Разработанный урок по риторике по теме: "Афиша" способствует формированию у обучающихся 5 класса умений распознавать тексты-афиши, анализировать положительные и неудачные образцы текстов-афиш, редакти...

Конспект урока риторики в 10 классе

Данный конспект урока может быть использован и на уроках развития речи , начиная с 7 класса и заканчивая 11 .Новые образовательные стандарты требуют от учителя обеспечения не только разнозненного пред...

Конспект урока по риторике на тему: "Виды речевой деятельности. Говорение."

Цель данного урока по риторике:1)    познакомить учащихся с особенностями одного из видов речевой деятельности – говорения;2)    формировать умение делать выводы, о...

Конспект урока по риторике по теме: "Виды общения. Словесное и несловесное общение".

Данный конспект может быть использован на уроке риторики в 5 классе. К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока по риторике по теме: "Похвальное слово".

Данный конспект может быть использован на уроке риторики в 6 классе. К конспекту прилагается презентация....