Внеурочная занятость. План-конспект урока. Детская риторика 8 класс
план-конспект урока (8 класс)
Внеурочная занятость. Детская риторика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika.docx | 17.35 КБ |
prez.ppt | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок риторики в 8-м классе "Виды утешений". Презентация, утешение. Виды утешений
Разделы: Русский язык
Цели урока:
- Выявить, из каких смысловых частей могут состоять высказывания со значением утешения.
- Научить распознавать смысловые части утешительных выражений.
- Формировать навыки построения утешительных выражений в различных ситуациях общения.
Оборудование:
- Презентация: «Утешение. Виды утешений»
- С.М. Лошкина. Краткий словарь иностранных слов.
- Риторика. 8 класс. Учебное пособие для обще-образовательной школы в 2 частях. Часть 1./ Под ред. Т.А.Ладыженской.- М.: Баласс, Ювента, 2005
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Разминка.
1. «Подышим!»
-Хохлатые хохотушки хохотом хохотали ха – ха – ха - …
2. «Не запутайся в звуках!»
- почет чтецам;
- жать – сжать.
3. «Не сломай язык!» (Вначале все вместе, а затем проговаривание по ролям)
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
II. Изучение нового материала.
Слово учителя. Сегодня мы продолжим изучение раздела «Утешение».
Запишите в тетрадях число и тему урока «Виды утешений».
1. Актуализация прежних знаний. Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:
- Скажите, что нам уже известно в теме?
- Что же такое утешение?
- Что представляет собой утешение? (Слайд 2)
- Что содержит в себе утешение?
- Каково коммуникативное намерение утешительной информации?
- А что предстоит нам узнать? Что мы должны уметь?
2.. Риторический анализ инсценированных диалогов
Задание: Прослушать и увидеть сходство и различия в диалогах.
- Из каких же смысловых частей состоит выражение со значением утешения?
3.Работа по схеме-опоре «Утешение». (Слайд 3)
- Что же такое утешение?
- Какое это действие?
- Что выражает побуждающее действие? Аргументативное действие?
- А что такое аргумент? (Работа со словарем)
III. Закрепление.
1. Введение инструментальных понятий. (Работа с книгой.)
Упр. №175 – найти побуждающие и аргументативные части.
Упр. №176 - найти слова со значением утешения. Каким тоном они произносятся
Вывод: Итак, выполнив эти упражнения, мы можем утверждать, что утешения должны отвечать определенным этикетным правилам. Каким?
2. Работа со слайдом 4 «Виды утешений».
- Какой частью речи выражены и в какой форме?
- Что выражают эти слова?
- Что содержат в себе следующие речевые формулы?
Вывод:
а) совет, утешение с советом передается в устойчивых выражениях;
б) переключение внимания, здесь содержится утешение с сочувствием и одобрением.
Вывод. Речевые формулы, как правило, содержательно соответствуют разным аргументативным (разновидностям) выражениям. (Слайд 5)
3. Риторическая задача. (Работа в парах)
Задание: Используя речевые формулы и аргументативные выражения, составить высказывания со значением утешения на темы:
- 1 гр. – Ваш друг упал и сломал ногу.
- 2 гр. – Ваш друг получил двойку по истории.
- 3 гр. – Вы поссорились с другом. Мама пытается вас успокоить.
- 4 гр. – Ваша мама в отчаянии. Брат уже два месяца не пишет писем.
4. Риторический анализ выполненных заданий.
Вывод: при составлении утешений необходимо руководствоваться определенными требованиями. (Слайд 6)
VI. Подведение итогов.
- Что же мы сегодня узнали и чему научились на уроке?
- Какие же советы утешителю мы можем предложить? (Слайд 7)
VII. Домашнее задание.
- Читать теоретический материал на стр. 137-141.
- Составить утешительное письмо другу.
Литература.
- Урок проводится по учебнику «Риторика» для 8-х классов общеобразовательных учреждений, Москва Баласс, Ювента. / Под ред. Т.А.Ладыженской.
- С.М. Лошкина. Краткий словарь иностранных слов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Утешение – речевой жанр, который содержит реакцию на жалобы или на другие огорчения адресата. УТЕШИТЬ Кого? ( адресата, который рас- Строен из-за каких-либо Событий, опечален, огор- чен) Зачем? (сказать нечто, что спо- собно изменить эмо- циональное состояние адресата, его настрое- ние) Как? ( с помощью высказы- вания , призывающего адресата не переживать; направляющего дей- ствия в другое русло)
Утешение Действие побуждающее аргументативное побуждение , призывающее не переживать аргументативное сообщение, обосновывающее побуждение не переживать
Виды утешений 1 . Утешение – совет. Не теряй(- те) - присутствия духа; - выдержки; - самообладания. Возьми(-те) себя в руки. Держи(-те) себя в руках. Не падай(-те) духом. Не думай(-те) об этом. 2 . Утешение – переключе-ние внимания на буду-щее. Все будет хорошо! Все будет в порядке! Все (это): - пройдет! - изменится! - обойдется!
Разновидности аргументативных выражений Со временем все наладится. Значение события не следует преувеличивать. Событие уже произошло, и ничего изменить нельзя. Говорящий понимает адресата и сочувствует ему. Говорящий обеспокоен состоянием адресата и проявляет заботу о нем. Проблемы есть не только у адресата.
Требования к составлению утешений Утешения должны отвечать определенным этикетным правилам. Выбор адекватного общения, соответствующего ситуации общения Использование корректных средств (выражений) Вежливость тона.
Советы утешителю Искренне сочувствуй собеседнику; Постарайся убедить собеседника в том, что случившееся несерьезно или исправимо; Вырази чувство сопереживания; Приведи веские аргументы, почему собеседник не должен расстраиваться; Произноси утешительные слова спокойным тоном; Смотри при этом в глаза собеседнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...
План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».
Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова, организовать их первичную тренировку, ...
Пути повышения качества обучения английскому языку на уроках и во внеурочное время. План-конспект открытого урока.
Урок проводился как итог проверки домашнего летнего чтения книги Артемия Погорельского "Черная курица". Я использовала пособие The Creative Teacher, которое позволило обобщить материал...
План-конспект открытого урока в 6 классе «Миногонты дзырдарæзт фалхат кæныны урок.»
laquo;Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæдæр у Мад!» ...
План-конспект открытого урока в 7 классе. Тема урока: « Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом. Болгарский крест».
План конспект открытого урока....