урок по риторике по теме: "Афиша" (5 класс)
план-конспект урока (5 класс) по теме

Разработанный урок по риторике по теме: "Афиша" способствует формированию у обучающихся 5 класса умений распознавать тексты-афиши, анализировать положительные и неудачные образцы текстов-афиш, редактировать их, а также самостоятельно создавать афиши. Урок соответствует требованиям ФГОС, состоит из 5 этапов. К уроку прилагатеся презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_afisha.doc50 КБ

Предварительный просмотр:


Россия,

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,

г. Пыть-Ях, 5 микрорайон «Солнечный», д. 5а,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Урок по риторике в 5 классе

 по теме: «АФИША»

Разработала:

учитель русского языка

и литературы

Автушко Галина Викторовна

г. Пыть-Ях

2012-2013 учебный год

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: сформировать понятие об афише как речевом жанре.

Образовательные задачи: формирование умений распознавать тексты-афиши, анализировать положительные и неудачные образцы текстов-афиш, редактировать их, а также самостоятельно создавать афиши.  

Развивающие задачи: 1) развитие монологической речи; 2) развитие памяти и внимания; 3) развитие творческих способностей; 4) расширение словарного запаса и кругозора; 5) формирование умения самооценки учащихся.

Воспитательная задача: воспитание коммуникативной культуры учащихся.  

Предполагаемый результат: самостоятельные и грамотные высказывания учащихся о тексте-афише как речевом жанре.  

Оборудование: электронная доска, проектор, учебник, альбомные листы, фломастеры, магниты.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка.

Учитель: Прежде чем приступить к работе, необходимо выполнить дыхательную и артикуляционную гимнастику.

Дыхательная гимнастика.

А) «Обычный счет» - 1 – тихо, 2 – громко, 3 – тихо, 4 – громко.

Б) «Звук змеи» -  вдох глубокий, на выдохе: ш-ш-ш.

Артикуляционная гимнастика.

А) «Хоботок» - изо всех сил сжимаем губы в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство, и выпячиваем их вперед. Двигаем «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз.

Б) «Проколю щеку» - рот приоткрыт, энергично водим «острым» языком из стороны в сторону, стараясь «проколоть» щеку.

  1. Изучение нового материла.
  1. Актуализация изученного материала / постановка учебной проблемы.

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать раздел риторики «Тексты». Это понятие вам уже знакомо. Как вы понимаете, что такое текст?

Учащиеся: Текст – это сочетание предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически и расположенных в определенном порядке.

Учитель: На уроках риторики вы узнали, что тексты представляют собой многообразие речевых жанров. Посмотрите на доску и скажите, тексты каких речевых жанров там представлены. Свою точку зрения объясните. СЛАЙД 1

Учащиеся: (рис. 1) Это визитная карточка, т.к. в данном тексте сообщается имя, профессия, адрес и телефон, необходимые для установления контакта с данным лицом.

Учащиеся: (рис. 2) Это объявление, т.к. в данном тексте четко сообщается: что, где и когда происходит.

Учащиеся: (рис. 3) Это объявление, т.к. в данном тексте четко сообщается: что, где и когда происходит.

Учитель: Правильно, это объявление. Знаете ли вы, как называется такое объявление? Какие особенности оно имеет?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Такое объявление называется афиша. Где вам приходилось с ней встречаться? (учащиеся дают ответы)

Учитель: О чем сегодня мы будем говорить? Как определить тему урока?

Учащиеся: Сегодня мы будем говорить об афише. Тема урока – афиша.

Учитель: Запишите тему нашего занятия: «Афиша». Сегодня мы научимся создавать афиши, узнаем, о чем они сообщают и как строятся.

  1. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила.

Учитель: Афиша – это объявление, имеющее свои особенности. По каким критериям афишу и объявление можно отличить друг от друга? (учащиеся предлагают критерии) СЛАЙД 2

Учитель: Предлагаю вам сравнить художественное оформление афиши и объявления. Что из них – афиша или объявление – заметнее издали и почему?

Учащиеся: Издали заметнее афиша, т.к. она яркая, с крупными буквами, часто с рисунками.

Учитель: Какую информацию сообщают афиши и объявления?

Учащиеся: Они сообщают информацию о том, что… где… когда… происходит.

Учитель: А можно ли из афиши узнать, например, что пропал щенок или продается квартира?

Учащиеся: Нет, информацию об этом сообщают объявления. Афиша приглашает нас на какие-либо зрелища: концерты, спектакли, цирковые представления, спортивные матчи и т.д.

Учитель: Какая информация обязательно должна быть на афише?

Учащиеся: На афише обязательно должно быть указано название мероприятие, точная дата и место его проведения. Также могут быть указаны контактный телефон и стоимость билета.

Учитель: Где чаще всего размещают афишу и почему?

Учащиеся: Афишу чаще всего вывешивают на видном месте, чтобы как можно большее количество людей ее увидело.

Учитель: На основе всего сказанного, попробуйте самостоятельно сформулировать определение афиши как речевого жанра.

Учащиеся: Афиша – это особое объявление о зрелищном мероприятии, развешиваемое в публичных местах (записывают определение в тетрадь) СЛАЙД 3

3) Физкультминутка.

Мы писали и устали,

Мы все дружно тихо встали,

Ножками  потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели.

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

4) Развитие умений применять новое знание. 

Учитель: Выполним из учебника упр. 72 на с. 82 (один из учащихся читает задание к упражнению).

Учитель: Знаете ли вы поэта С. Михалкова? Какие из его произведений вы читали? (учащиеся дают ответы) СЛАЙД 4

Учитель: Выразительно прочитаем стихотворение С. Михалкова о цирке шапито (один из учащихся читает стихотворение). Все ли слова из этого стихотворения вам понятны? (учащиеся объясняют значение непонятных слов)

Шапито – передвижной цирк.

Купол – выпуклая крыша, свод в виде полушария.

Жонглер – цирковой артист, подбрасывающий и ловящий на лету одновременно несколько предметов.

Джигит – искусный наездник.

Стремя – железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника.

Башлык – суконный теплый головной убор – остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки.

Ножны – футляр для сабли, шпаги, кинжала.

Труппа – коллектив артистов театра, цирка.

Учитель: Ребята, теперь объединитесь в группы для создания афиши гастролей цирка. При создании афиши учитывайте все требования к ее оформлению. Через 5-8 минут мы сравним получившиеся афиши (учащиеся объединяются в группы и совместными усилиями создают афишу, после этого афиши вывешиваются на доску).

Учитель: Внимательно посмотрите на афиши и скажите, все ли группы учли требования к оформлению афиши? (учащиеся анализируют афиши, отмечают их положительные стороны, ошибки при создании)

  1. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: 1. Что нового вы узнали на уроке? 2. Чему вы научились? 3. Как полученные знания могут пригодиться? 4. Что было самым интересным? 5. Что было самым трудным? СЛАЙД 5

  1. Домашнее задание.

Учитель: упр. 69 (афишу нужно нарисовать на альбомном листе). СЛАЙД 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Риторика» в 7-ом классе на тему «Вежливый совет».

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Создать педагогические условия для развития умения общаться. 2. Познакомить учащихся с советом как этикетным речевым жанром. 3. Обеспечить закрепление изучаемого материала в ходе решени...

Презентация на тему «Афиша и плакат» 3 класс

Презентация урока для 3 класса по изобразительному искусству....

Конспект урока по риторике по теме: "Афиша".

Данный конспект предназначен для проведения урока риторики в 5 классе. Соответствует требованиям ФГОС. К конспекту прилагается презентация....

Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе

Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе«Риторика и информационные технологии»...

Риторика и информационные технологии. Дидактический материал к уроку риторики для 9-11 классов

Данный материал может быть использован на уроках риторики при изучении такой темы, как "Риторика и Интернет. Дистантное общение", а также на уроках русского языка....

«Риторика и информационные технологии». Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе. Памятка.

laquo;Риторика и информационные технологии»Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе...