Конспект урока по риторике по теме: "Похвальное слово".
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Михеева Галина Викторовна

Данный конспект может быть использован на уроке риторики в 6 классе. К конспекту прилагается презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pohvalnoe_slovo.doc51.5 КБ
Office presentation icon pohvalnoe_slovo.ppt1.91 МБ

Предварительный просмотр:


Россия,

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,

г. Пыть-Ях, 5 микрорайон «Солнечный», д. 5а,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Урок по риторике в 6 классе

 по теме: «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО».

Разработала:

учитель русского языка

и литературы

Михеева Галина Викторовна

г. Пыть-Ях

2013-2014 учебный год

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: сформировать понятие о похвальном слове как виде ораторской речи. Образовательные задачи: формирование умений распознавать тексты похвальных слов, анализировать положительные и неудачные образцы текстов похвальных слов, редактировать их, а также самостоятельно создавать похвальные слова.  

Развивающие задачи: 1) развитие монологической речи; 2) развитие памяти и внимания; 3) развитие творческих способностей; 4) расширение словарного запаса и кругозора; 5) формирование умения самооценки учащихся.

Воспитательная задача: воспитание коммуникативной культуры учащихся.  

Предполагаемый результат: самостоятельные и грамотные высказывания учащихся о похвальном слове как виде ораторской речи.  

Оборудование: электронная доска, проектор, учебник, альбомные листы, фломастеры, магниты.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка.

Учитель: Прежде чем приступить к работе, необходимо выполнить дыхательную и артикуляционную гимнастику.

Дыхательная гимнастика.

А) «Обычный счет» - 1 – тихо, 2 – громко, 3 – тихо, 4 – громко.

Б) «Звук змеи» -  вдох глубокий, на выдохе: ш-ш-ш.

Артикуляционная гимнастика.

А) «Хоботок» - изо всех сил сжимаем губы в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство, и выпячиваем их вперед. Двигаем «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз.

Б) «Проколю щеку» - рот приоткрыт, энергично водим «острым» языком из стороны в сторону, стараясь «проколоть» щеку.

  1. Изучение нового материла.
  1. Актуализация изученного материала / постановка учебной проблемы.

Учитель: Прочитайте тексты.

1) Беседа одноклассниц, встретившихся после каникул:

- Аня, ты так похорошела за лето: загорела, подросла! А какое красивое у тебя платье! Прелесть!

- Спасибо, Надя!

2) Мама говорит дочке за ужином:

- Доченька, какая ты умница: и пятерку по математике получила, и посуду помыла, и в магазин сходила!

- Спасибо! Это я для тебя старалась!

3) Выступление Ани на юбилее у бабушки:

- Любимая моя бабушка, я так тобой горжусь! Ты у меня самая красивая, добрая, заботливая и ласковая! Какие красивые платья ты вяжешь для меня, просто шик! Какие вкусные печешь пироги и торты, просто объедение! Ты научила меня любить книги и театр, вышивать крестиком и вязать носки! Спасибо за всё! Я тебя обожаю и очень ценю!

Учитель: Что Объединяет эти тексты?

Учащиеся: Во всех текстах есть слова со значением «комплимент» (похвала кого-либо).

Учитель: Что такое комплимент? Какие особенности как вид ораторской речи он имеет?

Учащиеся: Комплимент – это положительная, правдивая оценка собеседника, его внешнего вида, манеры общаться, характера. Комплимент помогает нам подбодрить собеседника, создать у него хорошее настроение.  

Учитель: Из прочитанных текстов уберите третий «лишний» и объясните свой выбор.

Учащиеся: Нужно убрать текст под номером три, т.к. он больше по объему, длиннее, представляет собой монолог, а 1 и 2 тексты – небольшие диалоги.

Учитель: Отличаются ли тексты по содержанию? О чем они сообщают?

Учащиеся: Тексты по содержанию не отличаются, они содержат похвалу в честь кого-либо.

Учитель: С какой целью произносятся эти тексты?

Учащиеся: Такие тексты произносятся, чтобы подбодрить собеседника, создать у него хорошее настроение.

Учитель: Где (в каком месте) произносятся эти тексты?

Учащиеся: 1 и 2 тексты произносятся в кругу близких людей, в повседневной жизни, а последний – на юбилее бабушки.

Учитель: Одинаково ли произносятся эти тексты?

Учащиеся: Тексты произносятся с интонацией похвалы, одобрения, а последний текст – еще и торжественно (т.к. это торжество).

Учитель: Вы верно назвали общие и отличные черты этих текстов. И если первые два текста – это известные вам комплименты, то третий текст – это похвальное слово. Ребята, о чем сегодня мы будем говорить? Как определить тему урока?

Учащиеся: Сегодня мы будем говорить о похвальном слове. Тема урока – похвальное слово.

Учитель: Запишите тему нашего занятия: «Похвальное слово». Чему мы будем учиться на уроке?

Учащиеся: Мы будем учиться отличать похвальное слово от комплимента, а также создавать и правильно произносить похвальные слова. СЛАЙД

  1. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила.

Учитель: Еще раз перечислите общие и различные черты комплимента и похвального слова. СЛАЙД

Учащиеся:

Общее

Разное

1) содержат похвалу

1) объем высказывания

2) произносятся, чтобы подбодрить собеседника, создать у него хорошее настроение

2) форма высказывания (диалог – монолог)

3) место произнесения (бытовая ситуация – торжество)

4) интонация произнесения (похвальное слово произносится торжественно)

Учитель: На основе всего сказанного, попробуйте самостоятельно сформулировать определение похвального слова как вида ораторской речи.

Учащиеся: Похвальное слово – это вид ораторской речи, содержащий искреннюю похвалу в чей-либо адрес, который представляет собой развернутое монологическое высказывание и произносится чаще всего на торжествах с целью создать хорошее настроение у собеседника (записывают определение в тетрадь). СЛАЙД

Учитель: Об истории похвального слова нам сообщит подготовившийся ученик.

Учащийся: Похвальное слово – это особый вид ораторской речи, получивший начало в Греции и особенно распространенный в XVIII в. Похвальные слова были тогда очень популярны и в России, где первые образцы их были даны еще в XVII в. западно-русскими учеными. Правила составления похвальных слов излагались в риторике. Подчиненные этим правилам похвальные слова очень часто заключают в себе лишь набор общих мест и страстных, взволнованных выражений; только немногие из них проникнуты искренним чувством уважения и преклонения пред восхваляемыми лицами. В русской литературе наиболее прославились похвальными речами Феофан Пропопович (несколько слов Петру Великому), Ломоносов (похвальное слово императрице Елизавете Петровне — 1749 г., похвальное слово Петру Великому — 1755) и Карамзин (похвальное слово Екатерине II).

Учитель: Теперь, когда вы уже многое узнали о похвальном слове как виде ораторской речи, пришло время послушать похвальное слово. АУДИОЗАПИСЬ

Учитель: Как должно звучать похвальное слово?

Учащиеся: торжественно, с интонацией похвалы и одобрения.

3) Физкультминутка.

Мы писали и устали,

Мы все дружно тихо встали,

Ножками  потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели.

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

4) Развитие умений применять новое знание. 

Учитель: Ребята, похвальное слово можно произносить не только в адрес человека, но и в адрес предметов, явлений, событий, которые заслуживают похвалы. Хвалить можно всё на свете: цветы, времена года, красивые дома, леса, реки и много-многое другое. Давайте прочитаем примеры таких похвальных слов в упр. 94 на с. 84 и 99 на с. 87.

Учитель: Ребята, теперь объединитесь в группы для создания похвального слова. При его создании учитывайте все требования, о которых мы говорили ранее. Через 5-8 минут мы послушаем получившиеся похвальные слова.

1 группа: похвальное слово учителю в День учителя

2 группа: похвальное слово маме на день рождения

3 группа: похвальное слово весне

4 группа: похвальное слово компьютеру

5 группа: похвальное слово родине

Учитель: Все ли группы учли требования при создании и произнесении похвального слова? (учащиеся анализируют похвальные слова, отмечают их положительные стороны, ошибки при создании)

  1. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: 1. Что нового вы узнали на уроке? 2. Чему вы научились? 3. Как полученные знания могут пригодиться? 4. Что было самым интересным? 5. Что было самым трудным? СЛАЙД 5

  1. Домашнее задание.

Учитель: упр. 98 на с. 86.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1) Беседа одноклассниц, встретившихся после каникул: - Аня, ты так похорошела за лето: загорела, подросла! А какое красивое у тебя платье! Прелесть! - Спасибо, Надя! 2) Мама говорит дочке за ужином: - Доченька, какая ты умница: и пятерку по математике получила, и посуду помыла, и в магазин сходила! - Спасибо! Это я для тебя старалась! 3) Выступление Ани на юбилее у бабушки: - Любимая моя бабушка, я так тобой горжусь! Ты у меня самая красивая, добрая, заботливая и ласковая! Какие красивые платья ты вяжешь для меня, просто шик! Какие вкусные печешь пироги и торты, просто объедение! Ты научила меня любить книги и театр, вышивать крестиком и вязать носки! Спасибо за всё! Я тебя обожаю и очень ценю!

Слайд 3

Общее Разное 1) содержат похвалу 1) объем высказывания 2) произносятся, чтобы подбодрить собеседника, создать у него хорошее настроение 2) форма высказывания (диалог – монолог) 3) место произнесения (бытовая ситуация – торжество) 4) интонация произнесения (похвальное слово произносится торжественно)

Слайд 4

Похвальное слово – это вид ораторской речи, который содержит искреннюю похвалу в чей-либо адрес, представляет собой развернутое монологическое высказывание и произносится чаще всего на торжествах с целью создать хорошее настроение у собеседника.

Слайд 5

Что нового вы узнали на уроке? Чему вы научились? Как полученные знания могут пригодиться? Что было самым интересным? Что было самым трудным?

Слайд 6

упр. 98 на с. 86 (написать похвальное слово, подготовить его выразительное чтение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока к презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах 8 класс

конспект урока, соответствующий представленной презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах" в 8 классе....

Конспект урока письма и развития речи "Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы"

Формирование у обучающихся умения согласовывать названия признаков с названиями предметов...

Конспект урока по риторике на тему: "Виды речевой деятельности. Говорение."

Цель данного урока по риторике:1)    познакомить учащихся с особенностями одного из видов речевой деятельности – говорения;2)    формировать умение делать выводы, о...

Конспект урока по риторике по теме: "Афиша".

Данный конспект предназначен для проведения урока риторики в 5 классе. Соответствует требованиям ФГОС. К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока по риторике по теме: "Виды общения. Словесное и несловесное общение".

Данный конспект может быть использован на уроке риторики в 5 классе. К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока в 9 классе "ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». ЗНАЧЕНИЕ «СЛОВА…» ДЛЯ РУССКОГО ИСКУССТВА"

Урок посвящен художественным особенностям "Слова о полку игореве", значению "Слова..." для русского языка....