Конспект урока по риторике по теме: "Похвальное слово".
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Данный конспект может быть использован на уроке риторики в 6 классе. К конспекту прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pohvalnoe_slovo.doc | 51.5 КБ |
pohvalnoe_slovo.ppt | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,
г. Пыть-Ях, 5 микрорайон «Солнечный», д. 5а,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Урок по риторике в 6 классе
по теме: «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО».
Разработала:
учитель русского языка
и литературы
Михеева Галина Викторовна
г. Пыть-Ях
2013-2014 учебный год
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: сформировать понятие о похвальном слове как виде ораторской речи. Образовательные задачи: формирование умений распознавать тексты похвальных слов, анализировать положительные и неудачные образцы текстов похвальных слов, редактировать их, а также самостоятельно создавать похвальные слова.
Развивающие задачи: 1) развитие монологической речи; 2) развитие памяти и внимания; 3) развитие творческих способностей; 4) расширение словарного запаса и кругозора; 5) формирование умения самооценки учащихся.
Воспитательная задача: воспитание коммуникативной культуры учащихся.
Предполагаемый результат: самостоятельные и грамотные высказывания учащихся о похвальном слове как виде ораторской речи.
Оборудование: электронная доска, проектор, учебник, альбомные листы, фломастеры, магниты.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Речевая разминка.
Учитель: Прежде чем приступить к работе, необходимо выполнить дыхательную и артикуляционную гимнастику.
Дыхательная гимнастика.
А) «Обычный счет» - 1 – тихо, 2 – громко, 3 – тихо, 4 – громко.
Б) «Звук змеи» - вдох глубокий, на выдохе: ш-ш-ш.
Артикуляционная гимнастика.
А) «Хоботок» - изо всех сил сжимаем губы в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство, и выпячиваем их вперед. Двигаем «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз.
Б) «Проколю щеку» - рот приоткрыт, энергично водим «острым» языком из стороны в сторону, стараясь «проколоть» щеку.
- Изучение нового материла.
- Актуализация изученного материала / постановка учебной проблемы.
Учитель: Прочитайте тексты.
1) Беседа одноклассниц, встретившихся после каникул:
- Аня, ты так похорошела за лето: загорела, подросла! А какое красивое у тебя платье! Прелесть!
- Спасибо, Надя!
2) Мама говорит дочке за ужином:
- Доченька, какая ты умница: и пятерку по математике получила, и посуду помыла, и в магазин сходила!
- Спасибо! Это я для тебя старалась!
3) Выступление Ани на юбилее у бабушки:
- Любимая моя бабушка, я так тобой горжусь! Ты у меня самая красивая, добрая, заботливая и ласковая! Какие красивые платья ты вяжешь для меня, просто шик! Какие вкусные печешь пироги и торты, просто объедение! Ты научила меня любить книги и театр, вышивать крестиком и вязать носки! Спасибо за всё! Я тебя обожаю и очень ценю!
Учитель: Что Объединяет эти тексты?
Учащиеся: Во всех текстах есть слова со значением «комплимент» (похвала кого-либо).
Учитель: Что такое комплимент? Какие особенности как вид ораторской речи он имеет?
Учащиеся: Комплимент – это положительная, правдивая оценка собеседника, его внешнего вида, манеры общаться, характера. Комплимент помогает нам подбодрить собеседника, создать у него хорошее настроение.
Учитель: Из прочитанных текстов уберите третий «лишний» и объясните свой выбор.
Учащиеся: Нужно убрать текст под номером три, т.к. он больше по объему, длиннее, представляет собой монолог, а 1 и 2 тексты – небольшие диалоги.
Учитель: Отличаются ли тексты по содержанию? О чем они сообщают?
Учащиеся: Тексты по содержанию не отличаются, они содержат похвалу в честь кого-либо.
Учитель: С какой целью произносятся эти тексты?
Учащиеся: Такие тексты произносятся, чтобы подбодрить собеседника, создать у него хорошее настроение.
Учитель: Где (в каком месте) произносятся эти тексты?
Учащиеся: 1 и 2 тексты произносятся в кругу близких людей, в повседневной жизни, а последний – на юбилее бабушки.
Учитель: Одинаково ли произносятся эти тексты?
Учащиеся: Тексты произносятся с интонацией похвалы, одобрения, а последний текст – еще и торжественно (т.к. это торжество).
Учитель: Вы верно назвали общие и отличные черты этих текстов. И если первые два текста – это известные вам комплименты, то третий текст – это похвальное слово. Ребята, о чем сегодня мы будем говорить? Как определить тему урока?
Учащиеся: Сегодня мы будем говорить о похвальном слове. Тема урока – похвальное слово.
Учитель: Запишите тему нашего занятия: «Похвальное слово». Чему мы будем учиться на уроке?
Учащиеся: Мы будем учиться отличать похвальное слово от комплимента, а также создавать и правильно произносить похвальные слова. СЛАЙД
- Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила.
Учитель: Еще раз перечислите общие и различные черты комплимента и похвального слова. СЛАЙД
Учащиеся:
Общее | Разное |
1) содержат похвалу | 1) объем высказывания |
2) произносятся, чтобы подбодрить собеседника, создать у него хорошее настроение | 2) форма высказывания (диалог – монолог) |
3) место произнесения (бытовая ситуация – торжество) | |
4) интонация произнесения (похвальное слово произносится торжественно) |
Учитель: На основе всего сказанного, попробуйте самостоятельно сформулировать определение похвального слова как вида ораторской речи.
Учащиеся: Похвальное слово – это вид ораторской речи, содержащий искреннюю похвалу в чей-либо адрес, который представляет собой развернутое монологическое высказывание и произносится чаще всего на торжествах с целью создать хорошее настроение у собеседника (записывают определение в тетрадь). СЛАЙД
Учитель: Об истории похвального слова нам сообщит подготовившийся ученик.
Учащийся: Похвальное слово – это особый вид ораторской речи, получивший начало в Греции и особенно распространенный в XVIII в. Похвальные слова были тогда очень популярны и в России, где первые образцы их были даны еще в XVII в. западно-русскими учеными. Правила составления похвальных слов излагались в риторике. Подчиненные этим правилам похвальные слова очень часто заключают в себе лишь набор общих мест и страстных, взволнованных выражений; только немногие из них проникнуты искренним чувством уважения и преклонения пред восхваляемыми лицами. В русской литературе наиболее прославились похвальными речами Феофан Пропопович (несколько слов Петру Великому), Ломоносов (похвальное слово императрице Елизавете Петровне — 1749 г., похвальное слово Петру Великому — 1755) и Карамзин (похвальное слово Екатерине II).
Учитель: Теперь, когда вы уже многое узнали о похвальном слове как виде ораторской речи, пришло время послушать похвальное слово. АУДИОЗАПИСЬ
Учитель: Как должно звучать похвальное слово?
Учащиеся: торжественно, с интонацией похвалы и одобрения.
3) Физкультминутка.
Мы писали и устали,
Мы все дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели.
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
4) Развитие умений применять новое знание.
Учитель: Ребята, похвальное слово можно произносить не только в адрес человека, но и в адрес предметов, явлений, событий, которые заслуживают похвалы. Хвалить можно всё на свете: цветы, времена года, красивые дома, леса, реки и много-многое другое. Давайте прочитаем примеры таких похвальных слов в упр. 94 на с. 84 и 99 на с. 87.
Учитель: Ребята, теперь объединитесь в группы для создания похвального слова. При его создании учитывайте все требования, о которых мы говорили ранее. Через 5-8 минут мы послушаем получившиеся похвальные слова.
1 группа: похвальное слово учителю в День учителя
2 группа: похвальное слово маме на день рождения
3 группа: похвальное слово весне
4 группа: похвальное слово компьютеру
5 группа: похвальное слово родине
Учитель: Все ли группы учли требования при создании и произнесении похвального слова? (учащиеся анализируют похвальные слова, отмечают их положительные стороны, ошибки при создании)
- Итог урока. Рефлексия.
Учитель: 1. Что нового вы узнали на уроке? 2. Чему вы научились? 3. Как полученные знания могут пригодиться? 4. Что было самым интересным? 5. Что было самым трудным? СЛАЙД 5
- Домашнее задание.
Учитель: упр. 98 на с. 86.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) Беседа одноклассниц, встретившихся после каникул: - Аня, ты так похорошела за лето: загорела, подросла! А какое красивое у тебя платье! Прелесть! - Спасибо, Надя! 2) Мама говорит дочке за ужином: - Доченька, какая ты умница: и пятерку по математике получила, и посуду помыла, и в магазин сходила! - Спасибо! Это я для тебя старалась! 3) Выступление Ани на юбилее у бабушки: - Любимая моя бабушка, я так тобой горжусь! Ты у меня самая красивая, добрая, заботливая и ласковая! Какие красивые платья ты вяжешь для меня, просто шик! Какие вкусные печешь пироги и торты, просто объедение! Ты научила меня любить книги и театр, вышивать крестиком и вязать носки! Спасибо за всё! Я тебя обожаю и очень ценю!
Общее Разное 1) содержат похвалу 1) объем высказывания 2) произносятся, чтобы подбодрить собеседника, создать у него хорошее настроение 2) форма высказывания (диалог – монолог) 3) место произнесения (бытовая ситуация – торжество) 4) интонация произнесения (похвальное слово произносится торжественно)
Похвальное слово – это вид ораторской речи, который содержит искреннюю похвалу в чей-либо адрес, представляет собой развернутое монологическое высказывание и произносится чаще всего на торжествах с целью создать хорошее настроение у собеседника.
Что нового вы узнали на уроке? Чему вы научились? Как полученные знания могут пригодиться? Что было самым интересным? Что было самым трудным?
упр. 98 на с. 86 (написать похвальное слово, подготовить его выразительное чтение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока к презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах 8 класс
конспект урока, соответствующий представленной презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах" в 8 классе....
Конспект урока письма и развития речи "Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы"
Формирование у обучающихся умения согласовывать названия признаков с названиями предметов...
Конспект урока по риторике на тему: "Виды речевой деятельности. Говорение."
Цель данного урока по риторике:1) познакомить учащихся с особенностями одного из видов речевой деятельности – говорения;2) формировать умение делать выводы, о...
Конспект урока по риторике по теме: "Афиша".
Данный конспект предназначен для проведения урока риторики в 5 классе. Соответствует требованиям ФГОС. К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока по риторике по теме: "Виды общения. Словесное и несловесное общение".
Данный конспект может быть использован на уроке риторики в 5 классе. К конспекту прилагается презентация....
Внеурочная занятость. План-конспект урока. Детская риторика 8 класс
Внеурочная занятость. Детская риторика...
Конспект урока в 9 классе "ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». ЗНАЧЕНИЕ «СЛОВА…» ДЛЯ РУССКОГО ИСКУССТВА"
Урок посвящен художественным особенностям "Слова о полку игореве", значению "Слова..." для русского языка....