Конспект урока риторики "Риторические требования к построению речи" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Харина Лидия Владимировна

Урок риторики в 5 классе по теме "Риторические требования к построению речи" создан как урок подготовки к построению и произнесению речи. Использованы занимательные задания, скороговорки для отработки дыхания перед произнесением речи,  парная и групповая работа по анализу текстов, метод моделирования речи  по теме "Улыбка". Несмотря на то что урок опубликован в журнале  "Русская словесность" ещё в 2007 году (№2), надеюсь: данный материал пригодится преподавателям риторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ritoriki_v_5_klasse.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                              Конспект урока риторики в 5 классе

на тему  «Риторические требования к построению речи»

Цели: а) образовательные:

               - знакомство с основными риторическими приёмами «изящно»   построенной речи;

               -первичное усвоение материала на основе воспроизводящих и воспроизводяще-творческих заданий;

           б) развивающие:

               - развитие коммуникативной компетенции (вовлечение в процесс общения);

               - развитие навыков техники речи;

               - развитие умений анализировать и оценивать общение (говорение, слушание);

               - развитие воссоздающего воображения;

            в) воспитательные:

               - воспитание корректности поведения и взаимопомощи при работе в группе;

               - воспитание любви к языку и интереса к предмету.

Оборудование:  заготовки для ОК на доске; плакаты «Формула Цицерона», «Древо речи», «5 этапов подготовки  речи»; ребус; записи на доске; «Словарь русского  языка» В.И.Даля; оценочные листы;  ОК  (уменьшенный вариант на каждого ученика);  тексты (по одному на группу); критерии оценки  чтения (по одному на группу); конверты с  заданиями для конструирования текста.                                      

Ход урока

1. Мотивационное начало урока.

          - Что весной веселит,

            Летом прохлаждает,

            Осенью питает,

            А зимой согревает?

     - Конечно, это дерево. Какие ассоциации возникают, когда слышите это слово?

     - С чем можно сравнить дерево?

   

  1. Слово учителя.

        А в Античные времена с деревом было принято связывать ораторское  выступление. Такое «древо» включало в себя как бы все части настоящего дерева: корни – основные мотивы речи, ствол и ветви (большие и маленькие) – разделы и подразделы, крона дерева, т.е. листья, - это слова, а цветы – это всё то, что делает выступление красивым, нарядным, выразительным.

  1. Беседа.

    - Чтобы выступление стало таковым, его тщательно говорят. Вспомните                  5 этапов работы над речью. Подсказку для ответа поищите в классе.

        (   Я помогу вам стихотворением:

          Чтоб речь составить, надо нам

          Ступенек 5 пройти:

          Сначала мысль изобрести,

          Расположить её,

          Потом словами выразить,

          Запомнить, а затем

          Нам надо речь произнести,

          Чтоб стало ясно всем!)

        

- На какой «ступеньке», готовя речь, выступление, мы «спотыкаемся» чаще всего?

- Конечно, это расположение, построение речи.

- Вспомните, как должен быть построен образцовый текст? Сколько в нём частей?

                (3: вступление, основная часть, заключение)                  

- Великий греческий мудрец древности Платон считал: « …Всякая речь должна быть составлена словно живое существо, у неё должно быть тело с головой и ногами, причём туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».

      (Вывесить портрет Платона, по центру доски – изображение        «человечка», символизирующего строение речи).

  1. Работа с текстом.

- Я сейчас прочитаю работу вашего сверстника, ученика 5 класса,

вы следите (текст есть на столе), а затем определите: это образцово построенный текст или нет.

                                     Чем  пахнут слова?

       Слов великое множество! Многие из них имеют свое настроение, свой цвет. Но у слов бывают и запахи. Например, когда произносишь слова МАМА, СОЛНЫШКО, УЛЫБКА, на душе становится легко и радостно. Всё вокруг меняется, воздух наполняется запахом цветов.

       Когда произносишь злые и жестокие слова, сразу ощущаешь неприятное чувство, будто на тебя свалился огромный камень. Сегодня нам очень часто приходится слышать страшные слова – «война», «убийство», «смерть». Они пахнут кровью, горем и слезами…

       Давайте произносить только хорошие слова! Тогда и планета наша будет самой красивой и ароматной.

                                                                Дмитренко  Миша, 5кл.

- Правильно ли построен текст? Докажите.

-А теперь в оценочный лист («Солнышко») в лучик, где изображен 1 человечек, поставьте идеальную оценку за чтение. Почему идеальную? Да потому что читать текст не надо. А вот оценить воображаемое чтение можно так: Кто чувствует себя готовым прочитать текст на «5»? «4»? «3»?

- Рефлексия (поднять руки).

- Итак, как должен строиться текст, мы видим.

  1. Объяснение нового материала.

  А)- Но риторика – наука о красноречии (еще говорят – о сладкоречии). И уже более 2000 лет существует знаменитая формула великого римского оратора Цицерона:

           Оратор есть тот,

           кто любой вопрос изложит

           со знанием дела,

           стройно и изящно,

           с достоинством при исполнении.

- Что означает слово «изящный»? Зачитайте определение в словаре:

               Изящный – красивый, художественный, сделанный со  

        вкусом.                                    (Даль)

     Добавлю:             - отличающийся тонкостью, соразмерностью во

                                   всём, отвечающий требованиям худ. вкуса.

        (Ожегов)

- Чтобы выступление оратора было изящным, нужно соблюдать

             Риторические требования к построению речи

( Вывесить плакат над портретом Платона )

- Назовите ключевые слова в теме урока (подчеркнуть)

- Определите сами: что надо знать по теме? Что уметь?

    Б) Оформление на доске ОК (части ОК вывешиваются по ходу объяснения  учителя)

          Главная цель вступления - «зацепить» внимание слушателя.

 Для этого хорошо включить во вступление проблемный вопрос, необычный факт, приём сопереживания. В основной части, по мнению Цицерона, должно быть изложение материала.

       - Что ещё нужно сделать, чтобы речь была более убедительной?

 Конечно, подтвердить её примерами и, если есть оппонент, опровергнуть его мнение. Здесь можно использовать притчу, миф, сказку, басню, пословицу, песню – всё, что воздействует на аудиторию более сильно, чем простая информация.

       Заключение,  как говорил известный судебный оратор А.Ф.Кони, должно «закруглить» речь. Для этого нам пригодятся афоризм, цитата, призыв, иллюстрация.

- Таким образом, «закруглив» выступление, мы получим речь. Какую геометрическую фигуру напоминает идеальная, говоря слова Цицерона, «изящная речь»? Почему?

                                                   (круг- это символ гармонии мира)

- А для гармоничного соотношения частей текста нам нужна формула великого итальянского живописца, скульптора, инженера и ученого Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, по которой вступление и заключение  должны составлять не более 1/3 всего текста.

           (Вывесить завершающую часть ОК и портрет Л.да Винчи)

ОК

Риторические требования к построению речи

 В) - Вернитесь к тексту «Чем пахнут слова?». Найдите риторические приёмы, помогающие сделать текст не только стройным, но и изящным.

- Что помогает «зацепить» внимание?

                        (необычный факт: слова имеют запахи)

- Как автору удалось изящно «закруглить» речь?

                        (использован призыв)

    Г) Проговаривание учителем текста по ОК.

  1. Первичное усвоение материала.

А)  Работа в паре.

    - По ОК шёпотом проговорить материал по теме.

    - Рассказать ОК друг другу и оценить в оценочном листе на

луче с двумя человечками.

                       (Кому некомфортно в паре, можно работать

                         со  мной или самому)

 Б)  Работа в группе.

    - Откройте конверт, достаньте текст В.Солоухина.

У людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, - всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.

- На втором листе даны варианты названия, вступления, заключения и дополнительный материал, который можно включить в основную часть.

                         

Варианты вступления

      1) «Много есть чудес на свете. Человек – из всех чудесней», -  утверждал Софокл. Чем же так удивительны люди?

     2)  Чем можно сиять? В чем нам дано расплываться? Что может      привлекать? Для этого…

  1. Говорят, хорошая песня и большая душа человека, как яркий костер, издалека видна. А как это можно увидеть?

4)  Всё в мире гармонично. У природы есть великое солнце, которое светит и дарит тепло. А…                    

                         

                             Варианты названий    

         1)  Прекрасное лекарство для души.

    2)  От улыбки хмурый день светлей.

    3)  Улыбайтесь, люди, улыбайтесь!

 4)  Улыбка – капелька солнца.

                             Варианты заключения

       1)  Не дайте же душе окаменеть. Пусть на земле всегда живёт улыбка!

      2)  Улыбайтесь, люди, улыбайтесь! Легче станет жить всем на Земле.

      3)  Великий Сократ восклицал: «Заговори, чтоб я тебя увидел!». Я хочу   добавить: «Улыбнись, чтоб я узнал твою душу». Улыбайтесь почаще!

     4)  Улыбнись, человек! И на капельку солнца прибавится в мире! Улыбнись, человек! Пусть на капельку радостнее станет жизнь!

                              Дополнительный материал

1)   В известной песне есть слова: « Поделись улыбкою своей, и она  к  тебе не раз ещё вернётся». Это значит надо отдавать людям свою улыбку, а они улыбнутся другим.

2)   В евангельской притче говорится: «Зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме». Так и улыбка человека освещает всё кругом.

                     

                Задание: используя эти материалы, сконструируйте  

                                 текст речи, учитывая риторические требования

                                 к её построению. (Во время работы в группе  

                                 помните о корректности поведения)

    - Какие риторические приёмы вы использовали во вступлении, основной части, заключении?

       В) Оцените свою работу в группе: насколько вы были активны и как велик ваш вклад в общее дело. Оценку поставьте в оценочный лист на лучике, где изображены несколько человечков.

       Г) Рефлексия:  «5»? «4»? «3»?

       Д) Речь готова. Теперь надо подготовиться к её произнесению.

  • Дыхательная гимнастика.

              (чтоб разогреть мышцы щёк, языка и губ).

    - Как она сегодня у нас называется, узнаете, отгадав загадку:

                     Под соснами, под ёлками

                     Ползет мешок с иголками.        

                                                 (Ёжик)

- Это у нас такой умудрённый жизнью, солидный ёжик. Давайте  представим себе ёжика помоложе, который спешит к своим ежатам. Изобразите пыхтящего, спешащего ёжика. Наберите воздуха и на выдохе говорите «пых – пых», как это делал бы спешащий ёжик, пока хватит воздуха. Губы плотно смыкайте и резко размыкайте. Повторите упражнение 2 раза.  

  • Теперь один человек от группы будет исполнять

роль оратора и пойдёт готовиться к произнесению    

        речи.

              - Можете походить по классу, можно даже выйти в зимний сад: там и обстановка располагает, и зеркала есть, чтобы речь отрепетировать. Помните: время ограничено!

  • Остальные – проводим речевую разминку: отрабатываем скороговорку.

         Помним: проговорить не только быстро, но и очень чётко,

                         правильно. Работаем в темпе.

- Мысленно читаем с доски: «Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла».

- Произносим без звука, чётко артикулируя.

- Хором, шёпотом, чётко, медленно.

- Хором, громко, чётко, медленно.

- Хором, убыстряя темп.

- А теперь произнесите скороговорку с подтекстом:

         а) восхититесь справедливостью королевы;

         б) посочувствуйте Карлу.

  • Работа в паре.

 - Произнесите скороговорку с любым из предложенных подтекстов

   и оцените друг друга (лучик с «мордашкой»).

 - Поставьте себе в оценочный лист итоговую оценку.

 - Рефлексия.

    7. Произнесение речи.

 - Конечно, в связи с ограничением времени, вам придётся читать текст, а не произносить его по памяти, как это делают настоящие ораторы. И тем не менее, ваша задача – произнести свою речь так, чтобы, как  говорил государственный деятель России начала 19 века М.М.Сперанский, «склонить ум, тронуть душу».

     (После произнесения речи оратором от каждой группы учитель даёт качественную оценку с использованием пословиц:

« Красную речь красно и слушать».

«Умные речи приятно слушать».

«Хорошая речь лучше мёда».

«Живое слово дороже мёртвой буквы»).

    8. Разгадывание ребуса.

 - Думаю, что все наши ораторы заслужили звание, которое «спрятано» в ребусе. Отгадайте.

               

                     ЗОЛОТО            

                       =ЛА          (устар.)                    (златоуст)

     9. Обобщение.

- Чтобы оратора назвали златоустом, как он должен строить речь?

                              (По формуле Цицерона)

- Что делает речь не только стройной, но и изящной?

                                (различные риторические приёмы; с некоторыми  

                           из них мы познакомились сегодня, над остальными

                                 нам предстоит работать в дальнейшем)

   10. Подача домашнего задания.

 

   - Уверена, что будущее за теми, кто научится говорить

                           «стройно,

                             изящно

                             и с достоинством».

      Перефразируя известные слова, надо сказать: «Суха, мой друг, теория всегда, а ДРЕВО РЕЧИ вечно зеленеет». Надо только очень захотеть это «древо» выращивать.

    - Расшифруйте домашнее задание по записи на доске:

              в                         б      

         ло – кий, ц.ган, ро – кий, изл.жение, бар(?)икада

              ф                         п                                             (выбор)

 

    - Домашнее задание предлагаю Вам по вашему выбору и разумению. Буду рада, если вы ещё раз просмотрите ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ (его можно взять домой) и составите сенквейн о СЛОВЕ или на любую другую тему. Это поможет вам на следующем уроке.

     11. Завершение урока.

   - В Древнем Риме была фраза, которой оратор нередко заканчивал своё выступление.

   «DIXI!», что означало « Я всё сказал!», а иногда и полной фразой,

   известной каждому римлянину:

                    «DIXI   ET   ANIMAM   LEVAVI» ,

что выражает полное удовлетворение, испытываемое оратором, а именно

                 СКАЗАЛ И ОБЛЕГЧИЛ ТЕМ СВОЮ ДУШУ!

Я тоже говорю Вам: «DIXI!»

                                                     Урок окончен. Спасибо всем!                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока в аспекте требований ФГОС ОО по русскому языку для 8 класса

конспект урока в аспекте требований ФГОС по русскому языку для 8 класса по теме "Составное именное сказуемое"...

План-конспект урока по теме "Деловая графика. Построение диаграмм". 9 класс

Урок на тему «Деловая графика. Построение диаграмм» разработан для учащихся 9 классов, изучающих информатику по учебнику «Информатика и ИКТ, 9 класс»  (И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Рус...

Конспект урока риторики в 10 классе

Данный конспект урока может быть использован и на уроках развития речи , начиная с 7 класса и заканчивая 11 .Новые образовательные стандарты требуют от учителя обеспечения не только разнозненного пред...

План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 8 класс. Тема урока: Построение чертежа втачного рукава и притачной манжеты в М1:4.

Формирование умений и навыков по построению чертежа  в М1:4 втачного рукава и притачной манжеты....

Конспект урока по технологии "Требование к одежде"История создания, конструирование и моделирование поясных изделий» Класс: 6

- Нет ничего плохого в том, что человек хочет быть красивым и привлекательным. Это не только естественно, но и закономерно. Мы говорим о том, что внешний вид во многом определяет внутренний мир челове...