Конспект урока риторики "Риторические требования к построению речи" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок риторики в 5 классе по теме "Риторические требования к построению речи" создан как урок подготовки к построению и произнесению речи. Использованы занимательные задания, скороговорки для отработки дыхания перед произнесением речи, парная и групповая работа по анализу текстов, метод моделирования речи по теме "Улыбка". Несмотря на то что урок опубликован в журнале "Русская словесность" ещё в 2007 году (№2), надеюсь: данный материал пригодится преподавателям риторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ritoriki_v_5_klasse.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока риторики в 5 классе
на тему «Риторические требования к построению речи»
Цели: а) образовательные:
- знакомство с основными риторическими приёмами «изящно» построенной речи;
-первичное усвоение материала на основе воспроизводящих и воспроизводяще-творческих заданий;
б) развивающие:
- развитие коммуникативной компетенции (вовлечение в процесс общения);
- развитие навыков техники речи;
- развитие умений анализировать и оценивать общение (говорение, слушание);
- развитие воссоздающего воображения;
в) воспитательные:
- воспитание корректности поведения и взаимопомощи при работе в группе;
- воспитание любви к языку и интереса к предмету.
Оборудование: заготовки для ОК на доске; плакаты «Формула Цицерона», «Древо речи», «5 этапов подготовки речи»; ребус; записи на доске; «Словарь русского языка» В.И.Даля; оценочные листы; ОК (уменьшенный вариант на каждого ученика); тексты (по одному на группу); критерии оценки чтения (по одному на группу); конверты с заданиями для конструирования текста.
Ход урока
1. Мотивационное начало урока.
- Что весной веселит,
Летом прохлаждает,
Осенью питает,
А зимой согревает?
- Конечно, это дерево. Какие ассоциации возникают, когда слышите это слово?
- С чем можно сравнить дерево?
- Слово учителя.
А в Античные времена с деревом было принято связывать ораторское выступление. Такое «древо» включало в себя как бы все части настоящего дерева: корни – основные мотивы речи, ствол и ветви (большие и маленькие) – разделы и подразделы, крона дерева, т.е. листья, - это слова, а цветы – это всё то, что делает выступление красивым, нарядным, выразительным.
- Беседа.
- Чтобы выступление стало таковым, его тщательно говорят. Вспомните 5 этапов работы над речью. Подсказку для ответа поищите в классе.
( Я помогу вам стихотворением:
Чтоб речь составить, надо нам
Ступенек 5 пройти:
Сначала мысль изобрести,
Расположить её,
Потом словами выразить,
Запомнить, а затем
Нам надо речь произнести,
Чтоб стало ясно всем!)
- На какой «ступеньке», готовя речь, выступление, мы «спотыкаемся» чаще всего?
- Конечно, это расположение, построение речи.
- Вспомните, как должен быть построен образцовый текст? Сколько в нём частей?
(3: вступление, основная часть, заключение)
- Великий греческий мудрец древности Платон считал: « …Всякая речь должна быть составлена словно живое существо, у неё должно быть тело с головой и ногами, причём туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».
(Вывесить портрет Платона, по центру доски – изображение «человечка», символизирующего строение речи).
- Работа с текстом.
- Я сейчас прочитаю работу вашего сверстника, ученика 5 класса,
вы следите (текст есть на столе), а затем определите: это образцово построенный текст или нет.
Чем пахнут слова?
Слов великое множество! Многие из них имеют свое настроение, свой цвет. Но у слов бывают и запахи. Например, когда произносишь слова МАМА, СОЛНЫШКО, УЛЫБКА, на душе становится легко и радостно. Всё вокруг меняется, воздух наполняется запахом цветов.
Когда произносишь злые и жестокие слова, сразу ощущаешь неприятное чувство, будто на тебя свалился огромный камень. Сегодня нам очень часто приходится слышать страшные слова – «война», «убийство», «смерть». Они пахнут кровью, горем и слезами…
Давайте произносить только хорошие слова! Тогда и планета наша будет самой красивой и ароматной.
Дмитренко Миша, 5кл.
- Правильно ли построен текст? Докажите.
-А теперь в оценочный лист («Солнышко») в лучик, где изображен 1 человечек, поставьте идеальную оценку за чтение. Почему идеальную? Да потому что читать текст не надо. А вот оценить воображаемое чтение можно так: Кто чувствует себя готовым прочитать текст на «5»? «4»? «3»?
- Рефлексия (поднять руки).
- Итак, как должен строиться текст, мы видим.
- Объяснение нового материала.
А)- Но риторика – наука о красноречии (еще говорят – о сладкоречии). И уже более 2000 лет существует знаменитая формула великого римского оратора Цицерона:
Оратор есть тот,
кто любой вопрос изложит
со знанием дела,
стройно и изящно,
с достоинством при исполнении.
- Что означает слово «изящный»? Зачитайте определение в словаре:
Изящный – красивый, художественный, сделанный со
вкусом. (Даль)
Добавлю: - отличающийся тонкостью, соразмерностью во
всём, отвечающий требованиям худ. вкуса.
(Ожегов)
- Чтобы выступление оратора было изящным, нужно соблюдать
Риторические требования к построению речи
( Вывесить плакат над портретом Платона )
- Назовите ключевые слова в теме урока (подчеркнуть)
- Определите сами: что надо знать по теме? Что уметь?
Б) Оформление на доске ОК (части ОК вывешиваются по ходу объяснения учителя)
Главная цель вступления - «зацепить» внимание слушателя.
Для этого хорошо включить во вступление проблемный вопрос, необычный факт, приём сопереживания. В основной части, по мнению Цицерона, должно быть изложение материала.
- Что ещё нужно сделать, чтобы речь была более убедительной?
Конечно, подтвердить её примерами и, если есть оппонент, опровергнуть его мнение. Здесь можно использовать притчу, миф, сказку, басню, пословицу, песню – всё, что воздействует на аудиторию более сильно, чем простая информация.
Заключение, как говорил известный судебный оратор А.Ф.Кони, должно «закруглить» речь. Для этого нам пригодятся афоризм, цитата, призыв, иллюстрация.
- Таким образом, «закруглив» выступление, мы получим речь. Какую геометрическую фигуру напоминает идеальная, говоря слова Цицерона, «изящная речь»? Почему?
(круг- это символ гармонии мира)
- А для гармоничного соотношения частей текста нам нужна формула великого итальянского живописца, скульптора, инженера и ученого Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, по которой вступление и заключение должны составлять не более 1/3 всего текста.
(Вывесить завершающую часть ОК и портрет Л.да Винчи)
ОК
Риторические требования к построению речи
В) - Вернитесь к тексту «Чем пахнут слова?». Найдите риторические приёмы, помогающие сделать текст не только стройным, но и изящным.
- Что помогает «зацепить» внимание?
(необычный факт: слова имеют запахи)
- Как автору удалось изящно «закруглить» речь?
(использован призыв)
Г) Проговаривание учителем текста по ОК.
- Первичное усвоение материала.
А) Работа в паре.
- По ОК шёпотом проговорить материал по теме.
- Рассказать ОК друг другу и оценить в оценочном листе на
луче с двумя человечками.
(Кому некомфортно в паре, можно работать
со мной или самому)
Б) Работа в группе.
- Откройте конверт, достаньте текст В.Солоухина.
У людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, - всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.
- На втором листе даны варианты названия, вступления, заключения и дополнительный материал, который можно включить в основную часть.
Варианты вступления
1) «Много есть чудес на свете. Человек – из всех чудесней», - утверждал Софокл. Чем же так удивительны люди?
2) Чем можно сиять? В чем нам дано расплываться? Что может привлекать? Для этого…
- Говорят, хорошая песня и большая душа человека, как яркий костер, издалека видна. А как это можно увидеть?
4) Всё в мире гармонично. У природы есть великое солнце, которое светит и дарит тепло. А…
Варианты названий
1) Прекрасное лекарство для души.
2) От улыбки хмурый день светлей.
3) Улыбайтесь, люди, улыбайтесь!
4) Улыбка – капелька солнца.
Варианты заключения
1) Не дайте же душе окаменеть. Пусть на земле всегда живёт улыбка!
2) Улыбайтесь, люди, улыбайтесь! Легче станет жить всем на Земле.
3) Великий Сократ восклицал: «Заговори, чтоб я тебя увидел!». Я хочу добавить: «Улыбнись, чтоб я узнал твою душу». Улыбайтесь почаще!
4) Улыбнись, человек! И на капельку солнца прибавится в мире! Улыбнись, человек! Пусть на капельку радостнее станет жизнь!
Дополнительный материал
1) В известной песне есть слова: « Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся». Это значит надо отдавать людям свою улыбку, а они улыбнутся другим.
2) В евангельской притче говорится: «Зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме». Так и улыбка человека освещает всё кругом.
Задание: используя эти материалы, сконструируйте
текст речи, учитывая риторические требования
к её построению. (Во время работы в группе
помните о корректности поведения)
- Какие риторические приёмы вы использовали во вступлении, основной части, заключении?
В) Оцените свою работу в группе: насколько вы были активны и как велик ваш вклад в общее дело. Оценку поставьте в оценочный лист на лучике, где изображены несколько человечков.
Г) Рефлексия: «5»? «4»? «3»?
Д) Речь готова. Теперь надо подготовиться к её произнесению.
- Дыхательная гимнастика.
(чтоб разогреть мышцы щёк, языка и губ).
- Как она сегодня у нас называется, узнаете, отгадав загадку:
Под соснами, под ёлками
Ползет мешок с иголками.
(Ёжик)
- Это у нас такой умудрённый жизнью, солидный ёжик. Давайте представим себе ёжика помоложе, который спешит к своим ежатам. Изобразите пыхтящего, спешащего ёжика. Наберите воздуха и на выдохе говорите «пых – пых», как это делал бы спешащий ёжик, пока хватит воздуха. Губы плотно смыкайте и резко размыкайте. Повторите упражнение 2 раза.
- Теперь один человек от группы будет исполнять
роль оратора и пойдёт готовиться к произнесению
речи.
- Можете походить по классу, можно даже выйти в зимний сад: там и обстановка располагает, и зеркала есть, чтобы речь отрепетировать. Помните: время ограничено!
- Остальные – проводим речевую разминку: отрабатываем скороговорку.
Помним: проговорить не только быстро, но и очень чётко,
правильно. Работаем в темпе.
- Мысленно читаем с доски: «Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла».
- Произносим без звука, чётко артикулируя.
- Хором, шёпотом, чётко, медленно.
- Хором, громко, чётко, медленно.
- Хором, убыстряя темп.
- А теперь произнесите скороговорку с подтекстом:
а) восхититесь справедливостью королевы;
б) посочувствуйте Карлу.
- Работа в паре.
- Произнесите скороговорку с любым из предложенных подтекстов
и оцените друг друга (лучик с «мордашкой»).
- Поставьте себе в оценочный лист итоговую оценку.
- Рефлексия.
7. Произнесение речи.
- Конечно, в связи с ограничением времени, вам придётся читать текст, а не произносить его по памяти, как это делают настоящие ораторы. И тем не менее, ваша задача – произнести свою речь так, чтобы, как говорил государственный деятель России начала 19 века М.М.Сперанский, «склонить ум, тронуть душу».
(После произнесения речи оратором от каждой группы учитель даёт качественную оценку с использованием пословиц:
« Красную речь красно и слушать».
«Умные речи приятно слушать».
«Хорошая речь лучше мёда».
«Живое слово дороже мёртвой буквы»).
8. Разгадывание ребуса.
- Думаю, что все наши ораторы заслужили звание, которое «спрятано» в ребусе. Отгадайте.
ЗОЛОТО
=ЛА (устар.) (златоуст)
9. Обобщение.
- Чтобы оратора назвали златоустом, как он должен строить речь?
(По формуле Цицерона)
- Что делает речь не только стройной, но и изящной?
(различные риторические приёмы; с некоторыми
из них мы познакомились сегодня, над остальными
нам предстоит работать в дальнейшем)
10. Подача домашнего задания.
- Уверена, что будущее за теми, кто научится говорить
«стройно,
изящно
и с достоинством».
Перефразируя известные слова, надо сказать: «Суха, мой друг, теория всегда, а ДРЕВО РЕЧИ вечно зеленеет». Надо только очень захотеть это «древо» выращивать.
- Расшифруйте домашнее задание по записи на доске:
в б
ло – кий, ц.ган, ро – кий, изл.жение, бар(?)икада
ф п (выбор)
- Домашнее задание предлагаю Вам по вашему выбору и разумению. Буду рада, если вы ещё раз просмотрите ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ (его можно взять домой) и составите сенквейн о СЛОВЕ или на любую другую тему. Это поможет вам на следующем уроке.
11. Завершение урока.
- В Древнем Риме была фраза, которой оратор нередко заканчивал своё выступление.
«DIXI!», что означало « Я всё сказал!», а иногда и полной фразой,
известной каждому римлянину:
«DIXI ET ANIMAM LEVAVI» ,
что выражает полное удовлетворение, испытываемое оратором, а именно
СКАЗАЛ И ОБЛЕГЧИЛ ТЕМ СВОЮ ДУШУ!
Я тоже говорю Вам: «DIXI!»
Урок окончен. Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока в аспекте требований ФГОС ОО по русскому языку для 8 класса
конспект урока в аспекте требований ФГОС по русскому языку для 8 класса по теме "Составное именное сказуемое"...
План-конспект урока по теме "Деловая графика. Построение диаграмм". 9 класс
Урок на тему «Деловая графика. Построение диаграмм» разработан для учащихся 9 классов, изучающих информатику по учебнику «Информатика и ИКТ, 9 класс» (И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Рус...
Конспект урока риторики в 10 классе
Данный конспект урока может быть использован и на уроках развития речи , начиная с 7 класса и заканчивая 11 .Новые образовательные стандарты требуют от учителя обеспечения не только разнозненного пред...
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 8 класс. Тема урока: Построение чертежа основы прямой блузы в М1:4 .
Формирование умений по построению чертежа основы прямой блузы в М1:4....
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 7 класс. Тема урока: Построение чертежа основы прямой юбки в М1:4.
Формирование умений по построению чертежа основы прямой юбки в М1:4....
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 8 класс. Тема урока: Построение чертежа втачного рукава и притачной манжеты в М1:4.
Формирование умений и навыков по построению чертежа в М1:4 втачного рукава и притачной манжеты....
Конспект урока по технологии "Требование к одежде"История создания, конструирование и моделирование поясных изделий» Класс: 6
- Нет ничего плохого в том, что человек хочет быть красивым и привлекательным. Это не только естественно, но и закономерно. Мы говорим о том, что внешний вид во многом определяет внутренний мир челове...