Конспект урока риторики в 10 классе
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Суходольская Людмила Юрьевна

Данный конспект урока может быть использован и на уроках развития речи , начиная с 7 класса и заканчивая 11 .

Новые образовательные стандарты требуют от учителя обеспечения не только разнозненного предметного, но и целостного компетентностного образования. Образовательные компетентности ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Одной из важнейших компетенций, несомненно, является коммуникативная компетенция.

        Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования русского языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования орфографической и пунктуационной зоркости; овладения нормами   русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной связной речи.

Однако именно способность ученика связно излагать свои мысли является насущной проблемой современной школы. Тестовая форма экзамена, возможность написать сочинение – рассуждение по шаблону, влияние деформированной формы общения в соцсетях и СМС – связи, отказ от чтения – все эти факторы привели к тому, что ребенок без посторонной помощи не может справиться с написанием более-менее связного текста, точно выразить свою мысль, пересказать текст, выявивив в нем ключевые моменты.

А ведь владение русским языком, или языковая компетенция, предполагает умение создавать любой вид текста в зависимости от коммуникативной ситуации. Значит, в школьном обучении одним из важнейших ориентиров должно стать владение словом, умение использовать его в разных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ritoriki.docx839.4 КБ
Файл smyslovaya_shema_rechi_kak_sposob_formirovaniya.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока риторики в 10   классе

подготовила   учитель  русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов»

Суходольская Людмила Юрьевна

                                       

                                         Конспект урока

            Урок риторики по теме «Смысловая схема речи»

Тип урока: изучение нового материала с использованием ЭОР

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Цели: Дать понятие о смысловой схеме речи, о системе топов в русском языке;

           Научить составлять схемы, устное высказывание  по схеме;

            Совершенствовать навыки коллективного общения, развивать речь и логическое       мышление;

 Совершенствовать навыки работы с программой POWER POINT

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийный экран.

                                                       

                                                     Ход урока

   1. Организация внимания.

  2.Вступительное слово.. Речь. Речь. Речь. Она звучит повсюду. Именно владение речью отличает нас от остальных млекопитающихся. Почему же в нашей жизни часто случаются недопонимания, почему свою мысль, идею, мы не можем донести до окружающих? Почему мы сталкиваемся с проблемой написания сочинений, подготовки устных выступлений? А про спонтанную речь на какую-либо тему и говорить нечего. Ответ один- мы не знаем, как это правильно делать.

3.Целеполагание Сегодня я хочу предложить вашему вниманию один из приемов создания текста, который поможет вам при всех вышеназванных ситуациях, при условии, что вы сами приложите все усилия для овладения этой методикой.

4. Лекция учителя.

Все в нашем окружении состоит из частей. В том числе и тексты , которые мы читаем, пишем, составляем, построены из своего рода «кирпичиков», называемых «топами», или «общими местами». (слайд 2 )  Всмотревшись в глубь многовековой истории риторики, мы обнаружим, что некогда “общие места” представляли собой настоящие смысловые модели, по которым любой ритор мог творить сам. “Общие места” предоставляли говорящему именно те способы “размножения идей”, познав которые ,человек приобщался к традиционной культуре мысли и речи. Почему эти смысловые модели получили название общих мест? “Местами” (по-гречески “топами”) они были названы потому, что в сознании ритора речь представала как “карта местности”, на которой каждая идея имела свое положение, место. Поэтому и модель, по которой можно было изобрести новую идею, получила название “место”. “Общими” же эти смысловые модели были названы по причине их “модельной”, а значит, обобщающей природы.(слайд3)

Совокупность общих мест и способы их применения называются топикой. Топика отражает общие законы человеческого мышления. Топика как система общих мест позволяет без напряжения и неоправданных усилий разработать идею, развить мысль, быстро подобрать аргументы для данного тезиса, тем самым дает надежную основу для

создания любой речи. (слайд 4)     « Эта смысловая модель позволяет  человеку, «охватив все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные  явления»,- говорил  Сократ.

 М. Ломоносов предлагал 16 общих мест, призванных «расплодить" простые идеи(слайд5)

  1. род и вид; 2) целое и части; 3) свойства материальные; 4) свойства жизненные; 5) имя; 6) действия и страдания; 7) место; 8) время; 9) происхождение; 10) причина; 11) предыдущее и последующее; 12) признаки; 13) обстоятельства; 14) подобия; 15) противные и несходные вещи; 16) уравнения.

Современная риторика пришла к выводу, что для создания любого речевого произведения достаточно девяти смысловых моделей: "род – вид", "определение", "целое – части", "свойства", "сопоставление", "причина и следствие", "обстоятельства", "примеры и свидетельства", "имя".(Слайды 6-8)

Представьте, что предмет вашей речи – простая идея, например, роза. Никакая речь о розе невозможна без разложения этой простой идеи по модели общее-частное. Общим родовым понятием по отношению к вашей розе будет – цветок, а еще – садовый цветок ( если в речи вы захотите противопоставить красоту розы и ее капризность естественной красоте, неприхотливости, скромности цветов полевых). Видовыми понятиями будут разновидности розы – простой дикий шиповник, махровая садовая роза, роза белая и алая (вспомните известный романс о белой и алой розах или войну Алой и Белой розы) - все эти разновидности или некоторые из них можно будет использовать в речи, если понадобится.

4. Знакомство с образцами смысловых схем. Попытка создания текста по данным схемам (Слайды со схемами)

 

5.Физминутка.

6. Работа по группам над проектом. Каждой группе дается одно понятие (правда, честь, гуманизм, любовь, семья), по которому составляется смысловая схема. ( Если учащиеся затрудняются  в подборе аргументов и логических цепочек, они могут выбрать слова самостоятельно. Обращаем внимание на топ «Пример, свидетельство», который позволяет учащимся подобрать аргументы из других областей знаний, использовать сведения из других школьных предметов).

По возможности на этом же уроке озвучивается первичный набросок схемы.

7. Домашнее задание: подготовиться к защите проекта по выбранному слову ( по единой для группы схеме каждый учащийся готовит собственное высказывание , не записывая получившийся текст – он должен быть первичным)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смысловая схема речи как способ формирования учебно- познавательных и коммуникативных компетенций Выполнила Суходольская Людмила Юрьевна , учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4 с УИОП» г . Усинск

Слайд 2

Топы текста Т Е К С Т

Слайд 3

Топами (с греческого “место”) они были названы потому, что в сознании ритора речь представала как “карта местности”, на которой каждая идея имела свое положение, место.

Слайд 4

топика Совокупность общих мест и способы их применения называются топикой. Топика отражает общие законы человеческого мышления. Топика как система общих мест позволяет без напряжения и неоправданных усилий разработать идею, развить мысль, быстро подобрать аргументы для данного тезиса, тем самым дает надежную основу для создания любой речи.

Слайд 5

М.В. Ломоносов предлагал 16 общих мест , призванных «расплодить " простые идеи: 1 ) род и вид; 2) целое и части; 3) свойства материальные; 4) свойства жизненные; 5) имя; 6) действия и страдания; 7) место; 8) время; 9) происхождение; 10) причина; 11) предыдущее и последующее; 12) признаки; 13) обстоятельства; 14) подобия; 15) противные и несходные вещи; 16) уравнения

Слайд 6

Современная риторика пришла к выводу, что для создания любого речевого произведения достаточно девяти смысловых моделей: "род – вид", "определение", "целое – части", "свойства", "сопоставление", "причина и следствие", "обстоятельства", "примеры и свидетельства", "имя".

Слайд 7

Топы (общие места)текста имя целое ,части сравнение, сопоставление определение род, вид обстоятельства свойства , признаки причина следствие примеры, свидетельства

Слайд 8

имя род определение признаки Вид, разновидности Аргументы, цитаты, примеры следствие причины обстоятельства Сопоставление свойства целое части

Слайд 9

Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и мы, и вы Если все сорвут цветы, Не останется цветов И не будет красоты

Слайд 11

ССОРА Состояние взаимной вражды; размолвка Душевная боль, обида, крик Мир, чувство, любовь, эмоции Решение проблем, сила воли Компромисс, переговоры, уступки С близкими, с любимым человеком, с друзьями и т.д Сплочение, улучшение прежних отношений, взаимопонимание

Слайд 13

Э та смысловая модель позволяет человеку , «охватив все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные явления ». Сократ

Слайд 14

ФЛАМИНГО ЧАЙКА ЛАСТОЧКА мечта ----- ПТИЦА ДЯТЕЛ КУРИЦА СОРОКА СТРАУС

Слайд 16

имя род определение признаки Вид, разновидности Аргументы, цитаты, примеры следствие Причины, предпосылки обстоятельства Сопоставление свойства целое части


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Риторика» 3 класс Сочиняем загадки

Урок «Риторика» 3 классСочиняем загадкиЗадача: научить загадывать загадки, придумывая их использовать слова, обозначающие признаки и действия предметовЦели: развивать монологическую речь, память...

Конспект урока риторики "Риторические требования к построению речи" (5 класс)

Урок риторики в 5 классе по теме "Риторические требования к построению речи" создан как урок подготовки к построению и произнесению речи. Использованы занимательные задания, скороговорки для отработки...

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Дистантное общение и современная техника.

Материал для работы на уроках риторики в 10 классе. Тема: "Дистантное общение и современная техника". Задание предполагает просмотр видеофрагмента, его риторический анализ и решение риториче...

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Конфликтная ситуация. Конфликт.

Материал разработан к уроку риторики в 10 классе по теме: "Конфликтная ситуация. Конфликт". Задание предполагает просмотр и риторический анализ видеофрагмента, далее ребятам предлагается реш...

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Официальный тост.

Матриал предполагает просмотр, последующее за ним обсуждение видеофрагмента и решение риторической задачи по теме: "Официальный тост"....

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Дистантное общение и современная техника. "Из комментария слов не выкинешь".

Предлагаемый материал включает анализ образцов комментариев и последующее их обсуждение....

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Дистантное общение и современная техника.

Материал включает в себя памятку, содержащую правила успешного официального общения по видеосвязи....