Конспект урока по риторике на тему: "Виды речевой деятельности. Говорение."
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цель данного урока по риторике:
1) познакомить учащихся с особенностями одного из видов речевой деятельности – говорения;
2) формировать умение делать выводы, основанные на наблюдениях, обучать построению связного высказывания на заданную тему;
3) развивать речевые навыки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_65703.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок риторики.
6 класс
«Виды речевой деятельности. Говорение»
Цель урока:
- познакомить учащихся с особенностями одного из видов речевой деятельности – говорения;
- формировать умение делать выводы, основанные на наблюдениях, обучать построению связного высказывания на заданную тему;
- развивать речевые навыки учащихся
Оборудование:
Учебная литература, записи на доске, мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока.
- Вступительная беседа.
Мы с вами на протяжении нескольких лет изучаем интересную науку – риторику.
- Что вам дают уроки риторики?
- Чему учит риторика?
Шаг за шагом мы с вами постигаем азы общения, совершенствуя свою речь. Каждый урок учит нас чему-то новому.
- Повторение ранее изученного.
1) - Вспомните тему предыдущего урока.
(виды речевой деятельности)
- На какие виды подразделяется речевая деятельность человека?
(Существуют устные виды речевой деятельности – говорение и слушание - и письменные виды речевой деятельности – письмо и чтение)
2) - Прочитайте пословицы.
Не пером пишут, а умом.
Услышанное не сравнить с увиденным.
Глупый болтает, а умный думает.
- О каких видах речевой деятельности говорится в пословицах?
- Какие пословицы вы подобрали дома
- о письме
- о чтении
- о говорении
- о слушании?
- Рассмотрите рисунки. Упр. 146
- Какая ситуация изображена на первом рисунке?
- Какие виды речевой деятельности используются?
- рассмотрите второй рисунок. Где происходит действие? Какие виды речевой деятельности используются?
III. Изучение нового.
1) Сегодня мы познакомимся с особенностями одного из видов речевой деятельности – говорении или устной речи.
Запись темы «Устная речь (говорение)».
Каждый из нас практически ежедневно пользуется этим видом речевой деятельности.
- Где и когда вам необходимо бывает умение пользоваться устной речью?
(В беседе с друзьями, в разговоре с родителями, на уроке в школе и т.д.)
Существуют профессии, где говорение становится основным видом деятельности.
- Назовите их.
(Учитель, актер, диктор, ведущий телепрограмм и т.д.)
- А задумывались ли вы, почему одних людей мы слушаем с удовольствием, а других слушать трудно, а порой и не хочется?
- Сегодня наша задача и состоит в том, чтобы выяснить, что нужно для того, чтобы тебя понимали и хотели слушать.
Слайд.
Чтобы тебя понимали и хотели слушать, необходимо (запись в тетрадь)
По ходу разговора основные выводы будем записывать в тетрадь.
2) Послушайте текст. Упр. 148 (читает учитель).
На доске таблички. ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ
- Почему все замерли в удивлении?
(Фраза неоднозначная, ее можно понять по-разному)
- Составьте на доске несколько возможных вариантов
Те перья поднимите тоже.
Те перья подними, те тоже.
Те перья под ними, те тоже.
Те перья под ним, и те тоже.
Теперь я, поднимите тоже.
Теперь я под ними, те тоже.
Теперь я под ним, и те тоже.
- Чем вызван такой разнобой в понимании фразы?
(Робот неграмотно оформил фразу: не сделал необходимых пауз, не не использовал возможности интонации)
- Сделаем первый вывод: что необходимо, чтобы тебя понимали и слушали?
- грамотно оформлять высказывание;
- умело использовать паузы, интонацию, возможности живого голоса
- Всегда ли уместной бывает пауза?
Посмотрим сценку, подготовленную ребятами, и сделаем выводы.
- Попробуйте определить основную черту характера главного героя, проследите за его речью, обратите внимание на паузы.
Представьте себе лесную полянку, где собираются по вечерам веселые зверьки – хомяки и слушают удивительные истории, которые рассказывает один из них.
Сценка.
- Назовите основную черту характера главного героя.
Он хвастун. Этим и определяется его речь. Дайте ей оценку.
(Живая, в сравнении с речью робота, эмоциональная, но неорганизованная, обращают на себя внимание долгие паузы)
- Чем вызваны паузы?
(Он не знает, о чем ему говорить дальше, потому что тема высказывания ему незнакома, он не определил для себя, что должен сказать)
То, что хотел сделать герой, называется
ИМПРОВИЗАЦИЯ.
ИМПРОВИЗИРОВАТЬ – создавать в момент исполнения, без подготовки.
- Почему его импровизация «провалилась»?
(Не разбирается в теме высказывания, не определил для себя основную мысль высказывания)
- Делаем выводы: что же еще нужно, чтобы тебя понимали и слушали?
- хорошо разобраться в теме высказывания;
- знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя
- уметь импровизировать
- Давайте послушаем еще одно высказывание, сравним его с предыдущим. Упр.150 (звучит в записи)
Слушая это высказывание, мы тоже обратили внимание на паузы, но, согласитесь, они совсем другого характера.
- Чем объясняются паузы в речи этого персонажа?
Человек размышляет. Тема сложная, требует тщательного обдумывания. Мы с вами стали свидетелями процесса создания высказывания и импровизации, а пауза нужна, чтобы поискать наиболее подходящее слово, а может быть, она свидетельствует о волнении героя.
Тем и интересна устная речь, что она создается в момент говорения и предполагает словесную импровизацию
- А вот у следующего героя было время подготовиться к устному ответу.
- Послушайте, что из этого вышло, и оцените его речь.
Упр.151 (звучит в записи)
- Где происходит действие?
- Обрисуйте создавшуюся ситуацию.
Какова тема его высказывания?
- Интересно ли было слушать? Почему?
- Какие из записанных нами условий не выполнил ученик?
- Какие еще недостатки в его высказывании вы заметили?
- Сделаем выводы, занесем в тетрадь.
- соблюдать последовательность изложения;
- избегать в речи лишних – «сорных» - слов
Итак, в процессе наблюдений у нас получился своеобразный свод правил для тех, у кого есть желание совершенствовать свою речь.
- Прочитаем и найдем недостатки в нашем высказывании.
Мы тоже не выполнили одно из наших правил. Найдите его.
Нам надо восстановить последовательность работы над собственным высказыванием.
- С чего мы должны начать подготовку устного высказывания?
- хорошо разобраться в теме высказывания;
- знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя
- соблюдать последовательность изложения;
- грамотно оформлять высказывание;
- умело использовать паузы, интонацию, возможности живого голоса
- избегать в речи лишних – «сорных» - слов
- уметь импровизировать
- А теперь попробуем применить полученные знания на практике.
Я предлагаю вам тему для создания устного высказывания
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
- Что представляет собой эта запись?
- Как вы понимаете мысль, заложенную в пословице?
- Я не случайно предлагаю вам эту тему. Важно научиться говорить грамотно, но еще важнее помнить, что каждое сказанное нами слово обращено к людям и в нем заложена большая сила.
- Какие могут быть слова?
- Как они воздействуют на людей?
Поэтому нельзя необдуманно бросаться словами, надо научиться так пользоваться словом, чтобы не жалеть потом о сказанном, ведь слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Известный поэт Вадим Шефнер очень точно сказал:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Помните об этом и обращайтесь со словом осторожно, чтобы не радить близких людей, не заставлять их страдать. Говорите друг другу больше добрых, приятных слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР
Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...
План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА В 5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...
Конспект урока по СБО по теме "Виды одежды"
Цель: Различать одежду в зависимости от назначения.Задачи:-коррекционно-образовательная: показать функциональную значимость одежды от сезона и назначения; уметь подбирать одежду по сезону в зависимост...
конспект урока по СБО по теме «Виды обуви и её назначение. Уход за обувью».
Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся об одежде и обувиЗадачи урока:-Различать обувь по виду и назначению, подбирать обувь по сезону, знать правила ухода за обувью-способствовать ...
Конспект урока с презентацией на тему "Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику "Русский язык" В.В. Львова, С.И. Львовой, 5 класс, в 3-х частях.
Конспект урока с презентацией на тему " Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему ...
Конспект урока 6 класс по теме "Виды корней и типы корневых систем" + лист самооценки+раздаточный материал
На протяжении урока учащиеся погружены в самостоятельную работу, используются различные формы работы, возможны различные варианты замены одного упражнения другим....
Конспект урока по риторике по теме: "Виды общения. Словесное и несловесное общение".
Данный конспект может быть использован на уроке риторики в 5 классе. К конспекту прилагается презентация....