Программа по чтению для 8 класса (коррекционное обучение 8 вида)
рабочая программа (8 класс) на тему

Клюева Наталья Николаевна

На уроках чтения в 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразитель­ности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владе­ют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художе­ственного произведения вызывает у них затруднения при его чте­нии и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методичес­кая вариативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Для умственно отсталых детей в 8 классе осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

На уроках чтения в 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Цель программы:

Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.

Задачи:

1.      Совершенствование навыков правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей.

2.      Развитие навыков понимания читаемого материала.

3.      Развитие речи учащихся и мышления через обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме.

4.      Формирование нравственных качеств, направленных на социальную адаптацию, на гражданское, трудовое, эстетическое воспитание учащихся.

 

Основные направления коррекционной работы

1.        Развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления.

2.        Корригировать познавательную деятельность учащихся и их представления об окружающем мире.

3.        Коррекция уровня общего и речевого развития учащихся, развитие коммуникативных навыков.

4.        Развитие артикуляционной моторики.

5.        Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.

Содержание программы

Устное народное творчество (9 часов). Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной, авторскую балладу от народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную мысть  произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки, былины.

Произведения русских писателей XIX века (41 час). Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определелять главную мысть и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь пересказать прозаический текст – сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение – по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.

Произведения русских писателей первой половины XX века (22 часа). Иметь представление о гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX  века. Знать основные события жизни А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А.М.Горького. Познакомиться с небольшими статьями о жизни А.Н.Толстого, С.Есенина, А.Платонова, Н.Заболоцкого, определить основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Уметь отличать сказку от рассказа. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя и одноклассников. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя). Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов. Уметь составлять план эпизода и пересказывать по нему текст, пересказывать от другого лица. Иметь представление о юморе, уметь определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнить задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника – по плану (с помощью учителя), прокомментировать собственное выразительное чтение – по плану.

Произведения русских писателей второй половины XX века (20 часов).Познакомиться с краткими статьями о жизни К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского, В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.А.Суркова, определить основные темы их творчества. Иметь представление о разнообразии тем и образов русской литературы второй половины XX века, познакомиться с произведениями писателей. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь составить план текста, озаглавить части рассказа, кратко или сжато передать содержание прочитанного. Уметь определить главную мысль текста, чувства автора и героев. Объяснение значения отдельных слов и выражений. Уметь сравнивать героев произведений (внешность, характеры, чувства, поступки). Уметь выполнять самостоятельно задания по карточкам (по тексту произведения): давать оценку герою и его поступку, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение и делать вывод. Уметь составить характеристику героя по плану, используя опорные слова. Уметь соотносить иллюстрацию с текстом. Заучивание наизусть отрывков из стихотворных произведений.

Уроки внеклассного чтения (7 часов). Развивать навык самостоятельного чтения рекомендованных учителем произведений. Уметь передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Уметь работать в группе по плану анализа стихотворного произведения, давать небольшой развернутый аргументированный ответ по одному из пунктов плана. Устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 8 класса по чтению

 

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Учащиеся должны уметь:

 

·         читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;

выделять главную мысль произведения;

давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;

пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

 

 

Учащиеся должны знать:

 

         наизусть десять стихотворений, прозаический отрывок

 

Учащиеся должны уметь:

 

·         читать вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;

читать «про себя» проанализированный текст;

участвовать в выделении главной мысли произведения;

определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;

пересказывать текст по плану, используя опорные слова, по наводящим вопросам.

 Учащиеся должны знать:

 

·         наизусть восемь стихотворений, частично прозаический отрывок

 

Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению

 

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бегло, выразительно;

- выделяет главную мысль произведения или части;

- делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно;

- допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

- выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;

- активно участвует в выделении главной мысли произведения;

- делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;

- оценивает поступки героев;

- отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;

- читает стихотворение наизусть без ошибок

 

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;

- допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;

- затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;

- называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя;

- пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;

- отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.

 

Проверка техники чтения

 

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):

VII-IX класс - 90-100 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Материально-техническое обеспечение

1. Мультимедийный комплекс

2. Художественная литература

3. Портреты русских писателей

Список литературы

 Для учащихся:

З.Ф.Малышева. Книга для чтения. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2015.

Для учителя:

1. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.

        2. Н.И.Вайсман, Р.Ф.Гарват. «Зарубежная литература в 5-7 классах общеобразовательной школы. – Благовещенск, БГПУ, 1997.

3. Е.В.Комиссарова, Б.И.Турьянская. Рабочая тетрадь по литературе. 5 класс. – М., «Русское слово», 1997.

4. Г.С.Меркин. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса. – М., РОСТ, Скрин, 1996.

5. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.

Типы уроков

1     УОНМ     урок ознакомления с новым материалом

2     УЗИМ      урок  закрепления  изученного материала

3     УПЗУ       урок   применения   знаний и умений

4     УОСЗ       урок  обобщения и систематизации  знаний

5     УПЗ          урок   проверки   знаний

6      КУ           комбинированный урок

Календарно-тематическое планирование на 2015/16 учебный год

№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Планируемые результаты

Формы контроля и д/з

План

Факт

Устное народное творчество    6 часов

1

01.09

Русская народная сказка  «Волшебное кольцо». Герои сказки. Сюжет.

УОНМ

Викторина

Знать разные виды сказок

Устный опрос

2

02.09

Нравственный смысл сказки «Волшебное кольцо».

УЗИМ

Рассказать на примерах сказки, как наказывается зло и торжествует добро

Чтение по ролям

3

04.09

«Волшебное кольцо»

КУ

Пересказ

Доказать, что это волшебная сказка

Краткий пересказ по

Плану

4

07.09

Пословицы и поговорки. Народная точка зрения на добро и зло.

УОНМ

Карточки для самост. работы

Что такое пословицы и поговорки, применение их в быту

5

08.09

Образ русского человека в произведениях УНТ. Баллады.

КУ

Чтение баллады

Что такое баллада?

Запомнить несколько

пословиц и поговорок на определенную тему

6

09.09

Былины. Краткое знакомство с былинами. Герои былин.

КУ

Чтение былин, беседа

Герои былин

Чтение баллад

7

11.09

Чтение былины «Добрыня и Змей». Работа по содержанию.

КУ

Беседа, устный опрос, чтение

Что называют былиной? Чтение былин

Выразительное чтение

Произведения русских писателей XIX века        46 часов

8

14.09

Знакомство с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина

УОНМ

Рассказ учителя

Творчество поэта. Главные герои баллады, поединок между ними

Чтение по ролям

9

15.09

Основные темы творчества А.С. Пушкина.

КУ

Беседа

Творчество поэта.

Устный опрос

10

16.09

Природа в лирике А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро» А.С. Пушкина.

КУ

Работа с зимними пейзажами, беседа

Знать содержание былины. Уметь дать характеристику главным героям и событиям, происходящим в былине

Выразительное чтение

11

18.09

Друзья А.С. Пушкина. «И. И. Пущину»

КУ

Подготовка к выразительному чтению

Знать виды сказок. Уметь разъяснять смысл пословиц и поговорок. Уметь оценивать поступки героев.

Фронтальный опрос

12

21.09

 Анализ стихотворения «Няне»

КУ

Отработка умения анализировать произведения

Знать даты жизни поэта, произведения, биографические сведения, отношение царского правительства к поэту, причину гибели

Краткий пересказ

13

22.09

Любовная лирика А.С. Пушкина. «Сожжённое письмо», «Я вас любил» .

КУ

Чтение стихотворений, беседа, анализ

Рассказать о поведении Пушкина во время экзамена. О каком историческом событии вспоминает он в своём стихотворении?

Пересказ по

заданному плану

14

23.09

Герои сказок А.С. Пушкина. Выразительное чтение «Сказки о Попе и его работнике Балде»

КУ

Беседа, выразительное чтение

Рассказать о встрече и прощании друзей. Когда и за что Пушкин был сослан в ссылку?

Устный опрос

15

25.09

 Выразительное чтение сказок А.С. Пушкина

УПЗУ

Выразительное чтение, работа с текстом

Сбылись ли предсказания поэта о его широкой известности? Кому посвятил А.С.Пушкин это стихотворение?

Выразительное чтение

16

28.09

Статья М.Л. Басиной «Публичное испытание»

КУ

Работа с текстом

Любовь А.С.Пушкина к русской природе и использование им эпитетов

Выучить наизусть

17

29.09

Выразительное чтение и анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкин

УПЗУ

Выразительное чтение, работа с текстом

Когда написано это стихотворение? Кому он посвящено?

Выразительное чтение

18

30.09

Выразительное чтение и анализ стихотворения «19 октября 1827 года» А.С. Пушкин .

КУ

Выразительное чтение, работа с текстом

Любовь А.С.Пушкина к няне, взаимоотношения героев

Выразительное чтение

19

02.10

Знакомство с биографией и творчеством великого русского писателя М.Ю. Лермонтова.

УОНМ

Рассказ учителя

Краткая характеристика героев.

Выборочное чтение

20

05.10

Отношение поэта к гибели А.С. Пушкина. Выразительное чтение «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова.

КУ

Выразительное чтение, работа с текстом, обсуждение

Знать биографические сведения поэта

Пересказ

21

06.10

Анализ стихотворения «Родина» М.Ю. Лермонтова

КУ

Чтение стихотворений, беседа, анализ

Кому посвящено стихотворение? Когда оно написано?

Выразительное чтение

22

07.10

Тема одиночества. Выразительное чтение «Парус», «Сосна», М.Ю. Лермонтова

КУ

Чтение стихотворений, беседа, анализ

Сравнить отношение М.Ю.Лермонтова к России- родине простого народа и к России- стране господ

Выразительное чтение

23

09.10

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова». Часть 1. Картины пира.

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Прочитать строки о море в тихую погоду и в бурю. Найти слова, которые использует поэт

для выражения одиночества пальмы и сосны

Выучить наизусть

24

12.10

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова». Часть 2. Образ купца Калашникова.

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Какие детали описания пира царя Ивана Грозного говорят о его древности? Отношение царя к Кирибеевичу

Оглавление части.

Выразительное чтение

25

13.10

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова». Часть 3. Бой.

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Оценить поступок Кирибеевича

Оглавление части.

Выразительное чтение

26

14.10

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова». Итоговый урок. Рассказ о герое

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Как выглядели и вели себя соперники перед боем? Как отнёсся царь к гибели Кирибеевича

и как « наградил» победителя?

Оглавление части

Выразительное чтение

27

16.10

Внеклассное чтение Отрывок из «Педагогической поэмы» А. Макаренко.

КУ

Работа с текстом, обсуждение, ответы на вопросы

Знать биографические сведения И.А.Крылова

Устный опрос

28

19.10

И.А. Крылов. Рассказ о жизни писателя. Понятие о басне

УОНМ

Рассказ учителя

В связи с какими событиями написана басня?

Разделить басню на логические части. Уметь характеризовать героев басни

Выразительное чтение

29

20.10

Чтение по ролям И.А.Крылова «Волк на псарне»

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Как слушали пение Соловья все в округе? Какова была реакция Осла на пение Соловья?

Выучить басню

30

21.10

Выразительное чтение по ролям басни «Осел и соловей»

КУ

Выразительное чтение, чтение по ролям

Из каких слов басни видно, что Пчела трудолюбива? Какой образ жизни ведёт Муха?

Чтение по ролям

31

23.10

Определение морали басни И.А.Крылова «Муха и пчела»

КУ

Обсуждение басни

Знать биографические сведения Н.А.Некрасова

Пересказ

32

26.10

Знакомство с жизнью и творчеством великого русского поэта     Н. А. Некрасова.

УОНМ

Рассказ учителя

Каким чувством проникнуто это стихотворение? Найти в стихотворении обращения поэта к родной земле, Волге,

народу

Выборочное чтение

33

27.10

Содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (отрывок)

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Что говорит поэт о тяжёлой доле русской крестьянки?

Выразительное чтение

34

28.10

Работа над выразительным чтением «В полном разгаре страда деревенская». Устное словесное рисование.

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Сочувствие тяжёлой доле русского народа.

Составление характеристики русской женщины по данному плану

Выучить отрывок

Наизусть

35

30.10

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок). Составление характеристики героини (по плану).

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Какие чувства вызывает поступок женщин, последовавших за своими мужьями-декабристами в ссылку в Сибирь?

Выразительное чтение

36

Н.А.Некрасов «Русские женщины» (отрывок). Определение главной мысли

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Знать биографические сведения И.С.Никитина

Какие сравнения использует автор для описания красоты родной земли.

Выучить наизусть

37

Природа в стихотворении И.С. Никитина  «Русь» (отрывок). Устное словесное рисование.

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Красота родной земли. Уметь делить на части, озаглавить

Выразительное чтение

38

Смысловые части стихотворения «Утро на берегу озера»

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Красота родной земли. Уметь делить на части, озаглавить

Пересказ

39

Внеклассное чтение. Стихотворения русских поэтов о зиме

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Как крепостное право калечило судьбы людей

Отношение Герасима к работе

Рассказ о Герасиме по

 Плану

40

Знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя И. С. Тургенева.

УОНМ

Рассказ учителя

Знать биографические сведения писателя

41

И.С.Тургенев «Муму» I часть. Характеристика героя.

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Спасение щенка. Привязанность Герасима к Муму. Счастье Герасима в заботе о Муму

Выучить отрывок

«Спасение Муму»

Наизусть

42

«Муму» II часть. Описание собаки

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Показать влияние крепостной зависимости на людей. Чтение отрывка по ролям. Деление на

части по плану

Пересказ по заданному

Плану

43

«Муму» III часть. Рассказ о барыне

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Показать на примерах из текста , бессилие Герасима перед всесильной барыней. Рассказать о поведении Герасима после исчезновения Муму. Как изменилось настроение Герасима после возвращения Муму?

Пересказ

44

«Муму» IV часть. Сочувствие главному герою

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Составление характеристик лекаря, Гаврилы, барыни

Прочитать

характеристики из

текста.

Пересказ

45

Пересказ по плану «Муму» V часть

УПЗ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Какое объяснение произошло у Гаврилы с Герасимом? Как держался Герасим? Что в его

поведении вызывает уважение?

Составление плана и

краткий пересказ по

плану

46

«Муму» VI часть. Бессилие крепостного перед барыней.

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Сочувствие Тургенева угнетённым, его выступление против крепостнических порядков

Составление

характеристики

Герасима

по плану. Изложение

47

«Муму» VII часть. Пересказ по составленному плану

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

48

«Муму» VIII часть. Анализ иллюстраций к повести  

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

49

Обобщение по повести И.С. Тургенева «Муму».  Характеристика героя (по плану)

УЗИМ

Работа с текстом, ответы на вопросы

50

В/ч. А.П.Чехов «Толстый и тонкий»

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

51

Страницы жизни и творчества великого русского писателя Л. Н. Толстого

УОНМ

Рассказ учителя

Знать биографические сведения писателя. Цель жизни в труде

Пересказ

52

Л.Н. Толстой «После бала» (в сокращении). Внешность и поведение полковника на балу. Жестокость полковника после бала.

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Описать внешность и поведение полковника на балу. Чем была привлекательна Варенька?

Пересказ от 1 лица

53

Л.Н. Толстой «После бала» (в сокращении). Внешность и поведение полковника на балу. Жестокость полковника после бала.

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Знать поэтов и писателей, их биографические сведения, произведения

Отвечать на вопросы

54

Итоговый урок по разделу

УПЗ

Письменная работа

Знать главных героев, авторов произведений, смысл

Проверочная работа

Произведения русских  писателей 1-ой половины XX века    23 часа

55

Страницы жизни и творчества великого русского писателя А.П. Чехова

УОНМ

Рассказ учителя

Знать биографические сведения писателя. Добрый юмор А.П.Чехова в его рассказах

Устный опрос

56

Смысл названия юмористического рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». Чтение по ролям

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Почему этот рассказ называют юмористическим?

Чтение по ролям

57

Смысл названия юмористического рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». Чтение по ролям

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Перечислить все комические моменты рассказа?

Чтение по ролям

58

Страницы жизни и творчества великого русского писателя В. Г. Короленко

УОНМ

Рассказ учителя

Знать биографические сведения писателя

(Мултанское дело)

Пересказ

59

«Слепой музыкант» (отрывки). Часть 1. Знакомство с главными героями рассказа

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Встреча детей. Какое впечатление сложилось у девочки о Петрике?

Чтение по ролям

60

 «Слепой музыкант» (отрывки). Часть 2. Характеристика детей: Петрик и девочка

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Знакомство детей. Составление характеристики детей. Какие чувства испытывала девочка к плачущему Петрику? Как повела она себя, узнав, что мальчик слепой?

Пересказ

61

«Слепой музыкант» (отрывки). Часть 3. Чтение по ролям

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Что вы узнали о Петрике из этой части

Чтение по ролям

62

«Слепой музыкант» (отрывки). Части 4-5. Дружба детей

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Как произошло знакомство девочки с семьёй Петрика? Как дружба взаимно обогащала жизнь детей?

Пересказ

63

«Слепой музыкант» (отрывки). Части 6-7. Юноша и девушка

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Как относились к тихой жизни в усадьбе Эвелина и Максим? Как изменились дети внешне? Как воспринял встречу с молодёжью

Пётр? Почему ему было тяжело в обществе молодёжи?

Выборочное чтение

64

«Слепой музыкант» (отрывки). Части 8-9. Разговор матери и Максима

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Какие мечты волновали Эвелину? Каким ей представилось будущее Петра?  

Пересказ

65

«Слепой музыкант» (отрывки). Часть 10. Объяснение в любви

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Какие чувства волновали мать и Максима? Почему в их разговоре звучала тревога? Объяснение в любви Эвелины и Петра?

Чтение по ролям

66

«Слепой музыкант» (отрывки). Часть 11. Анализ иллюстрации

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Что значили слова Эвелины  для дальнейшей жизни слепого? Смысл жизни человека. Рассказать о своём отношении к героям повести

Пересказ понравившихся

Эпизодов

67

Жизненный и творческий путь М. Горького. «Макар Чудра» (отрывок). История Лойко и Радды

УОНМ

Рассказ учителя

Рассказать о детских и юношеских годах А.М.Горького.

Пересказ

68

Мастерство Горького М. при описании своих героев

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Высшее счастье- бесценное благо и свобода.

Составление словесного портрета Лойки и Радды. Составление характеристики героев

Краткий пересказ

69

Жизнь и творчество поэта С. А. Есенина Любовь поэта к родине в стихотворении «Спит ковыль»

УОНМ

Рассказ учителя

Знать биографические сведения поэта. Любовь к природе, к Родине.

Пересказ

70

Использование сравнений в стихотворении «Отговорила роща золотая»

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Какие чувства вызывают у поэта картины родной природы?

Выучить наизусть

71

А.П. Платонов «Разноцветная бабочка». Материнская любовь в сказке

УОНМ

Рассказ учителя

Какие образные слова и выражения помогают поэту передать безбрежность русских просторов?

Выучить наизусть

71

Сравнение сказки с реальной жизнью

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Какие слова передают грусть поэта об ушедшем лете, о прошедшей молодости?

Выразительное чтение

72

А.Н. Толстой «Русский характер». Часть 1. Егор Дремов – главный герой рассказа

КУ

Рассказ учителя

Знать биографические сведения писателя

Пересказ

73

Часть 2. Чувства Егора Дремова в родном доме

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Беспредельная материнская и сыновняя любовь. Найти в сказке примеры реальной жизни и сказочные моменты

Передать содержание

Сказки

74

Часть 3. Главная мысль рассказа

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Знать биографические сведения писателя

75

Н. А. Заболоцкий. Поэт о красоте человека в стихотворении «Некрасивая девочка»

УОНМ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Высшее качество русского народного характера- человеческая красота. Мужество героев

76

Итоговый урок по теме

УПЗ

Письменная работа

Знать главных героев, авторов произведений, смысл

Проверочная работа

Произведения русских писателей 2-ой половины XX века    34 часа

77

К.Г. Паустовский «Телеграмма». Часть 1. Чувство одиночества в рассказе

УОНМ

Работа с текстом, ответы на вопросы

В родительском доме. Почему Егор Дрёмов назвался чужим именем?

Оглавление части.

Пересказ

78

Главная мысль рассказа

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Чем красивы поступки героев? Внешняя и внутренняя красота. Рассказать историю Егора Дрёмова.

Оглавление части

Передать содержание

по составленному

плану

79

Внеклассное чтение. Рассказы о Великой Отечественной войне

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

80

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». Знакомство с главными героями

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Знать биографические сведения писателя

Пересказ

81

Чтение и пересказ 2-й главы повести.

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы, пересказ

Внешняя и внутренняя красота человека. Что говорит поэт о красоте человека.

Выразительное чтение

82

Анализ 3-й главы повести

УЗИМ

Работа с текстом, ответы на вопросы

83

Характеристика главной героини

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Оглавление части

Пересказ

84

Оценка поведения детей

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

85

Деление 4-й главы на части

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

86

Изображение чувства грусти в повести

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

87

Л. А. Кассиль «Пекины бутсы». Описание внешности Пеки

УОНМ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Знать биографические сведения поэтов, писателей и их произведения

Отвечать на вопросы

88

Анализ 2-й главы

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

89

Характеристика Пеки Дементьева (по плану)

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

90

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин (отрывки из поэмы). Фронтовая жизнь в главе «Гармонь»

УОНМ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Знать биографические сведения писателя

Пересказ

91

Выразичельное чтение и анализ главы «Гармонь»

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Кто виноват в одиночестве Катерины Петровны? Рассказать, как выглядит Катерина Петровна на иллюстрации?

Оглавление части.

Выучить отрывок

Наизусть

92

Подвиг Тёркина в главе «Кто стрелял?»

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Как отнеслась Настя к последнему письму матери? Сравнить отношение Насти к художнику и к своей матери.

Оглавление части

Краткий пересказ

93

Характеристика Василия Тёркина

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Знать биографические сведения писателя.

Книги писателя о дружбе, о школе, о семье

Пересказ

94

В.М. Шукшин «Гринька Малюгин». Часть 1. Оценка поступка главного героя

УОНМ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Какие чувства вызывало у Тани письмо отца? Почему она испытывала одновременно печаль

и радость? Взаимоотношения дочери и матери.

Оглавление части

Пересказ

95

Часть 2. Характеристика главного героя

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Знакомство с героями повести Таней и Филькой

Оглавление части

Пересказ

96

Часть 3. Главная мысль рассказа

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Кого с нетерпением ждала Таня в гости на Новый год? Объяснить поведение Фильки на уроке? В гостях у Тани?

97

Чтение произведений В.М.Шукшина

КУ

Чтение рассказов

Знать творчество писателя

98

Чтение произведений В.М.Шукшина

КУ

Чтение рассказов

Знать творчество писателя

99

Чтение произведений В.М.Шукшина

КУ

Чтение рассказов

Знать творчество писателя

100

Чтение произведений В.М.Шукшина

КУ

Чтение рассказов

Знать творчество писателя

101

В. П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка»

Искусство музыки в рассказе

УОНМ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Оценить поведение героев Жени, Коли, Фильки, Тани. Разделить эту главу на части. Составить план

Оглавление части

Пересказ по плану

102

Пересказ и анализ произведения

УЗИМ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Прощание с детством. Как прошло прощание Тани с Филькой?

103

Р. П. Погодин «Альфред». Часть 1. Знакомство с главными героями

УОНМ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Обсуждение понравившихся отрывков

Пересказ

104

Составление плана 2-й главы

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Знать биографические сведения писателя

Пересказ

105

Деление 3-й главы на части

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Составить характеристику Пеки. Описание внешности Пеки

106

Часть 4. Характеристика детей

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Перечислить, какие попытки делал Пека, чтобы избавиться от своих бутс?

Оглавление части

Пересказ

107

Часть 5. Оценка поведения детей

УПЗУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Рассказать о смешных эпизодах, которые помогали команде с шутками переносить тяжёлые моменты жизни на корабле. Составление характеристики Пеки по плану данному в учебнике

Пересказ части

сохраняя прямую речь

108

А. А. Сурков. Главная мысль стихотворения «Родина»

УОНМ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Знать биографические сведения писателя

Истинная и жестокая картина войны

Разделить эту главу на части по плану данному в учебнике

Выучить отрывок

Наизусть

109

В/ч. Стихотворения русских поэтов о Родине

КУ

Работа с текстом, ответы на вопросы

110

Итоговый урок по разделу

УПЗ

Письменная работа

Знать творчество писателя

Проверочная работа

Сказки и рассказы зарубежных писателей        18 часов

111

Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

УОНМ

Работа с текстом, ответы на вопросы

Знать главных героев, авторов, понимать смысл прочитанного, ориентироваться в тексте, отвечать на вопросы

112

Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

КУ

Работа с текстом

113

Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

КУ

Работа с текстом

114

Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

КУ

Работа с текстом

115

Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»

УОНМ

Работа с текстом

116

Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»

КУ

Работа с текстом

117

Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»

КУ

Работа с текстом

118

Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»

КУ

Работа с текстом

119

Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»

КУ

Работа с текстом

120

Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»

КУ

Работа с текстом

121

А.Грин «Алые паруса»

УОНМ

Работа с текстом

122

А.Грин «Алые паруса»

КУ

Работа с текстом

123

А.Грин «Алые паруса»

КУ

Работа с текстом

124

О.Генри «Вождь краснокожих»

УОНМ

Работа с текстом

125

О.Генри «Вождь краснокожих»

КУ

Работа с текстом

126

О.Генри «Вождь краснокожих»

КУ

Работа с текстом

127

О.Генри «Вождь краснокожих»

КУ

Работа с текстом

128

Итоговый урок по разделу

УПЗ

Работа с текстом, ответы на вопросы, тест

Проверка понимания прочитанного, знания содержания

Тест

Повторение        5 часов

129

Устное народное творчество

УПЗ

Знать, что такое УНТ, что относится к УНТ; уметь определять жанр УНТ; знать писателей 19-20 веков, их произведения, героев.

130

Произведения русских писателей 19 века

УПЗ

131

Произведения русских писателей 19 века

УПЗ

132

Произведения русских писателей первой половины 20 века

УПЗ

133

Произведения русских писателей первой половины 20 века

УПЗ

134

Произведения русских писателей второй половины 20 века

УПЗ

135

Произведения русских писателей второй половины 20 века

УПЗ

136

Итоговый урок

УПЗ

Тест

Итого: 136 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по чтению 6 класс коррекционное обучение 8 вида

Примерное тематическое планирование учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвид...

Рабочая программа по чтению 8 класс школа VIII вида.

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся по программе коррекционной школы VIII вида (обучение на дому). Программа содержит все необходимые структурные компоненты. Рабочая программа рассч...

Рабочая программа по чтению. 7 класс коррекционной школы

Программа предназначена для учителей коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа по географии 7 класс(коррекционный VIII вида)

Рабочая программа «География для 7 класса» составлена на основе программы «География» Т.М. Лифановой из сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» 2006 года ...

Рабочая программа по биологии 7 класс (коррекционный VIII вида) с календарно- тематическим планированием

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Сивоглазова В. И.для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой, Москва « Владос» 2000г....

Рабочая программа по чтению 8 класс коррекционная школа

Рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для обучения учащихся 8 класса коррекционной школы  VIII вида.Программа разработана  на основе программы по чтению и развитию речи д...