Рабочая программа по чтению 8 класс школа VIII вида.
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся по программе коррекционной школы VIII вида (обучение на дому). Программа содержит все необходимые структурные компоненты. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по чтению 8 класс школа VIII вида. | 42.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ
___________/Т.А. Самохина/
от «____» сентября 2012 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
(базовый уровень, обучение на дому).
8 класс
Составитель:
учитель начальных классов
МБОУ Видновской СОШ №2
Мареева Ольга Николаевна
2012 г.
г.Видное
Пояснительная записка
Настоящая программа по чтению для VIII класса создана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта образования утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004г.№1089.
- Закона РФ «Об образовании» ОТ 10.07.1992Г. №3266-1 (в ред. от 24.04.2008г) ст.7, 9, 11.
- Базисного плана (вариант II), утверждённым Министерством образования РФ 10 апреля 2002 года (№29/2065-п) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, приказ № 02-452 ОТ 27.05.08.
- Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9 классы, под ред. И.М. Бгажноковой. М., Просвещение, 2010.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по чтению представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся.
Курс чтения направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подхода в обучении родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к предмету;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В методике преподавания русского зыка определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:
1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2.Совершенствовать технику чтения, формировать навыки беглого чтения.
3. Повысить уровень общего развития учащихся.
4. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
5. Развивать нравственные качества школьников.
6. Расширять возможности в осознании читаемого материала.
7. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
8. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.
Место предмета в образовательном процессе.
Программа по чтению построена на основе коммуникативно-речевого подхода к обучению.
В 8 классе продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому в программе 8 класса используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придаётся большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
С учётом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). В связи с тем, что обучающийся находится на домашнем обучении, количество часов на изучение предмета уменьшено до 2-х.
Основные требования к умениям учащихся.
Программа и составленный на её основе тематический план выдвигают требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми учащиеся должны овладеть к концу учебного года.
1-й уровень
• читать вслух правильно, бегло, выразительно;
• читать про себя доступные по содержанию тексты;
• выделять тему и определять идею произведения (последнее задание — с помощью учителя);
• определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (с помощью учителя);
• самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;
• отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;
• пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;
• ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
• выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);
• заучить наизусть 10 стихотворений;
• читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.
2-й уровень
• читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;
• читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;
• пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
• выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
• выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
• находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
• учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Учитывая степень обученности учащихся, в тематическом плане
предлагаются задания повышенной сложности и творческого характера, предусмотрено повторение учебного материала, самостоятельная работа с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей, дифференцированные задания.
Учитывая познавательные возможности учащихся, для активизации умственной деятельности, развития самостоятельности, осознанности восприятия материала, в план включены уроки нестандартного типа:
- с применением ИКТ (приложение)
- тестирование
- урок-путешествие
- урок-рассуждение
-урок-диспут и др.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения программы | Скорректированные сроки прохождения программы | |
год | четверть | ||||
1 четверть (18 часов). | |||||
Устное народное творчество (7 часов) | |||||
1 | 1 | Жанры устного народного творчества. Сказки. | 1 | 03.09 – 07.09 | |
2 | 2 | Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо». | 1 | 03.09 – 07.09 | |
3 | 3 | Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо». Деление на части. | 1 | 10.09 – 14.09 | |
4 | 4 | Пословицы и поговорки. | 1 | 10.09 – 14.09 | |
5 | 5 | Баллада – жанр народного творчества. В.А.Жуковский Баллада «Перчатка» | 1 | 17.09 – 21.09 | |
6 | 6 | И.З.Суриков Баллада «Нашла коса на камень» | 1 | 17.09 – 21.09 | |
7 | 7 | Чтение былины «Добрыня и змей». Обобщающий урок по теме: "Устное народное творчество». Внеклассное чтение. Сергей Есенин. «Осень в стихах поэта». | 1 | 24.09 – 28.09 | |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ: 7 часов. | |||||
Произведения русских писателей XIX века (31 час). | |||||
8 | 8 | Страницы жизни и творчества А.С.Пушкина. Чтение статьи М..Я. Басина «Публичное испытание». | 1 | 24.09 – 28.09 | |
9 | 9 | «Записки о Пушкине» (отрывок) И.И.Пущин. Стихотворение «Памятник». | 1 | 01.10 – 05.10 | |
10 | 10 | Стихотворение «Во глубине сибирских руд» Подготовка к заучиванию наизусть. | 1 | 01.10 – 05.10 | |
11 | 11 | Стихотворение «Зимнее утро» (словесное рисование). Главная тема стихотворений «И.И.Пущину» и «19 октября 1827». Чтение стихотворения «Няне». | 1 | 08.10 – 12.10 | |
12 | 12 | Тема любви в стихотворениях А.Пушкина «На холмах Грузии», «Сожжённое письмо», «Я вас любил» | 1 | 08.10 – 12.10 | |
13 | 13 | Чтение и работа над содержанием «Сказка о Попе и о работнике его Балде». | 1 | 15.10 – 19.10 | |
14 | 14 | «Обобщающий урок по теме: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Внеклассное чтение. Ф.А.Искандер «Пиры Валтасара», «Молельное дерево». | 1 | 15.10 – 19.10 | |
15 | 15 | М.Ю. Лермонтов. Чтение страниц из жизни и творчества поэта. | 1 | 22.10 – 26.10 | |
16 | 16 | Работа над стихотворением «Смерть Поэта». | 1 | 22.10 – 26.10 | |
17 | 17 | Тема родины в стихотворении «Родина». | 1 | 29.10 – 02.11 | |
18 | 18 | Тема одиночества в стихотворениях «Сосна», «Парус». | 1 | 29.10 – 02.11 | |
2 четверть (14 часов). | |||||
19 | 1 | «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Чтение 1-ой части. | 1 | 12.11 – 16.11 | |
20 | 2 | «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Чтение 2-ой части. | 1 | 12.11 – 16.11 | |
21 | 3 | «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Чтение 3-ей части. Внеклассное чтение. Н.М.Рубцов. «Стихотворения». | 1 | 19.11 – 23.11 | |
22 | 4 | Жизнь и творчество И.А.Крылова. Басня «Волк на псарне». Деление на логические части. | 1 | 19.11 – 23.11 | |
23 | 5 | Мораль басни «Осёл и Соловей». Басня «Муха и Пчела» чтение по ролям. | 1 | 26.11 – 30.11 | |
24 | 6 | Обобщающий урок по теме: «Мораль сей басни такова…». Внеклассное чтение. В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». | 1 | 26.11 – 30.11 | |
25 | 7 | Н.А.Некрасов – поэт печали и гнева народного. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Работа над содержанием. | 1 | 03.12 – 07.12 | |
26 | 8 | Доля русской женщины в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» | 1 | 03.12 – 07.12 | |
27 | 9 | Чтение отрывка из поэмы «Мороз Красный нос». «Русские женщины» (отрывок) работа над содержанием. | 1 | 10.12 – 14.12 | |
28 | 10 | Тема родины в стихах И.С.Никитина. «Русь» (отрывок). Подготовка к заучиванию. «Утро на берегу озера». Чтение по ролям. | 1 | 10.12 – 14.12 | |
29 | 11 | И.С.Тургенев. Страницы жизни и творчества писателя. | 1 | 17.12 – 21.12 | |
30 | 12 | Рассказ «Муму». Чтение 1-ой части. | 1 | 17.12 – 21.12 | |
31 | 13 | Рассказ «Муму». Чтение 2-ой части. | 1 | 23.12 – 27.12 | |
32 | 14 | Рассказ «Муму». Чтение 3-ей части. | 1 | 23.12 – 27.12 | |
3 четверть (20 часов). | |||||
33 | 1 | Рассказ «Муму». Чтение 4-ой и 5-ой части. | 1 | 14.01 – 18.01 | |
34 | 2 | Рассказ «Муму». Чтение 6-ой и 7-ой части. | 1 | 14.01 – 18.01 | |
35 | 3 | Рассказ «Муму». Чтение 8-ой части. | 1 | 21.01 – 25.01 | |
36 | 4 | Изложение по одной из частей рассказа «Муму». Внеклассное чтение. А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». | 1 | 21.01 – 25.01 | |
37 | 5 | Из жизни Л.Н.Толстого. «После бала» чтение 1-ой части. | 1 | 28.01 – 01.02 | |
38 | 6 | Л.Н.Толстой. «После бала» чтение 2-ой части. | 1 | 28.01 – 01.02 | |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ: 31 час. | |||||
Произведения русских писателей 1-ой половины XX века (14 часов). | |||||
39 | 7 | А.П.Чехов. О жизни и творчестве писателя. | 1 | 04.02 – 08.02 | |
40 | 8 | Чтение рассказа «Лошадиная фамилия». | 1 | 04.02 – 08.02 | |
41 | 9 | Внеклассное чтение. Юмор и сатира в рассказах А.П.Чехова. | 1 | 11.02 – 15.02 | |
42 | 10 | О жизни и творчестве писателя В.Г.Короленко. «Слепой музыкант» (отрывки из повести). | 1 | 11.02 – 15.02 | |
43 | 11 | «Слепой музыкант» (отрывки из повести). | 1 | 18.02 – 22.02 | |
44 | 12 | «Слепой музыкант» (отрывки из повести). | 1 | 18.02 – 22.02 | |
45 | 13 | Биография Горького. Чтение и работа над содержанием рассказа «Макар Чудра». | 1 | 26.02 – 01.03 | |
46 | 14 | Страницы жизни Есенина. Стихотворение «Спит ковыль». Подготовка к заучиванию наизусть. | 1 | 26.02 – 01.03 | |
47 | 15 | Стихотворение «Пороша» Подготовка к заучиванию наизусть. Стихотворение «Отговорила роща золотая». Тематика стихотворения. | 1 | 04.03 – 07.03 | |
48 | 16 | А.П.Платонов. Тема материнской любви в сказке «Разноцветная бабочка». | 1 | 04.03 – 07.03 | |
49 | 17 | А.Н.Толстой. Рассказ «Русский характер». | 1 | 11.03 – 15.03 | |
50 | 18 | А.Н.Толстой. Рассказ «Русский характер». | 1 | 11.03 – 15.03 | |
51 | 19 | Н.А.Заболоцкий Стихотворение «Некрасивая девчонка». Тема красоты человека в произведениях поэта. | 1 | 18.03 – 22.03 | |
52 | 20 | Внеклассное чтение. К.М.Симонов. стихотворения. | 1 | 18.03 – 22.03 | |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ: 14 часов. | |||||
4 четверть (18 часов). | |||||
Произведения русских писателей 2-ой половины XX века (18 часов). | |||||
53 | 1 | К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма» Пересказ 1ой части. | 1 | 01.04 – 05.04 | |
54 | 2 | Рассказ «Телеграмма». Главная мысль произведения. | 1 | 01.04 – 05.04 | |
55 | 3 | Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» | 1 | 08.04 – 12.04 | |
56 | 4 | Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» | 1 | 08.04 – 12.04 | |
57 | 5 | Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» | 1 | 15.04 – 19.04 | |
58 | 6 | Л.А.Кассиль. Рассказ «Пекины бутсы» чтение 1-ой части. | 1 | 15.04 – 19.04 | |
59 | 7 | Л.А.Кассиль Рассказ «Пекины бутсы» чтение 2-ой части. | 1 | 22.04 – 26.04 | |
60 | 8 | А.Т.Твардовский Чтение отрывков из поэмы «Василий Тёркин» «Гармонь». | 1 | 22.04 – 26.04 | |
61 | 9 | А.Т.Твардовский Чтение отрывков из поэмы «Василий Тёркин» «Кто стрелял». | 1 | 29.04 – 03.05 | |
62 | 10 | А.Т.Твардовский Чтение отрывков из поэмы «Василий Тёркин» «В наступлении» | 1 | 29.04 – 03.05 | |
63 | 11 | Внеклассное чтение. В.М.Шукшин. «Сильные идут дальше» | 1 | 06.05 -10.05 | |
64 | 12 | В.М.Шукшин Чтение рассказа «Гринька Малюгин». | 1 | 06.05 -10.05 | |
65 | 13 | В.М.Шукшин Чтение рассказа «Гринька Малюгин». | 1 | 13.05 – 17.05 | |
66 | 14 | В.П.Астафьев. Чтение глав из повести «Далёкая и близкая сказка». | 1 | 13.05 – 17.05 | |
67 | 15 | Р.П.Погодин. Рассказ «Алфред». | 1 | 20.05 – 24.05 | |
68 | 16 | Р.П.Погодин. Рассказ «Алфред». | 1 | 20.05 – 24.05 | |
69 | 17 | А.А.Сурков. Тема Родины в стихах поэта. | 1 | 26.05 – 29.05 | |
70 | 18 | Внеклассное чтение. А.А.Сурков. Стихотворения. | 1 | 26.05 – 29.05 | |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ: 18 часов. |
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2010.
- З.Ф.Малышева. «Чтение» 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение. 2010.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
____________________
____________________
протокол №___ от ______2012 г.
__________ / /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
«____» ___________ 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)
Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)...
Разработка внеклассного мероприятия Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – 7 классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида
Цель: повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством активного применения здоровьесберегающих технологийЗадачи:1.Повторение программного материала по русскому языку на ...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.
Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....
Рабочая программа по вязанию коррекционной школы VIII вида (5 класс)
Содержание программы учебного курса трудовое обучение «Вязание» для 5-х классов составлена на основании программы специальной (коррекционной) общ...
рабочая программа по чтению и развитию речи 5-9 классы школа VIII вида
В одной рабочей прграмма материал с 5 по 9 класс...
Рабочая программа по обществознанию для школ VIII вида 8-10 классов
Рабочая программа по обществознанию для школ VIII вида 8-10 классов...
Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – х классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида
Многообразные формы работы в рамках Недели русского языка помогают решению проблем, над которыми работает учитель на уроке. С этой целью было разработано познавательно...