рабочая программа по чтению 2 класс (школа 2 вида)
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР «СОШ№40» _________/____________ «___»____________2010г В соответствии с Уставом школы | СОГЛАСОВАНО/УТВЕРЖДЕНА Директор МОУ «СОШ№40» __________/_________________ Приказ №___ от_______2010г В соответствии с Уставом школы |
Рабочая программа
по чтению и развитию речи
класс 2(специальный коррекционный 2 вида)
Учитель: Думнова Наталья Викторовна
Квалификационная категория: первая
Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения
Протокол от « ______» ________________2010г № _________
Руководитель школьного методического объединения
____________/____________________
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по _________, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Учебного плана МОУ « СОШ № 40 имени В. Токарева» на 2011-2012 учебный год.
- Программы Министерства образования и науки РФ специальных (коррекционных) учреждений II вида, 2 класс, 2-е отделение (вариант II). (Составители сборника Зикеев А.Г., Тигранова Л.И.) Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва «Просвещение», 2006г.
Программа рассчитана на 136 часов, в том числе на внеклассное чтение 34 часа.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Чтение. Учебник для 3 класса специальных(коррекционных) учреждений 1 вида. Авторы: Н.Е. Граш, Л.М. Быкова - М.: Владос, 2006.- 208 с.), методическое пособие (Уроки чтения и развития речи во 2 классе специальных (коррекционных) учреждений 2 вида. О.И. Красильникова. Пособие для учителя. – М.: Владос, 2010. – 190 с. )
Цель: создание условий для развития словесной речи (устной и письменной) слабослышащих учащихся, формирование культуры чтения школьников, что явля ется составной частью общекультурного развития человека.
Задачи:
дальнейшее совершенство вание первоначального навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности;
формирование полноценного вос приятия детьми художественного произведения;
развитие у них нрав ственно-этических чувств и художественного вкуса;
развитие умения работать с текстом;
активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире.
Чтение, являясь одним из ведущих видов речевой и мыслительной деятельности, выступает в начальных классах в качестве важнейшего учебного предмета и одновременно средства обучения, развития и вос питания. Знания о жизни природы и общества, первые сведения из ис тории Родины, нравственные понятия, нормы поведения и общения — все это, почерпнутое в чтении, закладывает мировоззренческие осно вы развивающейся личности школьника. Особенно значима эта функ ция книги и чтения в процессе обучения слабослышащих детей, кон такты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены.
Содержание программного материала по чтению представлено главным образом произведениями русской и современной художе ственной и научно-популярной литературы, устного народного твор чества.
В основу построения классного чтения положен тематический принцип.
Тематический перечень в обобщенном обозначении вклю чает разделы:
Школа.
Семья.
Времена года (До свидания, лето! Снова осень стоит у двора. Здравствуй, зима! Весна идет. Снова лето).
Что такое хорошо и что такое плохо.
Животные.
Родина.
Читай сам.
Большая часть времени (30—35 мин) на уроках чтения отво дится чтению и работе над текстом. Беседы и рассказы, предваря ющие чтение, должны быть тесно связаны с содержанием произве дений, возбуждать интерес к ним, эмоционально настраивать уча щихся и помогать правильному восприятию этих произведений.
Для активизации учащихся на уроке и повышения их интереса к чтению необходимо использовать методы, развивающие творчес кую активность детей, их воображение и фантазию, чаще создавать игровые ситуации на материале читае мых текстов и наблюдений, практиковать задания творческого ха рактера (драматизация, чтение в лицах, пересказ от имени одного из героев и продолжение рассказа о его судьбе, составление уст ных рассказов типа «Гостья-Зима», «Художник-Осень» и др.).
Обучение детей чтению предполагает использование на уроках их жизненного опыта. Для его обогащения учитель организует экс курсии на культурно-бытовые, промышленные и сельскохозяйст венные предприятия, а также наблюдения за явлениями природы, общественной жизнью и трудом взрослых. Это должно развивать в детях умение воспринимать прекрасное в окружающей действи тельности, видеть красоту родного края, радость труда людей.
Внеклассное чтение является обязательной частью подготовки младших школьников в области русского языка, важным средством развития и воспитания учащихся в процессе обучения.
Цель внеклассного чтения — сформировать у учащихся интерес к книге, по ложительное отношение к самостоятельному чтению.
Задачи:
- привитие учащимся интереса к чтению произведений классиков русской и зарубежной литературы, произведений устного на родного творчества,
- активное обогащение речи учащихся,
- развитие их эстетического вкуса,
- повышение уровня нравственного воспитания.
В начале обучения учитель приучает детей слушать небольшие сказки или рассказы, подбирая для этого эмоционально насыщен ные сюжеты. По мере развития этого навыка переходят к коллек тивному чтению под руководством учителя или воспитателя (все учащиеся читают одну книгу). Перед чтением проводится беседа по содержанию произведения, о действующих лицах, уточняется необ ходимый словарь. После чтения проводится заключительная беседа или обсуждение прочитанного. Такая работа подготавливает уча щихся к индивидуальному чтению.
Круг чтения, или учебный материал. Чтение доступных по со держанию рассказов, сказок. Учебный материал остается тем же, что и в период обучения грамоте.
Перечень работ (контрольных, лабораторных, практических и т.д.)
Обобщающий урок по теме: «Здравствуй, школа!»
Обобщающий урок по теме: «Осень пришла»
Обобщающий урок по теме: «О братьях наших меньших»
Обобщающий урок по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
Обобщающий урок по теме: «Зимушка –зима»
Обобщающий урок по теме: «Учимся трудиться»
Обобщающий урок по теме: «Праздник мамы и весны»
Обобщающий урок по теме: «Скоро лето»
Заучивание наизусть стихотворений:
Проверка техники чтения (1 раз в полугодие)
Требования к уровню подготовки учащихся
Навыки чтения. Правильное, выразительное, сознательно плавное чтение целыми словами. Слоговое чтение сложных, труд ных для произношения слов.
Соблюдение правил орфоэпии, указанных в программе по обу чению произношению, правильных ударений в знакомых словах; чтение незнакомых слов с проставленным ударением.
Соблюдение правильной интонации в предложениях в соответ ствии со знаками препинания (точка, вопросительный знак, воскли цательный знак), пауз между предложениями и частями текста.
Чтение знакомого текста про себя.
Работа над текстом. Подробный рассказ содержания прочитан ного (по вопросам учителя). Описание содержания иллюстрации к тексту с использованием слов и выражений текста. Ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные отношения, по следовательность действий, оценку поступков и др.
Определение (с помощью учителя) основной мысли прочитанного.
Выделение действующих лиц.
Чтение текста по ролям (с драматизацией и без нее).
Различение рассказа, стихотворения, сказки.
Заучивание стихотворений наизусть (6—8 за год).
Работа с книгой (знания, умения, навыки). Знание названия произведения, фамилии автора.
Выделение из текста незнакомых слов и различение значения слов в контексте.
Развитие приобретенных на уроках чтения умений рассказывать 0 прочитанном, давать простейшую оценку поступков героев. Со общение о своих наблюдениях, случаях из жизни (по аналогии с прочитанным).
Обсуждение прочитанного (формирование умения пересказать товарищам прочитанное и понять рассказанное товарищами).
Ориентировка в оглавлении и на страницах книги.
Соблюдение правил гигиены чтения и правил обращения с книгой.
Знание основных элементов книги: переплет (обложка), коре шок, страницы, заглавие, оглавление (содержание)
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ
Школьный класс | Количество слов, прочитанных в минуту. |
Глухие учащиеся: 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Слабослышащие учащиеся: 1-е отделение 2 класс 3 класс 4 класс 2-е отделение 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс | Свыше 20 30 50 60 50-60 65-75 85-95 20-25 25-30 40-60 65-80 85-95 |
Даны программные требования к концу года обучения в указанном классе.
Учебно-методическое обеспечение
Базовый учебник: Чтение и развитие речи. Учебник для 2 класса специальных(коррекционных) учреждений 2 вида. Автор: О.И. Красильникова - М.: Владос,2010.- 206 с.
Уроки чтения и развития речи во 2 классе специальных (коррекционных) учреждений 2 вида. О.И. Красильникова. Пособие для учителя. – М.: Владос, 2010. – 190 с.
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Чтение. 2 класс. (Составители сборника Зикеев А.Г., Тигранова Л.И.) Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва «Просвещение», 2006г.
2.Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова Методика преподавания русского языка в школе глухих. Москва, Владос, 2002 год.
3. Обучение русскому языку, чтению, произношению. Под ред. К.Г. Коровина. Книга для учителя школы слабослышащих. Москва «Просвещение», 1995г.
4. Обучение учащихся подготовительных, 1-4 классов в школе глухих. (Составитель А. Г. Зикеев) Москва «Просвещение» 1984 год.
5. Е.Г. Речицкая «Развитие младших школьников с нарушенным слухом» Москва «Владос», 2005 год.
6. К.В. Комаров «Лекции по методике русского языка в школе глухих» Москва «Просвещение»,1967 год.
7. « Словесная речь – основа формирования личности глухого школьника» ( Составители: Кузьмичева Е.П., Чавушьян М.Д.) Москва « Чайка» 1994 год.
8. Журнал «Дефектология».
9. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. / Под. ред.И.А.Михаленковой. Санкт- Петербург, Детство-пресс.2003г.
10. Т.М.Власова, А.Н. Пфафенродт. Фонетическая ритмика. М., Учебная литература. 1997г.
12. Сурдопедагогика. / Под ред. М.И.Никитиной. М., Просвещение. 1989г.
Дидактические материалы:
1. ПАПКИ:
- Алфавит
- Правила орфоэпии
- Занимательная грамматика
- Речевой этикет
- Занимательная грамматика
- Речевой этикет
- Предложение
- Части речи
- Ребусы
- Профессии
- Азбука действий
- Понятия
- Задания на развитие мышления, внимания, памяти
2. Наглядные пособия:
- насекомые
- птицы
- фрукты
- овощи
- транспорт
- ягоды
- одежда
- посуда
3. Развивающая игра «Прочитай по первым буквам»
4. Фонетическое лото «Звонкий – глухой»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Дата | Корректировка даты | ||
уроки | лабораторно-практические работы (др. работы) | контрольные работы | |||||
1. | «Здравствуй, школа!» | ||||||
1.1. | С. Маршак «Первый день календаря» | 1 | 1 | 02.09. | |||
1.2. | В. Осеева «Бабушка и внучка» | 1 | 1 | 06.09. | |||
1.3.-1.5. | С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело» | 3 | 3 | 07.09.-13.09. | |||
1.6. | Обобщающий урок по теме: «Здравствуй, школа!» | 1 | 1 | 1 | 14.09. | ||
2. | «Осень пришла» | ||||||
2.1.-2.2. | Я. Тайц «По грибы» | 2 | 2 | 16.09.-20.09. | |||
2.3.-2.4. | А. Прокофьев «Опенок», «Егор и мухомор», «Боровик» | 2 | 2 | 21.09.-23.09. | |||
2.5.-2.6. | М. Пришвин «Недосмотренные грибы» | 2 | 2 | 27.09.-28.09. | |||
2.7.-2.8. | М. Пришвин «Грибы тоже ходят» | 2 | 2 | 30.09.-04.10. | |||
2.9. | А. Плещеев «Осень наступила…» Н | 1 | 1 | 1 | 05.10 | ||
2.10. | А. Плещеев «Скучная картина» | 1 | 1 | 07.10 | |||
2.11.-2.12. | И. Соколов-Микитов «Журавли» | 2 | 2 | 11.10-12.10 | |||
2.13.-2.14. | И. Соколов-Микитов «Еж» | 2 | 2 | 14.10.-18.10. | |||
2.15.-2.16. | И. Соколов-Микитов «Белки» | 2 | 2 | 19.10.-21.10. | |||
2.17.-2.18 | А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» Н | 2 | 2 | 1 | 25.10.-26.10. | ||
2.19. | Обобщающий урок по теме: «Осень пришла» | 1 | 1 | 1 | 28.10. | ||
3. | «О братьях наших меньших» | ||||||
3.1. | Л. Толстой «Умная галка» | 1 | 1 | 08.11. | |||
3.2. | Л. Толстой «Две козы» | 1 | 1 | 09.11. | |||
3.3. | К. Ушинский «Бишка» | 1 | 1 | 12.11 | |||
3.4. | К. Ушинский «Кот Васька» | 1 | 1 | 15.11 | |||
3.5. | Н.Сладков «Волчата» | 1 | 1 | 16.11 | |||
3.6. | Н.Сладков «Лисята» | 1 | 1 | 18.11 | |||
3.7. | В.Бианки «Лис и мышонок» | 1 | 1 | 22.11 | |||
3.8.-3.9. | В.Бианки «Еж-спаситель» | 2 | 2 | 23.11-25.11 | |||
3.10. | Обобщающий урок по теме: «О братьях наших меньших» | 1 | 1 | 1 | 29.11 | ||
4. | «Что такое хорошо и что такое плохо» | ||||||
4.1. | С. Прокофьева «Когда можно плакать?» | 1 | 1 | 30.11 | |||
4.2. | С. Прокофьева «Маша и Ойка» | 1 | 1 | 02.12 | |||
4.3. | С. Прокофьева «Сказка про честные ушки» | 1 | 1 | 06.12 | |||
4.4. | В. Осеева «Три товарища» | 1 | 1 | 07.12 | |||
4.5. | В. Осеева «Хорошее» | 1 | 1 | 09.12 | |||
4.6. | В. Осеева «Печенье» | 1 | 1 | 13.12. | |||
4.7.-4.10. | Н. Носов «Заплатка» | 4 | 4 | 14.12-21.11 | |||
4.11. | В. Осеева «Просто старушка» | 1 | 1 | 23.12 | |||
4.12. | Обобщающий урок по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 | 1 | 1 | 27.12 | ||
5. | «Зимушка –зима» | ||||||
5.1. | И. Никитин «Встреча зимы» | 1 | 1 | ||||
5.2.-5.3. | Н.Сладков «Воробьиный термометр» | 2 | 2 | ||||
5.4. | М. Пришвин «Деревья в лесу» | 1 | 1 | ||||
5.5. | А. Пушкин «Зимнее утро» Н | 1 | 1 | 1 | |||
5.6.-5.7 | И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу» | 2 | 2 | ||||
5.8.-5.9. | И. Соколов-Микитов «Зима в лесу» | 2 | 2 | ||||
5.10. | Е. Чарушин «Что за зверь такой?» | 1 | 1 | ||||
5.11.-5.14. | Н.Носов «На горке» | 4 | 4 | ||||
5.15. | К. Ушинский «Мороз не страшен» | 1 | 1 | ||||
5.16. | К. Ушинский «Дети деда Мороза» (сказка) | 1 | 1 | ||||
5.17. | Обобщающий урок по теме: «Зимушка –зима» | 1 | 1 | 1 | |||
6. | «Учимся трудиться» | ||||||
6.1. | Л. Толстой «Старик и яблони» | 1 | 1 | ||||
6.2. | С.Михалков «Важные дела» Н | 1 | 1 | 1 | |||
6.3. | С.Михалков «Мы строим» | 1 | 1 | ||||
6.4. | В. Осеева «Своими руками» | 1 | 1 | ||||
6.5. | В. Осеева «Строитель» | 1 | 1 | ||||
6.6. | Е. Пермяк «Петя и дедушка» | 1 | 1 | ||||
6.7. | Е. Пермяк «Как Маша стала большой» | 1 | 1 | ||||
6.8. | Обобщающий урок по теме: «Учимся трудиться» | 1 | 1 | 1 | |||
7. | «Праздник мамы и весны» | ||||||
7.1. | Л. Толстой «Лучше всех» | 1 | 1 | ||||
7.2. | А. Плещеев «Песня матери» | 1 | 1 | ||||
7.3. | Е. Благинина «Посидим в тишине» Н | 1 | 1 | 1 | |||
7.4. | Э. Шим «Солнечные капли» | 1 | 1 | ||||
7.5.-7.6. | Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» | 2 | 2 | ||||
7.7. | Э. Шим «Чем пахнет весна» | 1 | 1 | ||||
7.8. | Н. Сладков «Весенний разговор» | 1 | 1 | ||||
7.9. | Н. Сладков «Скворец-молодец» | 1 | 1 | ||||
7.10. | Н. Сладков «Медвежата» | 1 | 1 | ||||
7.11.-7.12. | В. Бианки «Муравейник зашевелился» | 2 | 2 | ||||
7.13.-7.14. | Г. Скребицкий, В. Чаплина «Заяц снимает зимнюю шубку» | 2 | 21 | ||||
7.15. | А. Плещеев «Весна» Н | 1 | 1 | ||||
7.16. | Обобщающий урок по теме: «Праздник мамы и весны» | 1 | 1 | 1 | |||
8. | «Родина любимая» | ||||||
8.1. | Родина (русская народная песня) Н | 1 | 1 | 1 | |||
8.2.-8.3. | Ю.Яковлев «Наша Родина» | 2 | 2 | ||||
8.4.-8.6. | А.Митяев «Дедушкин орден» | 3 | 3 | ||||
8.7. | С. Михалков «Быль для детей» | 1 | 1 | ||||
8.8. | Обобщающий урок по теме: «Родина любимая» | 1 | 1 | 1 | |||
9. | «Скоро лето» | ||||||
9.1.-9.2. | И. Соколов-Микитов «Лето в лесу» | 2 | 2 | ||||
9.3.-9.4. | Е. Благинина «Яблонька» | 1 | 1 | ||||
9.5. | К.Ушинский «Утренние лучи» | 2 | 2 | ||||
9.6. | Обобщающий урок по теме: «Скоро лето» | 1 | 1 | 1 | |||
Итого: | 102 | 102 | 16 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...
Рабочая программа для 7 класса VIII вида швейное дело
Рабочая программа по В. В. Воронковой...
Рабочая программа для 5 класса VIII вида
СОДЕРЖАНИЕI. Титульный лист.II....
Рабочая программа для 7 класса VIII вида
СОДЕРЖАНИЕI. Титульный лист.II....
Рабочая программа для 8 класса VIII вида
СОДЕРЖАНИЕI. Титульный лист.II....
Рабочая программа по чтению СКО 8 вида 8 класс
Данная рабочая программа поможет учителям, работающим в классах СКО 8 вида...