Программа дополнительного образования "Развитие речи".
рабочая программа по теме
Программа "Развитие речи" реализуется в творческом объединении "Речецветик" структурного подразделения дополнительного образования ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова. Группы формируется из учащихся в возрасте от 5-6 лет. Программа является адаптированной , составлена на основе программы « Логопедические занятия» автора О.Н. Лиманской ( Москва, 2010 год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rechetsvetik_avtosohranennyy1.doc | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Введение
Учебно – тематический план 1-го года обучения
Учебно – тематический план 2-го года обучения
Методические рекомендации
Литература
Детство - это экологическая ниша нашего общества, духовности. Важно эту нишу сохранить, иначе экология погибнет, а общество потеряет свою духовность. Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. Развитие речи ребенка связано с развитием всех психических процессов. Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.
Пояснительная записка
Направленность программы "Развитие речи".
По содержанию является социально-педагогической.
По функциональному предназначению учебно-познавательной.
По форме организации групповой, индивидуально ориентированной.
По времени реализации -двухгодичной.
Вид программы: Программа "Развитие речи" реализуется в творческом объединении "Речецветик" структурного подразделения дополнительного образования ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова. Группы формируется из учащихся в возрасте от 5-6 лет. Программа является адаптированной , составлена на основе программы « Логопедические занятия» автора О.Н. Лиманской ( Москва, 2010 год).
Новизна программы заключается в том, что кроме традиционных методов и форм организации занятия, используются здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии. Что ведёт к усилению результата образования, вследствие воздействия нескольких технологий. Применение ИКТ позволяет значительно расширить возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учащихся.
Актуальность программы обусловлена тем, что основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что самым продуктивным в смысле «языковой одаренности» является пятый год в жизни ребенка, когда он наиболее восприимчив к звуковой стороне речи. Программа "Развитие речи" направлена на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе - задачу развития связной речи.
Анализ реальной ситуации, сложившийся в системе образования детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих недостаток в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
В связи с этим разработана программа дополнительного образования "Развитие речи" для детей дошкольного возраста по развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
Программа способствует социальной адаптации детей, расширению кругозора, накоплению сведений об окружающем мире и языке, поддержке личностного становления, творческого воображения.
Педагогическая целесообразность.
Посредством речи ребенок овладевает накопленным опытом, получает навыки коммуникации. Речь непосредственно связана с развитием мышления и познавательной активности, становлением личности. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому чрезвычайно важно уделять внимание развитию речи ребенка. Все выше перечисленные аспекты доказывают целесообразность разработки и реализации данной программы.
Цель программы: развитие правильной речи у учащихся.
Задачи обучения
Обучающие :
- формировать фонематическое восприятия и представление;
- формировать звуковой анализ и синтез;
- учить различать понятия "буква", "звук", "слог", "предложение";
- формировать лексико-грамматические категории;
- формировать точность, силу, дифференцировать движений артикуляционного аппарата;
- формировать правильное речевое дыхание и ритмико - интонационную сторону речи;
Развивающие:
- развить связную речь,
- развить мелкую моторику рук;
- развить ручною умелости и графо-моторные навыки,
- развить пространственное восприятие и ориентировки на плоскости листа;
Воспитательные:
- развить познавательную активность.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что большая часть программы нацелена на формирование фонематической системы, так как она является основой устной и письменной речи и включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 5 до7 лет.
Срок реализации образовательной программы.
Курс обучения по данной программе рассчитан на два года, ежегодно по 144 часа. Работа начинается с сентября, после завершения диагностики, по май. Предусмотрены каникулы: весенние, осенний зимние.
Формы и режим занятий.
Форма занятий - групповая (10-15 учащихся), также предполагается подгрупповая и индивидуальная работа для более глубокого освоения материала. Занятия проводятся два раза в неделю, по два академических часа. По 30 минут с перерывом 10 минут (в соответствии с правилами и нормами САНПИН). Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятия можно определить как игровую деятельность учащихся.
Ожидаемые результаты первого года обучения :
- сформированы фонематическое восприятия и представление;
- сформирован звуковой анализ и синтез;
- умеет различать понятия "буква", "звук", "слог", "предложение";
- сформированы лексико-грамматические категории;
- сформирована точность, сила, дифференцировать движений артикуляционного аппарата;
- сформировано правильное речевое дыхание и ритмико - интонационную сторону речи;
Развивающие:
- развита связная речь,
- развита мелкая моторика рук;
- развита ручная умелость и графо-моторных навыков,
- развито пространственное восприятие и ориентировки на плоскости листа;
Воспитательные:
- развита познавательная активность.
Формы контроля:
Контроль знаний обучающихся проводится дважды в течении учебного года (ориентировочно сентябрь, май). Формой контроля усвоения учебного материала является заполнение диагностической карты.
Работа с родителями:
Также проводиться обследование детей и сбор речевого анамнеза посредством индивидуальных бесед с родителями, заполнения паспорта здоровья, анкетирование.
Работа с родителями:
- Беседы, рекомендации, проведение консультаций.
- Участие в проведении занятий.
- Проверка домашнего задания.
Техническое оснащение занятия:
- телевизор;
- ноутбук;
- сеть интернета;
- подписка ИПП "Мерсибо";
- столы;
- стулья;
- доска;
- дидактический материал;
На каждого ребёнка:
- зеркало;
- Теремкова Н.Э. "Логопедическое домашнее задание для детей 5-7 лет М.,2010.
- Н.А. Гоголева "Я Учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7- лет. Сфера, 2010.
- цветные карандаши;
- массажный мяч.
Учебно – тематический план 1-го года обучения
№ | Тема занятий | Содержание | Количество часов | |||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
Обучение грамоте, формирование навыков звукового анализа и синтеза | Словообразование. Формирование лексико-грамматических категории | Связная речь | ||||||
1. | Вводный урок. Органы артикуляции и звуки речи. Лето осень. | Развитие слухового внимания и фонематичного восприятия, сказка о веселом язычке. | Формирование умения выделять слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. | 2 | 1 | 1 | ||
2. | Органы артикуляции (продолжение). Поздняя осень. | Развитие фонематического слуха на основе слов, близких по звуковому составу | Согласование существительных с прилагательными в роде (желтые листья, холодный дождь). | Составление предложений с использованием опорных картинок | 2 | 1 | 1 | |
3. | Звуки окружающего мира. | Знакомство с разнообразными звуками окружающего мира, звуки в словах. | 6 | 3 | 3 | |||
4. | Звук [а]. Понятие о звуковом ряде. Овощи и фрукты | Выделение гласного звука [а] из потока звуков | Образование множественного числа существительных. Понимание обобщающего значения слов. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (красный помидор- красные помидоры...) | Составление предложений описательного характера об овощах и фруктах | 4 | 2 | 2 | |
5. | Звук [у]. Сбор урожая | Выделение гласного звука [у] в начале слова, среди других гласных звуков. | Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, существительных мужского и женского рода (моя груша, мой перец) | Составление предложений по вопросам (кто? что? что делает? кому? чему?) | 4 | 2 | 2 | |
6. | Звук [и]. Птицы. | Выделение гласного звука [и] в начале слова. | Согласование существительных с глаголами в настоящем времени: птица (что делает?) летит, поет, клюет... | Составления короткого рассказа. | 4 | 2 | 2 | |
7. | Звуки [а], [у], [и] | Звуковой анализ слогов ау-уа-ауи | Образование глаголов с приставками (на-, по-, вы-, с-, пере). | 2 | 1 | 1 | ||
8. | Звук [э]. Домашние птицы. | Выделение гласного звука [э] в начале, середине, конце слова | Образование множественного числа настоящего и прошедшего времени (утка плавает — утки плавают) | Овладение навыками составления простого предложения | 4 | 2 | 2 | |
9. | Звук [о] | Выделение звука [о] в потоке звуков, а также в начале слова. | Овладение навыками описательного рассказа | 4 | 2 | 2 | ||
10. | Звуки [м], [м'] Домашние животные. | Выделение согласного звука [м] в начале, середине, конце слова, работа со слогами. | Образование существительных при помощи суффиксов -онок, -елок, -ята (теленок — телята). | Пересказ коротких рассказов. | 4 | 2 | 2 | |
11. | Звуки [п], [п`]. Деревенский двор. | Анализ и синтез слогов ап-па Определение места звука в слове. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кошка — кошечка) | Составление предложений по моделям. | 4 | 2 | 2 | |
12. | Звуки [н], [н'] Дикие животные | Определение наличия или отсутствия звуков [н], [н'] в словах | Образование существительных с помощью суффиксов -ата, -ята. -опок, -енок (бельчонок— бельчата). | Овладение диалогической формой общения. (драматизация сказки «Теремок») | 4 | 2 | 2 | |
13. | Звуки [б], [б'] Подготовка животных к зиме. | Определение позиции звука [б] в слове (начало, середина). Звуковой анализ слогов аб-би | Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах (мы видели рыжую белку; в дупло пряталась рыжая белка) | Пересказ небольших рассказов (Г. Скребицкий) "Всяк по своему" | 4 | 2 | 2 | |
14. | Звуки [б], [п] Продукты питания | Полный анализ односложного слова Б им | Образование относительных прилагательных (яблочный сок, кабачковая икра) | Заучивание стихотворения (Ю. Тувим «Овощи») | 2 | 2 | 2 | |
15. | Звук [в], [в'] Зима | Определение позиции звука [в] в слове (начало, середина). Звуковой анализ слова ива Различение твердых и мягких звуков [в], [в'] | Умение образовывать сравнительную степень прилагательных (холодный — холоднее, белый — белее). Согласование прилагательных с существительными (рыжая белка, колючий еж) | Совершенствование навыка составления рассказа (по серии картин Г. Каше «Синичка») | 4 | 2 | 2 | |
16. | Звуки [д], [д'] Одежда | Различение твердых и мягких звуков [д], [д']. Звуковой анализ слова дом | Образование приставочных глаголов (шить — зашить, подшить, вышить, пришить). | Закрепление навыка составления простого предложения. Составление описательного рассказа | 4 | 2 | 2 | |
17. | Звук [т] [т'] Новый год | Звуковой анализ слова том Различение твердых и мягких звуков [т], [ть] | Образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами (елка-елочка) | 4 | 2 | 2 | ||
18. | Звуки [д], [т] | Дифференциация звуков [д], [т] | 2 | 1 | 1 | |||
19. | Звуки [ф], [ф'] Мебель | Дифференциация звуков [ф], [ф'], анализ слогов. | Образование сравнительной степени прилагательных. | Усвоение конструкций сложного предложения | 4 | 2 | 2 | |
. 20 | Звуки [в], [ф] Посуда | Дифференциация звуков [в], [ф] | Образование существительных с помощью суффиксов (сахар-сахарница) | Составление описательных рассказов | 4 | 2 | 2 | |
21. | Звуки [к], [к'] Человек. Семья | Звуковой анализ слова кот, кит. Различение твердых и мягких звуков [к], [к']. | Употребление в речи местоимений мой, моя, моё | Заучивание стихотворений | 4 | 2 | 2 | |
22. | Звуки [г], [г'] Профессии | Различение твердых и мягких звуков [г], [г']. Звуковой анализ и синтез слов | Практическое употребление в речи названий профессий | Составление предложений по демонстрируемому действию | 4 | 2 | 2 | |
23. | Звуки [к], [г] | Дифференциация звуков [к], [г]. | 2 | 1 | 1 | |||
24. | Звуки [х], [х'] Цвет. Форма. Величина | Различение твердых и мягких звуков [х], [х']. Звукослоговой анализ слова мухи | Образование сравнительной степени прилагательных (зеленый — еще зеленее) | Пересказ немецкой народной сказки «Три бабочки» | 4 | 2 | 2 | |
25. | Звуки [с], [с'] Форма и размер предметов | Различение твердых и мягких звуков [с], [сь]. Звукослоговой анализ слова гуси | Умение подобрать слова-антонимы | Усвоение конструкций сложноподчиненных предложений | 4 | 2 | 2 | |
26. | Звуки [з], [з*] День защитника Отечества | Различение твердых и мягких звуков [з], [з']. Звукослоговой анализ слова замок | Использование в речи предлогов (в, на, под, из, по) | Составление рассказа по серии картин (Г. Каше «Собака-санитар») | 4 | 2 | 2 | |
27. | Звуки [с], [з] Мамин день 8 Марта | Дифференциация звуков [с], [з] | Усвоение многозначных слов (шляпка — у гриба, у женщины, у гвоздя | Заучивание стихотворения | 4 | 2 | 2 | |
28. | Звук [ц] | Выделение звука [ц] в речи. Определение места звука [ц] в слове (начало, середина, конец) | 4 | 2 | 2 | |||
29. | Звуки [с], [ц] Транспорт | Дифференциация звуков [с], [ц] | Закрепление навыка употребления слов-антонимов (быстро — медленно, далеко — близко) | Составление простого описания предмета | 4 | 3 | 1 | |
30. | Звук [ш] Весна | Выделение в речи звука [ш], определение его позиции в слове (начало, середина, конец) | Образование сравнительной степени прилагательных (теплый — теплее, быстрый — быстрее) | Составление рассказа по серии картин (Г. Каше «Зайка и морковка») | 4 | 1 | 1 | |
31. | Звуки [с], [ш] | Различение звуков [с], [ш] | 6 | 4 | 2 | |||
32. | Звук [ж] Прилет птиц | Выделение в речи звука [ж], определение позиции звука в слове (начало, середина) | Расширение значений предлогов (на, над, из, в, из-под), выражающих пространственное расположение предметов | Пересказ небольшого рассказа | 4 | 2 | 1 | |
33. | Звуки [з], [ж] | Дифференциация звуков [з], [ж] | 2 | 1 | 1 | |||
34. | Звуки [ш], [ж] Цветы | Дифференциация звуков [ш], [ж] | Усвоение притяжательных местоимений (мой, моя) | Усвоение понятия о сложном предложении | 4 | 2 | 2 | |
35. | Звук [ч] | Выделение звука [ч] в речи. Нахождение места звука [ч] в слове (начало, середина, конец) | 2 | 1 | 1 | |||
36. | Звуки [ч], [ц] Деревья | Дифференциация звуков [ч], [ц] | Образование относительных прилагательных (березовый, дубовый) | Составление предложений по картинкам, опорным словам | 4 | 2 | 2 | |
37. | Звук [щ] | Позиция звука [щ] в словах, речевые игры, анализ слогов. | 4 | 2 | 2 | |||
38. | Звуки [ч], [щ] Лес | Дифференциация звуков [ч], [щ] | Образование притяжательных прилагательных (лисья нора, беличье дупло) | Составление диалога, освоение диалогической формы речи | 4 | 2 | 2 | |
39. | Согласные и гласные, обзор, обобщение | Выделение гласных и согласных, речевые игры, работа по опорным схемам. | 4 | 3 | 1 | |||
Итого: | 144 | 75 | 69 |
Учебно – тематический план 2-го года обучения
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Кол-во часов | ||||
всего | Теория | Практика | |||||
Обучение грамоте, формирование навыков звукового анализа, чтения и пичьма | Словообразование Формирование лексико-грамматических категории. Связная речь | ||||||
1 | Вводный урок. Органы артикуляции и звуки речи. Лето и осень. | Развитие слухового внимания и восприятия, сказка о веселом язычке. Уточнение Понятия ряд. | Признаки времен года по описательным картинкам, составление рассказа | 4 | 2 | 2 | |
2 | Звук [а], буква а | Знакомство с буквой а, печатание буквы а | 2 | 1 | 1 | ||
3 | Звук (у), буква у Овощи и фрукты | Знакомство с буквой у, печатание буквы у. | Составление описательных предложений, образование относительных прилагательных (вишневый сок, сливовое варенье) | 4 | 2 | 2 | |
4 | Звуки [а], [у]; буквы а, у. Сбор урожая | Анализ м синтез слогов ау-ау. Чтение и печатание слогов ау-уа. | Составление предложений по вопросам Кто? Что? Что делает?, образование слов с уменьшительно- ласкательным оттенком | 4 | 2 | 2 | |
5 | Звук [и], буква И. | Знакомство с буквой и, печатание буквы и, слога иа | 2 | 1 | 1 | ||
6 | Звуки [п], [п']; буква П. Золотая осень. | Анализ слогов па, пи, ап. Чтение и печатание слогов ап, уп, ип. | Образование существительных мн.числа, составление рассказа, работа по картинкам | 4 | 2 | 2 | |
7 | Звуки [т], [ть]; буква т | Анализ, чтение и письмо прямых и обратных слогов та, ту, ти, от, ут, ит | 2 | 1 | 1 | ||
8 | Звук [о], буква. Птицы. | Анализ, чтение и печатание слогов оп, от, по, то | Формирование навыка составления короткого рассказа, образование глаголов при помощи приставок | 4 | 2 | 2 | |
9 | Звуки [к], [кь] буква к | Выкладывание слогов, добавление буквы ко(т). ки(т). ка(п). | 2 | 1 | 1 | ||
10 | Звук [э], буква э. Домашние животные | Определение позиции звука [э] в словах (начало, середина, конец). | Овладение навыками составления простого предложения. | 4 | 2 | 2 | |
11 | Звуки [м], [мь]; буква м. Деревенский двор | Анализ,чтение, печатание слогов му, мэ, ко, пи. Печатание слов мак — маки | Составление рассказов-описаний животных, их повадок. | 4 | 3 | 1 | |
12 | Звуки [х], [хь]; буква х | Анализ, чтение, печатание слогов, слов ах, пух, тихо, мухи | 4 | 2 | 2 | ||
13 | Звуковой анализ слов; ударение. Дикие животные | Знакомство с ударением. Работа по схемам. | Практическое употребление притяжательных прилагательных (беличье дупло, лисья нора) | 4 | 2 | 2 | |
14 | Звук [ы|, буква ы | Анализ, чтение и печатание слогов и коротких слов ты, мы, коты | 2 | 1 | 1 | ||
15 | Звуки [с], [сь]; буква с. Подготовка животных к зиме. | Игра "Наоборот". Печатание предложения: У Сони СОК. | Употребление глаголов в различных временных формах (что делает? что сделал? Что будет делать?) | 4 | 2 | 2 | |
16 | Звуки [н], [нь]; буква н. Продукты питания | Печатание под картинками слов ноты, окна, кино (по слогам). Выкладывание и печатание предложения: Тут кони | Употребление глаголов во множественном и единственном числе (чистит — чистят, моет —моют). Рассказывание сказки. | 4 | 2 | 2 | |
17 | Звуки [з], [з']; буква з | Синтез слов из звуков. Анализ слова зима. | 4 | 2 | 2 | ||
18 | Звуки [с], [з]; буквы С, 3. Зима. | Игра "Какой звук убежал?" | Подбор родственных слов (снег, снежок, снеговик). Составление рассказа по опорным картинкам | 4 | 2 | 2 | |
19 | Звуки [л], [ль]; буква л | Подбор слов к схемам звуко-слогового анализа: лук, лимон, лиса. | 2 | 1 | 1 | ||
20 | Предложение, звукослоговой анализ слов. Одежда и обувь | Составление, выкладывание и печатание предложений | Подбор однородных определений (платье красивое, нарядное, шелковое). Составление описательного рассказа по плану | 4 | 2 | 2 | |
21 | Звуки [ш], буква ш | Составление из слогов имен детей. Звуковой анализ слова мишка. | 4 | 2 | 2 | ||
22 | Звуки [б], [бь]; буква б | Синтез звуков в слова. Чтение и печатание слов. Анализ слова булка | Образование относительных прилагательных от существительных (дерево — деревянный, стекло — стеклянный) | 4 | 2 | 2 | |
23 | Звуки [р], [р']; буква р. Новый год. | Составление слогов наоборот: ар — ра; ур—ру; ор — ро. Игра «Слово рассыпалось» — ыср — сыр. | Рассказывание из личного опыта. Образование сложных слов (снегопад, гололед, лесоруб) | 6 | 4 | 2 | |
24 | Звук [ж], буква ж | Чтение и печатание слов по схеме. Звуковой анализ слов. | 4 | 2 | 2 | ||
25 | Звуки [ш], [ж]; буквы ш, ж. Человек и семья. | Выучивание правила жи и ши пиши с буквой и. | Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей (злой, добрый, смелый). | 6 | 4 | 2 | |
26 | Звуки [е], [ё]; буквы е. ё. Профессии | Печатание слова-действия, дифференцирование [е], [ё]. Звуковой анализ слова ёжик. | Формирование самостоятельных высказываний и в виде небольших рассказов о людях разных профессий | 6 | 4 | 2 | |
27 | Звуки [д], [д буква д. Мебель | Составление и запись предложения: У дома дубок. | Составление рассказа из 5—7 предложений по картине | 4 | 2 | 2 | |
28 | Звуки [в], [вь]; буква в | Составление и запись слова по схеме. Игра «Какой звук убежал?» | 2 | 1 | 1 | ||
29 | Звуки [г], (гь); буква г. Цвет, форма, величина. | Звуковой анализ слова грибы. | Согласование в речи слов, обозначающих цвет, форму, величину | 4 | 2 | 2 | |
30 | Звук [й], буква и. Форма и размер предметов | Определение позиции звука [й] в слове (начало, середина, конец). | Составление описательных рассказов. | 4 | 2 | 2 | |
31 | Звук [я], буква я. Погода и природные явления. | Подбор слов с заданным количеством слогов и позиций звука. Печатание буквы я, слов яма, мясо, язык моряк. | Усвоение многозначности слов (снег идет, поезд идет человек идет) | 4 | 2 | 2 | |
32 | Звуки [ф], [ф']; букваф Транспорт | Печатание слов на синей и зеленой «дорожке» фокус, лифт, форма филин, Федя, кофе | Составление рассказа по опорным картинкам | 4 | 2 | 2 | |
33 | Звук [ю], буква ю. Весна | Определение позиции звука [ю] в слове (начало, середина, конец). | Подробный последовательный пересказ «Медведь и солнце» Н.Сладкова | 4 | 2 | 2 | |
34 | Звук [ц], буква ц. Прилет птиц | Составление и печатание предложения по сюжетной картинке: Во дворе курица. У неё цыплята | Правильное употребление в речи глаголов совершенного и несовершенного вида (птица летит - птица прилетела) | 4 | 2 | 2 | |
35 | Звук [ч], буква ч. Правописание ча-чу. Цветы | Определение позиции звука [ч] в слове (начало, середина, конец). Правописание ча-чу. | Рассказывание сказок-драматизаций. Образование прилагательных от существительных (василек-васильковый, мак-маковый) | 4 | 2 | 2 | |
36 | Звук [щ], буква щ. Правописание ща— щу Деревья | Печатание слов и предложений на правило «ща пиши с буквой а» «щу пиши с буквой у» ща — роща; пища щу — щука: ищут Вот роща. Тут поют щеглы | Согласование прилагательных и существительных е числительными (три высокие елки, пять кудрявых берез). Упражнение в составлении и придумывании загадок | 4 | 2 | 2 | |
37 | Слова, обозначающие предмет | Работа по карточкам, картинкам, работа с существительными | 2 | 1 | 1 | ||
38 | Слова, обозначающие действие | Синтез звуков в слова, глаголы, действия | 2 | 1 | 1 | ||
39 | Слова, обозначающие признак предмета | Подбор словак схемам, звуковой анализ слов, прилагательные, составление рассказа по картинке | 2 | 1 | 1 | ||
40 | Школа | Звуковой анализ слов, подбор однородных сказуемых | 2 | 1 | 1 | ||
41 | Итоговое занятие | Повторение пройденного материала. | 2 | 1 | 1 | ||
Итого: | 144 | 79 | 65 |
Занятие начинается со своеобразной речевой зарядки, которая проходит в форме игры с мячом.
На занятиях по формированию звуковой стороны речи проводится артикуляционная гимнастика с зеркалом. Она готовит артикуляционный аппарат к занятиям и позволяет обратить внимание на правильное произношение звука. В занятия включены игры на формирование фонетическое системы.
В середине занятия проводится физминутка, пальчиковая гимнастика или подвижные игры.
Заключительная часть занятия – работа в детей в тетради. Они рисуют, штрихуют, выполняют узор, обводят и раскрашивают трафареты. Такие задания помогают развивать мелкую моторику рук, учат ориентироваться на плоскости листа.
Также предусмотрены задания для развития восприятия (собрать панно из мозаики с помощью пазлов, сложить разрезную картинку, выложить изображение из геометрических фигур).
Все игры и упражнения направлены на расширение словарного запаса детей, обучение их классификации предметов и формирование грамматически правильной речи.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. Сфера, 2009.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. Сфера, 2009.
- Теремкова Н.Э. "Логопедическое домашнее задание для детей 5-7 лет М.,2010.
- Н.А. Гоголева "Я Учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7- лет. Сфера, 2010.
- Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. М., 2007.
- Ванюхина Г. Речецветик. Смоленск , 1996.
- Илларионова Ю. Г. Учим детей отгадывать загадки. М., 1976.
- Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.,2007.
- Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1997.
- Раевский Ю. Веселая азбука. Одесса, 1991.
- Соболева А.В. Загадки - смекалки. М., 1994.
- Тарабарина Т.И. Детям о времени. Ярославль, 1996.
- Ткаченко Т. А. В первом классе - без дефектов речи. СПб.,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей по развитию речи у дошкольников
рабочий материал для развития речи детей дошкольного возраста...
Программа дополнительного образования "Культура речи".
Программа углубленного изучения языка....
Программа дополнительного образования «Развитие познавательных способностей»
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способно...
Программа дополнительного образования «Волшебные пальчики» социально-педагогическое направление вид деятельности: раннее развитие речи и творческих способностей детей
Программа доп.образования для детей дошкольного возраста....
Коррекционная программа дополнительного образования "Говорим правильно" по развитию речи детей 5-7 лет с ОНР
Данная рабочая программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, внимания, памяти, лог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению грамоте и развитию связной речи младших школьников «ПИШИЧИТАЙ»
Программа по курсу «Пишичитай» составлена в целях развития речи детей младшего школьного возраста. Программа составлена для обучения по одному часу в неделю – 35 часов в год (1 занятия в неделю по 45 ...
Программа дополнительного образования по развитию речи «Говоруша».
Программа дополнительного образования «Говоруша» относится к социально-педагогической направленности, так как способствует воспитанию качеств личности, необходимых для успешной ...