РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению грамоте и развитию связной речи младших школьников «ПИШИЧИТАЙ»
рабочая программа по теме
Программа по курсу «Пишичитай» составлена в целях развития речи детей младшего школьного возраста. Программа составлена для обучения по одному часу в неделю – 35 часов в год (1 занятия в неделю по 45 минут), для младших школьников 6-9 лет. Она разработана для развития языковой компетенции детей младшего школьного возраста с учетом их возрастных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pishichitay.docx | 45.98 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по обучению грамоте и развитию связной речи младших школьников
«ПИШИЧИТАЙ»
Составитель:
учитель-логопед
Ермакова
Анна Станиславовна.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа по курсу «Пишичитай» составлена для развития речи детей младшего школьного возраста.
Программа составлена для обучения по одному часу в неделю – 35 часов в год (1 занятия в неделю по 45 минут), для младших школьников 6-9 лет. Она разработана в целях развития языковой компетенции детей младшего школьного возраста с учетом их возрастных особенностей.
Нормативно-правовая база
- Конституция Российской Федерации
- Закон РФ "Об образовании"
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Конвенция о правах ребенка.
Принципы:
- От простого – к сложному.
- Доступность содержания программы.
- Систематичность и последовательность учебного материала.
- Наглядность.
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
- Дифференцированное обучение.
- Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.
Формы организации:
- индивидуальная;
- работа в парах;
- групповая;
- коллективная.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- игровые;
- поисковые;
- исследовательские.
По окончании курса программы дополнительного образования «Пишичитай» младшие школьники должны уметь:
- - составлять предложения;
- - членить предложения на слова;
- - соотносить буквы и звуки;
- - называть звуки и слоги в словах;
- - находить слова с определённым звуком;
- - определять место звука в слове;
- - проводить звуковой анализ слова;
- - владеть основами плавного слогового чтения;
- - пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту;
- - проявлять активность, самостоятельность;
- - обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры;
- - правильно держать ручку, карандаш;
- - классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения;
- - дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение», «текст»;
- - писать изложения и сочинения различных типов, в соответствии возрасту;
- - анализировать и редактировать текст, знать типы текста.
- - писать изложения, сочинения.
- Учебно-материальная база
1. Кабинет - в помещении должно быть естественное и электрическое освещение, водопровод.
- в помещении столы располагаются с таким расчетом, чтобы дети при работе не мешали друг другу.
2. Инструменты и приспособления:
- листы с заданиями, рабочие тетради, простой карандаш, цветные карандаши;
3. Методический фонд:
- наглядные пособия и методическая литература;
- средства ИКТ.
Методическое обеспечение.
- Ефименкова Л.Н. «Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи», Москва 1984 год;
- Колесникова Е.В. «Звуки и буквы», учебно-методическое пособие и демонстрационный материал, Москва,2011 год;
- Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников». Устная связная речь, часть1, Москва 2009 год;
- Голубь В.Н. «Графические диктанты» пособие по работе с детьми, Москва 2004 год;
- Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников». Устная связная речь, часть2, Москва 2009 год;
- Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников». Устная связная речь, часть3, Москва 2009 год;
Календарно-тематическое планирование кружка «Пишичитай» 1-й год обучения.
Неделя | Тема занятия | Грамматичес-кая компетенция | Фонематические процессы | Графомоторика | Связная речь | ВПФ | Пальчиковые игры | ||
СЕНТЯБРЬ | |||||||||
1 | Речь | Введение. | |||||||
2 | Слово-предмет | «Один-много» | Выделение первого звука в слове | Узоры | Заучивание скороговорки «У Василиски – глаза лиски, У лиски – глаза Василиски» | «Чего не стало» | «Кошкин дом» | ||
3 | Слово-действие | «Вчера, сегодня, завтра» | Выделение первого звука в слове | «Черепаха» | Заучивание скороговорки «У Сени и Сани в сетях сом с усами» | «Повтори, не ошибись!» | «Четыре брата» | ||
4 | Слово-признак | Счет от 1-5 | Выделение первого и последнего звука в слове | «Сердечко» | Заучивание скороговорки «У ежа – ежата, У ужа – ежата, У чижа – чижата, У жука – жучата» | «Четвертый лишний» | «Топ-топ» | ||
ОКТЯБРЬ | |||||||||
1 | Каникулы | ||||||||
2 | Слово-дополнение | «Назови ласково» | Выделение гласного в середине слова | «Зонт» | Заучивание скороговорки «Глядят подсолнушки на солнышко, а солнышко – на подсолнушки» | «Пары слов» | «Пляшет мышка» | ||
3 | Слово-предлог | «Кто и где спрятался?» | Определение количества звуков в слове | «Рыбка» | Заучивание скороговорки «Рыбу ловит рыболов, в реку весь уплыл улов» | «Заметить все» | «Кто приехал?» | ||
4 | Предложение простое нераспростра-ненное | «Один-много» | Называние последовательно звуков в слове | «Ключ» | Заучивание скороговорки «Проворонила ворона вороненка» | «Ищи без остановки» | «Вышли пальчики гулять» часть1 | ||
НОЯБРЬ | |||||||||
1 | Предложение простое распростране-нное | «Чей хвост?» | Называние слов с заданным первым звуком | «Машина» | Заучивание скороговорки «Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала» | «Рифмы» | «Вышли пальчики гулять» часть 2 | ||
2 | Способы распростране-ния предложений | «Чьи уши?» | Называние слов с заданным последним звуком | «Слон» | Заучивание скороговорки «Ехал Грека через реку…» | «Столбики» | «Кулачки-ладошки» | ||
3 | Каникулы | ||||||||
4 | Способы распростране-ния предложений | «Вчера, сегодня, завтра» | Называние слов с заданным гласным звуком | «Домик» | Заучивание скороговорки «Из колодца две девицы носят ведрами водицу» | «Тройки» | «Как живешь?» | ||
ДЕКАБРЬ | |||||||||
1 | Пересказ текста с опорой на предметные картинки | «Назови ласково» | Называние слов с заданным согласным звуком | «Бабочка» | Пересказ | «Мультфильм» | «Здравствуй, небо голубое! ...» | ||
2 | Пересказ текста с опорой на графические схемы | Счет от 1-5 | Составление схемы слова | «Гусь» | Пересказ | «Запомни порядок» | «Восьмерки» | ||
3 | Пересказ текста по сюжетной картинке и опорным словам. | «Накорми животных! Я кормлю корову…чем?» | Составление схемы слова | «Ракета» | Пересказ | «Чего не стало» | «Паучок» | ||
4 | Рассказ описательный по предложенным предметам | «Я вижу (что?)» | Составление схемы слова | «Волк» | Рассказ | «Повтори, не ошибись!» | «Гусь» | ||
5 | Рассказ по серии картинок и опорным словам | «Два или пять» | Составление схемы слова | «Уточка» | Рассказ | «Четвертый лишний» | «Засолка капусты» | ||
ЯНВАРЬ | |||||||||
1 | Каникулы | ||||||||
2 | Составление рассказа по сюжетной картинке | «Мой, моя, моё, мои» | Составление схемы слов предложения | «Лист» | Рассказ | «Пары слов» | «Замок» | ||
3 | Составление сравнительного рассказа «Весна-осень» с использованием графических схем. | «Я иду, ты идешь, он идет» | Составление схемы слов предложения | «Жираф» | Рассказ | «Заметить все» | «Алые цветки» | ||
4 | Творческий рассказ по обозначенному началу | «Гномик и гигант» | Составление схемы слов предложения | «Собака» | Рассказ | «Ищи без остановки» | «Прогулка» | ||
ФЕВРАЛЬ | |||||||||
1 | Омонимы | «Гномик и гигант» | «Имена» | «Бабочка» | Заучивание скороговорки «Из колодца две девицы носят вёдрами водицу» | «Четвертый лишний» | «Как живешь» | ||
2 | Антоимы | «Чьи уши?» | Собери слова из заданных слогов | «Белка» | Заучивание скороговорки «Два щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке» | «Заметить все» | «Ухо-нос» | ||
3 | Каникулы | ||||||||
4 | Синонимы | «Компот и варенье» | «Буквы потерялись» | «Лебедь» | Заучивание скороговорки «Жук жужжит и встать не может, ждет он, кто ему поможет?» | «Мультфильм» | «Топ-топ» | ||
МАРТ | «Чьи уши?» | ||||||||
1 | Двусложные слова | «Компот и варенье» | Определение количества слогов в слове | «Змейка» | Заучивание скороговорки «Скворцы и синицы веселые птицы» | «Рифмы» | «Цветок» | ||
2 | Односложные слова | «Какой, какое, какая, какие?» | Вставить гласную букву А или У | «Заяц» | Заучивание скороговорки «Сашка шапкой шишку сшиб» | «Столбики» | «Кулак-ребро-ладонь» | ||
3 | Трехсложные слова | «Чей хвост?» | Вставить гласную букву | «Олень» | Заучивание скороговорки «Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая» | «Тройки» | «Змейка» | ||
4 | Четырехсложные слова | «Два или пять» | Добавь слог | «Рыбка» | Заучивание скороговорки «Карл у Клары украл кораллы…» | «Пары слов» | «Собака» | ||
5 | Закрепление | «Чьи уши?» | Собери слова из заданных слогов | «Белка» | Заучивание скороговорки «Два щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке» | «Заметить все» | «Ухо-нос» | ||
АПРЕЛЬ | |||||||||
1 | Каникулы | ||||||||
2 | Согласные твердые и мягкие | «Вчера, сегодня, завтра» | Выделение твердых и мягких согласных устно и на письме | «Верблюд» | Заучивание скороговорки «Шесть мышат в камышах шуршат» | «Ищи без остановки» | «Кольца» | ||
3 | Согласные твердые и мягкие | «Кто-где?» | Выделение твердых и мягких согласных устно и на письме | «Страус» | Заучивание скороговорки «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» | «Рифмы» | «Летит оса» | ||
4 | Согласные твердые и мягкие | «Мой, моя, моё, мои» | Выделение твердых и мягких согласных устно и на письме | «Летящая птица» | Заучивание скороговорки «Бык, бык – тупогуб, тупогубенький бычок, у быка тупа губа была бела» | «Столбики» | «Рыбка» | ||
МАЙ | |||||||||
1 | Смягчающая роль Ь | «Накорми животных! Я кормлю корову…чем?» | Различение слов с Ь | «Кенгуру» | Заучивание скороговорки «Рыбу ловят Боря с Левой, лёва с Борей рыболовы» | «Чего не стало» | «Крестики-нолики» | ||
2 | Звукобуквен-ный состав слова | «Я иду, ты идешь, он идет» | «Лишний звук» | «Цветок» | Заучивание скороговорки «У репки да редьки корень крепкий» | «Повтори, не ошибись!» | «Кошкин дом» | ||
3 | Звукобуквен-ный состав слова | «Гномик и гигант» | «Имена» | «Бабочка» | Заучивание скороговорки «Из колодца две девицы носят вёдрами водицу» | «Четвертый лишний» | «Как живешь» | ||
4 | Звукобуквен-ный состав слова | «Компот и варенье» | «Буквы потерялись» | «Лебедь» | Заучивание скороговорки «Жук жужжит и встать не может, ждет он, кто ему поможет?» | «Мультфильм» | «Топ-топ» | ||
5 | Звукобуквен-ный состав слова | «Какой, какое, какая, какие?» | «Согласные исчезли» | «Краб» | Заучивание скороговорки «Топали да топали…» | «Запомни порядок» | «Здравствуй, небо голубое! ...» |
Календарно-тематическое планирование кружка «Пишичитай» 2-й год обучения.
Неделя | Тема занятия | Цель занятия | Задачи | Игра | Письмо | Оборуд. | Физкультмин |
СЕНТЯБРЬ | |||||||
1 | |||||||
2 | «Слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. | дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; |
| «Как это читать?» | - | Проектор, экран, таблица, запись на доске | «Узнайте, что я сказала» |
3 | Повествовательные, восклицательные, вопросительные, побудительные предложения. | дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; |
| «Снеговик-слоговик» | + | Проектор, экран, таблицы знаков препинания, названий предложений, запись на доске. | «Сильный ветер сосны крутит» |
4 | Повествовательные, восклицательные, вопросительные, побудительные предложения. | дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; |
| + | Проектор, экран, таблицы знаков препинания, названий предложений, запись на доске. | «Кошкин дом» | |
ОКТЯБРЬ | |||||||
1 | Каникулы | ||||||
2 | Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. | дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; |
| «Слоговые домики» | + | Проектор, экран, схема предложения, запись на доске. | «Посчитай» |
3 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. | развивать умение составлять предложения из слов, данных в начальной форме; |
| «Слоговые домики» | + | Проектор, экран, презентация, мяч, запись на доске. | «Цепочка» |
4 | Составление предложений - полных ответов на вопросы по тексту. | формировать умение составлять полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов; |
| «Тачкины задачки» | + | Проектор, экран, презентация, мяч, запись на доске. | «Кто последний?» |
НОЯБРЬ | |||||||
1 | Составление предложений — кратких ответов на вопросы по тексту. | формировать умения составлять краткие ответы на вопросы по тексту, сопоставлять полные и краткие ответы; |
| «Маша ест кашу» | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Как живёшь?» |
2 | Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений. | развивать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов; упражнять в грамматическом оформлении предложений; |
| «Грамот-ная доставка» | + | Проектор, экран, презентация, сюжетные картинки профессий людей, запись на доске. | «Артисты» |
3 | Каникулы | ||||||
4 | Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений. | развивать умения составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов, схемы; упражнять в грамматическом оформлении предложений; |
| «Сладко-ежка» | + | Проектор, экран, презентация, таблица деформированного предложения, рисунки детей, карточки словарных слов, кроссворд, запись на доске. | «Космонавты» |
ДЕКАБРЬ | |||||||
1 | Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. | учить составлять связный текст из отдельных предложений; |
| «Мои марки» | + | Проектор, экран, напечатанные предложения для рассказа «Гроза», опорные схемы, карточка, запись на доске. | «Зарядка» |
2 | Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме. | формировать умение находить границы предложения в непунктированном тексте по интонации и смысловым вопросам; |
| «Помощь на пожаре» | + | Проектор, экран, презентация, лист для выразительного чтения, карточки с непунк- тированным текстом, запись на доске. | «Мы немного отдохнём» |
3 | Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложносочиненными предложениями. | развивать восприятие сложных синтаксических конструкций |
• совершенствовать слоговой анализ и синтез слова. | «Слоговое домино» | + | Проектор, экран, презентация, сюжетные картинки, запись на доске. | «Мимика» |
4 | Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложноподчиненными предложениями | развивать восприятие сложных синтаксических конструкций, понимание сложных логико-грамматических конструкций; | - формировать умение сопоставлять простые и сложные предложения, выделять грамматические основы в каждой части сложного предложения; - учить составлять сложноподчиненные предложения из простых предложений, выделять главное предложение в составе сложноподчиненного предложения; - совершенствовать слоговой анализ и синтез слова. | «Сокрови-ща фараона» | + | Проектор, экран, | «Мы играем на гармошке» |
5 | Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. | развивать умение восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги |
| «Научи робота» | + | Проектор, экран, презентация, карточки, запись на доске. | «Маша-растеряша» |
ЯНВАРЬ | |||||||
1 | Каникулы | ||||||
2 | Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами. | предупреждение наиболее типичных речевых ошибок, связанных с повторением слов; |
| «Слоновья западня» | + | Проектор, экран, презентация, карточки, запись на доске. | «Покачайтесь, покружитесь» |
3 | Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов. | предупреждение ошибок, связанных с нарушенным порядком слов |
- развивать вербально-логическое мышление, слоговой анализ | «Незакон-ченная картина» | + | Проектор, экран, презентация, карточки, запись на доске. | «Весёлые ручки» |
4 | Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов. | формировать умения собирать материал для рассказа путем наблюдений, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание | - учить использовать средства выразительности для описания своих наблюдений; - развивать умение определять количество слогов в слове. | «Именины у Кристины» | + | Проектор, экран, презентация, карточки, запись на доске. | «В лесу» |
ФЕВРАЛЬ | |||||||
1 | Выделение признаков связного текста. Тема текста. | формировать умения отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия |
развивать умения подбирать слова по данному первому слогу | «Весёлый город» | + | Проектор, экран, презентация, предметная картинка «Боровик», схема, запись на доске. | «Дети утром рано встали» |
2 | Текст. Основная мысль текста. | формировать умения определять тему текста, определять и формулировать основную мысль текста, определять диалогическую, монологическую речь |
- развивать умение подбирать слова по данному последнему слогу | «Ворона и лиса» | + | Проектор, экран, презентация, загадки, тексты, запись на доске | «По дорожке шли» |
3 | Текст. Опорные слова. | познакомить учащихся с понятием «опорные слова» |
| «Всё наоборот» | + | Проектор, экран, презентация, серия сюжетных картинок, запись на доске. | «Красная шапочка» |
4 | Каникулы | ||||||
МАРТ | |||||||
1 | Восстановление деформированного текста по серии картинок. | формировать умения замечать смысловые и логические ошибки в тексте | формировать умения замечать смысловые и логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, понимать структуру текста, восстанавливать деформированные тексты; • развивать слоговой анализ и синтез слов. | «Буквокрас» | + | Проектор, экран, презентация, серия картинок, запись на доске. | «Мы на лыжах в лес идём» |
2 | Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста. | формировать умение замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность предложений |
| «Отважный Фридрих» | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Дружба» |
3 | Составление текста поданным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов. | учить конструировать предложения и составлять из них текст |
- развивать понимание сложных логико-грамматических конструкций | «Словомер» | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Как живёшь?» |
4 | Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. | ознакомить с текстом типа «повествование», схемой построения повествовательного текста |
| «Слоговые домики» | + | Проектор, экран, презентация, серия сюжетных картинок «Репка», набор опорных таблиц «Текст-повествование», карточки с текстом, запись на доске. | «Репка» |
5 | Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста | формировать умения определять особенности текста-повествования, последовательность частей в тексте |
| «Незаконченная картина» | + | Проектор, экран, презентация, набор опорных таблиц «Текст-повествование», карточки с текстом «Тетерка отводит врага», запись на доске. | «Глаголы» |
АПРЕЛЬ | |||||||
1 | Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Схема построения описания. | познакомить с описательным текстом, схемой построения текста-описания |
- воспитывать внимательное, бережное отношение к живой природе | «Королев-ский указ» | + | Проектор, экран, презентация, набор опорных таблиц «Текст-описание», карточки с текстом, предметная картинка («Мать-и-мачеха»); листочки березы, клена, дуба, ивы и др. деревьев, запись на доске. | «Мы бежали по дорожке» |
2 | Каникулы | ||||||
3 | Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Схема построения описания. | познакомить с описательным текстом, схемой построения текста-описания |
- воспитывать внимательное, бережное отношение к живой природе | «Спасение принцессы» | + | Проектор, экран, презентация, набор опорных таблиц «Текст-описание», карточки с текстом, предметная картинка («Мать-и-мачеха»); листочки березы, клена, дуба, ивы и др. деревьев, запись на доске. | «Кто последний?» |
4 | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения. | формировать умения конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи |
| «Умная ворона» | + | Проектор, экран, презентация, набор опорных таблиц «Текст-рассуждение», карточки с текстом, запись на доске. | «Незнайкина зарядка» |
МАЙ | |||||||
1 | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения. | формировать умения конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи |
| «Лягушка-буквоедка» | + | Проектор, экран, презентация, набор опорных таблиц «Текст-рассуждение», карточки с текстом, запись на доске. | «Кошкин дом» |
2 | Составление плана текста с обозначенными частями. | формировать умения определять тип текста, сравнивать тексты на одну тему |
- формировать умения составлять план текста по обозначенным частям | «Караоке по-детски» | + | Проектор, экран, презентация, наборы опорных таблиц «Текст-повествование», «Текст-описание», «Текст-рассуждение», лист с текстами, памятка «Типы текстов», запись на доске. | «Тигр вышел погулять» |
3 | Деление текста на части. Работа над планом. | формировать умения составлять план, использовать его при пересказе текста | - формировать умение определять тип текста;
| По выбору | + | Проектор, экран, презентация, наборы опорных таблиц «Текст-повествование», «Текст-описание», «Текст-рассуждение», лист с текстами, памятка «Типы текстов», запись на доске. | По выбору |
4 | Редактирование текста. | формировать умения исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования | - делить текст на части и выделять их при записи, точно употреблять слова в речи; - ознакомить с приемами редактирования текста | По выбору | + | Проектор, экран, презентация, предметные картинки, запись на доске. | По выбору |
5 | Редактирование текста. | формировать умения исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования | - делить текст на части и выделять их при записи, точно употреблять слова в речи; - ознакомить с приемами редактирования текста | По выбору | + | Проектор, экран, презентация, предметные картинки, запись на доске. | По выбору |
Календарно-тематическое планирование кружка «Пишичитай» 3-й год обучения.
СЕНТЯБРЬ | |||||||
1 | Вводное | ||||||
2 | Изложение-повествование по вопросам | формировать умение писать изложение по вопросам | Формировать умение устанавливать связь заголовка с темой текста. Составлять предложения по вопросам. Повторить признаки повествовательного текста. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Узнайте, что я сказала» |
3 | Изложение-повествование по плану | формировать умение писать изложение по готовому плану, опорным словам | Формировать умение устанавливать последовательность частей в тексте. Составлять предложения по вопросам. Повторить признаки повествовательного текста. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. Опорные таблицы, сюжетные картинки. | «Сильный ветер сосны крутит» |
4 | Редактирование текста изложения | формировать умение находить ошибки в содержании и построении текста | Формировать умение исправлять речевые ошибки, совершенствовать написанное. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске, памятка. | «Кошкин дом» |
ОКТЯБРЬ | |||||||
1 | Каникулы | ||||||
2 | Изложение-повествование по памяти | формировать умение писать изложение по памяти | Формировать умение устанавливать последовательность частей в тексте. Повторить признаки повествовательного текста. Учить точно употреблять слова в речи. Развивать объём слуховой памяти. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Посчитай» |
3 | Изложение-повествование по обобщённым вопросам | формировать умение писать изложение на основе слухового восприятия, по обобщённым вопросам, опорным словам | Формировать умение устанавливать последовательность частей в тексте, устанавливать связь предложений в тексте. Учить употреблять синонимы. Развивать объём слуховой памяти. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Цепочка» |
4 | Изложение-описание по плану | формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия текста, по коллективно составленному плану, опорным словам | Формировать умение писать изложение по плану, опорным словам. Повторить признаки и строение текста-описания. Формировать умение составлять план текста. Учить точно употреблять слова в тексте. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Кто последний?» |
НОЯБРЬ | |||||||
1 | Изложение-описание по памяти | формировать умение писать изложение по памяти, знаковым схемам, сюжетной картинке. | Повторить признаки и строение текста-описания. Учить точно употреблять слова в тексте. Развивать объём слуховой памяти. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Как живёшь?» |
2 | Изложение-описание по плану | формировать умение писать изложение на основе слухового восприятия текста, по коллективно составленному плану, опорным словам | Формировать умение писать изложение по плану, опорным словам, устанавливать связь предложений в тексте. Совершенствовать умение составлять план текста. Развивать объём слуховой памяти. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Артисты» |
3 | Каникулы | ||||||
4 | Изложение-повествование с элементами описания | формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия текста, по коллективно составленному плану, опорным словам | Формировать умение писать изложение по плану, опорным словам, устанавливать связь предложений в тексте. Учить составлять план текста. Формировать умение использовать описание в повествовательном тексте. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Космонавты» |
ДЕКАБРЬ | |||||||
1 | Изложение-повествование с элементами описания по краткому плану | формировать умение писать изложение по памяти | Формировать умение устанавливать последовательность частей в тексте, устанавливать связь частей в тексте. Формировать умение использовать описание в повествовательном тексте. Учить точно употреблять слова в тексте. Развивать объём слуховой памяти. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Зарядка» |
2 | Изложение-повествование с элементами описания | формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия, по краткому плану, опорным словам | Формировать умение устанавливать и соблюдать последовательность изложения. Учить составлять краткий план текста. Развивать объём слуховой памяти. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Мы немного отдохнём» |
3 | Изложение-рассуждение по плану | формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. | Повторить признаки, структуру текста-рассуждения. Формировать умение делить текст на части, составлять план. Учить точно употреблять слова в тексте. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Мимика» |
4 | Изложение-рассуждение по памяти | формировать умение писать изложение на основе слухового восприятия, по плану, опорным словам. | Повторить признаки, структуру текста-рассуждения. Формировать умение делить текст на части, составлять план. Учить точно употреблять слова в тексте. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Мы играем на гармошке» |
5 | Изложение-рассуждение по плану | формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия текста, по составленному плану, опорным словам | Повторить признаки и структуру текста-рассуждения. Формировать умение делить текст на части, составлять план. Учить точно употреблять слова в тексте. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Маша-растеряша» |
ЯНВАРЬ | |||||||
1 | Каникулы | ||||||
2 | Изложение рассуждение по памяти | Формировать умение писать изложение по памяти | Повторить признаки и структуру текста-рассуждения. Учить точно употреблять слова в тексте. Развивать объём слухоречевой памяти. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Покачайтесь, покружитесь» |
3 | Изложение с элементами описания и рассуждения | Формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия текста, по плану, опорным словам. | Закреплять умение различать типы текстов. Формировать умение использовать элементы описания и рассуждения в тексте изложения. Учить составлять план, выделять опорные слова. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Весёлые ручки» |
4 | Краткое изложение по плану | Формировать умение определять тему и основную мысль текста, существенное для раскрытия темы | Учить пользоваться различными способами сокращения текста. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «В лесу» |
ФЕВРАЛЬ | |||||||
1 | Изложение с творческим заданием | Учить устанавливать и соблюдать последователь-ность изложения, составлять план. | Учить устанавливать связи между частями и определять средства их выражения. Учить формулировать заключительную часть текста. Развивать объём слухоречевой памяти. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Дети утром рано встали» |
2 | Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам | Учить письменно составлять рассказ по серии картинок, вопросам | Учить составлять письменно полный ответ на вопрос, учитывать связь предложений в тексте Учить определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «По дорожке шли» |
3 | Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам. | Формировать умение определять тему текста и основную мысль | Учить составлять повествовательный текст по серии картинок, плану, опорным словам Учить правильно употреблять слова, использовать текстовые синонимы | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Красная шапочка» |
4 | Каникулы | ||||||
МАРТ | |||||||
1 | Коллективное сочинение-повествование по сюжетной картине, опорным словам. | Учить создавать повествовательный текст с элементами описания | Формировать умение внимательно рассматривать сюжетную картину , определять тему текста и основную мысль. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Мы на лыжах в лес идём» |
2 | Анализ и редактирование сочинений | Учить находить ошибки в содержании и построении текста | Совершенствовать написанное в процессе коллективной работы над ошибками. Формировать умение исправлять речевые ошибки | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Дружба» |
3 | Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка» | Формировать умение писать сочинение по плану | Повторить признаки, строение текста-описания. Формировать умение строить собственное описание по аналогии с образцом. Формировать умение отбирать более точные слова для выражения своих мыслей. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Как живёшь?» |
4 | Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша собака (кошка)» | Формировать умение писать сочинение-описание по плану, строить описание. | Учить использовать речевые средства для точной передачи наблюдений, своего отношения к описываемому. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Репка» |
5 | Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна» | Формировать умение писать сочинение по плану, опорным словам | Формировать умение собирать материал к сочинению путём наблюдений. Учить использовать средства выразительности для описания своих наблюдений. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Глаголы» |
АПРЕЛЬ | |||||||
1 | Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна» | Формировать умение писать сочинение по плану, опорным словам | Формировать умение собирать материал к сочинению путём наблюдений. Учить использовать средства выразительности для описания своих наблюдений. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Мы бежали по дорожке» |
2 | Каникулы | ||||||
3 | Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» | Учить сопоставлять непосредственное восприятие изменений в природе и их опосредованное отражение в живописном и художественном произведениях | Формировать умение рассматривать картину, обращать внимание на её изобразительные средства. Формировать умение использовать средства выразительности для описания картины, передавать своё отношение. Развивать образное мышление путём проникновения в художественный замысел автора. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Кто последний?» |
4 | Сочинение –рассуждение «Моё любимое занятие» | Формировать умение планировать и строить рассуждение | Повторить признаки, строение текста-рассуждения. Учить точно употреблять слова в тексте. Развивать творческое мыщление. | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Незнайкина зарядка» |
МАЙ | |||||||
1 | Сочинение –рассуждение «Моё любимое занятие» | Формировать умение планировать и строить рассуждение | Повторить признаки, строение текста-рассуждения. Учить точно употреблять слова в тексте. Развивать творческое мыщление. | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Кошкин дом» | |
2 | Письма | Формировать умение писать письма | Формировать умение оформлять письма. Познакомить с особенностями текста письма. | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | «Тигр вышел погулять» | |
3 | Письма | Формировать умение писать письма | Формировать умение оформлять письма. Познакомить с особенностями текста письма. | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | По выбору | |
4 | Итоговое изложение | Совершенствовать умение писать изложение | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | По выбору | |
5 | Итоговое сочинение | Совершенствовать умение писать сочинение | - | + | Проектор, экран, презентация, запись на доске. | По выбору |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР
В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...
Логопедическое занятие по развитию связной речи младших школьников.
Логопедическое занятие по развитию связной речи младших школьников....
Методическая разработка на тему: "Развитие связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью"
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом ра...
Программа по развитию связной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости посредством мнемотехники
Целью данной программы является формирования связной речи детей младшего школьного возраста (3-4 классы) с легкой умственной отсталостью с использованием мнемотехники, для успешной адаптации в учебной...
Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.
Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....
Доклад «Развитие связной речи младших школьников с помощью метода изографического моделирования»
Доклад выступления на заседании методического объединения учителей-логопедов «Развитие связной речи младших школьников с помощью метода изографического моделирования»...
Презентация «Развитие связной речи младших школьников с помощью метода изографического моделирования»
Презентация выступления на заседании методического объединения учителей-логопедов «Развитие связной речи младших школьников с помощью метода изографического моделирования»...