РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению грамоте и развитию связной речи младших школьников «ПИШИЧИТАЙ»
рабочая программа по теме

Ермакова Анна Станиславовна

Программа по курсу «Пишичитай» составлена в целях развития речи детей младшего школьного возраста. Программа составлена для обучения по одному часу в неделю – 35 часов в год (1 занятия в неделю по 45 минут), для младших школьников 6-9 лет. Она разработана для развития языковой компетенции детей младшего школьного возраста с учетом их возрастных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pishichitay.docx45.98 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по обучению грамоте и развитию связной речи младших школьников

«ПИШИЧИТАЙ»

Составитель:

учитель-логопед

Ермакова

Анна Станиславовна.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Программа по курсу «Пишичитай» составлена для развития речи детей младшего школьного возраста.

 Программа составлена для обучения по одному часу в неделю – 35 часов в год (1 занятия в неделю по 45 минут), для младших школьников 6-9 лет. Она разработана в целях развития языковой компетенции детей младшего школьного возраста с учетом их возрастных особенностей. 

Нормативно-правовая база

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Закон РФ "Об образовании"
  3. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  4. Конвенция о правах ребенка.

Принципы:

  • От простого – к сложному.
  • Доступность содержания программы.
  • Систематичность и последовательность учебного материала.
  • Наглядность.
  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
  • Дифференцированное обучение.
  • Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.

Формы организации:

  • индивидуальная;
  • работа в парах;
  • групповая;
  • коллективная.

 Методы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • игровые;
  • поисковые;
  • исследовательские.

По окончании  курса программы дополнительного образования  «Пишичитай» младшие школьники должны уметь:

  • - составлять предложения;
  • - членить предложения на слова;
  • - соотносить буквы и звуки;
  • - называть звуки и слоги в словах;
  • - находить слова с определённым звуком;
  • - определять место звука в слове;
  • - проводить звуковой анализ слова;
  • - владеть основами плавного слогового чтения;
  • - пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту;
  • - проявлять активность, самостоятельность;
  • - обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры;
  • - правильно держать ручку, карандаш;
  • - классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения;
  • - дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение», «текст»;
  • - писать изложения и сочинения различных типов, в соответствии возрасту;
  • - анализировать и редактировать текст, знать типы текста.
  • - писать изложения, сочинения.
  • Учебно-материальная база

1. Кабинет - в помещении должно быть естественное и электрическое освещение, водопровод.

- в помещении столы располагаются с таким расчетом, чтобы дети при работе не мешали друг другу.

2. Инструменты и приспособления:

  • листы с заданиями, рабочие тетради, простой карандаш, цветные карандаши;

3. Методический фонд:

  • наглядные пособия и методическая литература;
  • средства ИКТ.

Методическое обеспечение.

  1. Ефименкова Л.Н. «Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи», Москва 1984 год;
  2. Колесникова Е.В. «Звуки и буквы», учебно-методическое пособие и демонстрационный материал, Москва,2011 год;
  3. Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников». Устная связная речь, часть1, Москва 2009 год;
  4. Голубь В.Н. «Графические диктанты» пособие по работе с детьми, Москва 2004 год;
  5. Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников». Устная связная речь, часть2, Москва 2009 год;
  6. Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников». Устная связная речь, часть3, Москва 2009 год;

Календарно-тематическое планирование кружка «Пишичитай» 1-й год обучения.

Неделя

Тема занятия

Грамматичес-кая компетенция

Фонематические процессы

Графомоторика

Связная речь

ВПФ

Пальчиковые игры

СЕНТЯБРЬ

1

Речь

Введение.

2

Слово-предмет

«Один-много»

Выделение первого  звука

в слове

Узоры

Заучивание скороговорки

«У Василиски – глаза лиски,

У лиски – глаза Василиски»

«Чего не стало»

«Кошкин дом»

3

Слово-действие

«Вчера, сегодня, завтра»

Выделение первого  звука

в слове

«Черепаха»

Заучивание скороговорки

«У Сени и Сани в сетях сом с усами»

«Повтори, не ошибись!»

«Четыре брата»

4

Слово-признак

Счет от 1-5

Выделение первого и последнего звука в слове

«Сердечко»

Заучивание скороговорки

«У ежа – ежата,

У ужа – ежата,

У чижа – чижата,

У жука – жучата»

«Четвертый лишний»

«Топ-топ»

ОКТЯБРЬ

1

Каникулы

2

Слово-дополнение

«Назови ласково»

Выделение гласного в середине слова

«Зонт»

Заучивание скороговорки

«Глядят подсолнушки на солнышко,

а солнышко – на подсолнушки»

«Пары слов»

«Пляшет мышка»

3

Слово-предлог

«Кто и где спрятался?»

Определение количества звуков в слове

«Рыбка»

Заучивание скороговорки

«Рыбу ловит рыболов, в реку весь уплыл улов»

«Заметить все»

«Кто приехал?»

4

Предложение простое нераспростра-ненное

«Один-много»

Называние последовательно звуков в слове

«Ключ»

Заучивание скороговорки

«Проворонила ворона вороненка»

«Ищи без остановки»

«Вышли пальчики гулять» часть1

НОЯБРЬ

1

Предложение простое распростране-нное

«Чей хвост?»

Называние слов с заданным первым звуком

«Машина»

Заучивание скороговорки

«Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала»

«Рифмы»

«Вышли пальчики гулять» часть 2

2

Способы распростране-ния предложений

«Чьи уши?»

Называние слов с заданным последним звуком

«Слон»

Заучивание скороговорки

«Ехал Грека через реку…»

«Столбики»

«Кулачки-ладошки»

3

Каникулы

4

Способы распростране-ния предложений

«Вчера, сегодня, завтра»

Называние слов с заданным гласным звуком

«Домик»

Заучивание скороговорки

«Из колодца две девицы носят ведрами водицу»

«Тройки»

«Как живешь?»

ДЕКАБРЬ

1

Пересказ текста с опорой на предметные картинки

«Назови ласково»

Называние слов с заданным согласным звуком

«Бабочка»

Пересказ

«Мультфильм»

«Здравствуй, небо голубое! ...»

2

Пересказ текста с опорой на графические схемы

Счет от 1-5

Составление схемы слова

«Гусь»

Пересказ

«Запомни порядок»

«Восьмерки»

3

Пересказ текста по сюжетной картинке и опорным словам.

«Накорми животных!

 Я кормлю корову…чем?»

Составление схемы слова

«Ракета»

Пересказ

«Чего не стало»

«Паучок»

4

Рассказ описательный по предложенным предметам

«Я вижу (что?)»

Составление схемы слова

«Волк»

Рассказ

«Повтори, не ошибись!»

«Гусь»

5

Рассказ по серии картинок и опорным словам

«Два или пять»

Составление схемы слова

«Уточка»

Рассказ

«Четвертый лишний»

«Засолка капусты»

ЯНВАРЬ

1

Каникулы

2

Составление рассказа по сюжетной картинке

«Мой, моя, моё, мои»

Составление схемы слов предложения

«Лист»

Рассказ

«Пары слов»

«Замок»

3

Составление сравнительного рассказа «Весна-осень» с использованием графических схем.

«Я иду, ты идешь, он идет»

Составление схемы слов предложения

«Жираф»

Рассказ

«Заметить все»

«Алые цветки»

4

Творческий рассказ по обозначенному началу

«Гномик и гигант»

Составление схемы слов предложения

«Собака»

Рассказ

«Ищи без остановки»

«Прогулка»

ФЕВРАЛЬ

1

Омонимы

«Гномик и гигант»

«Имена»

«Бабочка»

Заучивание скороговорки

«Из колодца две девицы носят вёдрами водицу»

«Четвертый лишний»

«Как живешь»

2

Антоимы

«Чьи уши?»

Собери слова из заданных слогов

«Белка»

Заучивание скороговорки

«Два щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке»

«Заметить все»

«Ухо-нос»

3

Каникулы

4

Синонимы

«Компот и варенье»

«Буквы потерялись»

«Лебедь»

Заучивание скороговорки

«Жук жужжит и встать не может, ждет он, кто ему поможет?»

«Мультфильм»

«Топ-топ»

МАРТ

«Чьи уши?»

1

Двусложные слова

«Компот и варенье»

Определение количества слогов в слове

«Змейка»

Заучивание скороговорки

«Скворцы и синицы веселые птицы»

«Рифмы»

«Цветок»

2

Односложные слова

«Какой, какое, какая, какие?»

Вставить гласную букву А или У

«Заяц»

Заучивание скороговорки

«Сашка шапкой шишку сшиб»

«Столбики»

«Кулак-ребро-ладонь»

3

Трехсложные слова

«Чей хвост?»

Вставить гласную букву

«Олень»

Заучивание скороговорки

«Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая»

«Тройки»

«Змейка»

4

Четырехсложные слова

«Два или пять»

Добавь слог

«Рыбка»

Заучивание скороговорки

«Карл у Клары украл кораллы…»

«Пары слов»

«Собака»

5

Закрепление

«Чьи уши?»

Собери слова из заданных слогов

«Белка»

Заучивание скороговорки

«Два щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке»

«Заметить все»

«Ухо-нос»

АПРЕЛЬ

1

Каникулы

2

Согласные твердые и мягкие

«Вчера, сегодня, завтра»

Выделение твердых и мягких согласных устно и на письме

«Верблюд»

Заучивание скороговорки

«Шесть мышат в камышах шуршат»

«Ищи без остановки»

«Кольца»

3

Согласные твердые и мягкие

«Кто-где?»

Выделение твердых и мягких согласных устно и на письме

«Страус»

Заучивание скороговорки

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

«Рифмы»

«Летит оса»

4

Согласные твердые и мягкие

«Мой, моя, моё, мои»

Выделение твердых и мягких согласных устно и на письме

«Летящая птица»

Заучивание скороговорки

«Бык, бык – тупогуб, тупогубенький бычок, у быка тупа губа была бела»

«Столбики»

«Рыбка»

МАЙ

1

Смягчающая роль Ь

«Накорми животных!

 Я кормлю корову…чем?»

Различение слов с Ь

«Кенгуру»

Заучивание скороговорки

«Рыбу ловят Боря с Левой, лёва с Борей рыболовы»

«Чего не стало»

«Крестики-нолики»

2

Звукобуквен-ный состав слова

«Я иду, ты идешь, он идет»

«Лишний звук»

«Цветок»

Заучивание скороговорки

«У репки да редьки корень крепкий»

«Повтори, не ошибись!»

«Кошкин дом»

3

Звукобуквен-ный состав слова

«Гномик и гигант»

«Имена»

«Бабочка»

Заучивание скороговорки

«Из колодца две девицы носят вёдрами водицу»

«Четвертый лишний»

«Как живешь»

4

Звукобуквен-ный состав слова

«Компот и варенье»

«Буквы потерялись»

«Лебедь»

Заучивание скороговорки

«Жук жужжит и встать не может, ждет он, кто ему поможет?»

«Мультфильм»

«Топ-топ»

5

Звукобуквен-ный состав слова

«Какой, какое, какая, какие?»

«Согласные исчезли»

«Краб»

Заучивание скороговорки

«Топали да топали…»

«Запомни порядок»

«Здравствуй, небо голубое! ...»

Календарно-тематическое планирование кружка «Пишичитай» 2-й год обучения.

Неделя

Тема занятия

Цель занятия

Задачи

Игра

Письмо

Оборуд.

Физкультмин

СЕНТЯБРЬ

1

2

«Слово», «словосочетание», «предложение».

Признаки предложения.

дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;

  • учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
  • формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать;
  • развивать зрительный и слуховой вербальный анализ.

«Как это читать?»

-

Проектор, экран, таблица, запись на доске

«Узнайте, что я сказала»

3

Повествовательные, восклицательные, вопросительные, побудительные предложения.

дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;

  • учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
  • формировать умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме;
  • развивать слуховой вербальный анализ слоговой структуры слова, смысловую и интонационную законченность предложений.

«Снеговик-слоговик»

+

Проектор, экран, таблицы знаков препинания, названий предложений, запись на доске.

«Сильный ветер сосны крутит»

4

Повествовательные, восклицательные, вопросительные, побудительные предложения.

дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;

  • учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
  • формировать умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме;
  • развивать слуховой вербальный анализ слоговой структуры слова, смысловую и интонационную законченность предложений.

+

Проектор,

экран,

таблицы знаков препинания, названий предложений, запись на доске.

«Кошкин дом»

ОКТЯБРЬ

1

Каникулы

2

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;

  • развивать умения составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов;
  • формировать умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме;
  • учить находить в предложении подлежащее и сказуемое, устанавливать связь слов;
  • развивать слуховой вербальный анализ и синтез слоговой структуры слова, смысловой и интонационной законченности предложений.

«Слоговые домики»

+

Проектор, экран, схема предложения, запись на доске.

«Посчитай»

3

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

развивать умение составлять предложения из слов, данных в начальной форме;

  • упражнять в грамматическом оформлении предложений;
  • учить произносить предложения с различной интонацией;
  • развивать умение составлять предложение по опорному слову с заданным количеством слов;
  • развивать слуховой вербальный анализ и синтез слоговой структуры слова.

«Слоговые домики»

+

Проектор, экран, презентация, мяч, запись на доске.

«Цепочка»

4

Составление предложений - полных ответов на вопросы по тексту.

формировать умение составлять полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов;

  • развивать умение распространять предложение;
  • учить произносить предложения с различной интонацией;
  • расширять знания детей о птицах;
  • развивать слоговый анализ и синтез слов.

«Тачкины задачки»

+

Проектор, экран, презентация, мяч, запись на доске.

«Кто последний?»

НОЯБРЬ

1

Составление предложений — кратких ответов на вопросы по тексту.

формировать умения составлять краткие ответы на вопросы по тексту, сопоставлять полные и краткие ответы;

  • учить обозначать собственные имена существительные заглавными буквами на письме;
  • учить подбирать слова-антонимы, упражнять в нормах согласования;
  • обогащать словарный запас по теме «Семья. Родственники»;
  • развивать слоговый анализ и синтез слов.

«Маша ест кашу»

+

Проектор, экран, презентация, запись на доске.

«Как живёшь?»

2

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

развивать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов; упражнять в грамматическом оформлении предложений;

  • развивать умения составлять полные и краткие ответы на вопросы, сопоставлять полные и краткие предложения;
  • обобщать знания о профессиях людей;
  • учить делить слова на слоги.

«Грамот-ная доставка»

+

Проектор, экран, презентация, сюжетные картинки профессий людей, запись на доске.

«Артисты»

3

Каникулы

4

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений.

развивать умения составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов, схемы; упражнять в грамматическом оформлении предложений;

  • расширять словарный запас по теме «Профессии»;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
  • учить делить слова на слоги.

«Сладко-ежка»

+

Проектор, экран, презентация, таблица деформированного предложения, рисунки детей, карточки словарных слов, кроссворд, запись на доске.

«Космонавты»

ДЕКАБРЬ

1

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

учить составлять связный текст из отдельных предложений;

  • формировать навык выделения признаков связного текста, определения темы текста;
  • развивать умение составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов;
  • развивать вербальную память, быструю ориентировку в языковом материале, слоговой анализ и синтез.

«Мои марки»

+

Проектор, экран, напечатанные предложения для рассказа «Гроза», опорные схемы, карточка, запись на доске.

«Зарядка»

2

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

формировать умение находить границы предложения в непунктированном тексте по интонации и смысловым вопросам;

  • учить читать выразительно;
  • развивать слуховой вербальный анализ и синтез смысловой и интонационной законченности предложений, умение составлять слова из слогов.

«Помощь на пожаре»

+

Проектор, экран, презентация, лист для выразительного чтения, карточки с непунк- тированным текстом, запись на доске.

«Мы немного отдохнём»

3

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложносочиненными предложениями.

развивать восприятие сложных синтаксических конструкций

  • учить   понимать   пассивные  инвертированные конструкции;
  • формировать умение сопоставлять простые и сложные предложения;
  • учить выделять грамматические основы в каждой части сложного предложения;
  • учить составлять сложносочиненные предложения из простых предложений, расчленять сложносочиненные предложения на простые предложения;

•        совершенствовать слоговой анализ и синтез слова.

«Слоговое домино»

+

Проектор, экран, презентация, сюжетные картинки, запись на доске.

«Мимика»

4

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложноподчиненными предложениями

развивать восприятие сложных синтаксических конструкций, понимание сложных логико-грамматических конструкций;

- формировать умение сопоставлять простые и сложные предложения, выделять грамматические основы в каждой части сложного предложения;

- учить составлять сложноподчиненные предложения из простых предложений, выделять главное предложение в составе сложноподчиненного предложения;

- совершенствовать слоговой анализ и синтез слова.

«Сокрови-ща фараона»

+

Проектор, экран,

«Мы играем на гармошке»

5

Работа  с деформированными  предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

развивать умение восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги

  • развивать чувство ритма, формировать умение находить рифму с учетом стихотворного размера;
  • развивать умения выбирать синоним из синонимического ряда, находить и устанавливать связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении;
  • развивать слоговой синтез.

«Научи робота»

+

Проектор, экран, презентация, карточки, запись на доске.

«Маша-растеряша»

ЯНВАРЬ

1

Каникулы

2

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

предупреждение наиболее типичных  речевых ошибок, связанных с повторением слов;

  • формировать умение находить и исправлять речевые и не речевые (логические) ошибки в предложениях;
  • развивать умение грамотно выражать свои мысли;
  • учить составлять сложноподчиненные предложения из простых предложений; выделять главное предложение в составе сложноподчиненного предложения;
  • совершенствовать слоговый синтез слов.

«Слоновья западня»

+

Проектор, экран, презентация, карточки, запись на доске.

«Покачайтесь, покружитесь»

3

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

предупреждение ошибок, связанных с нарушенным порядком слов

  • формировать умение находить и исправлять речевые ошибки в предложениях;
  • развивать умение грамотно выражать свои мысли;
  • формировать умения восстанавливать линейную схему сложноподчиненных предложений, определять, к какому слову главного предложения относится придаточное предложение.

- развивать вербально-логическое мышление, слоговой анализ

«Незакон-ченная картина»

+

Проектор, экран, презентация, карточки, запись на доске.

«Весёлые ручки»

4

Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов.

формировать умения собирать материал для рассказа путем наблюдений, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание

- учить использовать средства выразительности для описания своих наблюдений;

- развивать умение определять количество слогов в слове.

«Именины у Кристины»

+

Проектор, экран, презентация, карточки, запись на доске.

«В лесу»

ФЕВРАЛЬ

1

Выделение признаков связного текста.

Тема текста.

формировать умения отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия

  • учить выделять признаки связного текста, определять тему текста;
  • формировать умения выделять средства связи предложений в тексте;

развивать умения подбирать слова по данному первому слогу

«Весёлый город»

+

Проектор, экран, презентация, предметная картинка «Боровик», схема, запись на доске.

«Дети утром рано встали»

2

Текст. Основная мысль текста.

формировать умения определять тему текста, определять и формулировать основную мысль текста, определять диалогическую, монологическую речь

  • обобщать знания о грибах;

- развивать умение подбирать слова по данному последнему слогу

«Ворона и лиса»

+

Проектор, экран, презентация, загадки, тексты, запись на доске

«По дорожке шли»

3

Текст. Опорные слова.

познакомить учащихся с понятием «опорные слова»

  • учить определять их роль в тексте;
  • формировать умения находить опорные слова, понимать структуру текста, пересказывать сказку по серии сюжетных картинок и опорным словам;
  • развивать умение преобразовывать слова, наращивая слоговую структуру слова.

«Всё наоборот»

+

Проектор, экран, презентация, серия сюжетных картинок, запись на доске.

«Красная шапочка»

4

Каникулы

МАРТ

1

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

формировать умения замечать смысловые и логические ошибки в тексте

формировать умения замечать смысловые и логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, понимать структуру текста, восстанавливать деформированные тексты;

•        развивать слоговой анализ и синтез слов.

«Буквокрас»

+

Проектор, экран, презентация, серия картинок, запись на доске.

«Мы на лыжах в лес идём»

2

Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.

формировать умение замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность предложений

  • учить делить текст на части и выделять их при записи;
  • ознакомить со структурными частями текста;
  • формировать умение выделять ударный слог слова, развивать чувство ритма.

«Отважный Фридрих»

+

Проектор, экран, презентация, запись на доске.

«Дружба»

3

Составление текста поданным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.

учить конструировать предложения и составлять из них текст

  • формировать умения строить предложение, давать точный, полный ответ на вопрос, используя различные синтаксические конструкции;
  • обогащать пассивный и активный словарь учащихся пословицами, поговорками;

- развивать понимание сложных логико-грамматических конструкций

«Словомер»

+

Проектор, экран, презентация, запись на доске.

«Как живёшь?»

4

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста.

ознакомить с текстом типа «повествование», схемой построения повествовательного текста

  • формировать умения определять особенности текста-повествования, последовательность частей в тексте;
  • формировать умение пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам;
  • развивать слоговой синтез.

«Слоговые домики»

+

Проектор, экран, презентация,  серия сюжетных картинок «Репка», набор опорных таблиц «Текст-повествование», карточки с текстом, запись на доске.

«Репка»

5

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста

формировать умения определять особенности текста-повествования, последовательность частей в тексте

  • формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам;
  • развивать слоговой синтез.

«Незаконченная картина»

+

Проектор, экран, презентация, набор опорных таблиц «Текст-повествование», карточки с текстом «Тетерка отводит врага», запись на доске.

«Глаголы»

АПРЕЛЬ

1

Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Схема построения описания.

познакомить с описательным текстом, схемой построения текста-описания

  • формировать умения определять особенности текста-описания, пересказывать описательный текст по плану и опорным словам;
  • формировать умения строить описание, использовать средства выразительности для описания своих наблюдений;

- воспитывать внимательное, бережное отношение к живой природе

«Королев-ский указ»

+

Проектор, экран, презентация, набор опорных таблиц «Текст-описание», карточки с текстом, предметная картинка («Мать-и-мачеха»); листочки березы, клена, дуба, ивы и др. деревьев, запись на доске.

«Мы бежали по дорожке»

2

Каникулы

3

Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Схема построения описания.

познакомить с описательным текстом, схемой построения текста-описания

  • формировать умения определять особенности текста-описания, пересказывать описательный текст по плану и опорным словам;
  • формировать умения строить описание, использовать средства выразительности для описания своих наблюдений;

- воспитывать внимательное, бережное отношение к живой природе

«Спасение принцессы»

+

Проектор, экран, презентация, набор опорных таблиц «Текст-описание», карточки с текстом, предметная картинка («Мать-и-мачеха»); листочки березы, клена, дуба, ивы и др. деревьев, запись на доске.

«Кто последний?»

4

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения.

формировать умения конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи

  • познакомить с особенностями текста типа «рассуждение», схемой построения текста-рассуждения;
  • формировать умения определять особенность текста - рассуждения;
  • совершенствовать слоговой анализ слов.

«Умная ворона»

+

Проектор, экран, презентация, набор опорных таблиц «Текст-рассуждение», карточки с текстом, запись на доске.

«Незнайкина зарядка»

МАЙ

1

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения.

формировать умения конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи

  • познакомить с особенностями текста типа «рассуждение», схемой построения текста-рассуждения;
  • формировать умения определять особенность текста - рассуждения;
  • совершенствовать слоговой анализ слов.

«Лягушка-буквоедка»

+

Проектор, экран, презентация, набор опорных таблиц «Текст-рассуждение», карточки с текстом, запись на доске.

«Кошкин дом»

2

Составление плана текста с обозначенными частями.

формировать умения определять тип текста, сравнивать тексты на одну тему

  • закреплять знания о схеме построения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения;

- формировать умения составлять план текста по обозначенным частям

«Караоке по-детски»

+

Проектор, экран, презентация, наборы опорных таблиц «Текст-повествование», «Текст-описание», «Текст-рассуждение», лист с текстами, памятка «Типы текстов», запись на доске.

«Тигр вышел погулять»

3

Деление текста на части. Работа над планом.

формировать умения составлять план, использовать его при пересказе текста

- формировать умение определять тип текста;

  • закреплять знания о схеме построения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения;
  • формировать умения составлять план, использовать его при пересказе текста;
  • учить делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану.

По выбору

+

Проектор, экран, презентация, наборы опорных таблиц «Текст-повествование», «Текст-описание», «Текст-рассуждение», лист с текстами, памятка «Типы текстов», запись на доске.

По выбору

4

Редактирование текста.

формировать умения исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования

- делить текст на части и выделять их при записи, точно употреблять слова в речи;

-  ознакомить с приемами редактирования текста

По выбору

+

Проектор, экран, презентация, предметные картинки, запись на доске.

По выбору

5

Редактирование текста.

формировать умения исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования

- делить текст на части и выделять их при записи, точно употреблять слова в речи;

-  ознакомить с приемами редактирования текста

По выбору

+

Проектор, экран, презентация, предметные картинки, запись на доске.

По выбору

Календарно-тематическое планирование кружка «Пишичитай» 3-й год обучения.

СЕНТЯБРЬ

1

Вводное

2

Изложение-повествование по вопросам

формировать умение писать изложение по вопросам

Формировать умение устанавливать связь заголовка с темой текста.

Составлять предложения по вопросам.

Повторить признаки повествовательного текста.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Узнайте, что я сказала»

3

Изложение-повествование по плану

формировать умение писать изложение по готовому плану,  опорным словам

Формировать умение устанавливать последовательность частей в тексте.

Составлять предложения по вопросам.

Повторить признаки повествовательного текста.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

Опорные таблицы, сюжетные картинки.

«Сильный ветер сосны крутит»

4

Редактирование текста изложения

формировать умение находить ошибки в содержании и построении текста

Формировать умение исправлять речевые ошибки, совершенствовать написанное.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске, памятка.

«Кошкин дом»

ОКТЯБРЬ

1

                                                                                                          Каникулы

2

Изложение-повествование по памяти

формировать умение писать изложение по памяти

Формировать умение устанавливать последовательность частей в тексте.

Повторить признаки повествовательного текста.

Учить точно употреблять слова в речи.

Развивать объём слуховой памяти.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Посчитай»

3

Изложение-повествование по обобщённым вопросам

формировать умение писать изложение на основе слухового восприятия, по обобщённым вопросам, опорным словам

Формировать умение устанавливать последовательность частей в тексте, устанавливать связь предложений в тексте.

Учить употреблять синонимы.

Развивать объём слуховой памяти.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Цепочка»

4

Изложение-описание по плану

формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия текста, по коллективно составленному плану, опорным словам

Формировать умение писать изложение по плану, опорным словам.

Повторить признаки и строение текста-описания.

Формировать умение составлять план текста.

Учить точно употреблять слова в тексте.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Кто последний?»

НОЯБРЬ

1

Изложение-описание по памяти

формировать умение писать изложение по памяти, знаковым схемам, сюжетной картинке.

Повторить признаки и строение текста-описания.

Учить точно употреблять слова в тексте.

Развивать объём слуховой памяти.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Как живёшь?»

2

Изложение-описание по плану

формировать умение писать изложение на основе слухового восприятия текста, по коллективно составленному плану, опорным словам

Формировать умение писать изложение по плану, опорным словам, устанавливать связь предложений в тексте.

Совершенствовать умение составлять план текста.

Развивать объём слуховой памяти.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Артисты»

3

                                                                                                          Каникулы

4

Изложение-повествование с элементами описания

формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия текста, по коллективно составленному плану, опорным словам

Формировать умение писать изложение по плану, опорным словам, устанавливать связь предложений в тексте.

Учить составлять план текста.

Формировать умение использовать описание в повествовательном тексте.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Космонавты»

ДЕКАБРЬ

1

Изложение-повествование с элементами описания по краткому плану

формировать умение писать изложение по памяти

Формировать умение устанавливать последовательность частей в тексте, устанавливать связь частей в тексте.

Формировать умение использовать описание в повествовательном тексте.

Учить точно употреблять слова в тексте.

Развивать объём слуховой памяти.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Зарядка»

2

Изложение-повествование с элементами описания

формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия, по краткому плану,  опорным словам

Формировать умение устанавливать и соблюдать последовательность изложения.

Учить составлять краткий план текста.

Развивать объём слуховой памяти.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Мы немного отдохнём»

3

Изложение-рассуждение по плану

формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Повторить признаки, структуру текста-рассуждения.

Формировать умение делить текст на части, составлять план.

Учить точно употреблять слова в тексте.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Мимика»

4

Изложение-рассуждение по памяти

формировать умение писать изложение на основе слухового восприятия,  по плану, опорным словам.

Повторить признаки, структуру текста-рассуждения.

Формировать умение делить текст на части, составлять план.

Учить точно употреблять слова в тексте.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Мы играем на гармошке»

5

Изложение-рассуждение по плану

формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия текста, по  составленному плану, опорным словам

Повторить признаки и структуру текста-рассуждения.

Формировать умение делить текст на части, составлять план.

Учить точно употреблять слова в тексте.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Маша-растеряша»

ЯНВАРЬ

1

                                                                                                      Каникулы

2

Изложение рассуждение по памяти

Формировать умение писать изложение по памяти

Повторить признаки и структуру текста-рассуждения.

Учить точно употреблять слова в тексте.

Развивать объём слухоречевой памяти.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Покачайтесь, покружитесь»

3

Изложение с элементами описания и рассуждения

Формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия текста, по плану, опорным словам.

Закреплять умение различать типы текстов.

Формировать умение использовать элементы описания и рассуждения в тексте изложения.

Учить составлять план, выделять опорные слова.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Весёлые ручки»

4

Краткое изложение по плану

Формировать умение определять тему и основную мысль текста, существенное для раскрытия темы

Учить пользоваться различными способами сокращения текста.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«В лесу»

ФЕВРАЛЬ

1

Изложение с творческим заданием

Учить устанавливать и соблюдать последователь-ность изложения, составлять план.

Учить устанавливать связи между частями и определять средства их выражения.

Учить формулировать заключительную часть текста.

Развивать объём слухоречевой памяти.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Дети утром рано встали»

2

Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам

Учить письменно составлять рассказ по серии картинок, вопросам

Учить составлять письменно полный ответ на вопрос, учитывать связь предложений в тексте

Учить определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«По дорожке шли»

3

Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам.

Формировать умение определять тему текста и основную мысль

Учить составлять повествовательный текст по серии картинок, плану, опорным словам

Учить правильно употреблять слова, использовать текстовые синонимы

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Красная шапочка»

4

                                                                                                          Каникулы

МАРТ

1

Коллективное сочинение-повествование по сюжетной картине, опорным словам.

Учить создавать повествовательный текст с элементами описания

Формировать умение внимательно рассматривать сюжетную картину , определять тему текста и основную мысль.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Мы на лыжах в лес идём»

2

Анализ и редактирование сочинений

Учить находить ошибки в содержании и построении текста

Совершенствовать написанное в процессе коллективной работы над ошибками.

Формировать умение исправлять речевые ошибки

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Дружба»

3

Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка»

Формировать умение писать сочинение по плану

Повторить признаки, строение текста-описания.

Формировать умение строить собственное описание по аналогии с образцом.

Формировать умение отбирать более точные слова для выражения своих мыслей.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Как живёшь?»

4

Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша собака (кошка)»

Формировать умение писать сочинение-описание по плану, строить описание.

Учить использовать речевые средства для точной передачи наблюдений, своего отношения к описываемому.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Репка»

5

Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна»

Формировать умение писать сочинение по плану, опорным словам

Формировать умение собирать материал к сочинению путём наблюдений.

Учить использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Глаголы»

АПРЕЛЬ

1

Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна»

Формировать умение писать сочинение по плану, опорным словам

Формировать умение собирать материал к сочинению путём наблюдений.

Учить использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Мы бежали по дорожке»

2

Каникулы

3

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

Учить сопоставлять непосредственное восприятие изменений в природе и их опосредованное отражение в живописном и художественном произведениях

Формировать умение рассматривать картину, обращать внимание на её изобразительные средства.

Формировать умение использовать средства выразительности для описания картины, передавать своё отношение.

Развивать образное мышление путём проникновения в художественный замысел автора.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Кто последний?»

4

Сочинение –рассуждение «Моё любимое занятие»

Формировать умение планировать и строить рассуждение

Повторить признаки, строение текста-рассуждения.

Учить точно употреблять слова в тексте.

Развивать творческое мыщление.

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Незнайкина зарядка»

МАЙ

1

Сочинение –рассуждение «Моё любимое занятие»

Формировать умение планировать и строить рассуждение

Повторить признаки, строение текста-рассуждения.

Учить точно употреблять слова в тексте.

Развивать творческое мыщление.

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Кошкин дом»

2

Письма

Формировать умение писать письма

Формировать умение оформлять письма.

Познакомить с особенностями текста письма.

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

«Тигр вышел погулять»

3

Письма

Формировать умение писать письма

Формировать умение оформлять письма.

Познакомить с особенностями текста письма.

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

По выбору

4

Итоговое изложение

Совершенствовать умение писать изложение

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

По выбору

5

Итоговое сочинение

Совершенствовать умение писать сочинение

-

+

Проектор, экран, презентация,  запись на доске.

По выбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...

Логопедическое занятие по развитию связной речи младших школьников.

Логопедическое занятие по развитию связной речи  младших школьников....

Методическая разработка на тему: "Развитие связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью"

Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом ра...

Программа по развитию связной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости посредством мнемотехники

Целью данной программы является формирования связной речи детей младшего школьного возраста (3-4 классы) с легкой умственной отсталостью с использованием мнемотехники, для успешной адаптации в учебной...

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....

Доклад «Развитие связной речи младших школьников с помощью метода изографического моделирования»

Доклад  выступления на заседании методического объединения учителей-логопедов «Развитие связной речи младших школьников с помощью метода изографического моделирования»...

Презентация «Развитие связной речи младших школьников с помощью метода изографического моделирования»

Презентация выступления на заседании методического объединения учителей-логопедов «Развитие связной речи младших школьников с помощью метода изографического моделирования»...