Программа дополнительного образования «Волшебные пальчики» социально-педагогическое направление вид деятельности: раннее развитие речи и творческих способностей детей
методическая разработка на тему
Программа доп.образования для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_doshkolke.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Южное окружное управление образования ГБОУ СОШ №629
Утверждаю
Директор ГБОУ СОШ №629
_______________/ А.И. Паньков
«31» августа 2015 года
Программа
дополнительного образования
«Волшебные пальчики»
социально-педагогическое направление
вид деятельности: раннее развитие речи и творческих способностей детей
Автор: Кунах С.М.
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 5-6 лет
Программа принята на
педагогическом Совете
ГБОУ СОШ №629
Протокол №1
От «» августа 2015г.
Москва
2015 год
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы социально-педагогическая. Вид деятельности: раннее развитие речи и творческих способностей детей. В основе данной программы лежат основные положения Программы воспитания и обучения в детском саду. Она ориентирована на основные особенности психо-физиологического развития детей 5-6 летнего возраста.
Актуальность дополнительной образовательной программы.
Опыт работы показывает, что многие дети к периоду поступления в школу имеют слабое речевое развитие и неразвитость тонкой моторики. В этом актуальность и целесообразность использования данной программы, цель которой: создание условий для повышения речевой активности ребенка.
Используемый на занятиях комплекс упражнений направлен на создание благоприятного эмоционального фона, развитие умения подражать взрослому, на умение вслушиваться и понимать смысл речи. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
В результате освоения программы у детей кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Особое внимание в данной программе уделено играм с пальчиками.
В программу входят упражнения для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения, так как именно в дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью, развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. В этот период у детей интенсивно растет словарный запас. Используемая на занятиях артикуляционная гимнастика и упражнения по развитию речевого слуха учат детей говорить правильно.
Усвоение детьми данной программы – это не только развитие графических навыков и моторики, расширение знаний, но и фактор умственного развития ребенка.
Цели программы: Общее гармоничное развитие ребенка, совершенствование всех сторон его устной речи:
- звукопроизношения
- словаря
- грамматического строя
- связной речи
Задачи:
- формирование монологической и диалогической речи;
- развитие просодической стороны речи;
- обогащение словарного запаса;
- формирования грамматического строя речи;
- работа над звуковым составом слова (развитее фонематического слуха)
- развитие мелкой моторики.
- развитие зрительно-моторной координации.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:5-6 лет
Срок реализации программы – 1 год
Формы и режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу ( за год 56 учебных часов). Занятия состоят из теоретической и практической частей, включает в се5бя организационные моменты и здоровьесберегающие технологии. Формы работы – групповая, индивидуальная и фронтальная.
Ожидаемые результаты.
По окончании обучения дети должны знать:
виды речи;
различия между устной и письменной речью;
виды звуков;
различия между гласными и согласными звуками.
Дети должны уметь:
Соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на занятиях;
Четко и правильно произносить звуки;
Последовательно выделять все звуки в словах;
Определять место звука в слове;
Определять ударный слог и четко произносить слово по слогам;
Составлять рассказ по картинке, по серии картинок;
Пересказывать сказки короткие рассказы
Ориентироваться на листе и в пространстве;
Запоминать и повторять серию движений пальчиками по словесной инструкции.
Учебно - тематический план.
Кол-во часов | ||||
№ | Наименование раздела, темы | Всего | Теория | Практика |
Речь | 4 | 0,8 | 3,2 | |
1. | Речь: говорение. | 1 | 0,2 | 0,8 |
2. | Речь: слушание. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3. | Речь: чтение. | 1 | 0,2 | 0,8 |
4. | Речь: письмо. | 1 | 0,2 | 0,8 |
Звуки речи. | 6 | 1,2 | 4,8 | |
5. | Звуки . | 1 | 0,2 | 0,8 |
6. | Звуки речи. | 1 | 0,2 | 0,8 |
7. | Гласные звуки. | 1 | 0,2 | 0,8 |
8. | Гласные звуки. | 1 | 0,2 | 0,8 |
9. | Согласные звуки. | 1 | 0,2 | 0,8 |
10. | Согласные звуки. | 1 | 0,2 | 0,8 |
Слоги, слова. | 6 | 1,2 | 4,8 | |
11. | Слоги | 1 | 0,2 | 0,8 |
12. | Слоги | 1 | 0,2 | 0,8 |
13. | Ударение | 1 | 0,2 | 0,8 |
14. | Ударение | 1 | 0,2 | 0,8 |
15. | Слова | 1 | 0,2 | 0,8 |
16. | Слова | 1 | 0,2 | 0,8 |
Речевые игры и упражнения. | 4 | 0,8 | 3,2 | |
17. | Игры со словами: рифмы | 1 | 0,2 | 0,8 |
18. | Игры со словами: пальчиковые игры | 1 | 0,2 | 0,8 |
19. | Чистоговорки с пальчиковыми играми | 1 | 0,2 | 0,8 |
20. | Скороговорки с пальчиковыми играми | 1 | 0,2 | 0,8 |
«Путешествие пальчиков в звукоречье» | 31 | 6,2 | 24,8 | |
21. | Звук «А» Игра «Где прячется звук» | 1 | 0,2 | 0,8 |
22. | Звук «О» Игра «доскажи словечко» | 1 | 0,2 | 0,8 |
23 | Звук «У» Игра «Кто больше» | 1 | 0,2 | 0,8 |
24 | Звук «Э» Игры со шнуровкой | 1 | 0,2 | 0,8 |
25. | Звук «Ы». Игра «Один – много» | 1 | 0,2 | 0,8 |
26. | Звук «И» Рифмовки с пальчиками | 1 | 0,2 | 0,8 |
27. | Звук «Й» Игра «Угадай какой звук» | 1 | 0,2 | 0,8 |
28. | Звукосочетания:»Я,Ё,Е, Ю» «Игры звучков» | 1 | 0,2 | 0,8 |
29. | Звуки «М, МЬ». Сказка «Маша и медведь» | 1 | 0,2 | 0,8 |
30. | Звуки «Н, Нь». Составление предложений | 1 | 0,2 | 0,8 |
31. | Звуки «Р, Рь». Разгадываем ребусы» | 1 | 0,2 | 0,8 |
32. | Звуки «Л,Ль» Игры с пальчиками | 1 | 0,2 | 0,8 |
33. | Звуки «Г,Гь» Сказка «Гуси-лебеди» | 1 | 0,2 | 0,8 |
34. | Звуки « К,Кь» Пересказ сказки «Колобок» | 1 | 0,2 | 0,8 |
35. | Звуки «З,Зь» «Отгадай – загадай» | 1 | 0,2 | 0,8 |
36. | Звуки «С,Сь» Чистоговорки с пальчиками | 1 | 0,2 | 0,8 |
37. | Звуки «Д, Дь» Рисуем по клеточкам | 1 | 0,2 | 0,8 |
38. | Звуки «Т,Ть» Сказка «Теремок» | 1 | 0,2 | 0,8 |
39. | Звуки «Б,Бь» Игра «Твердый- мягкий» | 1 | 0,2 | 0,8 |
40. | Звуки «П, Пь» Рисуем пальчиками на песке» | 1 | 0,2 | 0,8 |
41. | Звуки «В,Вь» Игра «Звук заблудился» | 1 | 0,2 | 0,8 |
42. | Звуки «Ф,Фь» К.Чуковский «Телефон» | 1 | 0,2 | 0,8 |
43. | Звук «Ж» Графический диктант по клеточкам | 1 | 0,2 | 0,8 |
44. | Звук «Ш» Игра «Найди пару» | 1 | 0,2 | 0,8 |
45. | Звук «Ц» «Цветные загадки» | 1 | 0,2 | 0,8 |
46. | Звук «Ч» Игры с пальчиками» | 1 | 0,2 | 0,8 |
47. | Звук «Щ» Работа с чистоговорками | 1 | 0,2 | 0,8 |
48. | Звук «Х» Сказка «Хвосты» . Игра «Угадай чей» | 1 | 0,2 | 0,8 |
49 | Игры со звуками «Найди звук» | 1 | 0,2 | 0,8 |
50. | Игра «Перевертыши» Графический диктант. | 1 | 0,2 | 0,8 |
51. | Игра «Волшебная цепочка» | 1 | 0,2 | 0,8 |
Развитие связной речи. | 5 | 1 | 4 | |
52. | Описательный рассказа. | 1 | 0,2 | 0,8 |
53. | Рассказ по серии сюжетных картинок | 1 | 0,2 | 0,8 |
54. | Рассказ по картине | 1 | 0,2 | 0,8 |
55. | Игра «Придумай сказку» | 1 | 0,2 | 0,8 |
56. | Итоговое занятие. «Викторина» | 1 | 0,2 | 0,8 |
Итого | 56 | 11,2 | 44,8 |
Содержание дополнительной образовательной программы «Волшебные пальчики»
Развитие речи.
Расширение словарного запаса. Совершенствование умения использовать в речи предложения. Формирование умения правильно употреблять слова по смыслу в соответствующем контексте, умения слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы полным предложением, рассказывать о своих наблюдениях. Формирование умения пересказа знакомой сказки без пропусков, повторений и перестановок частей текста, составление предложений по картинке или серии картинок, ответы на вопросы по прочитанному учителем тексту.
Формирование правильного звукопроизношения, речевого и фонетического слуха детей. Работа над интонацией, темпом и силой голоса.
Подготовка к чтению
Звуки речи. Гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, их существенные признаки и обозначение на звуковых схемах. Упражнения в дифференциации звуков на слух. Выделение звуков в начале, конце и середине слова. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре. Правильное произнесение всех звкуков родного языка.
Слог как минимальная единица произнесения. Слог и ударение. Знакомство со способом слияния звуков слога в устной речи.
Подготовка к письму
Выработка правильной осанки, правила посадки, положение руки, карандаша при работе в тетради. Наклонное положение листа. Упражнения в развитии мелкой моторики и координации движений (обводка по контурным линиям, штриховка, раскрашивание и рисование бордюров)
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Занятия проводятся в комбинированной форме, включают в себя беседу, практическую часть, игровую часть.
На занятиях применяется смарт-доска, наглядный демонстрационный материал.
Формы проведения занятий: беседа, практическая часть, групповая и индивидуальная работа.
Приемы и методы: практический, словесный, проблемный, репрудуктивный, наглядно-демонстрационный.
На занятиях используются пособия : Бадулина О.И. «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму. Тетрадь№1,2» , Москва, «Линка- Пресс», 2015.
Оборудование:
Смарт-доска
Шнурки
Шаблоны
Конверты с набором образцов звуков: гласные (красные), согласные мягкие (зеленые), твердые (синие)
Простые карандаши
Цветные карандаши
Наглядные пособия:
Иллюстрации
Игрушки
Образцы штриховок
Песочница
Список литературы:
- Ступеньки детства: Программа – концепция по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников. Н.М. Конышева – Смоленск: Ассоциация XXI век,2007. – (Ступеньки детства).
2. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Изд. «Эксмо», 2005 год.
3. Косинова Е. М. Игры для развития речи. Изд. «Эксмо», 2005 год.
4.Гризик Т.И. «Подготовка к обучению письму: пособие для детей старшего дошкольного возраста» , Москва, «Просвещение», 2007
5. Бадулина О.И. «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму. Тетрадь№1,2» , Москва, «Линка- Пресс», 2015.
6. Безруких М,М, «Азбука», Москва, 2001
7. Шибаев А «Буква заблудилась», Москва 1986
9. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Санкт-Петербург, «Лань», 1999
10. Градусова Г.Н. «Путешествие в страну звуков (пособие по обучению детей грамоте)» Пермь , «Книжный мир» 1995
11. Черенкова Е. «Оригинальные пальчиковые игры», Москва «Дом Рипол Класссик», 2007
12 Андреева Н.Г, «Логопедические занятия по развитию связной речи» , Москва, «Владос», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание системы работы по применению творческих игр для развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речевой активности, активизация мыслительной деятельности, творческого воображения...
Методические рекомендации по развитию воображения и творческих способностей детей на примере обучения бисероплетению
Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, выбранных на основе положительного опыта работы с бисером и для фор...
«ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО» (Развитие речи и творческих способностей учащихся в процессе внеклассной работы по русскому языку и литературе с применением ИКТ)
Статья - описание проекта "Перечитывая заново"...
«ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО» (Развитие речи и творческих способностей учащихся в процессе внеклассной работы по русскому языку и литературе с применением ИКТ)
Статья- описание проекта...
Книга (игра-путешествие) по развитию речи и творческих способностей ребенка "Верните речь".
Увлекательное путешествие в страну, где люди забыли о правильной и красивой речи. Вместе с главными героями предлагаем взрослым провести серию развивающих занятий по раз...
«Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»
«Развитие речи и творческих способностей у детей...
Техника друдлы Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы.
Техника друдлыРазвитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы....