Программа дополнительного образования «Волшебные пальчики» социально-педагогическое направление вид деятельности: раннее развитие речи и творческих способностей детей
методическая разработка на тему

Программа доп.образования для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_doshkolke.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Южное окружное управление образования ГБОУ СОШ №629

                                                  Утверждаю

                                                Директор ГБОУ СОШ №629

                                             _______________/ А.И. Паньков

                                           «31» августа 2015 года

                                   

Программа

дополнительного образования

«Волшебные пальчики»

        социально-педагогическое направление

  вид деятельности: раннее развитие речи и творческих способностей детей

                                                                                                                     

                                                                                                                              Автор: Кунах С.М.

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 5-6 лет

                               

                                                                                   Программа принята на

                                                                                   педагогическом Совете

                                                                                  ГБОУ СОШ №629

                                                                                  Протокол №1

                                                                                  От «» августа 2015г.

                                                 

                                                 Москва

                                               2015 год

                                                    Пояснительная записка.

Направленность дополнительной образовательной программы  социально-педагогическая. Вид деятельности: раннее развитие речи и творческих способностей детей. В основе данной программы лежат основные положения Программы воспитания и обучения в детском саду. Она ориентирована на основные особенности психо-физиологического развития детей 5-6 летнего возраста.

Актуальность дополнительной образовательной программы.

Опыт работы показывает, что многие дети к периоду поступления в школу имеют слабое речевое развитие и неразвитость тонкой моторики. В этом актуальность и целесообразность использования данной программы, цель которой: создание условий для повышения речевой активности ребенка.

Используемый на занятиях комплекс упражнений направлен на создание благоприятного эмоционального фона, развитие умения подражать взрослому, на умение вслушиваться и понимать смысл речи. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

В результате освоения программы у детей кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Особое внимание в данной программе уделено играм с пальчиками.

В программу входят упражнения для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения, так как именно в дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью, развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. В этот период у детей интенсивно растет словарный запас. Используемая на занятиях артикуляционная гимнастика и упражнения по развитию речевого слуха учат детей говорить правильно.

Усвоение детьми данной программы – это не только развитие графических навыков и моторики, расширение знаний, но и фактор умственного развития ребенка.

Цели программы: Общее гармоничное развитие ребенка, совершенствование всех сторон его устной речи:

- звукопроизношения

- словаря

- грамматического строя

- связной речи

Задачи:

- формирование монологической и диалогической речи;

- развитие просодической стороны речи;

- обогащение словарного запаса;

- формирования грамматического строя речи;

- работа над звуковым составом слова (развитее фонематического слуха)

-  развитие мелкой моторики.

- развитие зрительно-моторной координации.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:5-6 лет

Срок реализации программы – 1 год

Формы и режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу ( за год 56 учебных часов). Занятия состоят из теоретической и практической частей, включает в се5бя организационные моменты и здоровьесберегающие технологии. Формы работы – групповая, индивидуальная и фронтальная.

Ожидаемые результаты.

По окончании обучения дети должны знать:

 виды речи;

различия между устной и письменной  речью;

виды звуков;

различия между гласными и согласными звуками.

Дети должны уметь:

Соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на занятиях;

Четко и правильно произносить звуки;

Последовательно выделять все звуки в словах;

Определять место звука в слове;

Определять ударный слог и четко произносить слово по слогам;

Составлять рассказ по картинке, по серии картинок;

Пересказывать сказки короткие рассказы

Ориентироваться на листе и в пространстве;

Запоминать и повторять серию движений пальчиками по словесной инструкции.

                                              Учебно - тематический план.

Кол-во часов

Наименование раздела, темы

Всего

Теория

Практика

Речь

4

0,8

3,2

1.

Речь: говорение.

1

0,2

0,8

2.

Речь: слушание.

1

0,2

0,8

3.

Речь: чтение.

1

0,2

0,8

4.

Речь: письмо.

1

0,2

0,8

Звуки речи.

6

1,2

4,8

5.

Звуки .

1

0,2

0,8

6.

Звуки речи.

1

0,2

0,8

7.

Гласные звуки.

1

0,2

0,8

8.

Гласные звуки.

1

0,2

0,8

9.

Согласные звуки.

1

0,2

0,8

10.

Согласные звуки.

1

0,2

0,8

Слоги, слова.

6

1,2

4,8

11.

Слоги

1

0,2

0,8

12.

Слоги

1

0,2

0,8

13.

Ударение

1

0,2

0,8

14.

Ударение

1

0,2

0,8

15.

Слова

1

0,2

0,8

16.

Слова

1

0,2

0,8

Речевые игры и упражнения.

4

0,8

3,2

17.

Игры со словами: рифмы

1

0,2

0,8

18.

Игры со словами: пальчиковые игры

1

0,2

0,8

19.

Чистоговорки с пальчиковыми играми

1

0,2

0,8

20.

Скороговорки с пальчиковыми играми

1

0,2

0,8

«Путешествие пальчиков в звукоречье»

31

6,2

24,8

21.

Звук «А» Игра «Где прячется звук»

1

0,2

0,8

22.

Звук «О» Игра «доскажи словечко»

1

0,2

0,8

23

Звук «У»  Игра «Кто больше»

1

0,2

0,8

24

Звук «Э» Игры со шнуровкой

1

0,2

0,8

25.

Звук «Ы». Игра «Один – много»

1

0,2

0,8

26.

Звук «И»  Рифмовки с пальчиками

1

0,2

0,8

27.

Звук «Й» Игра «Угадай какой звук»

1

0,2

0,8

28.

Звукосочетания:»Я,Ё,Е, Ю» «Игры звучков»

1

0,2

0,8

29.

Звуки «М, МЬ». Сказка «Маша и медведь»

1

0,2

0,8

30.

Звуки «Н, Нь». Составление предложений

1

0,2

0,8

31.

Звуки «Р, Рь». Разгадываем ребусы»

1

0,2

0,8

32.

Звуки «Л,Ль» Игры с пальчиками

1

0,2

0,8

33.

Звуки «Г,Гь» Сказка «Гуси-лебеди»

1

0,2

0,8

34.

Звуки « К,Кь»  Пересказ сказки «Колобок»

1

0,2

0,8

35.

Звуки  «З,Зь»  «Отгадай – загадай»

1

0,2

0,8

36.

Звуки «С,Сь»  Чистоговорки с пальчиками

1

0,2

0,8

37.

Звуки «Д, Дь» Рисуем по клеточкам

1

0,2

0,8

38.

Звуки «Т,Ть» Сказка «Теремок»

1

0,2

0,8

39.

Звуки  «Б,Бь» Игра «Твердый- мягкий»

1

0,2

0,8

40.

Звуки «П, Пь» Рисуем пальчиками на песке»

1

0,2

0,8

41.

Звуки «В,Вь»  Игра «Звук заблудился»

1

0,2

0,8

42.

Звуки «Ф,Фь»  К.Чуковский «Телефон»

1

0,2

0,8

43.

Звук «Ж» Графический диктант по клеточкам

1

0,2

0,8

44.

Звук «Ш» Игра «Найди пару»

1

0,2

0,8

45.

Звук «Ц» «Цветные загадки»

1

0,2

0,8

46.

Звук «Ч» Игры с пальчиками»

1

0,2

0,8

47.

Звук «Щ» Работа с чистоговорками

1

0,2

0,8

48.

Звук «Х» Сказка «Хвосты» . Игра «Угадай чей»

1

0,2

0,8

49

Игры со звуками «Найди звук»

1

0,2

0,8

50.

Игра «Перевертыши» Графический диктант.

1

0,2

0,8

51.

Игра «Волшебная цепочка»

1

0,2

0,8

Развитие связной речи.

5

1

4

52.

Описательный рассказа.

1

0,2

0,8

53.

Рассказ по серии сюжетных картинок

1

0,2

0,8

54.

Рассказ по картине

1

0,2

0,8

55.

Игра «Придумай сказку»

1

0,2

0,8

56.

Итоговое занятие. «Викторина»

1

0,2

0,8

Итого

56

11,2

44,8

Содержание дополнительной образовательной программы «Волшебные пальчики»

Развитие речи.

Расширение словарного запаса. Совершенствование умения использовать в речи предложения. Формирование умения правильно употреблять слова по смыслу в соответствующем контексте, умения слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы полным предложением, рассказывать о своих наблюдениях. Формирование умения пересказа знакомой сказки без пропусков, повторений и перестановок частей текста, составление предложений по картинке или серии картинок, ответы на вопросы по прочитанному  учителем тексту.

Формирование правильного звукопроизношения, речевого и фонетического слуха детей. Работа над интонацией, темпом и силой голоса.

Подготовка к чтению

Звуки речи. Гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, их существенные признаки и обозначение на звуковых схемах. Упражнения в дифференциации звуков на слух. Выделение звуков в начале, конце и середине слова. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре. Правильное произнесение всех звкуков родного языка.

Слог как минимальная единица произнесения. Слог и ударение. Знакомство со способом слияния звуков слога в устной речи.

Подготовка к письму

Выработка правильной осанки, правила посадки, положение руки, карандаша при работе в тетради. Наклонное положение  листа. Упражнения в развитии мелкой моторики и координации движений (обводка по контурным линиям, штриховка, раскрашивание и рисование бордюров)

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Занятия проводятся в комбинированной форме, включают в себя беседу, практическую часть, игровую часть.

На занятиях применяется смарт-доска, наглядный демонстрационный материал.

Формы проведения занятий: беседа, практическая часть, групповая и индивидуальная работа.

Приемы и методы: практический, словесный, проблемный, репрудуктивный, наглядно-демонстрационный.

На занятиях используются пособия : Бадулина О.И. «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму. Тетрадь№1,2» , Москва, «Линка- Пресс», 2015.

Оборудование:

Смарт-доска

Шнурки

Шаблоны

Конверты с набором образцов звуков: гласные (красные), согласные мягкие (зеленые), твердые (синие)

Простые карандаши

Цветные карандаши

Наглядные пособия:

Иллюстрации

Игрушки

Образцы штриховок

Песочница

Список литературы:

  1. Ступеньки детства: Программа – концепция по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников. Н.М. Конышева – Смоленск: Ассоциация XXI век,2007. – (Ступеньки детства).

2.  Косинова Е. М. Уроки логопеда. Изд. «Эксмо», 2005 год.

3.  Косинова Е. М. Игры для развития речи. Изд. «Эксмо», 2005 год.

4.Гризик Т.И. «Подготовка к обучению письму: пособие для детей старшего дошкольного возраста» , Москва, «Просвещение», 2007

5. Бадулина О.И. «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму. Тетрадь№1,2» , Москва, «Линка- Пресс», 2015.

6. Безруких М,М, «Азбука»,  Москва, 2001

7. Шибаев А «Буква заблудилась», Москва 1986

9. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками  и развиваем речь», Санкт-Петербург, «Лань», 1999

10. Градусова  Г.Н.  «Путешествие в страну звуков  (пособие по обучению детей грамоте)» Пермь , «Книжный мир» 1995

11. Черенкова Е. «Оригинальные пальчиковые игры», Москва «Дом Рипол Класссик», 2007

12 Андреева Н.Г, «Логопедические занятия по развитию связной речи» , Москва, «Владос», 2006

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию воображения и творческих способностей детей на примере обучения бисероплетению

Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, выбранных на основе положительного опыта работы с бисером и для фор...

Книга (игра-путешествие) по развитию речи и творческих способностей ребенка "Верните речь".

Увлекательное путешествие в страну, где люди забыли о правильной и красивой речи. Вместе с главными героями предлагаем взрослым провести серию  развивающих занятий по раз...

«Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»

                        «Развитие речи и творческих способностей у детей...

Техника друдлы Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы.

                    Техника друдлыРазвитие речи и творческих способностей у  детей через технику друдлы....